Часто на обращаются благодарные прихожане, которые хотели бы сделать памятный подарок для своего пастыря. Таким подарком обычно становится наперсный крест. Не всегда желающие одарить знают, что при выборе креста большое значение имеет и цвет, и форма, и наличие украшений.

Дело в том, что священники имеют право носить только такой крест, который положен им согласно их статусу, и если ошибиться в выборе,креста, батюшка просто не сможет его носить.

Как правильно выбрать крест, чтобы подарок был «не в бровь, а в глаз»? Какими правилами надо руководствоваться при выборе самого главного христианского символа, который несет на себе священнослужитель? Кто устанавливает эти правила, и как они изменились к настоящему времени?

Одним из важнейших событий церковной жизни в 2017 году стал Архиерейский собор Русской Православной Церкви. Не самым заметным итогом его деятельности, но важным для освещения поставленных вопросов стала новая редакция Положения о наградах Русской Православной Церкви.

Изменилась последовательность присвоения наград, были уточнены некоторые моменты. появились новые награды.

Коснулись изменения и правил ношения наперсного креста.

1. Восьмиконечный наперсный иерейский крест серебряного цвета

Ранее Положение о наградах гласило, что «Награждение наперсным крестом производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после награждения камилавкой (для монашествующих — набедренником) и при сроке служения в священном сане не менее пяти лет».

Между тем, на практике, священник начинал носить крест – более простой – сразу по рукоположении.

Теперь эта двусмысленность удалена: «восьмиконечный наперсный иерейский крест серебряного цвета возлагается на пресвитера при рукоположении».

2. Наперсный крест золотого цвета

Появляется новая награда: «Право ношения наперсного креста золотого цвета. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через четыре года после награждения правом ношения камилавки (для иеромонахов и священноиноков — не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения набедренника)».

Интересно, что ранее в качестве наградного обычно использовали так называемый Павловский крест, изготовленный из серебра (или его имитации) и позолоченный.

Сейчас иереям, обладающим старинными крестами, с которых сошла позолота, видимо, придется обратиться к услугам реставраторов.

3. Крест с украшениями

Крест с украшениями ранее возлагался на протоиерея – старое положение гласило: «Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после награждения палицей» (палицу же возлагали на протоиерея, через пять лет после возведения в этот сан).

Теперь «Награждение крестом с украшениями производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения палицы. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее двадцати лет».

Возведение в сан протоиерея отныне «производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения наперсного креста с украшениями. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее двадцати пяти лет (иеромонахи и священноиноки не награждаются)».

Ранее в сан протоиерея возводили до награждения крестом с украшениями и всего через десять лет служения в священном сане.

4. Второй наперсный крест

В Положении появилась такая награда, как право ношения второго наперсного креста – ранее она не была предусмотрена, хотя на практике маститые протоиереи с двумя крестами встречались и прежде.

Теперь «Награждение правом ношения второго наперсного креста с украшениями производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через десять лет после награждения правом ношения митры. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее пятидесяти лет».

5. Женское монашество

Изменения коснулись не только носителей священного сана.

Теперь «За особые заслуги в трудах на благо Святой Церкви указом Святейшего Патриарха монахиня какого-либо монастыря, а также настоятельница архиерейского подворья может быть удостоена права ношения наперсного креста золотого цвета, которое сохраняется пожизненно».

Ранее наперсный крест могла носить только игумения, но цвет его не регламентировался. Теперь же игумения носит только золотистый крест – либо крест с украшениями (как более высокую награду).

Ранее игумения по оставлении ею должности лишалась права ношения наперсного креста – теперь же оно сохраняется за нею пожизненно.

Мы постарались коротко осветить основные изменения, коснувшиеся правил ношения наперсного креста.

Вопрос этот – очень важный, и подходить к его решению необходимо крайне ответственно.

Священноначалием Русской Православной Церкви в течение последних десятилетий создана система орденов и медалей, отмечающих подвиг и вклад наших современников — священно- и церковнослужителей и мирян — в дело возрождения русской православной духовности, на благо вере и Отечеству. На сегодняшний день эта система включает восемь орденов различных степеней и три медали. Кроме того, особые знаки отличия могут быть учреждаемы Священными Синодами Белорусской и Украинской Автономных Церквей. Так, священнослужители и миряне братской Беларуси награждаются орденом «Креста преподобной Евфросинии Полоцкой».

Ордена и медали Русской Церкви могут вручаться любому из ее членов независимо от сана, происхождения, имущественного или сословного ценза. Митрополит и сельский батюшка, ученый богослов и скромный сотрудник просветительных и медицинских учреждений, иерей и мирянин — награда каждого определяется его трудом и верой, а не чином и общественным положением. Как сказано в известной пасхальной беседе Святителя Иоанна Златоуста, тот, кто пришел на ниву церковного подвига не с утра, но с полудня, и даже не с полудня, но лишь к вечеру, и даже, как многие из нас, «к одиннадцатому часу», т.е. на склоне лет, равно ублажается и равной удостаивается награды. Никому и никогда не поздно присоединиться к великому общему деланию Святой Церкви.

В древности Русская Церковь не знала какой-либо системы внешних отличий и наград. Накал духовной жизни в епархиях и приходах был тогда совсем другой, несопоставимый с нашей современной эпохой. Позже, в период Императорской России, с ее внешним блеском, «табелью о рангах» и разработанной иерархией регалий, представителей духовенства награждали в соответствии с общим порядком. Разумеется, в Церкви существовала и существует своя, особая наградная система, исходящая из особенностей священного сана, богослужебных одеяний и принадлежностей священнослужителей. Само назначение более высокого сана является наградой, обусловленной достоинством служения награждаемого. Иерей может стать протоиереем, иеромонах — игуменом и архимандритом, епископ — архиепископом и затем митрополитом. Диакон может быть награжден правом ношения двойного ораря, иерей (и иеромонах) — набедренником, наперсным крестом, протоиерей — палицей, крестом с украшением, митрой, правом служить при отверстых Царских Вратах до Херувимской и до Отче наш, архимандрит — правом употребления посоха при богослужении , архиепископ — именной или памятной панагией…

Но, помимо этих церковно-богослужебных отличий, священноначалие Русской Церкви разработало в последние четыре десятилетия и самобытную орденскую церковную наградную систему. Первым по времени учреждения стал орден святого равноапостольного князя Владимира (трех степеней), появившийся в нашей Церкви в период первосвятительства Святейшего Патриарха Алексия I, в конце 1950-х гг., и долгое время остававшийся единственной церковной наградой. При Святейшем Патриархе Пимене был учрежден орден преподобного Сергия Радонежского в 1978 г. Десять лет спустя, в 1988 г., в ознаменование 1000-летнего юбилея Крещения Руси, было учреждено сразу три ордена: орден святого апостола Андрея Первозванного с алмазной звездой, ставшего высшей наградой Русской Православной Церкви, которой награждаются Главы Церквей, орден святого благоверного князя Даниила Московского, одинаково часто вручавшегося как церковным, так и светским деятелям, потрудившимся на ниве духовного возрождения России, и орден святой равноапостольной княгини Ольги — специально для церковных тружениц, подвижниц Церкви и духовного просвещения.

Ввиду необходимости поощрения вклада и подвига людей, отдающих свои силы борьбе с многоразличными духовными и социальными недугами нашего общества, благотворительности и попечению о слабых и нуждающихся в помощи, были учреждены орден святого мученика Трифона (в 1995 г.) и — совместно с Российским детским фондом — орден святого благоверного царевича Димитрия (в 1997 г.).

Возрождение миссионерского служения, целью которого является ныне уже не просвещение внешних, языческих народов, но возвращение ко Христу и воцерковление основной массы нашего народа, подвигло нас учредить также и специальный миссионерский орден — святителя Иннокентия митрополита Московского и Коломенского (1999 г.). Кроме указанных орденов мы награждаем священно- и церковнослужителей и мирян также и церковными медалями: преподобного Сергия Радонежского, благоверного князя Даниила Московского и святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского.

…Не орден красит человека. И никто из нас не придет с орденами и медалями на Страшное Судище Христово. Но священнослужители с достоинством носят назначенные им священноначалием награды как свидетельство достойного прохождения церковного служения, уважения со стороны паствы и церковного народа.

Орден святого апостола Андрея Первозванного

В память 1000-летия Крещения Руси Священный Синод Русской Православной Церкви учредил 27—28 декабря 1988 г. три новых ордена: святого апостола Андрея Первозванного с алмазной звездой, святого благоверного князя Даниила Московского трех степеней и святой равноапостольной княгини Ольги, также трех степеней. Святой апостол Андрей (память 30 ноября/13 декабря) называется «первозванным» потому, что стал первым из апостолов Спасителя. Сразу после крещения Христа на Иордане, когда Иоанн Креститель указал на Него как на Мессию, Спасителя мира, Андрей, обо всем забыв и все оставив, пошел вслед за Учителем. Для Русской Церкви память апостола важна еще и тем, что согласно летописи апостол Андрей Первозванный первым принес провозвестие христианской веры в пределы нашего Отечества, посетил Киев и Новгород, благословил христианское будущее Русской Земли.

Прежде, в Российской Империи, существовал орден Андрея Первозванного, учрежденный Петром Великим в 1698 г. и почитавшийся главным среди российских орденов. Равным образом, ныне орден святого апостола Андрея является высшей наградой Русской Православной Церкви. Алмазная звезда ордена носится на правой стороне в верхней части груди, а знак ордена на ленте надевается через левое плечо и располагается под звездою ордена; все другие ордена носятся ниже. В центре ордена — образ святого апостола с характерным косым («андреевским») крестом, на котором был распят апостол. Подлинные сохранившиеся частицы креста, как и мощи святого, находятся в кафедральном Андреевском соборе в греческом городе Патры. Орден является Патриаршей наградой, им награждаются лица только по решению и инициативе Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода.

Орден святого равноапостольного великого князя Владимира

Орден святого Владимира трех степеней является старейшим по времени учреждения в Русской с Православной Церкви. Он был учрежден в 1957 г. в ознаменование 40-летия восстановления Патриаршества в Русской Церкви. Первоначально он скромно именовался «нагрудный знак в честь святого равноапостольного великого князя Владимира» и предназначался для награждения преимущественно представителей зарубежных Православных Церквей и инославных исповеданий.

…Историки назвали его Великим, Церковь — святым равноапостольным, поэтическая память народа — Владимиром Красным Солнышком. Великий князь Владимир Святославич (960—1015; память 15/28 июля) сумел из конгломерата разрозненных племен и княжений создать единую могучую Святую Русь. Главным его духовным подвигом стало Крещение Руси в 988 г. Князь не стал навязывать народу новую религию: он отправил послов в разные страны «испытать веры», И когда посланные вернулись, выслушал их в собрании старцев и народа и, с соборного согласия, выбрал православную веру — по критерию истинной красоты и благодати. «Ибо, — сказали послы, — когда стояли мы за службой в Константинопольском соборе святой Софии, не знали, где находимся — на небе или на земле». Крещение Руси на тысячу лет вперед предопределило нравственный облик и исторический путь нашего народа.

Первые награждения орденом (тогда еще называвшегося «знаком») состоялись весной 1958 г. Среди лиц, удостоенных ордена I степени в 1959 году, были митрополит Гор Ливанских Илия Карам и император Эфиопии Хайле Селассие I.

Первым русским человеком, удостоенным высокой награды, стал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. Орден святого Владимира \ степени был вручен ему 18 июля 1961 г., в день празднования памяти преподобного Сергия Радонежского, на Архиерейском соборе, состоявшемся в Троице-Сергиевой Лавре. Орденом могли награждаться также храмы, монастыри и целые епархии. В 1964 г. Владимира I степени получила Московская Духовная Академия, в 1977 г. — Ленинградская Духовная Академия.

Орден святой равноапостольной великой княгини Ольги

Орден был учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви 27—28 декабря 1988 г., одновременно с орденами апостола Андрея Первозванного и князя Даниила Московского. Орден предназначен исключительно для награждения женщин. Великая княгиня Киевская Ольга, в крещении Елена ( +969 г.; память 11/24 июля), стала первой русской правительницей-христианкой. Позднейшие предания называют родиной ее Псков, а начало ее самостоятельного правления в летописях связано с рассказом о грозном возмездии древлянам, убийцам Игоря.

Ольга Русская вошла в историю как великая созидательница державной жизни и культуры древней Руси. Летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по русской земле с целью благоустроения и упорядочения гражданского и хозяйственного быта. Много трудов приложила княгиня для усиления оборонной мощи страны. Не менее насущным представлялось ей коренное преобразование религиозной жизни Руси. В 946 г. Ольга отправляется с большим флотом в Царьград. Это было мирное хождение, сочетавшее задачи религиозного паломничества и дипломатической миссии — развития дружеского русско-византийского диалога. Сердце княгини открылось православию, она принимает решение стать христианкой.

Таинство крещения совершил над нею Патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником от купели был сам император Константин Багрянородный. По возвращении в Киев Ольгой была построена первая, еще деревянная, церковь Софии Премудрости Божией. Бог прославил княгиню-подвижницу чудесами и нетлением мощей. Воспитанный ею внук, великий князь Владимир Красное Солнышко, через 20 лет после смерти княгини сделает христианство государственной религией Руси.

…В России до 1917 г. уже существовала награда этого имени. По инициативе созданного известным публицистом М.О. Меньшиковым «Общества святой Ольги» в 1914 г. был высочайше утвержден «знак отличия святой Ольги». Он призван был отмечать «заслуги женщин на различных поприщах государственного и общественного служения, а равно подвиги и труды их на пользу ближнего». Знак отличия святой Ольги был вручен лишь один раз. В 1916 г. второй степени знака отличия была удостоена Вера Николаевна Панаева, потерявшая в сражениях первой мировой войны троих сыновей-офицеров.

Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского

Орден Святителя Иннокентия был учрежден в Русской Церкви в связи с празднованием 200-летия со дня рождения угодника Божия. Святитель Иннокентий (Вениаминов; 1797—1879; память 31 марта/13 апреля и 23 сентября /6 октября) занимает особое место в истории русской святости. Он прошел путь от сельского приходского священника в Иркутской епархии до кафедры Московских Святителей. Апостол Сибири и Америки, он поистине пронес благовестие Божие «даже до края земли», проповедовал якутам, чукчам, эскимосам и алеутам, составил грамматику и первый словарь алеутского языка. Уже будучи митрополитом Московским, основал Православное Миссионерское общество.

В феврале 1999 г., когда праздновалось 70-летие Святейшего Патриарха Алексия II, ему по решению Священного Синода был вручен вновь учрежденный орден Святителя Иннокентия I степени — за первосвятителъские труды на благо Русской Церкви. «Принимая эту награду, — сказал в ответ Патриарх, — от лица всей Русской Православной Церкви, совершающей в эти годы свое миссионерское, просветительское служение, укрепляющей в сердцах и душах людей веру Христову, будем сохранять единство, и никто, и ничто не разлучит нас, как говорил апостол Павел, от любви Божией».

Святейший Патриарх Алексий II вошел в историю Церкви как первый из ее Первосвятителей, неустанно предпринимающий близкие и дальние путешествия по епархиям, храмам и обителям в отечестве и за рубежом, куда нередко, как говорится, «не ступала нога православного архиерея». И всюду епископы, священнослужители и простые верующие люди чувствуют архипастырскую заботу, духовную щедрость и любовь Предстоятеля, от внимания которого не ускользают их трудности и печали.

Не случайно в последние годы Русская Церковь оказывает особое внимание возрождению православного миссионерства, в котором нуждаются ныне, увы, не только не просвещенные еще светом евангельской истины язычники, но и большинство народа, забывшего за десятилетия атеистической власти свои православные корни. «Новым крещением Руси» называют по праву период патриаршества Святейшего Алексия П.

Орден преподобного Сергия Радонежского

Орден Преподобного Сергия Радонежского трех степеней был учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви 26 декабря 1978 г. Орденами I и IIстепени награждаются предстоятели Поместных Православных Церквей, главы инославных Церквей и религиозных объединений, видные церковные и государственные деятели — за плодотворные труды по укреплению мира и дружбы между народами.

Преподобный Сергий (1322—1392; память 5/18 июля и 25 сентября/8 октября) вошел в историю России и Русской Церкви как великий «воспитатель русского народного духа» (В.О. Ключевский), реформатор русского православного монашества, основатель десятков монастырей. Его называли по праву «игуменом Земли Русской». Но значение аввы Сергия далеко выходило за рамки собственно церковной деятельности. Духовный вождь Руси, именно он благословил святого князя Димитрия Донского на Куликовскую битву, а затем скрепил его духовное завещание, по которому великое княжение переходило к сыну Димитрия великому князюВасилию.

Так, впервые великое княжение стало наследственным, династическим, что способствовало укреплению и консолидации русской державной государственности. Первый орден Преподобного Сергия I степени был вручен Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену — за выдающийся вклад за развитие взаимоотношений между православными Сестрами-Церквами, экуменические и миротворческие заслуги. Вторым награжденным стал митрополит Таллинский и Эстонский Алексий, ныне Святейший Патриарх. Третий орден получил Председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

В день 600-летней годовщины Куликовской битвы, в праздник Рождества Богородицы 8/21 сентября 1980 г. орден Преподобного Сергия I степени был присвоен основанной великим русским подвижником Троице-Сергиевой Лавре.

Орден святого благоверного князя Даниила Московского

Орден святого Даниила трех степеней был учрежден Священным Синодом Русской», Православной Церкви 27—28 декабря 1988 г. в память 1000-летия Крещения Руси. Им награждаются как духовные, так и светские лица.

Святой благоверный князь Даниил (1261—1303; память 4/17 марта) был младшим сыном святого Александра Невского. Но в истории действует незримо евангельский закон, который можно было бы назвать «благословение младшего сына». После смерти отца Даниилу досталась по разделу малая, никому еще не известная Москва. Он основал первую московскую обитель — Свято-Даниловский монастырь, где ныне почиют его мощи.

Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. Бог вознаградил его будущим процветанием княжеской династии московских Даниловичей, от которых «произошли великие князья и цари Московские. «Сей-то первоначальный основатель, — скажем словами митрополита Московского Платона, — положил начало нынешнему величию Москвы».

Предстоятель Русской Церкви вручает орден святого Даниила, как правило, сам, придавая награждению особо торжественный характер. Орденом награждаются и светские лица, много сделавшие для возрождения духовной жизни России, для укрепления ее могущества и благосостояния. Орденов I степени были в разное время удостоены мэр Москвы Ю.М. Лужков, министр обороны РФ И.Д. Сергеев, писатель А.И. Солженицын. Орден святого Даниила следует носить на правой стороне груди, степени ордена размещаются в линию.

Орден святого мученика Трифона

Орден святого мученика Трифона трех степеней учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви 22 февраля 1995 г. Орденом награждаются священнослужители, церковные, государственные и общественные деятели, служащие правоохранительных органов, писатели и журналисты, медицинские работники и работники просвещения за активную деятельность по борьбе с алкоголизмом, наркоманией, другими разрушительными явлениями в духовной жизни общества.

Святой мученик Трифон (память 1/14 февраля) с юности имел от Бога благодать изгонять бесов и исцелять больных. Мы редко теперь связываем в своем сознании одно с другим, но в православном понимании грех — не только и не столько преступление, но ущерб, болезнь. «Бог смерти не создал», — сказано в Писании; болезнь и смерть вошли в мир с первородным грехом, нарушением заповедей Божиих. Соответственно и лечить нужно одновременно — тело и душу, хворь — и ее первоисточник, грех. Исцелить — значит, вернуть человеку целомудрие и цельность. Без молитвы, без благодати

Божией невозможно врачевание ни телесных, ни духовных, ни социальных, цивилизационных недугов, к числу которых и относятся алкоголизм, наркомания, умопомрачения под влиянием экономических стрессов, информационных психозов, тоталитарных сект. Именно таким благодатным целителем был святой Трифон, претерпевший мученическую смерть в эпоху антихристианских гонений при римском императоре Деции (250 г.).

Орден имеет три степени. Первая — серебряный крест с позолотой, вторая — серебряный крест, третья — серебристый крест из ювелирного сплава. В наше время, когда без совместных усилий Церкви и общества, государства и благотворительных фондов, бизнесменов и средств массовой информации невозможна эффективная борьба с социальными болезнями и нестроениями, образ святого мученика Трифона, безвозмездного целителя, просившего излеченных им об одном — о хранении веры Христовой, укрепляет и поддерживает нас.

Орден благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского

В наградной системе Русской Православной Церкви особое место занимает орден святого благоверного царевича Димитрия, Московского и Угличского чудотворца. Он учрежден по инициативе председателя Российского детского фонда писателя Альберта Лиханова 29 сентября 1997 г. совместно РДФ и Московским Патриархатом. Согласно статуту ордена им награждаются лица, внесшие значительный вклад в дело попечения и защиты страждущих детей: инвалидов, сирот и беспризорников. Каждое представление носит индивидуальный характер, список кандидатов представляется Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси, который и принимает решение о награждении.

Святой благоверный царевич Димитрий, злодейски убитый в Угличе 15 мая 1591 г. (память 15/ 28 мая, 3/16 июня), был младшим сыном царя Иоанна Грозного. Сосланный с матерью в результате дворцовых интриг в Углич, отрок-царевич мирно жил в этом старинном русском городе, пока и здесь его не настигла рука посланных из Москвы убийц. Предание обвиняет в преступлении Бориса Годунова: именно ему, не имевшему прав на престол, мог мешать последний сын ИоаннаIY. В кровавом мареве политических греховных страстей, голода и разрухи народная любовь в Смутное время вызвала к жизни целую вереницу призраков-Лжедимитриев.

Для прекращения соблазна 3 июня 1606 г. мощи убиенного царевича были перенесены в Москву, в Кремлевский Успенский собор. С тех пор не прекращается ряд чудесных исцелений, помощи в болезнях и несчастьях, особенно детям, посылаемых Господом по молитве к святому Димитрию. Г Орден представляет собой крест с лучами из чистого серебра с позолотой, посреди которого в медальоне находится образ царевича Димитрия, исполненный в технике финифти, окруженный рубинами, с надписью За дела милосердия.

Среди первых награжденных были город Углич, храм царевича Димитрия при Первой Градской больнице г. Москвы, а также ряд деятелей, достойно послуживших попечению о больных и несчастных детях. В их числе: председатель правления Волгоградского отделения РДФ, создатель медицинского центра «Нежность» для детей-инвалидов Р.К. Скрынникова; православная благотворительница из Швейцарии Тамара Симон, пожертвовавшая 100 тысяч долларов на благотворительную помощь детям-инвалидам; Л.С. Горелышева — за 42 года беспрерывной работы прачкой в детском доме города Суздаля; семейный детский дом М.В. и Т.В. Сорокиных (Ростовская обл.) за воспитание 38 приемных детей.

Медаль святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского

Медаль Святителя Иннокентия, «апостола Сибири и Америки», учреждена в Русской Церкви в один день с одноименным орденом, в 1999 г. В центре медали, на голубом эмалевом фоне, — золотой образ великого благовестника. На обороте надпись: «За миссионерские труды».

Огромные просторы России невольно вызывают мысль о необъятном поле для подвигов апостольского православного благовестия. И русские миссионеры с первых веков после Крещения Руси неустанно шли с евангельской проповедью к окрестным языческим народам. Шли не для того, чтобы покорять, подчинять племена и народности своей власти, своим обычаям — шли, чтобы дать просвещение, нравственные устои и хозяйственные навыки, чтобы включить в пространство мировой христианской цивилизации.

Следуя благодатным заветам равноапостольных Кирилла и Мефодия, для каждого из бесписьменных народов великой России, православные миссионеры, в первую очередь, создавали азбуку, разрабатывали литературный язык, переводили Священное Писание и богослужебные книги. Так действовал современник Преподобного Сергия святитель Стефан Пермский в XIV в., так же действовал и Святитель Иннокентий в XIX в. Их труды и заветы продолжают современные православные миссионеры. При Священном Синоде создан особый Миссионерский отдел, в Белгороде — Духовная семинария с миссионерским уклоном.

Медаль преподобного Сергия Радонежского

Медали Преподобного Сергия двух степеней — золотая и серебряная — были учреждены священноначалием Русской Православной Церковью вместе с одноименным орденом в 1978 г.

Золотые и серебряные медали появились в русской наградной традиции раньше орденов. Есть сведения, что «золотыми» (имеется в виду «медалями», ведь медаль и происходит от слова «металл ) были награждены впервые участники одного из русских походов XV века.

В обители, основанной столетием раньше «Игуменом Земли Русской», разумеется, не было первоначально ни золота, ни серебра. Даже богослужебные сосуды были деревянные, даже книги — берестяные. Единственным «золотом» в обители были люди — иноки Сергиевой школы. Каждый имел свое трудовое послушание: сам Преподобный Сергий (в Житии сказано, что он обладал ростом и силой двух мужчин) пилил доски, рубил избы, носил воду для братии. И каждый, следуя заветам игумена, постоянно трудился: корчевали лес, строили, пахали, писали книги и иконы, воздвигали храмы. Главное дело инока — молитва. Но труд внешний, физический никогда не мешает внутреннему, духовному — как говорят монахи, «умному деланию».

Не стоит думать, что великие подвиги — духовные и телесные — удел древних подвижников. Среди наших современников, тихо и незаметно, вершатся иногда, может быть, не меньшие подвиги. И никто из них не ожидает при этом ни похвалы, ни ордена. Скромная медаль, осененная именем и образом Преподобного Сергия, с девизом на оборотной стороне «Смирением возвышаемый», — лучшая, пожалуй, награда для этих бескорыстных тружеников.

Медаль святого благоверного князя Даниила Московского

Золотая медаль святого князя Даниила, с надписью «За труды во славу Святой Церкви» на обороте, была учреждена в Русской Церкви вместе с одноименным орденом в год 1000-летия Крещения Руси, в 1988 г.

Труд и добродетель святого Даниила, основателя династии московских Даниловичей, состоял, прежде всего, в бережливости, верности заветам отцов, медленном, но верном укреплении Московского Державного Центра. Историк В.О. Ключевский так писал о его потомках: «Московские Даниловичи являются во многих отношениях образцами умеренности и аккуратности. Не блистая особыми доблестями, эти князья совмещали в себе много менее дорогих, но более доходных качеств.

Прежде всего, эти князья дружно живут друг с другом. Они крепко держатся завета отцов: «жити за один». Они — очень почтительные сыновья: свято почитают память и завет своих родителей. Поэтому среди них рано складывается фамильный обычай, отцовское и дедовское предание. Отсюда твердость поступи у московских князей, ровность движения, последовательность действий; работа у них идет ровной и непрерывной нитью, как шла пряжа в руках их жен, повинуясь движению веретена. Сберечь отцовское стяжание и прибавить к нему что-нибудь новое — вот на что были обращены их правительственные помыслы. Эти свойства и помогли их политическим успехам».

Указанная характеристика как нельзя лучше отражает идеал русского исторического строительства, хозяйственного освоения земли. Эти качества и таланты как никакие другие нужны нам сегодня. Носителей этих талантов и отмечает Церковь медалью, носящей имя святого князя Даниила.

Новые ордена и медали

3 апреля 2001 г. учреждены новые награды Русской Православной Церкви:

1. Орден святителя Макария, митрополита Московского.
2. Орден преподобного Андрея Рублева 1, 2 и 3 степени.
3. Медаль святителя Макария, митрополита Московского.
4. Медаль преподобного Андрея Рублева 1 и 2 степени.

25 марта 2004 г. учреждены новые награды Русской Православной Церкви:

1. Орден святителя Алексия, митрополита Московского 1, 2 и 3 степени.
2. Орден преподобного Серафима Саровского 1, 2 и 3 степени.
3. Орден Славы и Чести.
4. Медаль преподобного Серафима Саровского 1 и 2 степени.

Положение о наградах Русской Православной Церкви

Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2017 года.

ПОЛОЖЕНИЕ О НАГРАДАХ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

ВВЕДЕНИЕ

Награды Русской Православной Церкви являются формой поощрения духовенства и мирян во внимание к пастырскому служению, богословской, научной и административной деятельности, возрождению духовной жизни, восстановлению храмов, миссионерским, благотворительным, социальным, просветительским и иным трудам во славу Божию на благо Святой Церкви.

Настоящее Положение о наградах содержит в себе сведения о богослужебно-иерархических наградах для духовенства, общецерковных наградах: орденах, медалях – и прочих наградах, существующих в Русской Православной Церкви.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Святейший Патриарх Московский и всея Руси (далее – Святейший Патриарх) возглавляет наградную систему Русской Православной Церкви.

1.2. Решение о награждении Патриаршими богослужебно-иерархическими и общецерковными наградами принимается исключительно Святейшим Патриархом.

1.3. Решение Святейшего Патриарха о награждении не пересматривается.

1.4. Положение о наградах Русской Православной Церкви принимается Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Изменения и дополнения к нему принимаются Святейшим Патриархом и Священным Синодом Русской Православной Церкви (далее — Священным Синодом), с последующим утверждением Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

1.5. К ведению Патриаршей наградной комиссии относятся богослужебно-иерархические и общецерковные награды Русской Православной Церкви.

1.6. Патриаршая наградная комиссия является структурным подразделением Московской Патриархии.

1.7. Руководителем Наградной комиссии является председатель, назначаемый на должность (освобождаемый от должности) Указом Святейшего Патриарха.

1.8. В структуру Наградной комиссии входят: Геральдический совет при Патриаршей Наградной комиссии (далее – Геральдический совет), аппарат Наградной комиссии, казначей Наградной комиссии. Члены Наградной комиссии и члены Геральдического совета назначаются Распоряжением Святейшего Патриарха.

1.9. Наградная комиссия производит проверку поступающих документов на предмет соответствия критериям, предъявляемым к испрашиваемому награждению, в случае необходимости запрашивает недостающую информацию, направляет документы на рассмотрение Святейшему Патриарху, исполняет решения Святейшего Патриарха по вопросам награждения: подготавливает грамоты на ордена и медали, Патриаршие грамоты, Указы о награждении, а также иные документы.

1.10. Председатель подчиняется непосредственно Святейшему Патриарху.

1.11. Председателю подчиняются заместитель председателя, члены Наградной комиссии, Геральдический совет, сотрудники аппарата и казначей Наградной комиссии.

1.12. Геральдический совет разрабатывает эскизы новых общецерковных наград, проводит экспертизу учреждаемых наград Автономных и самоуправляемых Церквей, экзархатов и митрополичьих округов Русской Православной Церкви, наград синодальных отделов и учреждений, епархиальных наград, а также юбилейных медалей и знаков Русской Православной Церкви.

1.13. Аппарат Наградной комиссии осуществляет техническое делопроизводство в рамках своей компетенции.

1.14. Председатель возглавляет заседания Наградной комиссии и осуществляет руководство аппаратом Наградной комиссии.

1.15. В случае отсутствия председателя или невозможности им исполнять возложенные на него обязанности руководство Наградной комиссией возлагается на заместителя председателя Наградной комиссии (далее — заместитель председателя).

1.16. Казначей ведет учет орденских и других наградных знаков и вещей, осуществляет контроль за качеством изготовления наградных знаков в соответствии с утвержденными образцами, а также их хранение и учет. Казначей Наградной комиссии является материально ответственным лицом.

2. БОГОСЛУЖЕБНО-ИЕРАРХИЧЕСКИЕ НАГРАДЫ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

2.1. 2.1.Общие положения о богослужебно-иерархических наградах

2.1.1. Богослужебно-иерархические награды служат для поощрения архиереев и клириков, свидетельствуя об их достойном служении.

2.1.2. Богослужебно-иерархическими наградами священнослужителей являются:

1) возведение в сан;

2) части богослужебного облачения, несущие духовно-символическое значение;

3) богослужебные отличия (служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Иже Херувимы…» или по «Отче наш…»).

2.1.3. Награждение богослужебно-иерархическими наградами производится в строгой последовательности.

2.1.4. Инициатива награждения архиереев и право вручения им наград принадлежит Святейшему Патриарху.

2.1.5. Награждение клириков производится правящим епархиальным архиереем либо, по его благословению, викарным архиереем.

2.1.6. Богослужебно-иерархические награды определяют иерархическое место священнослужителя при соборном богослужении. При наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии.

2.2. 2.2.Богослужебно-иерархические награды епископов

2.2.1. Возведение в сан архиепископа и возведение в сан митрополита определяются местом служения.

Митрополит — это архиепископ главного города митрополии и митрополит области. Архиепископ — епархиальный архиерей города и области, не входящих в митрополию.

Сана архиепископа и сана митрополита могут быть удостоены архиереи, несущие особо ответственные общецерковные послушания.

2.2.2. При возведении в сан архиепископа архиерей удостаивается права ношения креста на клобуке, а при возведении в сан митрополита — права ношения белого клобука с крестом и мантии голубого цвета.

2.2.3. Право ношения второй панагии принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины.

2.2.4. Право ношения второй панагии принадлежит в пределах их канонических уделов главам Японской Автономной Церкви, Самоуправляемых Православной Церкви в Молдове, Латвийской Православной Церкви, Эстонской Православной Церкви, Белорусского Экзархата, Митрополичьего округа в Республике Казахстан, Среднеазиатского митрополичьего округа, а также председателю Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви.

2.2.5. Правом ношения второй панагии в пределах своего канонического удела может быть за особые заслуги удостоен митрополит.

2.2.6. Право преднесения креста за богослужениями принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины (в пределах Украинской Православной Церкви).

2.2.7. Права преднесения креста за богослужениями могут быть удостоены в качестве высшей иерархической награды, в пределах своих уделов, митрополиты, обладающие правом ношения двух панагий.

2.3. Богослужебно-иерархические награды пресвитеров

2.3.1. Последовательными очередными богослужебно-иерархическими наградами для пресвитеров являются:

1) право ношения набедренника;

2) право ношения камилавки;

3) право ношения наперсного креста золотого цвета;

4) право ношения палицы;

5) право ношения наперсного креста с украшениями;

6) возведение в сан протоиерея;

7) право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Иже Херувимы…»;

8) право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…»;

9) право ношения митры (для протоиереев), возведение в сан архимандрита (для иеромонахов и игуменов);

10) право ношения второго креста с украшениями

2.3.2. Особыми богослужебно-иерархическими наградами, инициатива награждения которыми принадлежит исключительно Святейшему Патриарху, являются:

1) право ношения Патриаршего наперсного креста;

2) возведение в сан протопресвитера.

2.3.3. Право ношения набедренника. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после пресвитерской хиротонии (пять лет для иеромонахов и священноиноков).

Правила ношения: надевается под фелонь на левое плечо и носится с правой стороны во время богослужения.

2.3.4. Право ношения камилавки. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после награждения правом ношения набедренника (иеромонахи и священноиноки не награждаются).

Правила ношения: Камилавка должна быть фиолетового цвета. Надевается во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных богослужебным уставом), а также во время официальных и торжественных мероприятий. Награждение правом ношения камилавки предусматривает право ношения скуфьи фиолетового цвета (право ношения черной скуфьи, как в храме, так и в повседневной обстановке принадлежит каждому пресвитеру со дня его хиротонии).

2.3.5. Право ношения наперсного креста золотого цвета. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через четыре года после награждения правом ношения камилавки (для иеромонахов и священноиноков — не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения набедренника).

Правила ношения: надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке — поверх рясы.

Примечание: восьмиконечный наперсный иерейский крест серебряного цвета возлагается на пресвитера при рукоположении.

2.3.6. Право ношения палицы. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения наперсного креста золотого цвета. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее пятнадцати лет.

Правила ношения: надевается под фелонь на левое плечо и носится с правой стороны исключительно во время богослужения (при этом набедренник носится слева).

2.3.7. Право ношения наперсного креста с украшениями. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения палицы. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее двадцати лет.

Правила ношения: надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке — поверх рясы.

2.3.8. Возведение в сан протоиерея. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения наперсного креста с украшениями. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее двадцати пяти лет (иеромонахи и священноиноки не награждаются).

2.3.9. Право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Иже Херувимы…». Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после возведения в сан протоиерея (не ранее чем через десять лет после награждения правом ношения наперсного креста с украшениями для иеромонахов и священноиноков).

2.3.10. Право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…» Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения правом служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Иже Херувимы…»

2.3.11. Право ношения митры (для протоиереев), Возведение в сан архимандрита (для монашествующих клириков). Награждение производится указом Святейшего Патриарха за особые заслуги, но не ранее чем через пять лет после награждения правом служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…». Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее сорока лет. Срок может быть сокращен в связи с назначением настоятелем кафедрального собора или наместником монастыря, священноархимандритом которого является епархиальный архиерей.

Правила ношения: во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных богослужебным уставом).

Примечание: При возведении в сан архимандрита одновременно возлагается митра.

2.3.12. Право ношения второго наперсного креста с украшениями. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через десять лет после награждения правом ношения митры. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее пятидесяти лет.

2.3.13. Право ношения Патриаршего наперсного креста. Награждение производится в исключительных случаях во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви по инициативе и решению Святейшего Патриарха, независимо от продолжительности служения и предшествующих наград.

Правила ношения: клирик, удостоенный права ношения Патриаршего наперсного креста, может носить его вместе с крестом с украшениями. Клирики, награжденные правом ношения Патриаршего наперсного креста и рукоположенные в сан епископа, могут носить данный крест во время богослужений вместо креста с украшениями.

2.3.14. Возведение в сан протопресвитера. Награждение производится в исключительных случаях, во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви, по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, независимо от продолжительности служения и предшествующих наград.

2.3.15. По Указу Святейшего Патриарха, в храме может быть благословлено совершение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…».

2.3.16. В кафедральных соборах всех епархий благословляется совершение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…».

2.4. Богослужебно-иерархические награды диаконов

Последовательными богослужебно-иерархическими наградами для диаконов являются:

право ношения двойного ораря;
право ношения камилавки;
возведение в сан протодиакона;
возведение в сан архидиакона.

2.4.2. Право ношения двойного ораря. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через пять лет после хиротонии награждаемого.

Правила ношения: на левом плече, поверх стихаря; передний конец ораря спускается с левого плеча под правую руку, затем орарем опоясывается спина, а затем он спускается вниз через левое плечо.

2.4.3. Право ношения камилавки. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через десять лет после награждения правом ношения двойного ораря (иеродиаконы не награждаются). Продолжительность служения в священном сане должна составлять не менее пятнадцати лет. Исключением могут быть случаи особого ходатайства епархиального архиерея перед Святейшим Патриархом о награждении старших диаконов кафедральных соборов и особо значимых обителей.

Правила ношения: Камилавка должна быть фиолетового цвета. Надевается во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных богослужебным уставом), а также во время официальных и торжественных мероприятий. Протодиакон, награжденный правом ношения камилавки, может носить скуфью фиолетового цвета (право ношения черной скуфьи принадлежит каждому клирику со дня его хиротонии).

Примечание: Право ношения черной камилавки во время богослужения принадлежит каждому иеродиакону со дня его хиротонии.

2.4.4. Возведение в сан протодиакона. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения камилавки. Продолжительность служения в священном сане должна составлять не менее двадцати лет (монашествующие клирики не награждаются). Исключением могут быть случаи особого ходатайства епархиального архиерея перед Святейшим Патриархом о награждении старших диаконов кафедральных соборов и особо значимых обителей.

2.4.5. Возведение в сан архидиакона. Награждение производится по инициативе Святейшего Патриарха независимо от продолжительности служения и предшествующих наград. Данной награды могут быть удостоены старшие протодиаконы Патриарших кафедральных соборов, старшие иеродиаконы в Лаврах, а также в особо значимых мужских ставропигиальных монастырях.

2.5.Награды настоятельниц и насельниц женских монастырей

2.5.1. Монахини, назначенные Священным Синодом настоятельницами монастырей, возводятся в сан игумении с вручением посоха и возложением наперсного креста золотого цвета. В случае оставления ими должности они сохраняют сан игумении и право ношения наперсного креста золотого цвета, но лишаются права использования посоха.

2.5.2. Во внимание к продолжительным трудам на благо Святой Церкви в должности настоятельницы, указом Святейшего Патриарха игумения монастыря может быть удостоена права ношения наперсного креста с украшениями, которое сохраняется пожизненно.

2.5.3. За особые заслуги в трудах на благо Святой Церкви указом Святейшего Патриарха монахиня какого-либо монастыря, а также настоятельница архиерейского подворья может быть удостоена права ношения наперсного креста золотого цвета, которое сохраняется пожизненно.

2.5.4. В исключительных случаях, по инициативе и указом Святейшего Патриарха, независимо от выслуги лет и предшествующих наград, игумении могут быть удостоены права ношения Патриаршего наперсного креста. При этом Патриарший наперсный крест носится в качестве второго креста.

2.6.Об игуменском звании

Чин поставления в игумена, предусмотренный в архиерейском чиновнике, совершается над лицами, назначенными Священным Синодом настоятелями или наместниками монастырей, даже в тех случаях, когда таковыми являются архиереи или архимандриты. При этом игумену вручается посох. Игумен занимает первое место среди пресвитеров при совершении богослужений во вверенной ему обители в период его настоятельства. В случае оставления должности звание игумена сохраняется в память о понесенных трудах.

2.7.Правила использования жезла и посоха

2.7.1. Жезл служит знаком власти над подчиненными и законного управления ими. Разновидностью жезла, используемого вне богослужения, является посох. Только Святейший Патриарх использует жезл без сулка за богослужением и входит с ним в алтарь через царские врата. То же право имеет Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины в пределах Украинской Православной Церкви.

2.7.2. При посещении Святейшим Патриархом епархий Русской Православной Церкви епархиальный архиерей данной епархии имеет право использовать жезл и посох в присутствии Святейшего Патриарха. Во всех других случаях архиереи Русской Православной Церкви не используют жезл и посох в присутствии Святейшего Патриарха.

2.7.3. При соборном архиерейском служении вне Патриаршей епархии или ставропигиальной обители жезл используют первенствующий иерарх и епархиальный архиерей. Вне богослужения каждый архиерей может использовать посох.

2.7.4. Викарные архиереи не используют жезл при сослужении епархиальному архиерею и посох в его присутствии.

2.7.5. Настоятели (наместники) и настоятельницы монастырей имеют право использовать деревянный игуменский посох без креста и украшений по должности, в пределах своей обители. В случае оставления должности настоятель (наместник) или настоятельница не имеет права использовать игуменский посох.

2.7.6. Во время архиерейского богослужения сослужащие настоятели (наместники) не имеют права использовать игуменский посох. В присутствии молящегося в храме, но не совершающего богослужение Патриарха, а также епархиального архиерея данной обители, настоятель (наместник) не имеет права использовать игуменский посох при совершении богослужения. В присутствии молящегося в храме, но не совершающего богослужение иного архиерея настоятель (наместник) может использовать игуменский посох при совершении богослужения. В присутствии архиерея вне богослужения настоятели (наместники) и настоятельницы монастырей не имеют права использовать посох.

2.8. Порядок и сроки подачи ходатайств

о награждении духовенства богослужебно-иерархическими наградами

2.8.1. Основным условием награждения клирика богослужебно-иерархической наградой является усердное исполнение им возложенных Священноначалием церковных послушаний. При представлении к богослужебно-иерархическим наградам могут приниматься во внимание возраст, продолжительность служения Святой Церкви, а также образовательный ценз кандидата к награждению. В этой связи межнаградные сроки, установленные настоящим Положением о наградах, являются необходимым, но не определяющим условием для награждения.

2.8.2. Решение о награждении пресвитеров: правом ношения набедренника, камилавки и наперсного креста золотого цвета, а для диаконов — правом ношения двойного ораря — находится в компетенции епархиальных архиереев.

2.8.3. Сведения о награжденных в течение года правом ношения набедренника, камилавки и наперсного креста золотого цвета указываются в годовых отчетах епархиальных архиереев, направляемых Святейшему Патриарху. В случае сокращения установленных настоящим Положением о наградах межнаградных сроков в отчете указываются причины сокращения.

2.8.4. Решение о награждении последующими богослужебно-иерархическими наградами принимается Святейшим Патриархом. С этой целью епархиальные архиереи подают в канцелярию Московской Патриархии ходатайства на имя Святейшего Патриарха о награждении достойных кандидатов.

2.8.5. В случае принятия священнослужителем монашеского пострига епархиальный архиерей может обратиться к Святейшему Патриарху с рапортом о подтверждении (восстановлении) бывших у клирика наград. До получения соответствующей Патриаршей резолюции клирик не возлагает на себя прежние награды, а носит восьмиконечный иерейский наперсный крест серебряного цвета и те награды, которыми в своей компетенции удостоил его епархиальный архиерей.

2.8.6. Награждения богослужебно-иерархическими наградами производятся к празднику Святой Пасхи.

2.8.7. Документы о награждении богослужебно-иерархическими наградами подаются осенью, до 1 декабря предшествующего награждению года.

2.8.8. Ходатайства о награждении оформляются по форме, указанной в Приложении № 1 и направляются в канцелярию Московской Патриархии.

2.8.9. Недопустимым следует считать награждение клирика в один год богослужебно-иерархической и общецерковной наградами, а также награждение ими два года подряд.

Исключениями могут быть следующие поводы:

· Великое освящение храма, в созидании которого потрудился данный клирик;

· 50-летний и 75-летний юбилеи со дня рождения;

· 25-летие и 50-летие служения в священном сане (только для клириков в диаконском сане);

· 25-летие и 50-летие пресвитерской хиротонии.

Право ходатайствовать о награждении сотрудников Синодальных отделов и структурных подразделений Московской Патриархии, принадлежит руководителям этих учреждений и подразделений. Представления о награждении клириков должны быть согласованы с епархиальными архиереями или управляющими викариатствами города Москвы.

2.9. О внеочередных богослужебно-иерархических наградах для духовенства

2.9.1. Представление к внеочередной богослужебно-иерархической награде подается на имя Святейшего Патриарха с обоснованием причин сокращения установленных межнаградных сроков.

2.9.2. Назначение клирика на начальственную должность не дает само по себе права ходатайствовать о его награждении внеочередной богослужебно-иерархической наградой. Такое ходатайство может быть подано в случае, если данный клирик положительно зарекомендует себя на новом послушании в течение не менее трех лет.

2.9.3. В случае принятия решения о рукоположении протодиакона и архидиакона в пресвитерский сан епархиальный архиерей может направить ходатайство на имя Святейшего Патриарха о возложении на клирика палицы при хиротонии.

2.9.4. Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, возведенный в сан архимандрита, при служении в храмах Духовной миссии имеет право ношения митры с крестом и использования жезла с сулком.

2.10. О награждении выпускников духовных учебных заведений

и лиц, имеющих духовное образование и ученую степень

2.10.1. Выпускники духовных учебных заведений в сане пресвитера могут быть удостоены епархиальным архиереем следующих наград:

1) магистры богословия, а также выпускники академии, защитившие выпускную квалификационную работу, — права ношения набедренника и камилавки;

2) кандидаты богословия — права ношения набедренника, камилавки и наперсного креста золотого цвета.

2.10.2. Диаконы, защитившие диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия, могут быть удостоены епархиальным архиереем права ношения двойного ораря.

2.10.3. Данное правило распространяется также на лиц, рукополагаемых в священный сан после окончания духовных учебных заведений и защиты выпускных квалификационных работ, а также после защиты кандидатской диссертации. Данное правило также распространяется на священнослужителей, получивших духовное образование и защитивших выпускную квалификационную работу или кандидатскую диссертацию после принятия священного сана.

2.10.4. Лица в пресвитерском сане, защитившие диссертацию на соискание ученой степени доктора богословия в образовательной системе Русской Православной Церкви, удостаиваются Святейшим Патриархом правом ношения докторского креста. То же касается и лиц, имеющих степень доктора богословия и принимающих пресвитерский сан. Докторский крест может носиться в качестве наперсного священнического креста, но не может использоваться в качестве второго креста.

3. ОБЩЕЦЕРКОВНЫЕ НАГРАДЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

3.1. Общие положения

3.1.1. К общецерковным наградам относятся ордена, медали Русской Православной Церкви, медали орденов Русской Православной Церкви, Патриаршие знаки, Патриаршие грамоты, Патриаршие юбилейные медали и знаки.

3.1.2. Общецерковными наградами могут быть награждены архиереи, клирики, миряне, а также светские лица и представители традиционных религий и конфессий.

3.1.3. Для награждения общецерковной наградой необходимы основания и повод.

3.1.4. Общецерковные награды вручаются по следующим основаниям за конкретные деяния во славу Божию на благо Святой Церкви: постройку храмов, детских домов, школ и иных церковных и социальных зданий; героические общественно-значимые деяния (например: спасение человека); материальные жертвы на благое дело; длительные (не менее 20 лет) результативные труды на ниве пастырского, просветительского, миссионерского служения, иных административных, епархиальных, приходских церковных послушаниях; добросовестные деяния на ниве социального, духовно-нравственного воспитания; вклад в сохранение традиционных ценностей в обществе.

3.1.5. Поводами для награждения общецерковной наградой могут быть:

юбилейные (кратные 25 годам) значимые события церковной жизни;
Великое освящение храма, окончание строительно-восстановительных работ;
юбилеи (50-летие и 75-летие со дня рождения), а также круглые даты: 60-летие, 70-летие, 80-летие со дня рождения и далее даты, кратные пяти годам;
круглые даты хиротонии кратные 10 годам (от 20 лет и выше) – для клириков;
иной повод по благословению Святейшего Патриарха.

3.1.6. Не могут быть поводами к награждению общецерковными наградами:

праздник Святой Пасхи и иные церковные праздники;
визит Святейшего Патриарха в епархию;
светское мероприятие;
ежегодный профессиональный праздник, иное событие, проводимое с определенной периодичностью, в том числе и церковное.

3.1.7. Не предусмотрены:

массовые награждения по одному и тому же поводу;
награждения организаций, коллективов, групп лиц и прочих объединений;
повторные награждения по одному и тому же поводу или за одни и те же заслуги;
повторное награждение одной и той же общецерковной наградой, за исключением Патриаршей грамоты;
посмертное награждение общецерковной наградой.

3.1.8. Если награжденный умрет прежде получения общецерковной награды, то она возвращается в Наградную комиссию. Награды, оставшиеся после смерти, в Наградную комиссию не возвращаются.

3.1.9. Если клирик запрещается в священнослужении, ему не дозволяется носить общецерковные награды до снятия запрещения. Миряне, находящиеся под прещением епархиального архиерея, не возлагают на себя знаков церковных наград до снятия с них наложенного прещения. Клирик, имеющий общецерковную награду, и извергнутый из сана, лишается права ее ношения.

3.2. Порядок и сроки подачи ходатайств о представлении к общецерковным наградам

3.2.1 Право ходатайства о награждении общецерковной наградой перед Святейшим Патриархом Московским и всея Руси принадлежит епархиальным архиереям, управляющим викариатствами города Москвы, руководителям Синодальных отделов и структурных подразделений Московской Патриархии.

3.2.2 Представления руководителей синодальных отделов и структурных подразделений Московской Патриархии о награждении клириков должны быть согласованы с епархиальными архиереями или управляющими викариатствами города Москвы.

3.2.3 Для награждения общецерковными наградами документы подаются не позднее, чем за три месяца до даты предполагаемого награждения, которая указывается в тексте рапорта. При нарушении сроков подачи документов в том же рапорте следует разъяснить причину такой задержки.

3.2.4 Ходатайство должно содержать:

1) рапорт на имя Святейшего Патриарха с просьбой о награждении;

2) таблицу по образцу (Приложение № 2);

3) фотографии внешнего и внутреннего видов всех заявленных объектов: храмов, зданий, — если награждение испрашивается в связи с предстоящим их освящением. Фотографии должны свидетельствовать об окончании выполненных работ.

3.2.5. Ходатайства о награждении общецерковными наградами направляются на имя Святейшего Патриарха в канцелярию Московской Патриархии в соответствии с установленными требованиями.

3.2.6. Награждение общецерковными наградами производится как правило в следующем порядке: Патриаршая грамота — общецерк

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *