1. Кто такие ангелы?
  2. Бог и мир ангелов
  3. Ангелы добра и зла
    1. Грехи и недуги людей
  4. Ангелы хранители
  5. Несущие трон Бога
  6. Архангелы
    1. Джибриль
    2. Азраил
    3. Микаиль
  7. Отношение ангелов к верующим
  8. Ангелы могилы
  9. Ночь могущества и нисхождение ангелов
  10. Крылья ангелов
  11. Отношение ангелов к науке и искусствам
  12. Кого проклинают ангелы?
  13. Роль ангелов во время Конца Света и Дня воскрешения
  14. Ангелы Рая и Ада

Одним из шести столпов Имана является вера в мир ангелов. Священная Книга Коран говорит об этом следующее: «Благочестие заключается не в том, кто в какую сторону молится: на восток или запад. Благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Судный День, в мир ангелов, в Писания, в пророков Божьих» (сура 2:177).

Мир ангелов представляет собой невидимое измерение, которое существует параллельно человеческому миру, но пересекается и взаимодействует с мирозданием, в котором существует человечество.

Имена известных мусульманских Ангелов

Самые известные архангелы в Исламе, помимо прозвучавших Азраила, Исрафила, Микаила, также: Иса-ибн-Марьям, которого христиане знают под именем Христа, Джибрил, посланник справедливости. Все они относятся к Мукаррабун.

Также имена ангелов в Исламе: Ракиб и Атид, писари киряман кятибин, Дардаил, глава сайяхунов, Харут и Марут, ангелы-колдуны, обучающие людей магии с разрешения Аллаха, но взамен забирающие в ад душу.

Богоугодные исламские ангелы и вера в них – одна из важных основ мусульманской религии. Эти божьи служители не требуют преклонения, они истинные слуги Господа. Однако мусульмане считают своей обязанностью отдавать им дань почитания. И стремиться завоевать их внимание и уважение.

Азраил: встреча с ангелом, несущим смерть

Четвертый из величайших пророков по воле Аллаха возглавляет миллионное войско, призванное следить за переходом душ в иной мир. Приход ангела смерти неизбежен, а возможности малаика безграничны.

Азраил успевает повсюду, поскольку выполняет волю Творца. Бестелесные создания не привязаны к материальному миру, поэтому способны находиться в разных местах одновременно. Уважаемый исламский богослов Абу Абдуллах аль-Куртуби так описывает встречу Азраила и пророка Мухаммеда:

Ангел обратился к нему со словами: «Представь себе число людей, живущих в городах и деревнях, и в лесах, в горах или у воды. Я вижу каждого из них пять раз в день. Поэтому я напрямую знаю всех их, молоды они или стары».

Кто такие малаикат аль-маут

Воинство ангела смерти многочисленно. Тысячи подданных Азраила рыщут по свету в поисках душ, покидающих смертное тело. Название для слуг ангела смерти – «малаикат аль-мут». Они различаются по внешнему виду и обязанностям, возложенных на них Творцом:

  • Назиат – «ангелы обреченности». Вырывают души из тел умерших кяфиров в момент смерти. Грубы и жестоки. Лица черны и закрыты погребальными тряпками. Источают запах разлагающейся плоти.
  • Нашитат – «ангелы сострадания». Аккуратно извлекают души правоверных мусульман из тел. Отличаются добротой и учтивостью. Лица сияют светом. Одежды ангелов белы и благоухают.
  • Сабихат и сабикат – помощники слуг Азраила. Отвечают за сбор душ животных.

Некоторые богословы относят к малаикат аль-маут Исрафила из-за функции вестника Конца света и разрушителя старого мира.

Кто такие ангелы?

Ангелы – это существа, которые были сотворены Аллахом из света. Они бесполы, обладают невероятной силой, и покорны Всевышнему Господу во всем. Для мира ангелов законы физики не актуальны – они не действуют в нем. По повелению Создателя ангелы сопровождают человека на всем протяжении его жизни в земном и загробном мире, ему помогают и защищают, поправляют и наказывают по приказу Всевышнего. Ангелы намного более могущественнее, чем люди и чем джинны – их называют «высшим обществом» в Священном Коране. Все они безгрешны, среди них нет падших. Сатана, являющийся в Христианстве падшим ангелом, в Исламе является всего лишь одним из джинов, который был достиг уровня ангелов в поклонении Богу, но по причине своей зависти, гордости, высокомерия был изгнан из Рая так и непокаявшимся.

Как сказано в Святом Писании, ангелы были сотворены Богом, и выполняют различные функции, возложенные на них Всевышним. Некоторые являются посланцами — связующим звеном между Богом и пророками, между Богом и людьми, а также осуществляют связь между Господом и джиннами. Ангелы осуществляют связь с человеком в момент рождения, и в момент наступления смерти, а также в тот момент, когда человеку на долю выпадают трудности, которые он должен преодолеть.

Они были сотворены Всевышним раньше человека, хотя об этом не сообщается напрямую в Святом Писании или Сунне, но есть упоминания, которые указывают на это: «И вот сказал Господь твой ангелам: «Я установлю на земле наместника» (сура 2:30). Ангелы прекрасны, но не подобны человеку. У них нет пола, среди них нет мужчин или женщин, и о том, что ангелы могут размножаться, нет упоминаний в Коране или в Сунне.

Ангелы и джинны – две стороны величия Бога в Исламе

Все ангелы и демоны в Исламе живут только с замысла и согласия мусульманского Бога – Аллаха. Он настолько силен и единоличен, что в отличие от остальных религий, против него не возникало и не может возникнуть никаких бунтов. Аллах создал всех своих помощников и людей, как мудрый великий Отец. И как мудрый Отец, он понимал, что познание мира невозможно только с одной точки зрения.

Так были созданы ангелы и джины – самые сильные существа мусульманской религии. Других – нет. Ангелы помогают Аллаху следить за благополучием и праведностью людей. При этом их собственная чистота абсолютна, мусульманские слуги Бога не имеют своей воли, они не способны на падение или грех. Соблазны или нафса на них попросту не действуют. Это высшие после Творца существа, исправно исполняющие свои обязанности по обеспечению порядка среди планет и людей.

Другие сверхъестественные создания – джины – наделены более человеческими качествами, они могут быть и хорошими, и плохими. Именно из джинов родом Иблис – Шайтан или Сатана. Однако бунта против Создателя он не устраивал, служил ему когда-то верно и добросовестно, пока Творец не создал первого человека. Все приближенные должны были поклониться созданному Адаму, только Иблис отказался это сделать, считая его недостойным Отца.

За столь низкую, самовольную оценку работы Творца упрямый джин был изгнан с небес, после чего получил роль искусителя людей, проверяющего их на крепость веры в своего Аллаха. Считается, что в конце времен всемудрый Отец все-таки простит своего слугу, а не низвергнет его в огонь, как пообещал.

Светлые же мусульманские ангелы носят звание «малаика», разделены на службы и строго выполняют самые разные поручения Создателя. И в отличие от христианства, далеко не все из них выглядят прекрасно и творят только приятные для смертных вещи.

Бог и мир ангелов

Также в Коране есть такие аяты об ангелах и их поклонению Богу: «Гром возвеличивает Его с благодарностью, и ангелы восхваляют Его из трепета пред Ним. Он ниспосылает раскаты грома и молнии, настигая этим тех, кого пожелает» (сура Гром, 13 аят).

Ангелы не подвластны времени нашего мира, ведь в Коране сказано, что они могут подняться к Богу, который неограничен ни временем, ни местом, и получить святые Божественные указания в любой момент, как только Всевышний призовет их к месту сбора. Под понятиям «дня» в мире ангелов подразумевается, они могут преодолеть расстояние, на которое людям бы потребовалось пятьдесят тысяч лет в земном мире.

Всевышний не разговаривал с людьми напрямую, а только посредством обращения через завесу, которая разделяла Бога и человека или посредством Божественного Откровения, которое озаряло разум Посланника Аллаха ﷺ и пророков. Еще одним способом общения Всевышнего с людьми было посылание гонца (посланца) в мир джинов или людей, то есть ангела, который с разрешения Создателя внушал Божественное Откровение человеку, избранному Всевышним Аллахом в качестве пророка, такая важная роль была отведена архангелу Джабраилу. Ангел мог показаться человеку, а мог явиться к нему бесплотным духом.

Ангелы и любовь Всевышнего к людям

«Если Аллах (Бог, Господь) полюбит человека , то обратится к Джабраилу (Гавриилу): «Я люблю того человека, полюби же его и ты». Джабраил (Гавриил) станет питать самые добрые чувства к этому человеку и воззовет в небесах: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) любит того человека, так возлюбите же и вы его!» И возлюбят его обитатели небес, и получит он благословение на земле «.

Ангелы и Аллах

«Он показывает вам (людям) молнию в качестве устрашения , пробуждая в вас горячее желание , и Его волею появляются тяжелые тучи. Гром возвеличивает Его с благодарностью, и ангелы из трепета пред Ним. Он ниспосылает раскаты грома и молнии, настигая этим тех, кого пожелает» (см. Св. Коран, 13:12, 13).

Ангелы и время

«Поднимаются к Нему (Богу) ангелы и Дух в день , продолжительность которого пятьюдесятью тысячами лет » (Св. Коран, 70:4).

То есть если вообразить, что люди вознамерятся долететь туда, пусть даже на самых сверхскоростных летательных аппаратах, с учетом самых невообразимых сегодня, но вполне реальных завтра достижений в космической отрасли, то им тем не менее, дабы преодолеть это расстояние, понадобится пятьдесят тысяч лет, а это огромное количество времени, которого у них просто нет.

Ангелы добра и зла

В Исламе нет ангелов, которые совершают какие-либо злые поступки, но есть ангелы записывающие плохие и добрые дела. При человеке находятся постоянно два ангела писаря, как сообщается о них в Священном Коране «благородные писари», которые видят и фиксируют все, что связано с человеком – они знают все, что делают люди, пребывая неотступно с каждым, находясь справа и слева, оставаясь невидимыми подобно духу. Те, кто находится справа, или старшие, фиксируют благие дела человека, а те, кто находится слева, или младшие, записывают нехорошие человеческие поступки, его грехи. Такие ангелы писари парами сменяют друг друга ночью и днем.

Всевышний сказал в суре Каф, 16-17 аят: «Мы сотворили человека», то есть даровали жизнь каждому из представителей человечества, и «знаем все, что ему его душа нашептывает», то есть все мысли человека, разговоры с самим собой и его размышления. И «Мы ближе к нему посредством Своей осведомленности и знания Своего, чем находится к человеку его шейная вена». У всех людей в мире есть два ангела-писаря, которые записывают все, что исходит от человека, они сидят по одному справа и слева подобно невидимым духам: «Двое ангелов сидят справа и слева и принимают (записывают деяния)». Любое слово, которое скажет он, обязательно встречает могущественный наблюдатель, который находится всегда наготове, то есть один из двух ангелов.

Ангелы собирают свидетельства, фиксируя все то, что говорят и делают люди, и эти ангельские свидетельства потом будут использованы, как и сотни других доказательств и освидетельствований, когда придет время вынести справедливое и наглядно продемонстрированное Божье решение по каждому из тех, который является потомком Адама и Евы. И это решение не зависит от того, кем был он, каково было его мирское положение, был ли он строителем или министром, и какого он был вероисповедания – был ли он атеистом или иудеем, мусульманином или христианином. Поэтому каждый человек в мире должен следить за своими словами и высказываниями, ведь любое необдуманное слово может добавить вес на чашу весов деяний не в его пользу. Много грехов людей происходит от их языка, поэтому следует всегда помнить, что спасение верующего – в молчании.

Ангелы сменяют друг друга во временной промежуток между утреней молитвой и послеполуденной: об этом сказал Пророк Мухаммад ﷺ, говоря, что одна ангельская группа, охраняющая верующего, сменяет другую ночью и днем, принимая и сдавая свой ответственный пост на утренней и на послеполуденной молитве. Те ангелы-хранители, которые освобождаются, возносятся в небесный мир, и там Всевышний спрашивает их о том, в каком состоянии они оставили того, которого они охраняют. И если тот, кого ангелы охраняют, является верующим, соблюдающим обязательные молитвы и понимающим их важность, то ангелы-хранители отвечают, что покинули его в то время, когда он молился или готовился к молитве, а когда они вернулись, то застали его также в поклонении.

Грехи и недуги людей

Поступки и проступки людей ангелы фиксируют не сразу – они какое-то время выжидают и не напишут их в личное дело человека. Как сказал Посланник Аллаха ﷺ, если верующий совершил грех, то ангел, который должен записать это, в течение шести часов выжидает – раскается ли грешник в том, что он совершил, попросит ли у Аллаха прощения, сделает ли все, что от него зависит, чтобы исправить это греховное деяние. Если он раскается и постарается исправить совершенный грех, то этот его проступок будет аннулирован, и когда настанет День Суда, этот проступок не повлечет за собой наказание в виде мучений и страданий. Этот хадис передает ат-Табарани.

Относительно физических недугов людей и отношения к этому ангелов Пророк Мухаммад ﷺ сказал следующее: если постигнет болезнь мусульманина, которая ограничит его физические возможности, будет ли это лихорадка, которая прикует к постели его, или перелом конечности обездвижит его, то Аллах дает поручение ангелам-писарям: «Пока он будет в Моих «оковах», пишите ему за каждый прожитый день и прожитую ночь столько благого, сколько было совершаемо им обычно в период здравия» (Ахмад).

Ангелы хранители

Другая категория ангелов, которые непрестанно могут находиться с человеком — это ангелы-хранители. Они находятся, как гласит Коран, позади человека и впереди него, оставаясь невидимыми подобно духу, и сменяют друг друга. Человека днем охраняет определенное число ангелов-хранителей, другие же охраняют его ночью, защищая от всего и всех по приказу Всевышнего.

Ангелы находятся при любом человеке – это не зависит от того, верующим является человек или нет: каждый, пришедший в этот мир, пользуется теми благами, которые даровал человечеству Аллах, и каждому Бог дает ангелов-хранителей, которые оберегают и будут оберегать в будущем по велению Создателя в соответствии с Божественным Замыслом и Его мудростью. В Священной Книге Коран сказано, что нет в мире такой души, у которой ангела-хранителя не было бы. Но ангелы-хранители могут отступить от человека, если ему грозит неприятность, которая посылается ему по велению Всевышнего в наказание за что-то или в качестве испытания. Ангелы-хранители находятся возле опекаемого попарно: один впереди человека, а другой – позади него, и эту пару сменяет другая пара: одна пара находится возле него днем, а другая – ночью.

Несущие трон Бога

Есть особая категория приближенных небесных ангелов, которые несут Трон Бога. О Небесном Троне Всевышнего известно, что он является величайшим творением Господа, и наша Земля вместе со всеми небесами по сравнению с Небесным Троном Всевышнего – всего лишь колечко, которое брошено посреди пустыни. Те ангелы, которые находятся рядом с Небесным Троном, прославляют Создателя с благодарностью, они – носители веры, и они обращаются ко Всевышнему с мольбой о прощении прегрешений верующих, которые раскаялись и последовали Божьему пути, с просьбой о защите верующих от адских мучений.

Как сказал Пророк Мухаммад ﷺ, ему было разрешено рассказать своим сподвижникам и последователям о группе ангелов, несущих Трон Божий. У каждого из этих ангелов между плечом и мочкой уха расстояние равное семистам годам пути – такое время понадобится в земном мире, чтобы преодолеть это расстояние, а ведь это всего лишь один из ангелов, который является Божьим творением, а их — бесчисленное множество. Пророк ﷺ сказал это для того, чтобы люди не старались уместить в свой разум, который, хоть и был создан совершенным, но остается ограниченным, представление о Создателе миров.

Архангелы

Четыре ангела в мире относятся к высшей категории, то есть являются архангелами – это архангел Джибриль (Гавриил), архангел Микаил (Михаил), архангел Азраил и архангел Исрафил (Рафаил) – их называют в исламе мукаррабун, что в переводе с арабского означает «приближенные».

Джибриль

Приводится в хадисе, что если Всевышний полюбит человека за его дела и устремления, за его поступки и намерения, то Он обратится к архангелу Гавриилу (Джабраилу) с такими словами: «Я люблю того человека, полюби же его и ты». И тогда архангел Джабраил станет питать любовь и самые добрые чувства к тому человеку и воззовет в небесах: «Воистину, Всевышний любит того человека, так возлюбите же его и вы!». И тогда обитатели небесного мира возлюбят его, и в земном мире этот верующий получит благословение – все будет получаться у него самым лучшим образом, за что бы он ни взялся, чего бы он ни пожелал нужного и полезного для себя, и все свои испытания и трудности в земном мире будет преодолевать осознанно, последовательно и результативно, будто незримый дух будет вести его через все препятствия (Бухари, Муслим).

Именно архангел Джабраил передал от Бога Священное Писание Коран пророку Мухаммаду ﷺ, он очень большой и имеет 600 крыльев занимающих Восток и Запад.

Азраил

В Коране и сунне имя Азраил не упоминается и вместо этого употребляется Маляк аль-маут (араб. ملك الموت‎ — ангел смерти). Но есть упоминания этого имени в некоторых асарах (непророческих приданиях), которые взяты из евреизмов. Поэтому, не приемлемо как категорическое отрицание, так и утверждение о правильности называть ангела смерти этим именем — Азраиль. Исходя из этого мусульмане не утверждают, что имя Ангела Смерти — Азраиль, но и не отрицают.

По словам Пророка Мухаммада ﷺ в хадисе, душа верующего мусульманина выходит испариной или потом, а душу неверующего будут извлекать как душу осла (Табарани). Процесс смерти верующего, за которым были записаны грехи, будет ужесточаться, и это его прегрешения искупит.

Микаиль

Архангел Михаил или Микаиль относится к архангелам высшей категории и раздает пропитания творениям Бога. Архангела Михаила называют ангелом милосердия. Он выполняет пророческие миссии, управляет облаками и ветром.

Отношение ангелов к верующим

Верующие должны вспоминать Всевышнего часто и много, и не столько словами, как самим своим мироощущением и состоянием, побудительной мотивацией, задачами и целями. Каждый должен помнить, что жизнь ему дается всего один раз, и Богом в этой жизни заложен огромный потенциал интересного, благого и прекрасного. Верующие должны возвеличивать Создателя в начале дня и в конце самым лучшим образом и помнить, что Всевышний дает человеку свое благословение, необходимое для благополучия в земном и небесном мире. Ангелы возносят молитвы за него, чтобы вывести его из многослойной тьмы грехов и печалей, сомнений и смятений, страхов и страданий, и привести к свету, вере, душевной радости. Всевышний был и остается к верующим Милостивым – к тем из людей, чья вера сильна не только на словах, но во всех проявлениях и поступках, в делах их и сердце.

По словам Пророка Мухаммада ﷺ, когда один мусульманин молится за другого в его отсутствие, эту мольбу сопровождают ангелы своими мольбами ко Всевышнему, чтобы Аллах принял ее и одарил молящегося самым наилучшим образом тем, что он просит за другого. (Муслим)

По словам Пророка Мухаммада ﷺ, за любого человека молятся ангелы, пока он не сходит с того места, на котором совершают намаз и пока его состояние ритуальной чистоты не нарушится. Пока верующий находится в молитве и в состоянии ритуальной чистоты, ангелы обращаются к Богу с мольбой о прощении прегрешений его и о помиловании для него. (Бухари, Муслим)

Сказано также, что на пятничную проповедь и молитву становятся ангелы на входах во все мечети мира, смотрят и записывают тех верующих, которые входят первыми в мечеть, помещая их имена в ангельские списки благословенных. Те, кто приходит заблаговременно, первыми за час до начала пятничной молитвы или джума-намаза, больше получат от Аллаха благодатного воздаяния. В момент, когда к собравшимся входит и садится на минбар имам, ангелы свои списки сворачивают и готовятся слушать внимательно проповедь.

Особое отношение у ангелов к людям щедрым. Сказано, что два ангела спускаются в наш мир каждое утро, и один из них обращается к Богу с мольбой о том, чтобы воздал Он щедрому значительной прибылью как в духовном плане, так и в материальном, удаляя от его судьбы беды и неприятности. Второй же обращается с мольбой к Господу, чтобы воздал он скупому убытком или потерей. Каждый верующий должен проявлять свою щедрость прежде всего к своей семье, к родственникам, гостям, а также проявлять щедрость в совершении добрых дел.

Для верующих ангелы являются покровителями, составляют их опору и поддержку как в мирской жизни, так и в вечном мире. Они сулят богобоязненным в Раю все то, что может пожелать человек и чего он попросит.

Ангелы и щедрые люди

«Каждое утро два ангела опускаются . Один из них молит Всевышнего: «О Господи, щедрому человеку воздай прибылью !» Второй говорит: «О Господи, скупому воздай ущербом (потерей, убытком)».

Щедрость, конечно же, в первую очередь должна проявляться к семье, родным, к гостям и в совершении праведных дел.

Ангелы могилы

Тех же людей, которые не верят или не определились в своей вере, желающих усидеть на двух стульях, ангелы будут также оберегать, как и всех остальных, и защищать их. Их дела будут тоже зафиксированы. Когда же наступит их смерть и они так и не уверуют, не осознают постулаты веры и не определятся с тем, что является единственно ценным и важным, не осознают непостижимость Бога и Его единственность, отношение ангелов к таким неверующим, атеистам, лицемерам и язычникам резко изменится.

Сказано, что умерщвлять таких людей будут ангелы, сопровождая их смерть ударами по спине и лицу металлическими дубинами, и итог их будет плачевным, по причине того, что они неустанно следовали в своей жизни делам, вызывающим Гнев Божий, хотя в земном мире у них было право выбора, используя которое, они выбрали греховный путь и скверную судьбу, совершая порочные поступки, пренебрегая довольством Бога, отвернувшись от пути веры и благочестия. И все их благие дела, которые они совершили в своей жизни, будут обрушены Господом за то, что жизнь свою они прожили без веры, не соблюдая постулаты Бога, и все светлые проблески их благих деяний затмит мгла грехов. Жирной точкой в конце их пути станет отсутствие веры – эта точка перечеркнет все надежды их на спасение.

Сказано, что нет никого грешнее, чем те, кто измышляет клевету или ложь в адрес Бога, кто говорит о получении им Божественного Откровения, не получая ничего, и кто имеет смелость утверждать, что ниспошлет Священное Писание, подобное тому, что ниспослал Бог. Состояние таких безбожников, «смелых» грешников, тиранов, которые притесняли других или себя, будет плачевным и ужасным – они будут агонизировать в пучине боли, которая овладеет ими в момент смерти, когда душа будет отделяться от тела. Тогда воскликнут ангелы с распростертыми руками: «Выводите свои души!», но душа не пожелает выходить из тела, и тогда они начнут насильно вырывать душу из живой материи. И в этот момент воздастся таким людям унизительными наказаниями за всю ту ложь, которую говорили они о Боге, за их надменность и высокомерие перед знамениями Бога.

Ночь могущества и нисхождение ангелов

Ляйлятуль-кадр – величественная святая ночь в Исламе в месяц поста Рамадан, выпадает на одну из последних десяти нечетных ночей. В эту святую ночь поклонение Богу, и любые благие деяния, даже самые мелкие и бытовые, для Божественного воздаяния имеют большую силу и более значимы, чем те, которые совершал человек на протяжении множества месяцев.

Об этом сказано в Священной Книге Коран: в святую ночь Ляйлятуль-кадр (Ночь могущества) был низведен на землю Всевышним Аллахом Священный Коран. Ночь Ляйлятуль-кадр лучше тысячи месяцев. Сказано, что в эту ночь ангелы спускаются на землю, и с ними архангел Джабраил (Гавриил), и ангельское присутствие ощущается в каждом деле. В эту ночь до самого рассвета устанавливается мир и спокойствие в делах верующих.

В переводе с арабского языка слово «аль-кадр» переводится как «теснота», и, по мнению некоторых богословов, в ночь Ляйлятуль-кадр на землю спускается огромное количество ангелов – их становится настолько много на земле, что им становится тесно.

Крылья ангелов

Ангелы обладают крыльями – их может быть по два, а также по три и по четыре, и больше. Бог может преувеличить то, что пожелает в своем творении, потому что Создатель способен создать все, что Он пожелает, и человеческое сознание не способно даже представить масштабы творения Бога.

Приводится в хадисе случай, когда Пророку Мухаммаду ﷺ посчастливилось увидеть архангела Джабраила – у которого было шестьсот крыльев, и между каждой парой крыльев расстояние составляло размеры между востоком и западом, восходом и закатом.

Отношение ангелов к науке и искусствам

По словам Пророка Мухаммада ﷺ, Бог облегчает путь в Рай для тех, которые приобщают себя к новым знаниям, кто идет по своему жизненному пути в стремлении приобрести благое, полезное знание о Всевышнем Аллахе и религии Ислам. Для таких людей ангелы расстилают свои крылья, проявляют к ним свое уважение и показывая им свое довольство. Все живое в земном мире и небесном молится за ученых, которые прошли многоуровневый путь в теории исламских наук, реализовывая приобретенные знания на практике с искренностью и неизменностью. (Абу Дауд, Тирмизи и другие).

Относительно искусства, особенно изобразительного, отношение у ангелов строится на некоторых принципах. По словам Посланника Аллаха ﷺ в хадисе, переданном Бухари и Муслимом, ангелы не заходят в те помещения, где есть тасавир и тамасиль, где находится изображение. По мнению имама аль-Хаттаби ангелы не входят в дома, где есть изображения или статуэтки, запрещенные по Исламу. Если же у статуэток нет четких контуров человеческого лица или они не имеют никакого отношения к изображению человеческих лиц и животных, то такие предметы искусства не противоречат Шариату и не мешают присутствию ангелов.

Ангелы и изучение наук

Последний Божий посланник, пророк Мухаммад, говорил: «Кто приобщает себя к новым познаниям (идет по жизненному пути, стремясь к приобретению знаний), для того Господь облегчает путь в райскую обитель. Воистину, ангелы расстилают свои крылья, показывая довольство им (проявляя уважение). За ученого человека молится все живое на небесах и земле, даже рыбы в море! Преимущество набожного ученого (‘алим) перед просто набожным человеком (‘абид) подобно преимуществу луны пред остальными светилами (звездами) . Воистину, ученые — наследники пророков. Последние не оставляли после себя золота или серебра, они завещали знания! И кто сможет приобщить себя к ним (взять знания, приобрести их), тот станет обладателем огромного богатства (великого удела)!»

Кого проклинают ангелы?

Также Пророк Мухаммад ﷺ в хадисе говорил, что ангелы проклинают, направляющего на других людей оружие, до тех пор, пока он не опустит оружие (Муслим). Это касается как серьезной угрозы, так и оружия, поднятого в шутку – любое действие, при котором оружие направляется на человека, недопустимо с точки зрения ислама. Исключение составляет лишь тот случай, когда оружие поднимается при крайней необходимости, для самозащиты и т.п.

Роль ангелов во время Конца Света и Дня воскрешения

В Святом Писании описывается то, каковы будут действия ангелов, когда наступит Конец Света и настанет День воскрешения: «И послышится звук Горна, и все, кто на небесах, умрут, и все, кто на земле, умрут, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить» (сура 39:68). Речь идет о некоторых ангелах, которые также будут умерщвлены, но позже.

Далее рассказывается о том, что после этого, когда все, включая ангела смерти, будет умерщвлены, вновь раздастся сигнал трубы или Горна, и тогда все, кто умер, включая людей, джиннов и ангелов, будут стоять и смотреть. Речь идет о том, что в этот момент мир душ откроется, и каждая душа, включая все те, которые умерли очень давно, снова будут устремлены в свои восстановленные тела. И тогда, когда они откроют глаза, они увидят весь ужас Судного Дня, масштаб которого нельзя будет охватить взглядом. Период, который пройдет между моментом, когда все будут умерщвлены, и тем моментом, когда все будут оживлены, составит сорок лет, но только Бог знает, какие именно года или какой другой промежуток времени имеется в виду, поскольку в хадисе, Абу Хурейра не сообщил, что конкретно имеется ввиду под словом сорок. Архангел Исрафиль будет тем, кто подаст первый сигнал Горна и второй сигнал.

В Судный День ангелы ниспустятся с небес рядами и заполнят все небесное пространство, выполняя приказы Всевышнего относительно людей и джинов, грешников из них ангелы будут хватать и направлять к их месту отчета или наказания, а богобоязненных к месту спасения: «В тот день, когда Дух (Архангел Джабраил) и ангелы станут рядами, не будет говорить никто, кроме тех, кому позволит Милостивый, и говорить они будут правду» (сура Весть, 38 аят), «и твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами» (сура Рассвет, 22 аят).

Ангелы, являясь почетными слугами у Бога, никогда не опережают слов Творца и не промолвят лишнего слова, а будут делать только то, что повелевает Господь. Бог держит мир ангелов, джинов и людей под полным контролем, Он знает о них все – и их прошлое, и будущее, через сущность ангелов проявляется святая сущность Творца в его совершенных качествах и характеристиках.

Ангелы не смогут заступиться за кого-либо и не смогут ходатайствовать, если Господь не одобрит это. Несмотря на всю их могущественность и величие, в сравнении с которым планеты и галактики будут подобны лишь футбольному мячу, ангелы всегда полны трепета перед Богом, восславляют, восхваляют и возвеличивают своего Творца.

В Святом Писании сказано, что ангелов на небесах великое множество, и их количество не сосчитать, но заступничество их ничего не стоит и веса не имеет, если только Всевышний не разрешит этого относительно определенных людей или джиннов, которые заслужили Его довольство.

Конец Света и День воскрешения

«И послышался звук Горна (Трубы, Рога), и умерли все, кто на небесах, и все, кто на земле, кроме тех, кого Аллах (Бог, Господь) пожелал . Затем послышался очередной звук Горна (Трубы, Рога), и все они стоят , смотрят. » (Св. Коран, 39:68).

*

«И как только послышался звук Горна (Трубы, Рога) (раздался второй глас Трубы), так сразу, без промедления они восстали из могил и устремились к Господу своему, говоря: «О горе нам! Кто поднял нас с постели ?!» «Это — обещанное Всемилостивым и правдиво переданное посланниками Его». Это — один крик , и вот все они пред Богом собранные » (Св. Коран, 36:51–53).

С первым пронизывающим все живое звуком Горна во всех мирах все без исключения будет волею Творца умерщвлено. Упоминается, что между глобальным умерщвлением и следующим за ним абсолютным оживлением всех и вся пройдет сорок лет. А вот каких лет, одному Богу ведомо. Первый звук Горна и второй произведет ангел Исрафиль.

Смогут ли они ходатайствовать за человека или за джинна

«У Него — почетные слуги (ангелы), которые и лишнего слова не промолвят , делая все в соответствии с Его повелением. Ему все о них известно, как прошлое, так и будущее. Ангелы все равно не смогут заступиться, ходатайствовать пред Богом за кого-либо, кроме как за тех, Кого Он одобрит. они полны трепета пред Богом» (см. Св. Коран, 21:26–28).

*

Ангелы и Рай

«Воистину, набожные люди в райских садах, близ источников. «Входите с ощущением умиротворенности и полной безопасности. «. И Мы удалили из их сердец злобу (ненависть) братья, восседают, обращенные друг к другу лицом . Не постигнет их тяжкий труд (утомление, страдание) , и они там навечно (никто не посмеет вывести их оттуда, выселить или прогнать)» (Св. Коран, 15:45–48).

Ангелы и Ад

«Заправляют им (Адом) девятнадцать ангелов. . Управленцами Ада по воле Нашей являются только ангелы . Число же — это своего рода (1) испытание для неверующих людей , (2) возможность для людей Писания удостовериться , (3) для приумножения веры уверовавших, (4) для того, чтобы люди Писания и верующие не сомневались, (5) а постоянно сомневающиеся (в чьих сердцах болезнь неуверенности) и неверующие спросили: «А что Аллах (Бог, Господь) хотел сказать этим?!» Подобным образом Господь сводит с пути веры тех, кого пожелает , и наставляет на верный путь угодных Ему .

О воинах Господа твоего известно лишь Ему. Это — напоминание для человека » (Св. Коран, 74:30, 31).

*

«Верующие защищайте себя, а также свои семьи от Ада ! топливом его будут люди и камни. Управленцами же будут грубые (жесткие) и очень сильные ангелы. Они во всем покорны Аллаху (Богу, Господу) и выполняют то, что велено» (Св. Коран, 66:6).

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

В аяте употреблено слово «бирр», смысл и значение которого подразумевает все формы благородства, доброты, праведности, всего, благодаря чему человек становится ближе к Богу.

См., например: Св. Коран, 37:8; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир . В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 12. С. 72, 77.

В этом мнение мусульманских богословов едино. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 1. С. 141.

Второй вариант перевода: «Он (Бог) показывает вам (людям) молнию, вселяя страх надежду , и Его волею появляются тяжелые тучи…»

См.: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 15. С. 550, 554.

См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 7. С. 134, 138, а также т. 4. С. 245.

Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир . В 32 т. Дамаск: аль-Фикр, 1991. Т. 26. С. 291–298.

Хадис от Ибн ‘Амра; св. х. аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 495, хадис № 8104, «сахих».

См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 15. С. 95.

Такое творение Всемилостивого Господа, как Трон, не является тем, на чем восседают, а именно так люди себе и представляют его, читая подстрочные переводы с арабского языка. Он также не имеет ничего общего с царским троном. Это — величественное создание Творца, которое по размерам своим больше всех галактик вместе взятых. Сложно вообразить? Да и не стоит, всему свое время.

Для того чтобы быть щедрым, не обязательно иметь материальный достаток. Можно быть искренне щедрым на улыбку, пожелание блага другому, на мудрый совет, умение щедро потратить время на внимательное слушание того, кто нуждается в твоей помощи. Часто именно в этом мы скупы, хотя другие нуждаются больше не в материальной поддержке, а именно в психологической, моральной, духовной.

Конечно, в хадисе первоочередно подразумевается щедрость в трате материальных средств в помощь и на благо другим.

См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 389.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 472, хадис № 7726, «сахих».

Нужно учесть, что ангелы сотворены Богом из света и нематериальны.

Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Муслима. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 559, 560.

‘Алим — тот, кто имеет фундаментальные научные познания и тратит основную часть своего времени на совершенствование их, обучая при этом других людей и не забывая об обязанностях пред Всевышним (обязательная молитва, пост и т. д.). То есть религиозная практика является лишь незначительной частью его поклонения Творцу.

‘Абид — тот, кто имеет жизненно необходимый минимум знаний в вопросах религиозной практики и применяет их в меру сил и возможностей. Свободное время посвящает поклонению Творцу, дополнительным молитвам-намазам, дополнительному посту или паломничеству. То есть его религиозность проявляется не более чем в совершении ритуалов.

Слово «тамасиль» переводится с арабского языка как «статуи, статуэтки, памятники», то есть художественно-скульптурные изваяния животных или людей, которые способны отбрасывать тень. Но обычно оно переводится как «идолы». Слово «тасавир» употреблено в данном случае в качестве синонима. См.: Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб . В 15 т. Бейрут: Садир, 1994. Т. 4. С. 473; Му‘джаму люгати аль-фукаха’ . Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 146.

В богословских трудах данное слово чаще употребляется в значении «шакль» (форма, образ, фигура) и «ат-тимсаль аль-муджассам» (статуя, монумент, памятник). Раньше большая часть ученых называла статуэтки, памятники, монументы тем же словом, что и, например, изображение людей или животных на холсте, — словом «сура» (через «сод») См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 277, 278.

Объяснение данного слова см. в предыдущих сносках.

Объяснение данного слова см. в сноске выше.

К примеру, иллюстрации в газетах, журналах, книгах или на денежных банкнотах.

Не забывайте, что ангелы имеют строение абсолютно отличное от человеческого.

Ср.: «…Вострубит, и мертвые воскреснут нетленными» (1 Кор., 15:52).

См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 12. С. 30, 34.

То есть как вы можете обожествлять нечто земное, говоря, будто это приближает вас к Богу (см. Св. Коран, 39:3) и заступится за вас пред Ним, когда даже самые могущественные творения Господа — ангелы — не в состоянии этого сделать, кроме как с Его дозволения и одобрения?!

См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 15. С. 252, 253, 256.

Ангелы Рая и Ада

В Святом Писании сказано, что набожные люди окажутся после смерти в райских садах поблизости от благословенных источников, и ангелы обратятся к ним со словами, приглашающими войти с ощущением умиротворенности и безопасности. На подступах к Раю ангелы стражники райских ворот будут пропускать и приветствовать спасшихся людей и джинов. В Раю не будет всего того, что представляло угрозу в земном мире – преступности, посягательств на имущество или жизнь человека. Всевышний удалит из сердец людей ненависть и злобу, которые охватывают любого человека на протяжении его земной жизни, и все жители райских садов станут как братья, не будут испытывать неприязнь или неуважение к друг другу. Человеку, попавшему в Рай, не придется страдать и утомляться, заниматься тяжким трудом, его не постигнет депрессия или стрессы, и он останется в райских садах навечно.

Тех, кто попадет в адское пламя, встретят девятнадцать ангелов, которые управляют Адом. По одному из мнений, в Аду девятнадцать ангелов-руководителей, а в их подчинении находится огромное количество ангелов, по другому мнению, девятнадцать разновидностей ангелов управляют Адом, и общее их количество велико и неизвестно. Только Создатель знает их точное число, а также степень их силы и мощи. В Святом Писании сказано, что ангелы, которые управляют Адом, жестоки и неподкупны, их нельзя устрашить или растрогать, они сильны, но во всем покорны Всевышнему Аллаху.

Мусульманину всегда следует помнить о том, что вера в мир ангелов является вторым столпом веры ислама, и суть его в том, что мусульманин должен быть свободным от сомнений и твердо верить в существование сотворенных Всевышним Аллахом ангелов из света и покорных Его велению.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *