Тема 9. Аристотель о человеке и обществе.

План.

1.Психология Аристотеля. Сущность и способности души.

2. Аристотель о природе человека, о соотношении теоретического, практического и «пойэтического»

3. Аристотель о добродетели. Принцип «золотой середины»

4. Аристотель об обществе, семье, государстве. Классификация форм государственного устройства.

1.Психология Аристотеля. Сущность и способности души.

Аристотель считается основателем психологии, чему посвящен его трактат «О душе» В нем рассматриваются природа души, явления восприятия и памяти. В душе Аристотель видит высшую деятельность человеческого тела. Это его действительность, его «энтелехия», его осуществление. По мнению Аристотеля каждая субстанция включает в себя: «материю, которая сама по себе не есть что-либо определенное, во-вторых, форму и вид, в силу которого она становится определенным предметом, и в-третьих, нечто состоящее из этих двух частей. Материя при этом есть только потенция, форма же — энтелехия, и притом энтелехия в двух значениях, различие между которыми такое же, как между знанием и приложением его» Поэтому между душой и телом имеется, согласно Аристотелю, тесная связь.

Одушевленные существа отличаются по мнению Аристотеля от неодушевленных тем, что они обладают началом, дающим жизнь. И это начало и есть душа. Душа – это субстанция, форма физического тела, имеющего жизнь в потенции, но субстанция как форма есть энтелехия (акт); душа, следовательно, есть энтелехия, таким образом, устроенного тела. Душа – первая энтелехия физического тела, имеющего жизнь в потенции.

Аристотель полагает, что следует выяснить, состоит ли душа из частей или нет и однородны ли все души или нет. И если не однородны, то отличаются ли они друг от друга по виду или по роду: «Это нужно выяснить потому, что те, кто говорит о душе и исследует ее, рассматривают, по-видимому, лишь человеческую душу. Не должно ускользать от нас и то, одно ли определение души, как, например, определение живого существа одно, или душа каждого рода имеет особое определение, как, например, душа лошади, собаки, человека, бога (живое же существо как общее есть либо ничто, либо нечто последующее»

Аристотель разделяет душу на три части:

1.Душа «вегетативная» Это наиболее элементарное начало жизни, которое управляет и регулирует биологическую активность. Она ответственна за репродукцию и воспроизведение.

2. Душа «чувственная» — к ее функциям относится ощущение, аппетит и движение. Аристотель полагает, что мы способны ощущать не актуально, но потенциально. Топливо не горит, пока мы его не подожгли. Так и способность чувствовать становится актуальной, когда есть контакт с актуально чувственным объектом. Способность чувствовать потенциально есть то, что присутствует в самом чувстве. Оно страдательно, пока в контакте с неподобным, в совершившемся акте чуждое становится своим, а неподобное – подобным.

Другие две функции чувственной души – аппетит и движение. Аппетит возникает как следствие ощущения. Движение живых существ происходит из желания.

3. Душа «рациональная» — не редуцируемая к вегетативной жизни. Этот вид души содержит в себе мысль и операции с ней связанные.

Интеллектуальный акт аналогичен чувственному, поскольку он состоит в принятии или ассимиляции «интеллигибельных форм», но отличен фундаментальным образом в том, что здесь нет смешения с телом и телесным. Органы чувств не бывают вне тела, понимание же самостоятельно.

Много раз воспроизводилось впоследствии учение Аристотеля о восприятии. Согласно его взгляду, восприятие может возникнуть только при существовании различия между свойством воспринимаемого предмета и свойством воспринимающего этот предмет органа. Если и предмет, и орган, например, одинаково теплы, то восприятие не может состояться. С поразительной ясностью высказывает Аристотель мысль о независимости предмета от восприятия. Соответствующие места в трактате «О душе» принадлежат к наиболее ярким обнаружениям материалистической тенденции Аристотеля.

Утверждая объективность и независимость предмета восприятия, Аристотель отрицает пассивный характер его существования. Воспринимаемый предмет словно движется навстречу нашему восприятию. Предмет, находящийся на самом коротком расстоянии, воспринимается при посредстве обоняния. При восприятии более удаленных предметов необходимо, чтобы воспринимаемое свойство прошло через пространственную среду, отделяющую человека от предмета восприятия. Так, например, звук проходит через эту среду, прежде чем дойдет до воспринимающего органа слуха. Именно поэтому звук, производимый отдаленным предметом, слышится не одновременно, а после удара, которым был произведен звук. Этим же Аристотель объясняет, почему с увеличением расстояния звуки, произведенные удаляющимися или удаленными предметами, становятся все менее слышимыми: им предстоит пройти гораздо более протяженную, среду, а кроме того, проходя через нее, они смешиваются, и человеческое ухо становится уже не способным к их дифференцированному восприятию. По своей природе чувственное восприятие — не тело, а движение, или аффицирование телом посредством среды, через которую оно достигает органа чувств. Особое место среди восприятий принадлежит зрительным восприятиям. Свет, посредством которого передаются эти восприятия, не есть движение. Свет — бытие особого рода. Производя изменение в воспринимающем, свет не требует времени и совершается в предмете мгновенно.

Специальное исследование Аристотель посвятил объяснению явлений памяти. Воспоминание, согласно его учению, есть воспроизведение представлений, существовавших ранее. Условие воспоминания — связи, посредством которых вместе с появлением одного предмета возникает представление, о другом; Самые, связи, обусловливающие характер или род воспоминания, могут быть связями по порядку, по сходству, по противоположности и по смежности. Это догадка об ассоциациях.

2. Аристотель о природе человека, о соотношении теоретического, практического и «пойэтического»

Аристотель разделяет все науки на три больших раздела:

1. Теоретические, которые ведут поиск знания ради самого знания. (метафизика, физика (в том числе психология), математика)

2. Практические, которые добиваются знания ради достижения морального совершенствования. Практические науки занимаются человеком и его целями как индивида (этика) и человеком и его целями как членом общества (политика)

3. Продуктивные, целью которых является производство определенных объектов.

По критерию ценности выше всех стоят науки теоретические, образованные из метафизики, физики (в т.ч. психологии) и математики. Метафизика – наиболее возвышенная из наук потому, что она не связана с материальными нуждами, она не преследует эмпирические и практические цели. Другие же науки подчинены этим целям, а потому ни одна из них не самоценна, а значима лишь постольку, поскольку оправдана эффектами, к которым ведет.

Человек есть высшая степень в развитии органической жизни. Остальная природа служит как бы приготовлением к появлению человека: все назначение ее — в человеке. Это, по мнению Аристотеля, доказывается тем, что все в природе служит человеку.

Физиологическая часть учения Аристотеля состоит в простом описании процессов человеческой жизни без всякой предвзятой философской идеи. Учение Аристотеля о человеческой разумной душе состоит из ценных наблюдений психологического характера. Он первый положил основание опытному изучению души в связи с телом и в то же время рассматривал ее как микрокосм, в котором отражается весь мир. В этом учении Аристотель является неустанным и проницательным наблюдателем.

Все поступки человека тяготеют к неким целям как к благу. Поступки и цели между собой субординированы и подчинены некой «последней цели», или «последнему благу», относительно которого все согласны, что это – счастье. Так что же такое счастье?

-для многих это удовольствие и наслаждение. Но жизнь, растраченная на наслаждения – рабская жизнь, достойная животного;

-для других счастье – это почести (успех) Однако успех по большей части есть нечто внешнее, зависящее от тех, кто его присваивает, признает;

-для кого-то счастье состоит в умножении богатства, и это одна из наиболее абсурдных целей, — жизнь вопреки природе, ибо богатство – средство для чего-то другого. И как цель смысла не имеет.

Высшее благо и счастье, доступное человеку, – в совершенствовании себя как человека, т.е. в активности, отличающей его от всех прочих существ. Человек не просто живет (ведь живут и растения), не только чувствует, ведь и животным открыты чувства. Активность разума – цель достойная человека. Благо человека состоит в активности души, согласной с добродетелью, а если добродетелей души много, — то в согласии с лучшей и наисовершенной из них.

Этику Аристотель характеризует как проповедь активной деятельности человека. Он отвергает стремления к власти и наслаждениям. Такая жизнь – паразитическая и животная, и он называет ее «рабским образом мышления» Заслуживающей внимания Аристотель считает жизнь, которая характеризуется как практическая (политическая) или теоретическая (познавательная) деятельность.

Человек по природе — существо государственное, и если кто-либо в силу своей природы, а не в силу случайных обстоятельств живет вне государства, тот или выше человека, или недоразвит в нравственном отношении. Совершенством человека предполагается совершенный гражданин, а совершенством гражданина, в свою очередь — совершенность его государства.

Аристотель подчеркивает, что человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчелы и стадные животные. Это следует из того, что один только человек из всех живых существ одарен речью. Это свойство людей отличает их от остальных живых существ: только человек способен к восприятию таких понятии, как добро и зло, справедливость и несправедливость и т. п. А совокупность всего этого, по мнению Аристотеля, и создает основу семьи и государства.

Аристотель выделял три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими. Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества. В этом, по Аристотелю, проявляется не стремление к «благой жизни», а лишь стремление к жизни вообще. Поскольку жажда жизни неуемна, то неуемно и стремление к средствам утоления этой жажды. Ставя все на службу чрезмерной личной наживы, люди первой категории попирают ногами общественные традиции и законы. Стремясь к власти, они сами не могут подчиняться, нарушая этим спокойствие государственной жизни. Почти все они высокомерны надменны, склонны к роскоши и хвастовству.

Аристотель является сторонником рабовладельческой системы. Согласно его разъяснению кто, по природе, принадлежит не самому себе, а другому, и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб. Деятельность рабов состоит в применении их физических сил, это наилучшее, что они могут дать. Они в такой сильной степени отличаются от других людей, в какой душа отличается от тела, а человек — от животного. Именно такие люди по своей природе — рабы, и для них лучший удел быть в подчинении у господина.

3. Аристотель о добродетели. Принцип «золотой середины»

Этику Аристотель характеризует как проповедь активной деятельности человека. Как уже говорилось, заслуживающей внимания Аристотель считает жизнь, которая характеризуется как практическая (политическая) или теоретическая (познавательная) деятельность. Этическим проблемам и добродетели посвящена такая работа Аристотеля как «Никомахова этика».

Во второй книге «Никомаховой этики» дается определение понятия добродетель, и выделяются два вида добродетелей. Добродетели подразделяются Аристотелем на мыслительные (мудрость, сообразительность, рассудительность) и нравственные (щедрость, благоразумие). Отличаются они следующим: «Итак, при наличии добродетели двух , как мыслительной, так и нравственной, мыслительная возникает и возрастает преимущественно благодаря обучению и именно поэтому нуждается в долгом упражнении, а нравственная (ethike) рождается привычкой (ex ethoys), откуда и получила название: от этос при небольшом изменении .

Отсюда ясно, что ни одна из нравственных добродетелей не врождена нам по природе, ибо все природное не может приучаться (ethidzein) к чему бы то ни было. Так, например, камень, который по природе падает вниз, не приучишь подниматься вверх, приучай его, подбрасывая вверх хоть тысячу раз; а огонь не вниз, и ничто другое, имея по природе некий , не приучится к другому»

Следовательно, добродетели существуют в нас не от природы и не вопреки природе, но приобрести их для нас естественно, а благодаря приучению мы в них совершенствуемся. Всякая добродетель и доводит до совершенства то, добродетелью чего она является, и придает совершенство выполняемому делу. Если так обстоит дело во всех случаях, то добродетель человека — это, пожалуй, такой склад души, при котором происходит становление добродетельного человека и при котором он хорошо выполняет свое дело.

Добродетель у Аристотеля – это внутреннее нравственное совершенство, вошедшее в привычку. Ее кульминация проявляется в деятельности высшей части иррациональной души, полной желаний, но сдерживаемой разумом. Это совершенство разумного желания, т.е. добродетель проявляется в нашей способности приспосабливаться к различным ситуациям: «в сфере действия и пользы нет ничего постоянного».

Согласно Аристотелю, добродетель есть некое обладание серединой; она существует постольку, поскольку ее достигает. Добродетель есть сознательно избираемый склад души, состоящий в обладании серединой по отношению к нам, причем определенной таким суждением, каким определит ее рассудительный человек. Серединой обладают между двумя видами порочности, один из которых — от избытка, другой — от недостатка. Именно поэтому по сущности и по понятию, определяющему суть ее бытия, добродетель есть обладание серединой, а с точки зрения высшего блага и совершенства — обладание вершиной.

Добродетель есть добровольный выбор на основе правильного суждения того образа действий, который зависит от нас, – отмечает Аристотель. А это означает, что добродетель проистекает из практической мудрости, которую благоразумный человек делает нормой жизни. Хотя целью добродетели должно полагать, по мысли Аристотеля, достижение «золотой середины», но она и сама по себе – верх совершенства. Так, мужество есть «золотая середина» между трусостью и отчаянностью. Умеренность же суть «середина» в наслаждениях. Человек, по Аристотелю, должен стремиться всегда придерживаться «золотой середины».

Учение о природе (физике, второй философии)
Природа — все, что содержит в самом себе причину своего движения
Три начала природы
Материя, лишенная определенной формы Движение (процесс приобретения материей определенной формы) Материя, получившая определенную форму
Схема 2.12.2.а. Аристотель: учение о природе (физике, второй философии)

Классификация видов движения
Изменение субстрата Изменение качества Изменение количества Изменение местоположения
Возникновение или разрушение вещи (не является движение в собственном смысле) Изменение свойств вещи на противоположные Увеличение или уменьшение размеров вещи Пространственное перемещение
Не содержится в потенции вещи Содержится в потенции вещи в качестве одной из возможностей ее бытия

Учение о природе

В отличие от первой философии физика имеет дело с природой – движущимся и телесным бытием.

Природа – все, «что имеет в самом себе начало движения и покоя, будь то в отношении места, увеличения и уменьшения или качественного изменения».

Так как научное знание – знание причин и начал, то и «в науке о природе надо попытаться определить прежде всего то, что относится к началам».

У природы не может быть одного начала, единого, неподвижного и не способного что-либо двигать (как у Парменида), ибо природа, как убеждает наблюдение, вся находится в движении.

У природы не может быть бесконечно много начал (как у Анаксагора), так как в силу непознаваемости бесконечного по качеству и количеству непознаваемой становится и природа.

Двух противоположных начал для познания природы также недостаточно, так как противоположности несовместимы и не превращаются друг в друга. Может изменяться лишь субстрат от одного противоположного состояния к другому: «Ведь не любовь соединяет вражду и делает из нее что-нибудь и не вражда из любви, но обе действуют на нечто иное, третье».

У природы – три начала:

• то, что изменяется, – субстрат (способный изменяться);

• то, из чего возникает, – состояние потенциальной лишенности формы (первая противоположность);

• то, во что изменяется, – состояние актуального наличия формы (вторая противоположность).

Случайность не может быть предметом научного исследования. Она возникает либо по внутренней причине, тогда это – самопроизвольное зарождение, или по внешней, тогда это совпадение. Общей причиной случайности является сопротивление материи принятию формы.

В исследовании природы вопрос о движении наиважнейший, «ведь незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы».

Движение есть:

• «действительность существующего в возможности, поскольку последнее таково», то есть превращение одной из возможностей действительности в новую действительность;

• изменение от одной противоположности (потенциального состояния) к другой (актуального состояния);

Классическая философия
Из книги «Основы философии»

• изменение местоположения (перемещение в пространстве).

Общая причина движения – лишённость материи формы; следовательно, всякое движение – некоторое изменение, вызванное приобретением материей какой-либо формы. Новая форма должна соответствовать потенции вещи.

Все движения делятся на изменения в субстрате, качестве, количестве или местоположении вещи. Первое из них не является движением в собственном смысле (возникновение и уничтожение субстрата не соответствует потенции вещи).

Учение о природе (физике, второй философии)
Причины движения
Материальная Формальная Действующая Целевая
Из чего создана данная вещь? Что это такое (какая сущность у этой вещи)? Кто или что создал эту вещь? Ради какого блага создана данная вещь?
Причина, обозначающая субстрат вещи Причины, обозначающие сущность, форму, энергию и цель бытия вещи
Сфера потенциального бытия вещи Сфера актуального бытия вещи

Схема 2.12.2.б. Аристотель: учение о природе (физике, второй философии)

Перводвигатель как причина и цель движения сфер всех небесных тел и всеобщего изменения природы

Учение о природе (продолжение)

Цель изучения природы – причины движения, содержащиеся в самих вещах. Таких причин четыре – материальная (отвечает на вопрос «Из чего сделана эта вещь?»), формальная (отвечает на вопрос «Что это за вещь?»), действующая (отвечает на вопрос «Кто или что сделал эту вещь?») и целевая (отвечает на вопрос «Ради чего сделана эта вещь?»).

Четыре вида причин сводятся к двум: материи (материальной причине) и форме (формальной причине).

Материя не может быть предметом научного познания, так как обозначает

• причину потенциальности, изменчивости, временности, индивидуальности, случайности бытия.

Форма – предмет научного познания, так как обозначает

• причину актуальности, постоянства, вечности, всеобщности, необходимости бытия.

Субординация природных объектов:

• земные тела – невечные, несовершенные, движимые иным;

• небесные тела (звезды и планеты, прикрепленные к движущимся сферам) – вечные, совершенные, движимые иным;

• неподвижные, но приводящие всю природу в движение двигатели (по числу небесных сфер), все из которых приводит в движение один двигатель, называемый Перводвигателем, или Богом.

Перводвигатель – это:

• абсолютная форма (так как лишен всякой материальности);

• абсолютная действительность (так как лишен материальности и тем самым потенциальности);

• цель и объект желания всех природных вещей, все движет, включая сферы всех небесных тел, будучи сам неподвижным;

• абсолютная сила природы;

• самое совершенное живое существо (так как только души могут двигать телом, будучи сами неподвижными);

• абсолютный разум природы, или ум (в смысле анаксагора), творчески и с любовью мыслящий самого себя (так как в силу единственности он – субъект и объект своей деятельности одновременно).

ЦИТАТА

«Так вот, от такого начала зависят небеса и вся природа, И жизнь его – самая лучшая, какая у нас бывает очень короткое время… А ум через сопричастность предмету мысли мыслит сам себя: он становится предметом мысли, соприкасаясь с ним и мысля его, так что ум и предмет его – одно и то же… И именно так пребывает он. И жизнь поистине присуща ему, ибо деятельность ума – это жизнь, а бог есть деятельность; и деятельность его, какова она сама по себе, есть самая лучшая и вечная жизнь. Мы говорим поэтому, что бог есть вечное, наилучшее живое существо, так что ему присущи жизнь и непрерывное и вечное существование, и именно это есть бог» («Метафизика»).

Прекрасный текст из «Физики» Аристотеля напомнил уважаемый Аноним:
«Таков один способ определения природы: она есть первая материя, лежащая
в основе каждого из , имеющих в себе самом начало движения и
изменения. По другому же способу она есть форма (morphn) и вид (eidos)
соответственно определению . А именно, как искусством называется
соответствующее искусству и искусственное, так и природой — соответствующее
природе и природное. И как мы никогда не скажем, что предмет соответствует
искусству, если ложе существует только в возможности, но еще не имеет вида
ложа, так и относительно предметов, созданных природой. Ибо мясо и кость в
возможности еще не имеют собственной природы и не существуют по природе,
пока не примут вида соответственно определению, с помощью которого мы и
называем это мясом, а это костью. Таким образом, в другом значении природа
будет для , имеющих в себе начало движения, формой и видом,
отделимым от них только логически, а то, что состоит из материи и формы, не
есть природа, а только существует по природе, например человек. И форма
скорее, чем материал, есть природа: ведь каждая вещь скорее тогда называется
своим именем, когда она есть в действительности, чем когда
прорастет, то возникнет не ложе, а дерево. Но если это, , есть искусство, то форма — природа: ведь от человека рождается человек.
Далее, природа, рассматриваемая как возникновение, есть путь к природе.
Не так, как врачевание, о котором никогда не говорится, что оно есть путь к
врачебному искусству, а к здоровью: необходимо ведь, чтобы врачевание шло от
врачебного искусства, а не к нему; природа относится к природе
не так, но порождаемое переходит из чего-нибудь во что-нибудь, поскольку оно
порождается. Во что же оно порождается? Конечно, не в то, откуда оно
, а в то, чем будет. Следовательно, форма есть природа».

.

Аристотель был и философом, и ученым, живо интересующимся различ-ными специальными научными проблемами. Сама философия была для него прежде всего наукой. Аристотель отделял философию от искусства и мифоло-гии, а тем более от религии и тесно сближал ее с физикой как наукой о природе вообще и с математикой.

Научное, или достоверное, знание для Аристотеля — не результат веры, некритически воспринятой традиции, субъективного опыта. Оно — результат ло-гического рассуждения (дианойа), направленного на открытие начал, причин и элементов того, что дано нам в непосредственно с чувственном опыте: «… вся-кое знание, основанное на рассуждениях … имеет своим предметом, — говорится в «Метафизике”, — более или менее точно определенные причины и начала”.

Если у учителя Платона Сократа критерием наличия знания была способ-ность дать определение, то у Аристотеля на первое место выходит знание при-чин существования всего того, что существует. «Знать же, почему нечто есть, — значит знать через причину”, — пишет он во «Второй аналитике”. Впрочем, Ари-стотель сохраняет и сократовский тезис о том, что достоверное, научное знание должно быть обобщенным. Научное знание должно быть также логически дока-зательным: нужно не просто выявить причину данного предмета, но и доказать, что для этого предмета именно она, а не нечто иное, является причиной.

Виды знания.

Теоретическое знание.

Согласно Аристотелю, только теоретический вид знания подлинно нау-чен. Когда Аристотель говорит о теоретическом виде знания, то он имеет в виду не совсем то, что понимаем мы, когда говорим о теории. Для нас теоретическое знание означает знание абстрактное, отвлеченное, обобщенное, но при этом мо-гущее быть руководством к действию. Для Аристотеля же теоретическое не только абстрактно, но и бездеятельно, замкнуто на себе, умозрительно или даже, лучше сказать, умосозерцательно. Оно непроизводительно. Согласно Аристоте-лю, именно это высший вид знания.

Виды теоретического знания.

Будучи одним из трех видов знания, теоретическое знание в свою очередь трояко: Аристотель различает в нем математику, физику и философию. Аристо-тель говорит о физике и математике как о теоретических философских дисцип-линах. Физику Аристотель называет также «второй философией”. В соответст-вии с этим Аристотель, сопоставляя собственно философию с физикой и с мате-матикой, называет ее «первой”.

Собственно философию Аристотель называет также мудростью и теоло-гической теоретической философией, т.е. теологией. Аристотель понимал под теологией не религиозное учение о сверхъестественном, а философское раз-мышление о боге. Аристотель называл свою философию также «божественной”, ибо, как думал философ, философия — такое знание, которым «скорее всего мог бы обладать бог, и точно также божественной была бы всякая наука о божест-венном”.

Аристотель, отдав предпочтение «теоретическим” наукам перед науками «практическими” и «творческими”, внутри самих теоретических наук отдает ре-шительное предпочтение философии. Аристотель превозносит философию как знание ради понимания в отличие от знания ради выгоды и пользы. Он видит в ней наиболее умосозерцательную и наименее полезную науку, если под полез-ностью понимать служение внешней цели, что, по Аристотелю, подобает лишь несвободной науке: «… как свободным называем того человека, который живет ради самого себя, а не для другого, точно также и эта наука единственно свобод-ная, ибо она одна существует ради самой себя”. Философия в понимании Ари-стотеля вовсе не нужна для обыденной, практической жизни, в этом смысле она самая бесполезная из всех наук. Но именно это говорит в ее пользу: «все другие науки, — заявляет философ, — более необходимы, нежели она, но лучше — нет ни одной”.

Генезис науки и философии.

Мнение Аристотеля о науке и философии определяет его представления об их возникновении.

Философия и науки были не всегда — в этом Аристотель прав. Науки на уровне теоретического знания возникают, согласно Аристотелю, лишь после то-го, как удовлетворены и жизненно необходимые потребности и потребности в удовольствиях. Они возникают для наилучшего времяпрепровождения.

Что касается философии, то Аристотель как бы указывает на ее мифоло-гическую родословную и на переходные формы между мифологическим и фило-софским мировоззрениями. В целом же Аристотель развивает тезис Платона о том, что философия возникает вследствие изумления (или удивления). Известно, что Платон сказал в своем диалоге: «Теэтет”, что «изумление … и есть начало философии …”.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *