АРИАНСТВО
одна из древнейших ересей в христианстве, учившая о тварности Иисуса Христа и отвергнутая церковью. Осуждение арианства стало мощным импульсом к формулированию ортодоксального учения о Троице, утверждающего полноту божественности во Христе как Сыне Божьем. Тем самым арианские споры сыграли решающую роль в развитии христианского понятия Бога. Арианство возникло в начале 4 в. и в первое время получало официальную поддержку со стороны правителей Римской империи. Арианские церкви сохранялись у готов и других германских народов еще в 6 и 7 вв. Древние христиане строго придерживались унаследованной от иудаизма доктрины единобожия. Вместе с тем, они стояли перед необходимостью решить христологическую проблему, т.е. объяснить природу Иисуса Христа, в котором они видели Сына Божия. В евангелиях они обнаруживали тексты, по видимости противоречащие друг другу. Например, Евангелие от Иоанна открывается словами: «В начале было Слово ], и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин 1:1); однако в том же евангелии Иисус говорит о себе: «Отец Мой более Меня» (Ин 14:28). Были ли они двумя богами? И был ли Христос ниже Бога Отца? С течением времени христианские мыслители, в своих попытках прояснить христологические проблемы, стали описывать природу и личность Христа в терминах греческой философии. В 3 в. многие богословы обращались к этому вопросу. Савеллий учил, что Бог именуется Отцом как Творец, Сыном как Искупитель и Св. Духом как Освятитель, но что все три наименования обозначают лишь три проявления вовне единого неделимого Бога. Ориген утверждал, что Сын есть самостоятельное божественное Лицо, но что Он не вполне равен Отцу. Тертуллиан рассматривал Отца, Сына и Св. Духа как три отдельных Лица, хотя и признавал единство божества. Павел Самосатский, епископ Антиохии, был низложен в 268 за отрицание того, что Христос был предвечным божественным существом, родившимся в мире как человек. Проблема была налицо, однако оставалось неясным, как ее следует разрешить. Арианские споры начались ок. 320, когда Александр, епископ Александрийский, созвал поместный собор, осудивший учение александрийского пресвитера Ария (256-336). Арий учил, что было время, когда не было Сына. Он утверждал, что только Бог (Отец) безначален, и, следовательно, Христос был тварным человеком и не совечен Богу. После осуждения Арий странствовал по Сирии и Малой Азии, ища поддержки среди влиятельного духовенства. Император Константин I (306-337), сочувствовавший христианству, хотя еще не принявший крещения, надеялся использовать христианство как силу, способную обеспечить идеологическое единство Римской империи. Его встревожили арианские споры, указывавшие на существенные разногласия внутри самой церкви. Летом 325 он созвал церковный собор в Никее, чтобы разрешить эту проблему. Около 300 епископов, в большинстве своем из восточных областей империи, прибыли на Никейский собор, который считается I Вселенским собором христианской церкви. Ария защищал влиятельный Евсевий Никомидийский, однако собор осудил его как еретика и принял вероопределение (Никейский символ веры), согласно которому Иисус Христос, Сын Божий, есть «Бог от Бога, Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного, рожденный, несотворенный, единосущный (homoousios) Отцу». Хотя епископы по-разному толковали греческое слово homoousios, казалось, что конфликту положен конец. Однако ариане продолжали отстаивать свою позицию и заручились поддержкой многих восточных епископов, полагавших, что никейская формула неадекватно отобразила различие между Богом Отцом и Богом Сыном, открывая пути заблуждениям савеллианского толка. Сам Константин, по-видимому, был больше заинтересован в согласии, чем в ортодоксии. Его сын Констанций II (337-361) активно поддерживал арианство. Тем временем в самой антиникейской партии произошел раскол. Одни ариане считали, что Сын неподобен (anomoios) Отцу, другие — что Он подобен (homoios) Отцу. По всей видимости, большинство греческих богословов придерживались мнения, что Сын подобосущен (homoiousios) Отцу. С другой стороны, никейскую формулу homoousios (единосущный) энергично защищал Афанасий, епископ Александрийский (328-373). Имперские власти пять раз изгоняли Афанасия с его епископской кафедры, однако он продолжал писать книги и памфлеты против ариан. Его позиция получила поддержку в основном у западных богословов. Постепенно стал складываться антиарианский консенсус — отчасти благодаря полемическим сочинениям Афанасия, а также других церковных писателей — греческих (Григорий Назианзин и Григорий Нисский) и латинских (Иларий Пиктавийский и Марий Викторин), отчасти вследствие того, что Констанций II, приверженец формулы homoios (подобен), преследовал как сторонников определения homoousios («единосущников»), так и сторонников определения homoiousios («подобосущников»). Ариане пользовались императорским покровительством и в период правления Валента (364-378), однако в 381 вселенский собор в Константинополе вновь подтвердил христологическую доктрину Никейского собора и, кроме того, принял догмат о полноте божественности Святого Духа. Соборные вероопределения и богословские сочинения, порожденные антиарианскими спорами, послужили основой тринитарного учения о Божестве (Бог, единый в трех Лицах, равных между собой), принятого в качестве официального вероисповедания Римской империи в 381 и по сей день исповедуемого Римско-католической, восточными православными и многими протестантскими церквами. Быть может, не меньшее значение, чем собственно христологический спор между арианами и их оппонентами, имел сотериологический аспект этого спора, т.е. его выводы применительно к богословскому учению о спасении. Древние христиане верили, что спасение в конечном счете означает обжение: достигшие спасения делаются «причастниками Божеского естества» (2 Петр 1:4). Ариане были готовы принять употребление слова «Бог» в отношении Иисуса Христа, но лишь как указание на то, что он был первым тварным существом, подвергшимся обожествлению. Они полагали, что Христос обладал способностью ко греху и что только благодаря совершенному совпадению его свободной воли с волей Отца он, по усыновлению, стал Сыном Божьим. Поэтому они думали, что христиане, подражая совершенству Христа, могут сподобиться такого же божественного усыновления. Противники же ариан считали, что Бог Сын, равный в своей божественности Богу Отцу, воспринял человеческое естество, чтобы искупить мир от греха и смерти, благодаря чему христиане через усыновление могут стать тем же, чем он был предвечно по своей природе. Поэтому в христианской жизни ариане делали акцент на подражании преуспевшему в достижении этой цели человеку-Христу, между тем как христианская ортодоксия подчеркивала необходимость участия благодати, даруемой Христом и через Христа. Хотя после Константинопольского собора (381) арианство утратило свои позиции в латинском и греческом мире, оно по-прежнему процветало среди германских народов. Арианин Ульфила (Вульфила), возведенный в 341 в сан епископа, отправился в качестве миссионера к готам, жившим в нижнем течении Дуная. Он обратил большое число готов и перевел часть Библии на готский язык. Христианство в его арианской форме через готов стало распространяться и среди других германских народов, таких, как бургунды, вандалы и алеманны, еще до того, как они вторглись в пределы Римской империи. В 5 в. после распада Западной Римской империи, на месте которой возник ряд германских королевств, арианство оставалось официальной религией остготов Италии, вестготов Испании, бургундов юго-восточной Галлии и вандалов Северной Африки. То, что подавляющее большинство подданных этих государств (в прошлом — римских провинций) исповедовало ортодоксальную никейскую веру, затрудняло для арианских королей задачу консолидации этих государств и управления ими. Кроме того, арианство отлучило своих приверженцев от великой традиции христианской латинской учености, по своему характеру — почти всецело ортодоксальной. Потому не готы и другие ариане, но франки и англо-саксы, два германских народа, изначально обращенные в никейское, а не в арианское христианство, заложили основы средневековой европейской цивилизации. В 550-е годы вандалы и остготы, завоеванные Византийской империей, отошли от арианства. Бургунды присоединились к ортодоксии в 517, а вестготы — в 587. Арианство продолжало существовать в среде некоторой части лангобардов в Италии до 7 в. К началу средневековой эпохи арианство как таковое уже исчезло, однако близкие к нему «субординационистские» учения, ставящие Христа ниже Бога Отца, многократно возникали в истории христианства (в частности, среди социниан в 16 в.).
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

АРИАНСТВО

Христологическая ересь

Основателем ереси стал Арий, пресвитер из Александрии Египетской.

Доктрина была впервые сформулирована им во время споров с Александрийским же епископом Александром в 318 г. Так как Арий вел весьма благочестивую жизнь и пользовался несомненным авторитетом, он имел множество учеников и сторонников. Свое учение он провозгласил, будучи уже в преклонном возрасте.

Учение Ария состояло в следующем:

1. Божественный Логос имел начало своего бытия. (По мнению Ария, иначе Он не был бы Сыном т. к. Сын не может быть равен Отцу).

2. Он создан из ничего по воле Отца.

4. Будучи сотворенным, Сын все же имеет преимущество над всеми прочими творениями и после Бога он обладает высшим достоинством. Через Него Бог создал все, как и само время. Бог, прежде всего, сотворил Сына, как «начало путей». Между Богом и Логосом существует бесконечное различие, а между Логосом и творениями только относительное.

5. Христос называется Сыном по усыновлению, по благодати и благоволению Отца. По мнению ариан, Он называется Богом неправильно, ибо так называть Его можно только в очень широком смысле.

6. Его воля первоначально также была изменяема – одинаково расположена как к добру, так и к злу. Только через направление своей свободной воли Он сделался безгрешным и благим. Его прославление есть заслуга Его святой жизни, наперед предвиденной Богом.

Истоки учения:

Арий не изобрел ничего принципиального нового. Его учение в значительной степени определялось общими предпосылками Антиохийской школы из философии Аристотеля. В основе богословия стояло положение о трансцендентности Бога и, как вывод, невозможность эманации ни в виде излияния, ни в виде рождения, и, следовательно, невозможность равенства Сына Отцу. Арий считал себя учеником пресвитера Лукиана Самосатского – главы антиохийской школы в 275 – 303 гг., который, вероятно, отрицал совечность Сына Отцу. Арий называл своих сторонников, также вышедших из Антиохийской школы «солукианистами».

Арианство считается наступлением скрытого язычества на христианство, т. к. если язычество могло признать Христа богом равным богам Олимпа, то уж никак не могло признать Его равным Сущему, понятие о Котором, как о трансцендентной первооснове бытия существовало в античной философии.

Развитие:

По поручению епископа Александра Арий проходил служение в Александрии при Бавкалийской церкви. Он имел особое поручение изъяснять Св. Писание. Вскоре проявились его догматические разногласия с позицией Церкви и об этом стало известно епископу. Александр созывает Собор, на котором все стороны открыто высказывают свое мнение. При всей популярности Ария, его позиция не могла уже спокойно существовать в лоне официальной Церкви. Он был осужден и отлучен от Церкви. Однако на сторону Ария встали 7 пресвитеров 12 дьяконов, а несколько позже 2 епископа и 700 дев. Таким образом, Арий увлек за собой третью часть всего египетского клира. Сразу же после изгнания ариане начали активную пропаганду своих взглядов. Арию начал покровительствовать и такой влиятельный человек как епископ Евсевий Никомидийский. Арий переезжает в Никомидию и приводит свои взгляды в систему, изложив их в сборнике «Талия». Он также пишет корабельные, мельничные и путевые песни в стиле своего учения, которые приобретают огромную популярность среди простого народа. В 320 г. сторонники Ария созывают Собор в Вифинии под предводительством Евсевия Никомидийского. Собор был созван в ответ на окружное послание епископа Александра, направленное на разоблачение богословской системы Ария. Этот Собор, как и следовало ожидать, оправдал Ария и принял его в церковное общение. Этого же добивались и от епископа Александра, но он не уступил и созвал Собор в Александрии в 321 году, который снова осудил Ария. В Соборе участвовало 100 епископов из Ливии и Египта. От лица Собора было составлено второе окружное послание, разосланное ортодоксальным епископам. Однако ариане пользовались поддержкой императорского двора, что усиливало их влияние. Послания епископа Александра свидетельствуют о притеснениях ортодоксальных христиан на территориях арианских епархий.

В 324 году в спор непосредственно вмешивается император Константин, разбивший своего противника Лициния и взявший под свой контроль восточную часть империи – территорию, где разворачивались основные события конфликта. Первоначально император делает попытку примирить стороны при посредничестве епископа Осия Кордовского, но после неудачи, он решает созвать Собор, чтобы окончательно выяснить вопрос и прекратить споры.

Это и был 1-й Вселенский Собор, созванный в Некее в 325 году. В соборе участвовало около 300 епископов (обычно называется число 318, хотя его считают символическим) со всех концов Римской империи, а также из Персии и Скифии. На соборе 20 епископов поддержало Ария. Из них наиболее влиятельные: Евсевий Никомидийский, Евсевий Кесарийский, Феона Мармарикский, Секунд Птолемаидский, Митрофан Ефесский, Феогнис Никейский, Марий Халкидонскиий и Павлин Тирский. Первоначально свой символ веры предложили ариане (он был составлен Евсевием Никомидийским). Там о Христе говорилось как о «произведении и твари». Символ был яростно отвергнут и разорван. Тогда Евсевий Кесарийский (умеренный арианин) предложил другой символ, в котором обходился стороной спорный вопрос и содержались формулировки, приемлемые для обеих сторон. Но император настоял на внесении в символ веры ортодоксальных формулировок о единосущности Сына и Отца. Символ был принят всеми, кроме самого Ария, Секунда Птолемаидского и Феоны Мармарикского. Все они вместе с преданными пресвитерами были преданы анафеме и сосланы в Иллирию. После символа веры было составлено анафематствование всем ересям и, в том числе, арианству, учившему о тварности Сына. Под этим отказались подписаться Евсевий Никомидийский, Феогнис Никейский и Марий Халкидонский. Они также были отправлены в изгнание.

Однако вскоре после воцарившегося видимого согласия, сам император Константин начал склоняться к арианству. На это повлияли некоторые события как в политике, так и в его личной жизни, которые были восприняты им как знаки свыше, указывающие на то, что поддержка учения Никейского Собора была ошибкой. В частности, помилованный Лициний поднял мятеж, а сын Константина Крисп был обвинен в заговоре и кровосмесительной связи со своей мачехой Фавстой (оба были казнены). Кроме того, были открыты мощи Лукиана Самосатского, которого ариане считали своим покровителем, а императрица Елена (мать Константина) выбрала своей резиденцией город Дрепанод (переименованный в Еленополь), в котором находилась гробница Лукиана. Освящение города в 327 г. стало настоящей манифестацией арианства. Давление на императора оказывала и вдова казненного Лициния – родная сестра Константина, бывшая сторонницей арианства.

Константин стал настаивать на принятии Ария в церковное общение. В Константинополе его должен был торжественно принять (против своей воли) столичный епископ Александр. Однако Арий накануне церемонии скончался, предположительно от инсульта.

После смерти Ария борьба продолжалась более 50 лет. При этом арианство временами занимало господствующую позицию в Восточной Церкви. Против арианства боролись такие выдающиеся Отцы Церкви как Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский.

Решительный удар по арианству был нанесен Константинопольским собором, созванным императором Феодосием Великим в 381 году. Но и после этого арианство имело сильные позиции в Константинополе, а среди варварских народов арианство еще долго было господствующим исповеданием. Так, остго ты оставались арианами до 553 года. Вестготы Испании – до Собора в Толедо в 589 году. Вандалы – до 533 года. Бургунды – до присоединения их к королевству Франков в 534 году, лангобарды – до середины VII века. Арианство вновь возродилось в эпоху реформации и продолжает существовать до сего дня в учениях различных западных сект («свидетели Иеговы» и др.).

Арианство было одной из наиболее значительных ересей, когда-либо сотрясавших Церковь.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *