Уважаемая …!

Вы задали очень интересные и правильные вопросы — какие наказания есть в иудаизме, и есть ли в нём понятие вечного наказания.

Начнём со второй половины вопроса.

Мишна (Эдуйот, 2:10) приводит, что грешники-евреи подвергаются наказанию в аду в течение 12 месяцев. После этого наказание заканчивается, и душа переселяется в место, в котором она получает вечное наслаждение. (Мудрецы каббалы также учат нас, что в некоторых случаях душа перевоплощается и живёт в этом мире ещё раз или ещё несколько раз. Но в любом случае количество перевоплощений ограничено.)

Однако в другом месте мишна (Санедрин, 10:1) приводит, что не все удостаиваются удела в Грядущем мире. Из этого можно было бы сделать вывод, что души некоторых грешников будут стёрты навечно. Но рав Шломо Эльяшив в книге «Лешем, Шво ве-Ахлама» доказывает, что в конце концов все еврейские души будут исправлены.

В любом случае такого понятия, как вечное наказание для души, в иудаизме нет. Есть только понятие вечного наслаждения.

Этот факт является следствием одного из основополагающих принципов иудаизма. Его суть в том, что Всевышний — это любящий Отец, Который желает Своим творениям только добра. Из этого принципа, в свою очередь, следуют несколько выводов.

Во-первых, в конце концов, все творения получат только добро. Поэтому ни о каком вечном наказании говорить даже не приходится. Цель мира — это вечное наслаждение. Всевышний, несомненно, приведёт мир к этой цели, и ничто не может Ему помешать.
Во-вторых, любые испытания или наказания преследуют только одну цель — очистить человека и дать ему большую награду в Грядущем мире.
В-третьих, любое зло имеет ограниченную по времени и по спектру цель — осуществить задуманное Всевышним испытание или наказание.

Напомним, что Всевышний всецело добр. Поскольку Его цель — это оказать Своим творениям максимальное добро, следует вывод, что любое зло, выполнив свою ограниченную функцию, обязательно прекратит существование или будет исправлено. В качестве зла у него нет роли в вечности.

Более того, нужно помнить следующее. Всевышний хочет дать нам максимальное добро. Только для этого Он допускает существование зла, которое обеспечивает свободу выбора и получение награды или наказания. Таким образом, даже само зло и сам суд, который может наказать того, кто заслуживает наказания, проистекают из желания сделать добро. Всё это пишет рав Моше Хаим Луцатто в начале книги «138 врат мудрости» (перевод первых глав этой книги можно найти на страницах журнала «Беерот Ицхак»)

Что касается Ангела Смерти, в песне «Хад Гадья», которую поют в конце Пасхального Седера, написано открытым текстом, что в конце дней Всевышний убьёт его. Он перестанет существовать.

Мудрецы пишут, что сама природа наших действий в этом мире такова, что из них следует временное наказание и вечная награда.

Рав Моше Кордоверо в книге «Томер Двора» (сфира 1, качество 8) пишет: «Всевышний поступает с Израилем согласно качеству «покорения беззакония (т. е. греха)». Ибо заповедь уподоблена «цветущей виноградной лозе, на которой появились почки», она возносится вверх, в бесконечную высь, чтобы предстать перед Творцом. Грехи же не вхожи туда, не дай Б-г, и Всевышний покоряет их, чтобы они не могли войти, как написано (Теилим, 5:5): «Не уживется с тобой дурное», следовательно, зло не может войти внутрь».

Это объясняется следующим образом.

Так как Создатель совершенно бесконечен, то, что приходит к Нему должно быть бесконечным. Заповедь приносит бесконечную награду тому, кто ее выполняет. А за грех полагается конечное, ограниченное наказание.

Далее автор пишет: «И поэтому «в этом мире нет награды за заповедь” (Кидушин, 39), – потому что заповеди предстают перед Творцом. Как же можно дать в этом материальном мире духовную награду?! Ведь весь этот мир не стоит одной заповеди, и малейшее чувство духовного удовлетворения перед Всевышним больше всех удовольствий этого мира вместе взятых».

Далее автор объясняет, что грехи обладают ограниченной сферой действия, а награда за выполнение заповедей — безгранична. Поэтому человек вначале получает ограниченное, конечное наказание за совершённые им грехи, а потом, очистившись — бесконечную награду за совершённые им заповеди.

Теперь давайте рассмотрим Ваш первый вопрос: какие наказания есть в иудаизме, то есть к каким наказаниям может приговорить людей еврейский суд.

Самое страшное наказание, предписанное законом Торы — это скила, при которой приговорённого казнят, бросив с определённой высоты на камни. Если он от этого не умирает, его забрасывают камнями. (Это наказание полагается, в частности, за преднамеренное нарушение Шаббата.)

Однако это и другие телесные наказания не применяются в наше время. Дело в том, что еврейский суд имеет права давать телесные наказания только тогда, когда Высший суд (Большой Санедрин) заседает в Храме. После того, как Храм был разрушен, высший суд был вынужденно перенесён в другое место, и еврейские суды потеряли возможность приговаривать виновных к смерти. Тем более невозможно выносить смертные приговоры сейчас, после того как Большой Санедрин перестал существовать. Тем не менее тех, кто злонамеренно совершает преступления, за которые полагается смертная казнь, постигает смерть, подобная заслуженной ими казни.

Словами мудрецов (см. Ктубот, 30а-б): «Тот, кто заслуживает избиения камнями, падает с крыши, или его загрызает дикий зверь. Тот, кто заслуживает сожжения, либо падает в огонь, либо его жалит змея. Тот, кто заслуживает обезглавливания, либо попадает в руки <нееврейских> властей, либо на него нападают бандиты. Тот, кто заслуживает удушения, либо тонет в реке, либо умирает от дифтерии».

Законы четырёх казней также продолжают действовать в аду.

Хоть в этом мире и перестали приговаривать к четырём смертным казням, в аду нарушающий волю Всевышнего испытывает казни и страдания, во много раз превышающие то, что он может испытать в этом мире. Но ещё раз повторю, что эти наказания не вечны. В конце концов все удостаиваются награды.

Дай нам Б-г всем избежать наказания и заслужить награду.

С уважением, рав Берл Набутовский

Так что же такое грех?

На иврите грех звучит как «хет» — промах или «авера», что в буквальном переводе означает «переход за грань дозволенного». Словарь Даля описывает грех, как «поступок, противный закону Божию; вина перед Господом».

Очень многие люди не считают грех чем-то страшным. Из-за того, что все люди грешны, большинства людей возникает чувство, что они не совершают ничего страшного. Например, когда человек обманывает, он не считает это не нормальным, т. к. «все же обманывают». Или когда в семье у одного из супругов есть любовник или любовница это считается нормой для многих.

Средства массовой информации по всему миру пропагандируют сексуальные отношения до брака — иметь половые отношения, не будучи женатыми, сегодня считается нормой почти по всему миру.

Что уж говорить о таких грехах, как гордость, курение, сквернословие, лень, злость, гнев и тому подобным вещам. Эти вещи давно стали частью современного общества. Ведь «все так себя ведут».

Одна из важных вещей, которую стоит понять, это то, что каждый человек лично будет отвечать перед Богом за свои грехи. И не важно, в какой семье мы родились, в какой стране, в каком обществе и в каком веке. Мы будем отвечать за наши поступки и Бог будет судить каждого соответственно тому, что Он считает добром и что злом.

Грех — это то, за что умер Иисус Христос. Грех — это то, что отделяет человека от Бога. Грех — это то, за что в итоге будет судим каждый человек. Грех — это орудие сатаны. Плата за грех — смерть. Так говорит Библия.

Иисус Христос умер за грехи каждого человека на земле. Но это не значит, что теперь все люди прощены за свои грехи и могут спокойно жить дальше и поступать, как им вздумается. Иисус умер за грехи людей и оставил всем Свое учение в Новом Завете — кто будет следовать этому учению, тот будет прощен и спасен. Кто нет — будет осужден.

Грехи, описанные в Новом Завете

Вот лишь несколько грехов (это далеко не все, что Библия считает грехом), которые перечисляет Новый Завет:

Потому Бог оставил их во власти постыдных страстей. Женщины променяли естественные сношения на противоестественные. Мужчины же, также отказались от естественных сношений с женщинами, воспылав противоестественной страстью друг к другу, стали предаваться бесстыдству с другими мужчинами и сами подвергать свои тела наказанию, заслуженному ими за это извращение. Так как они не считали нужным признавать Бога, то Он оставил их во власти их же собственных извращённых умов и предоставил им совершать все эти недостойные поступки, которые не следовало совершать. Эти люди исполнены всяческих грехов: зла, себялюбия, ненависти, ревности, тяги к убийствам и распрям, лжи, и всегда думают о других самое плохое, сплетничают, клевещут друг на друга и ненавидят Бога, грубы, полны гордыни, всегда похваляются перед другими, измышляют способы чинить зло, не почитают своих родителей. Они глупы, никогда не исполняют обещанного, и ни к кому не проявляют доброты и милосердия. Хотя им известен закон Божий, гласящий, что кто повинен в подобном, заслуживает смерти, они не только именно так и поступают, но и одобряют, когда и другие ведут себя так же. (К Римлянам 1:26-32)

Поступки, объясняющиеся нашей греховной натурой, известны: прелюбодеяние и блуд, нечистота, грехи плоти, идолопоклонство, колдовство, вражда, ссоры, зависть, злоба, распри, разногласия, противоречия, ревность, пьянство, дикие оргии и тому подобные вещи. Относительно всего этого я предупреждаю вас, как предупреждал и раньше, что тем, кто занимается подобным, не будет места в Царстве Божьем. (Послание Галатам 5:19-21)

О блуде и непотребстве любом или жадности не следует даже слухи распускать среди вас, как подобает святым Божьим. Не должно быть ни постыдных речей, ни глупых разговоров, ни грубых шуток, ибо не подобает всё это. Вместо того пусть будет благодарение. Ибо можете быть уверены, что никто из тех, кто предаётся блуду, кто непотребен или жаден (а это то же самое, что и идолопоклонство), не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. (К Ефесянам 5:3-5)

Кто привык красть, не должен больше этого делать, а должен трудиться и сделать что-нибудь полезное руками своими, чтобы приобрести то, что можно было бы разделить с тем, кто в нужде. Пусть не исходит из уст ваших сквернословие, а только то, что помогает людям стать сильнее, чтобы те, кто слышит вас, извлекли для себя доброе. (К Ефесянам 4:28,29)

Возможно, что вы никогда не слышали об этих грехах и не задумывались о них. Возможно, что вам неприятно читать сейчас эти строки. Но задумайтесь о том, что и вам когда-то придется отвечать перед Богом за свою жизнь. Произойдет это независимо от вашей веры — верите вы в это или нет.

Слава Богу, что в Библии не только описаны грехи, но и путь избавления от них. Согласно Библии каждый человек должен подчинить свою жизнь Иисусу Христу, покаяться в своих грехах и креститься. Именно тогда все его грехи будут прощены.

«Покайтесь — ответил Пётр — и каждый из вас должен быть крещён во имя Иисуса Христа во искупление грехов ваших, и получите вы в дар Святого Духа. (Деяния 2:38)

Если вы хотели бы узнать больше об учении Иисуса Христа и о крещении, напишите нам через раздел контакты на нашем сайте.

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Больше статей по теме

  • Подписаться на новости
  • Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.

    Адрес электронной почты *

  • Пройти тест
  • Мы предлагаем вам проверить ваши знания, связанные с христианской верой. Тесты на знание Священного Писания и христианства.
    Пройти тест

  • Задать вопрос
  • Если у вас есть вопрос или предложение, напишите нам, мы постараемся ответить вам в ближайшее время.

    Ваше имя (обязательно)

    Ваш e-mail (обязательно)

    Тема

    Сообщение
    Подписаться на новости
    Нажимая на кнопку «отправить» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности в области обработки персональных данных.

Семь смертных грехов

«Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других — одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным.

…Как узнается гордый и чем исцеляется? Узнается потому, что домогается предпочтения. А исцеляется, если будет верить суду Сказавшего: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак 4:6). Впрочем, надо знать, что, хотя убоится суда, произнесенного за гордость, однако не может исцелиться от этой страсти, если не оставит всех помышлений о своей предпочтительности».

Свт. Василий Великий

Гордость — самодовольное упоение собственными достоинствами, подлинными или мнимыми. Овладев человеком, она отсекает его сначала от людей малознакомых, потом — от родных и друзей. И наконец — от самого Бога. Никто не нужен гордому, даже восторг окружающих его не интересует, и лишь в себе самом он видит источник собственного счастья. Но как любой грех, гордость не приносит подлинной радости. Внутреннее противостояние всему и вся иссушает душу гордого человека, самодовольство, словно короста, покрывает ее грубым панцирем, под которым она мертвеет и становится неспособной к любви, дружбе и даже к простому искреннему общению.

2  Зависть

«Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая <…> ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого — убогим, счастливого — несчастным. Вот цель зависти — видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».

Святитель Илья Минятий

Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для самых страшных преступлений. А также бесчисленного множества больших и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.

Но даже если и не вырвется этот зверь наружу в виде преступления или конкретного поступка, то разве легче от этого будет самому завистнику? Ведь, в конце концов, таким страшным мироощущением он просто преждевременно загонит в себя в могилу, но даже смерть не прекратит его страданий. Потому что после смерти зависть будет терзать его душу с еще большей силой, но уже без малейшей надежды на ее утоление.

3 Чревоугодие

«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Чревоугодие — рабство собственному желудку. Оно может проявлять себя не только в безумном обжорстве за праздничным столом, но и в кулинарной разборчивости, в тонком различении оттенков вкуса, в предпочтении изысканных блюд простой пище. С точки зрения культуры между грубым обжорой и утонченным гурманом — пропасть. Но оба они — рабы своего пищевого поведения. И для того, и для другого еда перестала быть средством поддержания жизни тела, превратившись в вожделенную цель жизни души.

4 Блуд

«…сознание все более и более наполняется картинами сладострастия, грязными, жгучими и соблазнительными.

Сила и ядовитый чад этих образов, чарующих и позорных, таковы, что вытесняют из души все возвышенные мысли и желания, которые увлекали (молодого человека) раньше. Нередко бывает, что человек не в состоянии думать более ни о чем другом: им всецело владеет демон страсти. На каждую женщину он не может смотреть иначе, как на самку. Мысли одна другой грязнее ползут в его отуманенном мозгу, а в сердце одно желание — удовлетворить свою похоть. Это уже состояние животного или, вернее, хуже животного, потому что животные не доходят до того разврата, до которого доходит человек».

Священномученик Василий Кинешемский

Грех блуда включает в себя все проявления половой активности человека вопреки естественному способу их осуществления в браке. Беспорядочная половая жизнь, супружеские измены, всевозможные извращения — все это различные виды проявления блудной страсти в человеке. Но хотя это и телесная страсть, истоки ее лежат в сфере ума и воображения. Поэтому к блуду Церковь относит и непристойные мечтания, просмотр порнографических и эротических материалов, рассказ и слушание похабных анекдотов и шуток — все то, что способно возбудить в человеке фантазии на сексуальную тему, из которых потом вырастают и телесные грехи блуда.

«И приходящего ко Мне не изгоню вон»

Но здесь возникает препятствие – страх. А вдруг меня не простят? Найду ли я силы исправиться? А может, нет мне спасения и ходить уже никуда и не надо? Может, пора уже лапки сложить и ко дну пойти? Но мы же с вами помним, что в той самой сказке было две лягушки. И только нам выбирать, какой из них мы хотим быть. Христос исцелял «всякую немощь в людях» (Мф. 4:23), не только телесную, но и духовную. Вспомните то чувство силы, которое бывает после Причастия, не разрушительной, а созидающей, задающей вектор в нужном направлении – на борьбу, на излечение.

И как легко нам бывает после исповеди. Ведь сам Спаситель говорит: «И приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37). Он говорит это обо всех, без исключений и оговорок «но если … , то нет». Это касается и вольных, и невольных грехов: независимо от их тяжести, в тайне исповеди Господь прощает нам все. С одним лишь условием – если мы покаемся. Как святые отцы учат нас: «нет греха непрощенного, кроме греха нераскаянного». Именно поэтому таким страшным проступком является самоубийство: после него покаяние уже невозможно.

смертные грехи в православии

Но и здесь не все мосты сожжены. Мы видим в библейской истории, что, даже совершив самые тяжёлые ошибки, предав Христа, Иуда повесился. Но почему? Он осознал, что совершил, и испугался. Иуда Искариот раскаялся, попытался исправить то, что натворил: пошел возвращать деньги первосвященникам. И даже для него было возможно прощение. Эту мысль очень интересно раскрывает современный автор Дарья Сивашенкова в своей книге «Вот Иуда, предающий меня». Мысль о том, что Господь всегда стоит у дверей и ждёт, когда Ему откроют.

И вот, только переступив порог православия, мы проваливаемся в океан размышлений. О грехе, как мы видим, можно говорить веками. Ясно одно – пути Господни неисповедимы. Как навигатор, прокладывает Он нам путь в Царствие Небесное. И иногда маршрут приходится перестраивать: трястись по ухабам, кочкам, выпадать на обочину жизни. Но надежда выбраться есть всегда, и Пасха неизбежна. Ведь даже самого отца лжи Господь готов простить, если он скажет: «прости и помилуй». Вот только говорить он этого не хочет…

Анастасия Куркова

Иллюстрации: Мария Тюрина

Друзья, если вам понравилась статья, поддержите, пожалуйста, наш миссионерский проект о православии в 21 веке! Мы будем рады репостам и финансовой помощи. Пожертвование можно отправить по номеру карты:
4276 5500 8597 5608
Мария Григорьевна О.

6 Алчность (корыстолюбие)

«Корысть есть ненасытимое желание иметь, или искание и стяжание вещей под видом пользы, затем только, чтобы сказать об них: мои. Предметов этой страсти множество: дом со всеми его частями, поля, слуги, а главное — деньги, потому что ими можно всё доставать».

Святитель Феофан Затворник

Иногда считают, что этим духовным недугом могут страдать исключительно богатые люди, уже обладающие богатством и стремящиеся его преумножить. Однако и человек среднего достатка, и малоимущий, и совершенно нищий — все подвержены этой страсти, поскольку заключается она не в обладании вещами, материальными благами и богатством, а — в болезненном, непреодолимом желании ими обладать.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *