Тест на тему «Философия: смысл и значение»

Философия по отношению к здравому смыслу обыденного сознания является:

  • его критическим пересмотром
  • его обоснованием и развитием

Совпадают ли философские и научные взгляды на мир?

  • в большей части — да

Выберите наиболее точные определения сущности мифологического знания.

  • представление о мире, для которого характерна слитность природного и социо-культурного бытия
  • знания о мире, в которых имелись зачатки этических, художественных, научных, религиозных воззрений
  • первая в истории человечества попытка познания мира

В развитии философии нет:

  • научных достижений

Философские решения не могут быть:

  • окончательными

Что такое философия?

  • форма общественного сознания
  • учение о наиболее общих принципах бытия и познания, о человеке и его месте в системе мироздания

С теистической точки зрения верны следующие положения:

  • реальный мир не является самодостаточным
  • явления мира оказываются символами, за которыми скрывается божественный творец
  • мир в сущности не таков, каким непосредственно воспринимается «наивным» человеком
  • свое существование мир получает от Бога
  • божественная сущность постигается мистической интуицией, верой

Ответы на философские вопросы ищут в:

  • доводах и умозаключениях разума

Философию и науку сближают:

  • систематизированный поиск истины
  • рациональные способы рассуждений

Л. Фейербах говорил об этом как о «познании конечного в качестве бесконечного», Г. В. Ф. Гегель — как о «познании абстрактно постигающего себя духа», Э. Блох — как о «теоретическом мессианизме, описывающем движение мира к совершенству». Что имели в виду мыслители?

  • философию

Согласны ли Вы со следующим утверждением: В развитии философии проблема человека (его сущность и роль в обществе, взаимоотношения с природой и др.) всегда была единственно главной?

  • нет: проблема человека была одной из главных наряду с другими: как возник мир, как он существует и т.д.

Какие формы переосмысления воззрений здравого смысла и наивного реализма возникли в истории человечества?

  • религия
  • философия
  • мифология
  • искусство

Тест на тему «Философская онтология»

Онтология это:

учение о бытии

Самодостаточность как главный признак бытия выражается в том, что :

  • бытие – причина самого себя и ни от чего внешнего не зависит
  • все окружающее зависит от бытия, им определяется

Что следует отнести к бытию?

  • совокупность идей, теорий, ценностей, установок поведения людей
  • сознание индивидуального человека
  • человека с его телом и психикой
  • окружающий материальный мир

Философскими категориями предельной универсальности являются:

бытие и небытие

Чем выше персональная идентичность человека поднимается по уровням своего предметного бытия, тем:

a. меньше его зависимость от бытия объекта, от полюса единичности
b. меньше его поглощенность конкретной (единичной) жизненной ситуацией
c. больше зависимость от культурной формы, от полюса общего
d. больше захваченность всеобщей значимостью идеализированного указателя, идеала
e. интенсивней энергия бытия человека
f. все приведенные выше ответы верные Верно
g. все ответы неверные

Проблема бытия исследована, в частности, такими мыслителями как:

  • В.И. Плотников
  • Парменид
  • М. Хайдеггер
  • Г. Гегель

Тест на тему «Древнеиндийская философия»

К нирване в буддизме ведет:

  • восьмеричный путь

В ведических гимнах – самхитах – мир мыслится как совершенствование первичной сущности, называемой:

  • пурушей

«Сидеть лучше, чем ходить ,спать лучше, чем бодорствовать, всего лучше-смерть»-афоризм, приписываемый Гаутаме и соответствующий :

  • аскетизму

Какие из нижеперечисленных древнеиндийских философских школ входят в состав ортодоксального направления?

  • йога
  • миманса
  • вайшешика
  • санкхья
  • ньяя

Учение Будды резюмируется в положениях, которые называются:

  • пять шагов к спасению

Какой принцип лежал в основе деления древнеиндийских философских школ на ортодоксальные и неортодоксальные?

  • отношение к Ведам (древнеиндийским мифам)

Основателем буддизма был:

  • Сиддхартха Гаутама

В чем причина страданий и несовершенства с точки зрения санкхьяиков?

  • в связанности тонкой духовности (разум, чувства) с грубым вещественным телом (кровь, кости, связки, волосы и т. д.)

Какая идея была заложена в учение о сансаре?

  • душа бессмертна, а тело смертно, душа может переселяться из тела в тело

Имя основателя буддизма – Будды означает:

  • «просветленный»

В какой из двух нижеперечисленных древнеиндийских философских школ имел место подробный разбор традиций жертвоприношения?

  • в мимансе

Индийский принц Сиддхартха Гаутама считается:

  • основателем буддизма

Материалистические убеждения в индийской философии отстаивала школа:

  • чарвака — локаята

Что означала теория кармы?

  • в поведении каждого человека есть доброе и злое, доминирование одного над другим и определяет карму человека

В философских разделах упанишад сущее получает название:

  • брахман

Тест на тему «Древнекитайская философия»

Благородный муж (дэюнь дзы) в учении Конфуция:

  • с трепетом относится к словам совершенномудрых

Что означает термин «дао»?

  • всеобщий закон и абсолют мира, мировой путь, постоянный и неисчерпаемый, дающий начало, имя и форму всему на свете

Какие методы рассуждения были введены в философскую школу моизма и использовались там?

  • выдвижение предположений (гипотез)
  • ссылка на пример
  • распространение опыта
  • сопоставление (аналогия)

Что означал принцип «жень» в конфуцианской философии?

  • гуманность, человеколюбие

Какой акцент просматривался в составлении и соблюдении законов общественной жизни у легистов?

  • наказание

Какие из нижеперечисленных качеств человека считались самыми важными у конфуцианцев?

  • верность долгу, справедливость
  • почитание родителей, старших
  • сыновья почтительность
  • уважение к старшим братьям

Почему снискала популярность даосская философия как в своем классическом, так и в религиозном варианте?

  • в связи с поисками долголетия и даже бессмертия

Какими путями, по мнению даосов, можно было восстановить нарушенное естественное «дао»?

  • с помощью ухода от суеты жизни, возвращения к естественности, простоте
  • с помощью отказа от активных действий по отношению к внешнему миру (принцип недеяния)

Как понимался вопрос о сущности человека в философской школе легизм?

  • человек несовершенен по своей природе
  • человек добр и совершенен по своей природе

Сколько типов людей выделяли конфуцианцы в зависимости от способности принимать и применять принцип «ли»?

  • четыре

Что было критерием правильности знания у моистов?

  • сложившиеся традиции
  • сама жизнь (действительность)
  • теоретические знания
  • чувственный опыт

Автором «Дао Дэ Цзин» является:

  • Лао Цзы

Какие из нижепредложенных признаков в большей степени соответствуют конфуцианской философии?

  • интерес к человеку, его природе
  • интерес к проблемам устройства общества

Что означали принципы «почитания мудрости» и «почитания единства» у моистов?

  • деление людей на сановников и простолюдинов неправильно и не должно быть вечным

Какая из школ китайской философии придерживалась принципа «у вэй» (победоносное недеяние) ?

  • даосизм

Тест на тему «Философия Античности»

«Природа» по-гречески:

  • «фюсис»

Становлению греческой философии предшествовало:

  • оформление мифов в сочинениях Гомера и Гесиода

Греческое слово «филео» означает любовь:

  • стремление

Чем философия Сократа отличалась от философии софистов?

  • у Сократа подвергались обсуждению в том числе этические понятия («справедливость», «мужество», «добро» и др.)
  • философия у Сократа —это прежде всего знание жизни
  • Сократ пытался вести спор не ради победы в споре, а ради достижения истины

Термин «философия» означает:

  • любовь к мудрости

Первых философов называют:

  • физиками

Первым мудрецом и первым философом античности считается:

  • Фалес

Аристотель называл «первой философией»:

  • метафизику

Концепция познания как «припоминания» принадлежит

  • Платону

Философия как автономная, самостоятельная сфера культуры возникла в:

  • Древней Греции

Кого назвал К.Маркс «Александром Македонским греческой философии» ?

  • Аристотеля

В качестве божественной, разумной субстанции Гераклит называет:

  • огонь

В числе произведений Платона следующие:

  • «Апология Сократа»
  • «Государство»
  • диалоги «Пир», «Законы», «Парменид»

В чем суть познания, по Платону?

  • припоминании

Тест на тему «Философия средних веков»

«Сумма теологии» Фомы Аквинского — это:

  • трактат, упорядочивающий и обобщающий теоретический материал

Важнейшей особенностью, регулятивным принципом философии средневековья является:

  • теоцентризм

В решении вопроса о соотношения знания и веры кредо Августина и Ансельма выражено формулой:

  • «не ищу разуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь»

Изречение «Верую, потому что абсурдно» приписывают:

  • Тертуллиану

Основной принцип философии Фомы Аквинского.

  • гармония веры и разума

Автором идеи «двойственной истины» ( о независимом существовании истин религии и философии ) является:

  • Аверроэс

Один из важнейших методологических принципов средневековья, так называемая «бритва Оккама» выражает идею:

  • «сущности не следует умножать без необходимости»

Почему в средневековую эпоху философия была «служанкой богословия»?

  • потому что авторитет церкви, Священного Писания был неизмеримо выше любой философской идеи

Синтез идей Аристотеля, неоплатоников и аль Кинди осуществлен в философии:

  • Авиценны

Среди черт средневековой философии наиболее важны следующие:

  • увлеченность формально-логической стороной познавательной деятельности
  • склонность к назидательности и дидактизму
  • обращенность в прошлое – традиционализм
  • авторитаризм
  • зависимость от религиозной идеологии

Что такое патристика?

  • учение отцов церкви (теософов) периода перехода от античной к средневековой философии (II—IV вв. н. э.)

В гносеологическом плане средневековые мыслители в основном придерживались следующих убеждений:

  • мир, сотворенный Богом, рационален и постижим
  • Бог рационально не постижим

Основные цели схоластики:

  • придать религиозной и теологической истине систематическую форму при помощи философских методов

В решении проблемы универсалий существовали следующие позиции:

  • концептуализм
  • реализм
  • номинализм

Первый в Европе опыт осмысления истории принадлежит перу:

  • Аврелия Августина

Тест на тему «Философия Возрождения»

Теоретиком протестантской реформы, автором идеи спасения через личную веру и только веру являлся:

  • Мартин Лютер

В понимании гуманистов Возрождения отношения человека с необходимостью выражаются в понятии:

  • фортуна

В соответствии с философией Мартина Лютера, о промысле божьем знать нельзя, но есть знак предопределения, осязаемый знак избранности человека. Это:

  • жизненный успех

В центре внимания философии Возрождения находилась:

  • деятельность человека в этом мире и ради достижения счастья в этой жизни

Родоначальником гуманистического движения в Италии считают:

  • Франческо Петрарку

Что начинает рассматриваться в качестве главных добродетелей человека в эпоху Возрождения?

  • деятельность
  • разносторонность

Дух предпринимательства получил свое обоснование:

  • в этике протестантизма

Отношение Возрождения к античности подразумевало:

  • освоение наследия античности людьми, обладающими Евангелием

Точке зрения гуманистов эпохи Возрождения соответствуют следующие утверждения:

человек сам определяет свое место в мире

  • Бог дал человеку свободную волю, и сам человек должен решать свою судьбу

Моральная доктрина Эразма Роттердамского опирается на один из древнейших принципов:

  • «ничего сверх меры»

Что почитается как высшая форма деятельности в эпоху Возрождения?

  • художественное творчество

Важнейшими чертами мировоззрения эпохи Возрождения являются:

  • гуманизм
  • антропоцентризм
  • индивидуализм

Антропологическую позицию Макиавелли можно выразить словами:

  • «две главные силы движут людьми – любовь и страх»

С точки зрения Макиавелли, основу всякого государства составляют:

  • законы и войско

Тест на тему «Западноевропейская философия XVII века»

Представителем рационализма не был:

  • Т.Гоббс

Блез Паскаль, выдающийся математик и мыслитель ХVII столетия, в своих рассуждениях о человеке, сравнивая его с тростником, отмечал его важнейшую особенность. Она заключается в том, что человек – «тростник..»:

  • «..мыслящий»

Что, по существу, подразумевалось под естественными законами, по Т. Гоббсу:

  • нравственные установки

Какая из наук в ХVII веке первой достигла теоретической зрелости и в связи с этим определила особенности складывающейся научной картины мира:

  • механика

Направление в теории познания, согласно которому источником знания является опыт, это:

  • эмпиризм

В вопросе о субстанции Декарт был:

  • дуалистом

По мысли Б. Спинозы, подлинная свобода противостоит:

  • принуждению

Учение Ф.Бэкона относится к:

  • эмпиризму

Б. Спинозе принадлежит афоризм, раскрывающий его уверенность в плодотворности «интеллектуальной любви к Богу»:

  • «не плакать, не смеяться, но понимать»

«Порядок и связь идей тот же, что и порядок и связь вещей» — это утверждение Б.Спинозы раскрывает его онтологическую позицию и соответствует идеям:

  • пантеизма

Все знания могут быть выведены из неких самоочевидных базисных положений – такова точка зрения:

  • представителей рационализма

Метод научного познания, разработанный Р.Декартом, включал следующие правила:

  • начинать с простого и очевидного; путем дедукции получать более сложные высказывания; действовать так, чтобы не пропустить ни одного звена в умозаключении

Получивший распространение в ХVII веке религиозный протеизм это:

  • принцип поведения, при котором вера выбирается по конъюнктурным соображениям

В понимании Рене Декарта, человек – это:

  • природный механизм, действующий на основе условного рефлекса

Необходимость замены естественного состояния людей на гражданское обосновывал в своих трудах:

  • Т. Гоббс

Тест на тему «Философия эпохи Просвещения»

Какие факторы, по мнению Монтескье, влияют на «образы правления» различных народов?

a. климат
b. почва
c. рельеф местности
d. все вышеперечисленные Верно

Согласно распространенной в ХVII-ХVIII веках натуралистической установке:

  • все свойства и потребности человека телесны и определены природой, а ум и здравый смысл подобны «естественному свету» в мире

Условия жизни людей в определенной природной среде и характер их деятельности по обеспечению себя материальными благами, с точки зрения Монтескье:

  • формируют психологические особенности «человеческой природы»

Значительным достижением социально-политической мысли Просвещения признан «географический детерминизм», основоположником которого являлся:

  • Монтескье

Важнейшую роль в распространении идей Просвещения сыграло издание многотомного труда, вдохновителями и редакторами которого были Д.Дидро и Д’Аламбер. Что это за издание?

  • «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел»

Монтескье характеризует социальную целостность как:

  • «общий дух народов», который дает основание «духу законов»

В век Просвещения, став своеобразной модой, широкую популярность имело:

  • обсуждение философских и научных проблем

Просветители основную причину человеческих бедствий видели:

  • в невежестве

Просвещение имело место в ряде стран Европы, а также в Америке и России. Философия Просвещения какой страны, по общему признанию, предложила наиболее яркие и оригинальные идеи?

  • Франции

В сфере социальной философии просветительские представления о человеке и обществе нашли свое выражение в учении:

  • о «разумном эгоизме»

Тест на тему «Немецкая классическая философия»

«Категорический императив» И.Канта предписывает человеку:

  • «поступать только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»

Что в космогонической гипотезе И. Канта имело особое значение?

  • идея качественного развития в природе

Что можно сказать о докритическом творчестве И. Канта?

  • имело место пристальное внимание к вопросам естествознания

::НКФ_вопрос_252:: Какие отличительные черты были присущи в целом всей немецкой классической философии?

  • склонность к формированию общих абстрактных теоретических схем
  • умозрительность
  • особо пристальное внимание к проблематике сознания и мышления

Какое количество глобальных идей, присущих разуму, направляет весь познавательный процесс, по И. Канту?

  • три

На чем, по И. Канту, должно быть основано поведение людей?

  • на чувстве долга

Что такое «категорический императив» И. Канта?

  • это идеал в поступках, к которому нужно стремиться
  • это внутреннее повеление, предписание, закон в форме долг совести, движущий человеком

В какой из своих «Критик…» И. Кант разрабатывал этические проблемы?

  • «Критике практического разума»

Какие три главные составляющие выделял И. Кант у познающего субъекта?

  • рассудок
  • разум
  • чувства

Каким методом пользовался Г.В.Ф.Гегель, создавая свою философскую систему?

  • диалектическим методом

Тест на тему «Постклассическая философия (второй половины XIX-начала XX века)»

Основным социологическим законом, по Марксу, является:

  • закон определяющей роли способа производства

Как происходит смена общественно-экономических формаций, по К. Марксу?

  • в результате социальных революции

С точки зрения Г. Спенсера, «первичная причина» всего сущего есть:

  • Непознаваемое

Каковы основные принципы позитивистской философии?

  • отрицание внутренней целесообразности природы
  • убеждение в бессмысленности поиска скрытых причин и сущностей

Основанная Р. Авенариусом философская система «чистого опыта», критический эмпиризм, который стремится ограничить философию изложением данных опыта при полном исключении всякой метафизики с целью выработки «естественного понятия о мире», это:

  • эмпириокритицизм

В противовес классическому рационализму развивались следующие направления в постклассической философии, в качестве первичной реальности рассматривавшие жизнь или существование человека:

  • экзистенциализм
  • философия жизни

Для философских учений антисциентистской направленности, формировавшихся со второй половины ХIХ века, характерны следующие установки:

  • признание мировоззренческой значимости философии
  • выдвижение вместо ratio на первый план иных, иррациональных форм познания

Какие три стадии, по мысли О.Конта, проходит в своем развитии общество?

  • теологическую
  • метафизическую
  • позитивную

С позиций марксизма, исторически определенное единство производительных сил и производственных отношений есть:

  • способ производства

Учение Маркса характеризуется как:

  • диалектический материализм

В ранний период философской деятельности К.Маркс разделял взгляды:

  • старогегельянцев

Какие из перечисленных ниже работ написаны Марксом?

a. «Капитал»

b. «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта»

c. «К критике политической экономии»

d. «Экономическо-философские рукописи 1844 года»

e. все вышеперечисленные

Основные произведения Ницше:

  • «Веселая наука», «Генеалогия морали», «По ту сторону добра и зла»

В качестве основы периодизации всемирной истории у Маркса выступает :

  • смена способов производства

Кого из нижеперечисленных философов объединяло экзистенциальное понимание человека, интерес к человеческому существованию, условиям и качеству жизни человеческого индивида, к его индивидуальности?

  • Серен Кьеркегор
  • Фридрих Ницше
  • Якоб Беме
  • Блез Паскаль

Сущность человека по Марксу — это:

  • совокупность всех общественных отношений

Учение, близкое агностицизму, признающее в качестве источника знания инстинкт, чувство или интуицию:

  • иррационализм

Назовите теоретические источники возникновения марксистской философии

  • английская политэкономия,
  • французский социализм-утопизм,
  • немецкая классическая философия

Чье учение представляет собой исток и начало одного из вариантов иррационализма – философии жизни?

  • А.Шопенгауэра

«Любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель» — девиз философии:

  • позитивизма

Тест на тему «Русская философская мысль XI-XVI веков»

Какова точка зрения митрополита Иллариона в его «Слове о законе и благодати» относительно оценки истории, своего времени:

  • новое и молодое обладает большей ценностью, нежели то, что возникло ранее

Какую роль сыграло принятие христианства на Руси:

  • стало одним из факторов рационализации сознания древних славян
  • способствовало расширения культурных связей с Востоком и Западом
  • открывало дорогу для распространения письменности

Назовите характерные признаки русской философии в целом

  • тесный союз с литературой и искусством (тяготение к живому слову)
  • исключительная религиозность
  • тесная связь с общественными проблемами (публицистичность)
  • существование философских идей не в виде логических понятий, а в форме художественных образов
  • особый интерес к нравственным проблемам

Как назывался наиболее авторитетный в ХIII веке памятник предфилософской мысли, включавший тысячи высказываний, притч и поучений?

  • «Пчела»

Кто такие древнерусские «книжники»?

  • богословы и вообще ученые люди

В понимании Дамаскина философия делится:

  • на умозрительную и практическую

К произведениям Иоанна Дамаскина относятся:

  • «Диалектика»
  • «Точное изложение православной веры»

Философские идеи на русскую землю проникали через:

  • восточную патристику

Тест на тему «Отечественная философия XIX-XX века»

В философских воззрениях Белинского и Герцена, Лаврова и Кропоткина, Бакунина и Ткачева, Чернышевского и Ленина философия понимается:

  • исключительно в контексте обоснования и пропаганды революционных идеалов

Какие три исторических состояния прошло по пути своего развития человечество, с точки зрения М. Бакунина?

  • мысли
  • животности
  • бунта

Кто являлся теоретиком анархизма?

  • М. Бакунин
  • П. Кропоткин

Какие установки были характерны для народничества?

a. сближение с народом, превращение его в базис революционного движения
b. нигилизм
c. индивидуализм и субъективизм
d. приятие террора и насилия
e. все вышеперечисленное

Теорию «русского социализма» создал:

  • А. Герцен

В каком случае, по выражению Н. Бердяева, «гуманизм переходит в антигуманизм»?

  • когда внутренние установки убежденного гуманиста находятся в разладе с моралью

Сущность революции понималась В. Белинским как:

  • война, истребление угнетателей ради будущего блага угнетенных

Кого А.В. Луначарский назвал «организаторами народных сил»; чьи установки означали качественное преобразование теоретической платформы, переход от дворянской тактики военных переворотов к тактике крестьянских восстаний?

  • разночинцев

Сансара, простыми словами – колесо перерождений, наполненное страданиями и главная цель найти выход и вернуться в состояние высшего блаженства или нирвану. Перевод слова «сансара» звучит как – «вечное скитание».

Многие века искали ответ: «Как разорвать колесо сансары», но получилось это лишь у Гаутама Будды, когда достиг Просветления.

Колесо сансары в буддизме

Основа учения о колесе сансары очень хорошо описана и структурирована именно в буддизме. Там оно представлено в виде четких причинно-следственных связей, который зависят от нашей кармы и реинкарнации. Выход из замкнутого круга перерождений называется Просветлением. Согласно Буддизму, существует много разных миров и существ, живущих согласно той карме, которая у них накоплена. И в этой религии колесо сансары объединяет все эти миры, а в них нет ничего постоянного и неизменного: все движется, меняется. Круг перерождений изображается как тележное колесо, которое непрерывно крутился, совершая обороты. В нем восемь спиц и ступица в центре.

Будда

Есть легенда, что первый рисунок его сделал Будда, выложив рисовыми зернами на земле. Восемь спиц символизируют количество стадий Восьмеричного пути истины, которое исходит от учителя.

Лама Гампона, живший на рубеже XI-XII, считал, что суть колеса сансары – пустота. А значит все миры, которые имеются для перерождения, не реальны: в них нет истины, смысла и больше похожи на облака в небе из-за своей постоянной изменчивости. Потому – это бесплотная фантазия и ничего больше.

Вторая характеристика – иллюзорность. Все, что окружает нас обман, иллюзия и не существует на самом деле. Количество образов колеса сансары бесконечно, но все они не несут под собой никакой основы: возникая, они тут же меняются.

Третий атрибут сансары – страдание. Его Гампона назвал самым важным, но стоит отметить – буддисты в это слово вкладывают другой смысл, нежели привыкли мы. Это не антипод слова «счастье», а любая активность ума, нестабильность эмоций, все что порождает новые эмоции и переживания. Для буддистов антиподом страдания в их понимании будет спокойствие, невозмутимость, умиротворение. При этом эйфория и чувство удовольствия должны отсутствовать. Именно потому привычная нам обыденная жизнь и называется страданием – наполненная эмоциями разного толка, она даже близко не соответствует покою и душевному равновесию. Как считал Гампона – даже любовь причиняет дискомфорт: мы боимся потерять объект привязанности, испытаем негативные эмоции. Даже удовольствие окрашено в темные тона.

Схема колеса сансары

Буддизм, в отличие от ведических текстов говорит, что живые существа и целые миры возникают и умирают, действуя сообразно закону кармы. Можно представить себе это движение сродни белочкам в колесе, которые постоянно исчезают и появляются вновь без возможности покинуть колесо.

Цикл колеса называют Махакальпа, состоит она из 24 частей, каждая делится на 20 кальп. Первая четверть поворота отвечает за создание мира, вторая – за его стабильность, третья – за гибель, четвертая четверть – мир становится невидимым — бардо, обрабатывается его общая карма и создается основа для его нового возрождения. Иногда говорят «оборот колеса сансары» при смене эпох, мироуправления, правителей.

Колесо сансары является основой буддистского учения о перерождениях и учит как выйти из него. Это учение называется «Благородные истины», всего их четыре. Создал их Будда Шакьямуни, когда достиг Просветления.

1. Дукха: страдания, боль — этими чувствами пронизана вся жизнь.

2. Самудая: все страдания идут от желаний, которых много, они бесконечны и неудовлетворимы.

3. Ниродха: чтобы перестать страдать нужно прекратить желать

4. Магга – чтобы получилось перестать желать, надо следовать особому пути и применять соответствующие методики.

Что такое реинкарнация

Вращая колесо сансары нужно задуматься о том, что значит реинкарнация и особенно — карма, они мет прямое отношение к процессу перерождения и выступают движущей силой.

Реинкарнация

Реинкарнация подразумевает, что помимо смертного, земного тела есть душа или божья искра. Каждая жизнь в каком-то мире дается для отработки неких навыков, выполнения миссии, после чего физическое тело умирает, а душа отправляется дальше.

Колесо сансары в индуизме тоже связано с реинкарнацией и упоминается чаще, чем в любых других подобных учениях и религиозных течениях. Прочитать об этом можно в различных индуистских трактатах. Буддизм, как последователь индуизма, добавил к этому закон кармы и способ выхода из колеса сансары. Буддизм учит нас, что ни одно живое существо не бессмертно, но проживает множество жизней. Смерть воспринимается всеми последователями данных религий, как перерождение для следующей жизни.

Даосисты – еще одно течение, признающее реинкарнацию и считающие, что рождение не начало, смерть не конец. Под этим они подразумевают бесконечность бытия.

Как ни странно, но еще одним верованием, которое признает реинкарнацию является Каббала. Последователи его считают, что душа человека бесконечно возрождается к жизни, пока не получит благословение Абсолюта и не соединится с ним. Это случится тем быстрее, чем скорее человек избавится от эгоизма, злости, зависти и прочих пороков.

До 5-го Вселенского собора в VI в христиане тоже говорили о реинкарнации, после был наложен полный запрет на эту информацию, а упоминания были вычеркнуты из религиозных книг. Была принята ценность единственной жизни, Страшный суд после второго пришествия, Рай и Ад после него, которые уже нельзя покинуть. А вот буддисты, индуисты говорят, что рай или ад – это лишь на время, в соответствии с грехами или наоборот – добрыми делами. Временная остановка в круге сансары для получения наказания или поощрения.

Ислам в этом отношении симметричен христианству, но при этом в Коране есть упоминание о перерождении: умер камнем, а стал растением, после – стал животным, и, наконец, родился человек. В качестве вывода говорится, что смерти нечего бояться. Вполне вероятно, первоначальный Коран был изменен.

Говорится о чреде реинкарнаций у майя, в зороастризме. Египтяне отвергали реинкарнацию на корню, а греческие философы Пифагор, Сократ и другие не видели в этом ничего удивительного. Стоит тут вспомнить и классиков: Лев Толстой, Гёте, Вольтер, Бальзак, Гюго и другие поддерживали идею о вечном скитании души.

Колесо жизни

Как уже понятно колесо сансары двигается за счет кармы и определяет за счет нее какое воплощение мира в целом или единичного живого существа будет дальше. Некоторые понимают карму, как чреду накопленных поступков как отрицательных, так и положительных. Это не совсем так.

Колесо жизни (круг перерождений в материальном мире)

Карма – это количество добрых дел, заслуг, которые копятся при жизни. Она набирается при условии, что живое существо будет жить и действовать в соответствии с законами Вселенной, без личной выгоды для себя любимого. Все что приносит пользу окружающим, миру в целом – есть карма. Если карма накапливается, то перерождение будет уже в более высоком мире. Именно потому выражение «отрицательная карма» не может существовать – она либо есть, либо нет.

Для накопления кармы надо совершать как можно больше добрых дел без выгоды для себя и отказаться от эгоизма.

Но, есть понятие викарма – она накаливается, если человек будет совершать зло. Любой вред миру, другим живым существам, эгоизм приведет к тому, что перерождение будет в более низком мире. Викарму можно смело называть «грузом грехов», который тянет вниз.

Состояние акарма – это отсутствие вообще какого бы ни было опыта для перерождения и поворота колеса сансары. Здесь человек представляется в виде проводника чужой воли, действующего исходя не из своих желаний или не желаний, а чужих. Считается, что в таком состоянии ответственность за совершенное идет на того, кто выступает катализатором деяния.

Любопытно, что к существующим в акарме можно отнести святых подвижников, которые все делали волей Божьей, всех жрецов, который действуют исходя из воли высшего существа, которому они себя предали. Сюда можно вписать закон Дхармы – мировой гармонии: добро и благие поступки делаются исходя из единения с мирозданием и без ожидания награды.

Именно это приводит к Просветлению, а следственно и к выходу из колеса сансары.

Как выйти из колеса сансары

Невежество, желания, гневливость – это три яда согласно учениям индуизма и буддизма, затягивающие в чреду перерождений. Искоренение их из своей жизни, совершение благих поступков, накопление от этого кармы создает предпосылки к разрыву бесконечного бега в колесе сансары.

Негативные деяния состоят из действий тела, разума, речи.

Картинка колесо сансары

  • Действия тела: убийство по глупости, неосторожности, в гневе, кража, измены.
  • Действия речью: вранье, скандалы, сплетни, грубости.
  • Действия умом: злые мысли, помыслы о наживе, привязанность к вещам, враждебность.

В противовес негативу есть десять правильных поступков, которыми можно искупать грехи.

  1. Спасение любой жизни человека, животного, насекомого.
  2. Щедрость материальная и духовная.
  3. Верность в браке.
  4. Отсутствие лжи.
  5. Добрые помыслы.
  6. Примирение ссорящихся.
  7. Не желать сверх того, что имеешь.
  8. Мудрость в словах, спокойствие, выдержанность.
  9. Сострадание.
  10. Понимание законов кармы и построение своей жизни в соответствии с ними.

Считается, что, попав в состояние бардо, когда мир или существо невидимо после смерти и ждет нового воплощения, идет подсчет и «взвешивание» каждого поступка, определение его значимости. Махабхарата говорит, если есть солидные благие заслуги у лютых злодеев, то прежде чем отправиться искупать грехи они попадут на пир богов, праведники за совершенные плохие поступки перед раем отправятся их искупать в ад.

В колесе сансары восемь направлений, каждое имеет свой смысл, и чтобы закончить цикл постоянного перерождения необходимо идти Срединным путем. Он доступен каждому и не требует невозможного. Для этого надо быть мудрым, иметь правильные взгляды и речь, соответствующее поведение, стараться совершать благие поступки.

Первоначально нужно осознать Благородны истины. Научиться трансформировать негативные эмоции в позитив, сострадать миру, любить его. Очень важна нравственная составляющая – без нее Просветления не достигнуть. Особо упоминается, что нельзя допустить одурманивания ума, как и разными веществами, так и лживыми словами. Всеми силами избегать вранья, грубости, не ссориться, не допускать убийства, люди духовного сана должны соблюдать целибат.

Колесо сансары тату

Воровство под запертом – все чем человек живет должно получать честным путем. Под запертом торговля животными, оружием, а вот служить в армии не только можно, но и нужно, так как это защита. Нельзя иметь дело с алкоголем и наркотиками, питаться мясом и торговать им. Нужно научиться не зависеть от материального, но в разумных пределах. Т.е. если ваша куртка пришла в негодность – купите новую, но не надо тратить деньги только потому что куртка модная, брендовая и в этом сезоне популярен синий цвет.

В общем и целом, необходимо самосовершенствование во всем.

Дальше идет стадия отказа от желаний. Религии, исповедующие неизбывность колеса сансары, считают, что необходимо искоренять чувство собственного «я». Если упростить, то можно сказать так: надо находиться в данном месте, в данное время постоянно — если ты пьешь чай, то ты просто пьешь чай и ничего более. Все чувства – это лишь ощущения тела, таким образом можно начать освобождаться от привязанностей и того беспокойства, которое они доставляют. В итоге желания тоже сходят на нет.

Оборот колеса сансары — что это и сколько он длится

Согласно писаниям древних Ведов (веды) один оборот колеса — это один прожитый день из жизни Бога Брахма. Но это невозможно оценить в привычном для нас временном промежутке. По другим, этот процесс называется Махакальпа, где смысл оборота в разделении его на четверти. Первая — это формирование и развитие мира, второй несёт стабильность, третий подразумевает гибель, четвёртый прибывает в бардо, то есть промежуточном состоянии перед новым кругом, или возрождением.
Как раз тогда, когда колесо сансары готово дать новый оборот. Сансарное колесо жизни, включает в себя понятие не только циклов жизней, но и миров, в постоянном движении и трансформации. Что образует цепь возрождающихся жизней в круговороте движения миров, влияющих на них.

К выражению «колесо сансары дало оборот» стоит относится не просто как к череде смены эпох, а в более широких рамках вселенной. Где цикличность проявляется в виде рождения, стабильного течения, упадка, разрушения и состояния бардо, когда есть только пустота перед началом витка.

Беря в пример жизнь одного человека которая развивается по такому же сценарию: рождение, жизнь, смерть и бордо, когда он ещё не переродился в новое тело.

Сансара — колесо жизни, где все события имеет цикличность, а оборот его подразумевает повторение каких-либо событий, ранее имевших место. Круг сансары — это порочный круг, в котором миры это только иллюзия.

Выбор своей сансары для каждого свой.

Сансара и карма

Карма — санскритское слово, буквальным значением которого является «действие». В нем говорится о законе, где каждое действие имеет равную реакцию либо сразу, либо в какой-то момент в будущем. У добродетельных поступков будут хорошие реакции или ответы, а плохие будут иметь противоположный эффект.

Понятие кармы и сансары очень тесно связаны, так Закон сансары — это и есть закон кармы, который преподносит человеку последствия за сделанные поступки при жизни. Эти законы сопровождают человека на протяжении всей жизни, возлагая ответственность за совершенное или несовершенное, потому что бездействие по этим законом также считается действием.

Из этого следует, законы кармы и сансары имеют связи, причины и следствия, исходя из которых, результатом является вознаграждение или наказание. Но карма и сансара не тождественны друг другу. Стоит понимать разницу. Так карма является неким контрольным мерилом, лакмусовой бумажкой в сансаре. Поэтому «закон сансары» исходит по результатам кармы, состоящей из человеческих поступков в миру.

В индуизме карма работает во время всех жизней накапливаясь переходя из одной жизни в другую, а проявление ее можно ощутить в последующей. Индусы считают, что люди могут создавать положительные или отрицательные последствия для своих действий и могут пожинать их плоды уже в этой жизни. А также в будущем человеческом рождении или в божественной или адской области, в которой возрождаются заново. Этот процесс реинкарнации называется сансарой, непрерывным циклом, в котором душа перерождается заново и заново исходя из законов действия и реакции кармы. При смерти многие индусы верят, что душа переселяется тонким телом в новое физическое тело, которое может быть человеческой или нечеловеческой формой.

Согрешая через поступки, слова или мысли, карма затягивает человека в Колесо сансары опять и опять.

Чтобы отработать карму и разорвать сансарное колесо нужно жить согласно правилам. Совершая хорошие и благие деяния можно очистить ум и прийти к освобождению через 10 хороших поступков, которые сформируют качество кармы. По буддийским учениям они совершаются телом, умом и речью:

  1. Спасти жизнь (неважно будет это маленький жучок или нуждающийся в помощи человек).
  2. Быть щедрым везде и во всем, не только в материальном плане.
  3. Верность партнеру, семье, избегая распущенности и порочных связей.
  4. Хорошие поступки разрешающие любые примирения враждующих сторон.
  5. Речь, созданная из слов должна быть наполнена добротой, лаской и мягкостью.
  6. Говорить и нести в жизнь только правду, игнорируя и искореняя в себе любые проявления лжи.
  7. Непраздная речь, может с первого взгляда мудрой, но по сути своей пустословной и вздорной, не являющейся истиной.
  8. Быть доволен тем что имеешь.
  9. Людское сострадание и проявление искренней любви.
  10. Знание учений, понимание истины и просветлении.

Убрав негативную карму, через добрые правильные поступки можно прервать порочный круг и вырваться с бесконечных оборотов колеса.

Выход есть

Двенадцатичленная формула бытия

В буддизме это 12 нидан, это схема процесса идеи причинности (на санскрите pratītyasamutpāda — пратитья-самутпада).

Этот принцип гласит, что всё происходит через причину и следствие, и что всё взаимосвязано. Т. е. любое явление, будь то внешнее или внутреннее, происходит как реакция на предыдущую причину. И абсолютно все явления, в свою очередь, обусловливают последующие результаты.

Звенья Двенадцатичленной формулы бытия:

Санскрит Перевод Описание
1) Avidya Неведение недостаток мудрости; является корнем всех зол.
2) Samskara Волевое действие / составляющие кармы мы не понимаем истину, поэтому у нас есть побуждения, ведущие к действиям, которые ведут нас по пути существования по колесу сансары, это сеет семена кармы.
3) Vijnana Сознание в буддийской системе существует шесть различных типов сознания: сознание глаз, сознание ушей, сознание обоняния, сознание вкуса, сознание касания и сознание мысли.
4) Nama-rupa Имя и форма момент, когда материя (rupa) присоединяется к уму (nama), когда формируется иллюзия индивидуального, независимого существования.
5) Sadayatana Шесть органов чувств возникают шесть чувств (глаз, ушей, носа, языка, тела и разума), которые ведут к следующим связям.
6) Sparsha Чувственный контакт / соприкосновение контакт между чувственными способностями человека и внешней средой.
7) Vedana Ощущение есть только три возможных чувства: приятные, неприятные или нейтральные; их можно испытать в различной степени, от слабого до интенсивного.
8) Trishna Жажда / страстное желание это причина стресса или страдания (дуккха).
9) Upadana Привязанность привязанности к чувственным удовольствиям, ошибочным взглядам, внешним формам и явлениям.
10) Bhava Становление это то, что продолжает продвигать нас по кругу бесконечности сансары.
11) Jati Рождение цикл перерождения включает в себя рождение в жизнь сансары.
12) Jara-maranam Старение и смерть всё неизбежно ведёт к старости и смерти; карма одной жизни приводит в движение следующую жизнь.

Узнайте больше о Буддизме и Будде.

У этого термина существуют и другие значения, см. Сансара (значения). Запрос «Самсара» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Санса́ра или самса́ра (санскр. संसार, saṃsāra IAST «блуждание, странствование») — круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары».

Сансара — одно из центральных понятий в индийских религиях — индуизме, буддизме, джайнизме и сикхизме. Каждая из этих религиозных традиций даёт свои интерпретации понятия сансары. В большинстве традиций и философских школ сансара рассматривается как неблагоприятное положение, из которого необходимо выйти. Например, в философской школе адвайта-веданты индуизма, а также в некоторых направлениях буддизма сансара рассматривается как результат неведения в понимании своего истинного «Я», неведения, под влиянием которого индивид или душа принимает временный и иллюзорный мир за реальность вообще.

В индуизме

Религия с колесом сансары – 7 букв сканворд

религия с колесом сансары — 7 (семь) букв

Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы — пожалуйста, отключите блокировщик рекламы.

Ответов: 1 шт.

Что означает Сансара — этимология слова

С точки зрения этимологии определение и значение слова «сансара» в буквальном смысле переводится как «блуждание по кругу». Где «санср» — «ходить вокруг». Сансара — это санскритское слово, обозначающее повторяющейся цикл смерти и возрождения. Происходит из индийской религии и философии о перевоплощении души, где человек представлен в цепочке постоянных новых рождений, определенных законами кармы.
Слово «сансара» означает бесконечный цикл, состоящий из рождения, смерти и возрождения жизни в материальном мире. Сансара значит скитание которое длится вечно.

Колесо жизни: быть или не быть…

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *