Иерусалим. — Ученые продолжают исследование гробницы, которую традиционно считают местом погребения Иисуса Христа. Согласно предварительным выводам исследования, часть гробницы сохранилась до наших дней, пережив на протяжении столетий многочисленные разрушения, повреждения и реконструкции окружающего ее храма Гроба Господня в Старом городе Иерусалима.
Гробница, являющаяся самым почитаемым местом в христианском мире, сегодня состоит из погребального ложа, высеченного в известняковой стене пещеры. Как минимум с 1555 года, а может, с еще более раннего времени каменное ложе покрыто мраморной облицовкой — предположительно для того, чтобы паломники не растащили куски известняка на сувениры.
Когда ночью 26 октября плиту сняли, то консервационная команда из Национального технического университета Афин нашла при первичном осмотре только слой заполняющего материала. Исследователи безостановочно работали еще 60 часов, обнаружив вторую мраморную плиту с крестом, вырезанным на ее поверхности. К ночи 28 октября, за считанные часы до закрытия гробницы, их взорам предстало оригинальное погребальное ложе из известняка в неповрежденном состоянии.
«Я в полном потрясении. У меня даже немного дрожат колени, потому что я этого не ожидал, — сказал археолог National Geographic Фредрик Хиберт (Fredrik Hiebert). — Мы не можем сказать на 100%, но это похоже на визуальное доказательство того, что местонахождение гробницы не изменилось с течением времени — о чем ученые и историки думали на протяжении десятилетий».
Кроме того, исследователи подтвердили наличие оригинальных известняковых стен пещеры, находящихся внутри Кувуклии, или часовни, которая закрывает гробницу. В южной внутренней стене часовни прорезали окно, чтобы открыть одну из стен пещеры.
«Это священное ложе, перед которым преклонялись веками, но лишь сейчас его удалось реально увидеть», — заявила Антония Моропулу (Antonia Moropoulou), руководящая работами по консервации и восстановлению Кувуклии.
Действительно ли это гробница Христа?
Археология не может со всей определенностью сказать, что гробница, вскрытая недавно в храме Гроба Господня, это на самом деле место погребения Иисуса из Назарета. Однако косвенные доказательства указывают на то, что представители римского императора Константина спустя 300 лет правильно определили место захоронения.
Первые указания на погребение Иисуса дает Четвероевангелие, или четыре первые книги Нового Завета, которые были составлены примерно в 30 году нашей эры, спустя несколько десятилетий после распятия Христа. В деталях есть разночтения, однако эти книги довольно последовательно и непротиворечиво описывают, как в высеченной из камня гробнице, принадлежавшей богатому иудейскому последователю Иисуса Иосифу Аримафейскому, был погребен Христос.
В районе Иерусалима археологи отыскали более тысячи таких вырезанных в камне гробниц, говорит археолог и получатель гранта National Geographic Джоди Магнесс (Jodi Magness). В каждой из этих семейных усыпальниц была одна или более гробниц с высеченными по бокам в камне длинными нишами, на которые укладывали тела умерших.
«Все это вполне вписывается в наши знания о том, как состоятельные иудеи во времена Иисуса хоронили усопших, — говорит Магнесс. — Конечно, это не является историческим доказательством данного события. Но это говорит о том, что какие бы источники ни легли в основу Четвероевангелия, рассказчики были знакомы с данной традицией и с похоронными обычаями».
За пределами городских стен
Иудейская традиция запрещала хоронить умерших внутри города, и в Новом Завете четко указывается, что Иисуса похоронили за пределами Иерусалима, недалеко от места его распятия на Голгофе. Спустя несколько лет после похорон пределы Иерусалима были расширены, и Голгофа вместе с гробницей оказались внутри города.
Когда примерно в 325 году в Иерусалим на поиски гробницы прибыли представители Константина, им якобы указали на храм, возведенный 200 годами ранее римским императором Адрианом. Исторические источники указывают на то, что Адриан приказал построить над гробницей храм, чтобы утвердить господство римской государственной религии в том месте, которое почитали христиане.
По словам богослова Евсевия Кесарийского, римский храм был снесен, и в ходе раскопок под ним была обнаружена высеченная из камня гробница. Верхнюю часть пещеры срезали, чтобы была видна ее внутренняя часть. А вокруг нее построили храм, чтобы закрыть место погребения. Фатимиды в 1009 году полностью разрушили этот храм, но в середине 11 века он был восстановлен.
В 20-м веке внутри храма Гроба Господня проводились раскопки, в ходе которых были обнаружены остатки, как считают ученые, храма Адриана и стен первой церкви Константина. Археологи также нашли древний известняковый карьер и как минимум полдюжины других высеченных в камне гробниц, часть которых можно увидеть и сегодня.

Работы по укреплению Кувуклиии гробницы Иисуса в церкви Гроба Господня в Иерусалиме

Наличие других гробниц того периода является важным археологическим доказательством, отмечает Магнесс. «Они показывают, что во времена Христа этот район действительно был иудейским кладбищем за пределами стен Иерусалима».
Бывший главный археолог Иерусалима Дан Бахат (Dan Bahat) отметил: «Мы не можем быть абсолютно уверены, что каменное ложе под храмом Гроба Господня это действительно место погребения Иисуса, однако у нас совершенно точно нет иного объекта, в отношении которого можно было бы заявить то же самое с теми же основаниями, и у нас нет причин отвергать подлинность этого места».
Месяцы восстановительных работ, десятилетия исследований
Спустя 60 часов погребальное ложе вновь было закрыто мраморной плитой, которая скрыла его на века или даже тысячелетия. «Те архитектурные консервационные работы, которые мы ведем, должны сохранить этот объект навечно», — говорит Моропулу. Но до возвращения плиты на место на поверхности камня были проведены многочисленные исследовательские работы.
Археолог Мартин Бидл (Martin Biddle), опубликовавший в 1999 году важнейший труд по истории гробницы, считает, что единственный способ узнать или понять причины, по которым люди верят, что это именно та гробница, куда согласно Новому Завету положили тело Христа — тщательно изучить данные, собранные за то время, когда погребальное ложе и стены пещеры были открыты.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме

«Надо самым внимательным образом, скрупулезно изучить поверхность камня на предмет наличия надписей», — говорит Бидл. Он ссылается на другие гробницы в этом районе, имеющие большое значение, так как они покрыты крестами и надписями, которые были нарисованы или нацарапаны на поверхности.
«Вопрос о надписях чрезвычайно важен, — говорит Бидл. — Нам известно, что под разными частями храма есть как минимум полдюжины других высеченных в камне гробниц. Так почему же епископ Евсевий назвал могилой Христа именно эту гробницу? Он не говорит, а мы не знаем. Не думаю, что Евсевий ошибался, ведь он был очень хорошим исследователем. Так что доказательства наверняка есть — их надо только найти».
Между тем, консервационная команда из Национального технического университета Афин продолжает реставрационные работы в Кувуклии. Они будут укреплять, очищать и документировать каждый сантиметр храма еще как минимум пять месяцев, собирая ценную информацию, которую ученые будут изучать долгие годы, чтобы лучше понять происхождение и историю одной из самых священных в мире реликвий.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Верить — не верить

Именно в Кувуклии на Пасху и происходит чудо схождения Благодатного огня. Патриарх Иерусалимский, в одной рубашке и предварительно обысканный представителями других конфессий, входит внутрь часовни, откуда появляется через некоторое время с огнём, как считается, посланным самим Господом.
Вся территория комплекса жёстко разграничена между представителями христианских церквей, в соответствии с подписанным ещё в 1852 году фирманом турецкого султана. Строго определён порядок богослужений. Ни одна лампадка или икона не могут быть сдвинуты или заменены без согласования с «соседями».
Разумеется, то, что Божественный огонь даруется только православному патриарху, всегда вызывало ревность и раздражение. Но когда его отстраняли от церемонии, огонь не сходил и верующие начинали нервничать, боясь наступления конца света.
В общем, от подобных попыток отказались. Но в самой Кувуклии патриарх находится не один, а, как правило, в сопровождении нескольких «нейтральных» свидетелей, на глазах у которых склоняется в молитве перед закрывающей Гроб Господень плитой. Через какое-то время находящийся у него в руках пучок свечей вспыхивает пламенем.
Часто звучат высказывания о том, что свечи загораются от лампад, причём такие высказывания звучат как от адептов, так и от противников православия. Первые говорят не о чуде, а о церемонии с использованием лампады и носящей символичный смысл. По мнению вторых, речь идёт о «ловком фокусе», когда для возгорания свечей также используется лампада, заранее спрятанная в стене. Другие скептики пытаются объяснить «фокус», вспоминая об эффекте самовозгорания, который происходит при соприкосновении некоторых веществ с воздухом.
Здесь уже каждый сам решает — верить или не верить. Но когда в октябре 2016 года археологи начали работать в гробнице, в какой-то момент вся функционировавшая в храме измерительная аппаратура вышла из строя. Вырубил её некий мощный поток энергии неизвестного происхождения.

Главный вход в храм Воскресения Господня. Слева от входа — Колонна Святого Огня. Справа вверху — часовня Богородицы Скорбящей.

Последнее ложе Спасителя

Столкнулись археологи и с другими загадками.
Больше всего их удивила скамья в усыпальнице. Под накрывавшей её плитой находился слой каменных обломков, затем ещё одна плита — мраморная, с вырезанным на ней крестом, — и уже под ней сама поверхность скамьи, на которой лежало тело Христа.
Что означало это каменное крошево? Возможно, охрана отнимала у паломников осколки камня, которые они норовили унести с собой на память, и оставляла в пещере. При реконструкции 1555 года само ложе для лучшей сохранности накрыли мраморной плитой, сложили на эту плиту скопившиеся осколки и сверху накрыли ещё одной плитой — каменной.
Но самое удивительное заключалось в том, что поверхность ложа Спасителя оказалась нетронутой, а ведь её «современники» — боковые стены пещеры — были уничтожены ещё в начале I тысячелетия, при перестройке раннего храма Гроба Господня.
Археолог Фредерик Хиберт делился впечатлениями в одном из интервью: «Это абсолютно поразительно. У меня дрожат колени, потому что я не ожидал такого… Мы не можем со стопроцентной уверенностью говорить, но, на первый взгляд, есть явные доказательства того, что гробница не пострадала за все это время».
Дальнейшие исследования показали, что скамья, на которой лежал Иисус, не имела каких-либо механических повреждений, сколов или деформаций, и при этом от неё шло удивительное благоухание.
Научные и ремонтные работы были благополучно завершены, но вряд ли их результаты могут как-либо повлиять на взгляды верующих и неверующих. Самому невероятному чуду неверующий найдёт объяснения, точно так же как верующий отвергнет самые логичные и убедительные доводы атеистов.
При этом в истории Гроба Господня есть много лакун и неясных моментов. Одна из самых интригующих тайн связана с Русью.

Камень помазания

Разгром крестоносного «спецназа»

Считается, что самая ранняя плита, покрывавшая ложе Спасителя, была отправлена в столицу Византийской империи. Однако в 1204 году, получив рапорт от захвативших Константинополь крестоносцев, папа Иннокентий III с ужасом обнаружил, что в списке трофейных святынь эта плита отсутствует. Куда же она делась?
В одной из новгородских былин рассказывается о том, как Василий Буслаев увёз на Русь крышку Гроба Господня. Былина, конечно, произведение художественное, да Буслаева нельзя со всей ответственностью назвать лицом историческим. Но вот запись из IV Новгородской летописи, датированная «В лето 6719» (то есть в 1211 году), где говорится о персонаже, существовавшем в реальности: «Тогда же было пришёл Добрыня Ядрейкович из Цареграда и привезе с собою Гроб Господень, а сам пострижен на Ху-тыни у Святого Спаса».
Итак, некий новгородский боярин Добрыня Ядрейкович, вернувшись на родину через семь лет после захвата Царь-града «латинянами», привёз с собой «Гроб Господень». Логично предположить, что речь шла всё-таки не о Гробе, а о закрывавшей последнее ложе Христа плите. При разорении Царьграда бравый новгородец постарался спасти святыню от крестоносцев, в которых он (учитывая тогдашние конфликты между православными и католиками) видел не столько защитников, сколько поругателей веры Христовой.
Такое деяние требовало великой награды, и, в общем, понятно, что, постригшись в монахи, он вскоре становится настоятелем едва ли не самой почитаемой в новгородских землях Варлаамо-Хутынской обители.
Однако известие о том, что плита от Гроба Господня находится у схизматиков, конечно, дошло до «латинян» и должно было вызвать у них ярость. Не этим ли объясняется странный поход «псов-рыцарей» 1240 года, закончившийся Невской битвой? Слишком уж много вопросов он вызывает и по своей мотивации, и по немногочисленности крестоносного войска, и по огромному резонансу, который в масштабах Руси вызвала пограничная, в сущности, стычка.
Всё становится на свои места, если предположить, что отряд крестоносцевсобирался не покорять Новгород, а лишь захватить важную для всего христианского мира святыню. Но, высадившись в устье Ижоры, европейский «спецназ» расслабился, а местные жители предупредили князя Александра. Тот воспользовался расслабленностью противника, нанёс внезапный удар и одержал победу, которая в глазах соплеменников воспринималась как свидетельство того, что Бог ещё не оставил Русь Святую.
Однако, учитывая, что Русь находилась под игом монголов, нарываться на дополнительные неприятности как-то не хотелось, и факт обладания столь важной святыней новгородцы старались лишний раз не афишировать.
Могло всё быть именно так? А почему бы и нет?

Московский след

После 1492 года упоминания о пребывании святыни в Новгороде из летописи исчезают, но, в общем, не так сложно предположить, куда она могла деться — в Москву. И храниться, конечно, она должна была в главном соборе Кремля — Успенском.
В 1610-1612 годах в Кремле разместился польско-литовский гарнизон, предводители которого при первом же случае не преминули бы отправить подобную реликвию к себе на родину. Но, видимо, этой возможностью не воспользовались.
Историк Андрей Синельников отметил, что в современных описаниях Успенского собора фигурирует экспонат, обозначенный как «шатёр для реликвий». Надпись на нём гласит: «Божиею милостию по благословению и по повелению великого господина святейшего патриарха Филарета… при державе благоверного и благородного христолюбивого великого государя… Михаила Фёдоровича Всея Руси самодержца… в трое на десятое лето государства.. , в шестое лето патриаршества Филарета Патриарха Московского и Всея Руси зделанное бысть сия решётка в соборую церковь около Гроба Господня в лето 7133 года месяца сентября 30 дня».
То есть получается, что шатёр предназначался именно для хранения крышки Гроба Господня, и в 1625 году (7133 год в надписи) она ещё имелась в наличии. Но вот куда делась потом? Виноваты ли в этом московский пожар 1812 года или богоборческая кампания большевиков в 1920-х — 1930-х?
Впрочем, не исключено, что и сегодня эта святыня хранится в Успенском соборе среди не атрибутированных — или не афишируемых — предметов.

Сенсация или ошибка?

В 1980 году в иерусалимском районе Восточный Талпиот был найден склеп, который, по мнению документалиста Симхи Якобовича и автора «Титаника» Джеймса Кэмерона, является настоящей усыпальницей не только Иисуса, но и членов его семьи. В склепе находились оссуарии — каменные ящики, в которые укладывали кости усопших после того, как они иссушатся, пролежав на полке в гробнице.
Из надписей на оссуариях следует, что в них похоронены останки «Иисуса, сына Иосифа», одного из его братьев — Иосии, останки двух Марий, какого-то Мати (возможно, апостола Матфея) и человека, называемого «Иуда, сын Иисуса».

Максим Лукошков

Журнал: Загадки истории №13, март 2019 года

Тем временем на мировые экраны выходит новая лента (ВИДЕО) канадского режиссера Симхи Якубовича «Потерянная гробница Христа», также посвященная этой теме. И в ней, в частности, приводятся результаты анализов ДНК, подтверждающие, что могила Иисуса Христа и его родственников действительно находится в иерусалимском квартале Тальпиот.
«Что в имени тебе моем?»
По религиозным канонам, захоронение Христа находится в Церкви Вознесения, известной также как Храм Гроба Господня в Иерусалиме. На пересмотр канонов канадского режиссера израильского происхождения Симхи Якубовича сподвиг факт обнаружения в 1980 году в иерусалимском квартале Тальпиот десяти склепов с человеческими останками 2000-летней давности. На захоронениях сохранились надписи, сделанные на иврите, греческом и арамейском языках. Их прочтение заняло два десятилетия и после обнародования в 1997 году результатов некоторых любители истории выдвинули сенсационную версию о принадлежности этого захоронения к святому семейству. Как сообщалось, расшифрованные подписи гласили, что в этом месте покоятся «Иешуа, сын Йози», «Иуда, сын Иешуа», «Мария», «Мариамне», «Йози» и «Матфей».
По этой версии получается, что в склепе были похоронены сам Иисус Христос, его родители — Иосиф с Марией, а также его верные спутники Мария Магдалина и апостол Матфей. Сомнение вызывает некто, нареченный «Иудой, сыном Иисуса», но и этому более чем сомнительному факту американцы нашли объяснение. По версии кинодокументалистов, израильские власти сразу же засекретили результаты раскопок, поскольку они якобы подрывают основы христианства.
Расшифровкой подписей занимался профессор университета Бар-Илан Амос Клонер. Тот самый, который в свое время отстаивал подлинность известного оссуария (погребальной урны) с надписью «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса». Напомним, что в 2003 году ученым из нескольких стран удалось доказать, что надпись на оссуарии была фальсифицирована во второй половине XX века.
Ведущий археолог Израиля профессор Амос Клонер считает всю эту историю фальшивкой: «Это — самый обычный иерусалимский склеп той эпохи. Имена на саркофагах — наиболее популярные еврейские имена первого века нашей эры». Археологи обращают внимание и на тот факт, что гонимый властями Иисус Христос не имел возможности обзавестись семейным склепом.
«Весенние обострения»
Следует также отметить, что это не первая находка предполагаемого места захоронения Христа. В русской православной церкви такие громкие кампании вокруг «научных сенсаций» типа «Евангелия от Иуды» даже связали с «сезонными обострениями». В частности, профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев заявил, что «каждую весну перед католической Пасхой в западном медийном мире происходит обострение подобной тематики. Делается выброс какого-нибудь дурно пахнущего вещества, якобы опровергающего нашу евангельскую веру. Потом, где-нибудь ближе к июню, мелким шрифтом дается опровержение, но его уже мало кто читает».
Напомним, что в мае 2006 года журналисты газеты Times уже обнаруживали в японской деревне Шинго могилу, в которой по уверениям местных жителей похоронен Иисус Христос. Об этой «тайне» долгое время знали только местные жители. Хранитель могилы, Норихайд Нагано, поведал журналистам местную легенду, согласно которой Иисуса заменил на голгофском кресте его брат. Сам же мессия отправился в Японию, где он, оказывается, провел свою молодость. Там он жил долго и счастливо, даже женился на местной девушке Миюко и умер в возрасте 106-ти лет.
Еще одно место так называемого «захоронения Иисуса Христа» находится в Индии. В соответствии с местными преданиями могила мессии расположена в Гималаях, а именно — в столице Кашмира Шринагаре. Из уст в уста здесь предается тайное знание о том, что «после воскрешения Исса прибыл в Индию, где дожил до преклонного возраста». Подтверждением этому служит книга «Пятое евангелие» историка Фиды Хассанаина, директора департамента археологических исследований штата Джамму и Кашмир. Автор, утверждая, что Иисус Христос умер и погребен в Шринагаре, ссылается на самые различные индийские источники: легенды, сказания, древние рукописи. Например, в санскритской рукописи «Бхавишья махапурана», датируемой 115 годом, говорится, что Кашмирский царь Шалияхан, правивший в 39-50-е годы, путешествуя, встретил вблизи небольшого селения (в 18 км от нынешнего Шринагара) светлокожего человека в белоснежных одеяниях. На вопрос, кто он таков, тот ответил: «Я известен как Сын Божий, рожденный от Девственницы». И рассказал, что «пострадал от рук неправедных людей» за проповедь служения Богу.
В старинной индуистской сутре «Натха Намавали» имеется своеобразная версия воскрешения Иисуса, именуемого здесь Иша Натха. В соответствии с ней «распятый Иша Натха впал в состояние «самадхи» с помощью йоги. Увидев это, все посчитали, что он умер. И именно в этот самый момент одному из его гуру, великому Читану Натху, находившемуся в глубокой медитации в Гималаях, явилось видение пыток, совершаемых над Иша Натхом. Тогда Читан Натх сделал его тело легче воздуха, и оно пролетело над землей Израиля. День прибытия тела Иша в Гималаи ознаменовался громом и молнией, а великий гуру вывел Иша из состояния «самадхи», после чего самолично отвел его в священную землю ариев. Там Иша Натха поселился, создав в отрогах Гималаев свой ашрам».
Кроме того, в Индии существуют и предания об Юс-Асафе, в которых утверждается, что Юс-Асаф и Иисус — одно и то же лицо. Тот же историк Фида Хассанаин заявляет, что в гробнице Юс-Асафа в Шринагаре сохранилась надпись: «В этом году Юс-Асаф провозгласил о своем решении проповедовать, то был год 54-й», — и пояснение, что Юс-Асаф — пророк «детей Израиля». Легенды о жизни Иисуса в Кашмире стали основой учения одного из мусульманских течений — ахмадиев.
Кино и американцы
Тем временем на мировые экраны выходит новая лента канадского режиссера Симхи Якубовича «Потерянная гробница Христа», также посвященная этой теме. В ней приводятся не только археологические и лингвистические «доказательства», но и результаты анализов ДНК, подтверждающие, что могила Христа и его родственников находится в иерусалимском квартале Тальпиот.
Интерес к фильму подогревает тот факт, что его продюсером выступает Джеймс Камерон, создатель «Терминатора», «Титаника» и «Чужих». По его предложению в лаборатории палео-ДНК университета Лэйкхеад (провинция Онтарио, Канада) доктор Карни Матисон провел анализ останков, обнаруженных в Талпиоте. Оказалось, что одна из Марий вполне могла быть матерью покойника Иисуса. А вторая Мария никак кровно с ним не связана. Но поскольку они похоронены в семейном склепе, разумно предположили исследователи, то могла быть его женой.
Во многих признаваемых христианской церковью еретическими литературных произведениях утверждается, что Магдалина была женой Христа. На эти рукописи, к примеру, ссылался Дэн Браун в своем скандальном романе «Код да Винчи». Правда, он утверждал, что у них родилась дочка. Джеймс Камерон пошел по другому пути: посчитав, что израильские археологи обнаружили реальную могилу Иисуса Христа, он решил доказать, что захороненный там же «Иуда, сын Иисуса» был плодом их любви. Однако такая версия никак не объясняет, почему предполагаемого «сына» Христос назвал именем человека, предавшего его.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *