Католицизм — самое мощное религиозное направление в христианстве (Фото: Marijus Auruskevicius, )

Особенности католических праздников

Римско-католические церковные праздники, как и христианские праздники в целом, — сложное переплетение народных традиций и христианской обрядности. Дохристианский календарь аграрно-скотоводческих праздников, распределявшихся по временам года, отмечал важные в хозяйственной деятельности сроки наступления зимы, весны, лета и осени. Главная часть календарных и культовых праздников приурочивалась к зимнему и летнему солнцестоянию. Церковь стремилась прикрепить народные обычаи к определенным дням христианского календаря — церковным праздникам, дням памяти святых.
Самого большого влияния Церковь добилась в католических странах — Испании, Португалии, Италии, Франции, Польше, странах Латинской Америки. Большую роль сыграли — характерные для католицизма — торжественная литургия, пышная обрядность и яркое музыкальное сопровождение, усиливающие эмоциональное воздействие на прихожан. Дни памяти определенных святых сделались не только днями обязательного посещения богослужения, но и вехами в распределении сельскохозяйственных работ, смены времен года.

Праздники римско-католического литургического года

Церковь святого Петра в Ватикане (Фото: Roca, ) Римско-католический литургический год содержит два вида праздников: непереходящие и переходящие. Первые закреплены за определенными датами года, вторые каждый год меняют свое место в гражданском (Григорианском) календаре. Переходящие праздники всегда приходятся на весеннее время года в зависимости от даты празднования главного из христианских католических праздников — Пасхи, наступление которой исчисляется по лунному календарю.

В 2020 году Пасха отмечается 12 апреля.

Неподвижные и подвижные церковные праздники каждый год сочетаются иначе.
Литургический год начинается с Адвента (от лат. adventus — пришествие), периода преддверия Рождества. Во время Адвента верующие готовятся ко второму пришествию Христа, вспоминают о предсказании пророков и Иоанна Крестителя о пришествии Спасителя. Католическая церковь считает Адвент временем всеобщего покаяния.
Памятные дни отдельных святых, приходящиеся на период Адвента, не связаны с циклом рождественских обычаев. Это День святой Варвары — покровительницы ремесленников (4 декабря), День святого Николая (6 декабря) известен своим «детским» акцентом — дети ждут подарков, по традиции «приносимых» святым Николаем.
Икона Девы Марии (Фото: Bogdan VASILESCU, ) 8 декабря отмечается один из главных богородичных праздников — День непорочного зачатия Девы Марии, культ которой очень популярен в католицизме. Этот праздник был официально закреплен догматом папы Пия IX в 1854 году. Согласно католическому вероучению, избранница Отца Небесного, была чистой от последствий первородного греха от рождения.
Рождество — один из важнейших христианских праздников, католики отмечают его 25 декабря. Содержанием его является факт рождения Девой Марией Сына Божьего Иисуса Христа. Это второй после Пасхи праздник с четырьмя Литургиями (Мессами): накануне вечером, ночью, на рассвете и днем.

Церковь учит, что рождение Христа открыло возможность для спасения души и вечной жизни для каждого верующего. Во всех католических странах широко распространен обычай изготовления своеобразных яслей-вертепов. Этот обычай церковного происхождения приписывается святому Франциску из Ассизы. В католических храмах с 13 века устраиваются небольшие ниши, в которых изображаются сцены из легенды о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины.
Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Они стоят несколько недель до праздника Сретения. Домашние вертепы — макеты в застекленных ящиках, изображающие грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи, а также животные — бык, осел. Изображаются сценки из народного быта: например, рядом со святым семейством помещают крестьян в народных костюмах.
Рождество — семейный праздник. В канун праздника, в сочельник, традиционная семейная трапеза состоит из постных блюд. Это рыба, овощи и фрукты, сладости. После появления первой звезды, в храмах начинаются торжественные богослужения, присутствие на которых для католиков обязательно. В первый день Рождества подается праздничная пища — мясные блюда: свинина, индейка, гусь, ветчина. Изобилие на праздничном столе считается залогом благополучия в новом году. Повсюду принято дарить друг другу подарки.
Рождество Христово в западной церкви стало праздноваться 25 декабря только в 4 веке. Ранее христиане отмечали его 6 января. Обычаи, приуроченные к Рождеству, распространяются на все «Рождественское двенадцатидневье». В этом цикле выделяются отдельные дни — 28 декабря — Память Невинных Младенцев — день воспоминания уничтожения по приказу царя Ирода всех младенцев, которые по возрасту могли быть Христом; 31 декабря — день святого Сильвестра, 1 января — День Нового года. Этот день посвящен Деве Марии.
В 19 веке в католических странах в канун Нового года жгли большие костры и организовывали факельные шествия. Зимний цикл святочных праздников католики завершают Днем Богоявления (Эпифании), или «трех королей» — 6 января. Содержанием праздника является евангельское сказание о поклонении младенцу Иисусу королей (в иной традиции — волхвов) — Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. В память о явлении Христа язычникам и поклонении трех царей, в храмах совершаются святые Мессы. По евангельской традиции, приношения волхвов, трактуются как приношения Христу-Царю — золото, Христу-Богу — ладан, Христу-человеку — мирро.
17 января — День святого Антонио — покровителя животных. Во Франции в этот день священники благословляют домашний скот, который хозяева приводят к церкви. 2 февраля праздник Сретения Господнего. В качестве обряда очищения в костелах святили свечи, а целые процессии с горящими свечами обходили улицы и поля. 3 февраля в День святого Блаза — патрона виноградарей и землепашцев опять святили свечи, но меньших размеров. 5 февраля — День святой Агаты отмечался церковным богослужением.

Начало Великого сорокадневного Поста всегда приходится на Пепельную среду. Название ее произошло от старого обряда посыпания голов пеплом как символа отпущения грехов. Сохранилась древняя традиция, когда во время святой Мессы, после проповеди, священник посыпает горсткой пепла головы подходящим верующим, произнося слова: «Из праха вышел и в прах возвратишься». В период Поста (25 марта) отмечается праздник Благовещения, посвященный Деве Марии.
Последняя неделя Великого Поста — «Страстная» или «Святая» неделя — литургически связана с Пасхой. В это время совершаются богослужения в память страданий и смерти Христа, тема которых — земная жизнь Иисуса Христа, начиная от входа его в Иерусалим. Каждый день Страстной недели почитается как «Великий».
Сцена рождения Христа. Все действующие лица выполнены из дерева и раскрашены вручную. (Фото: Alexander Hoffmann, ) Первый из них — праздник Пальмового (вербного) воскресенья, предшествующий Пасхальному. В этот день принято святить в церкви ветки пальмы, оливы, лавра, самшита, вербы. Большие ветки украшают сладостями, фруктами, лентами и преподносят детям. Освященные ветки прикрепляют к изголовью постели, у распятий, очагов каминов, в стойлах. С Великого четверга до полудня субботы молчат церковные органы и колокола. Это период Пасхального Триденствия (Triduum Paschalis) — четверг, пятница и суббота. Вечером в Великую Субботу во всех храмах начинается празднование великого Торжества. После захода солнца служится первая пасхальная Литургия (Месса) Пасхи — зажигаются пасхальные свечи.
Центром Пасхального Торжества является воскресший Христос. Утром в Пасхальное воскресенье после торжественной утренней Мессы дети и молодежь обходят дома с песнями и поздравлениями, сходными с рождественскими колядами. Среди пасхальных развлечений наиболее популярны игры с крашеными яйцами: их кидают друг в друга, катают по наклонной плоскости, разбивают, разбрасывая скорлупу. Крашеными яйцами обмениваются родные и знакомые, крестные дарят их детям-крестникам, девушки — возлюбленным, в обмен на пальмовые ветки. В течение всей Пасхальной недели посещаются богослужения в церквях, продолжаются уличные представления на религиозные темы.
Первый церковный праздник мая — «Обретение святого Креста» (3 мая), установленный в память нахождения «подлинного креста». Было принято освящать в церкви самодельные крестики и нести их на поля. В Испании разыгрывалось действо поисков креста императрицей Еленой (в сопровождении свиты, ряженой византийцами, ангелами, евреями) и установка его в костеле. 15 мая — День памяти святого Исидора-землепашца — покровителя Мадрида. У часовни с источником, где по преданию жил св. Исидор, собираются паломники, праздник превращается в народное гуляние.
Вознесение Господне — переходящий праздник. Дата его передвигается в пределах мая — начала июня и приходится на сороковой день после Пасхи. Во Франции, в начале 20 века накануне Вознесения совершались трехдневные церковные молебны: в первый день молились о сенокосе, во второй — о жатве, в третий — об уборке винограда.

На границе пасхального цикла и летних праздников стоит большой католический праздник «Божьего тела» (Corpus Domini, Corpus Cristi) в первый четверг после Святой Троицы. Это сравнительно новый католический праздник, официально учрежденный в память установления Иисусом Христом таинства причащения (Евхаристии). Католическая Церковь рассматривает Евхаристию как священный дар, оставленный Христом Своей Церкви.
Этот праздник празднуется всеми католиками, но особо торжественно в Испании. В этот день устраиваются массовые процессии под звон колоколов с хвалебными гимнами, со свечами и хоругвями в руках. Во главе идет священник и несет под балдахином дарохранительницу с Евхаристическим Хлебом — Телом Христовым. Процессии обставляются с особой пышностью, по пути ее поперек улиц протягивают гирлянды цветов, украшаются зеленью, цветами и коврами балконы близлежащих домов, дорога устилается живыми цветами. У четырех алтарей на открытом воздухе читается Евангелие, затем все отправляются в храм на праздничную Литургию.
Статуя святого Петра в Ватикане (Фото: JCVStock, ) Рождество святого Иоанна Крестителя (24 июня) популярно у всех католиков. Отличительная черта Дня святого Иоанна — огни, костры, фейерверки, зажигаемые не только в деревнях, но и на площадях больших городов. Верующие ходят с факелами и на общие молебны в ближайшие часовни. Празднование Дня святого Иоанна продолжается несколько дней вплоть до Дня святого Петра и Павла (29 июня). Во Франции культ святого Иоанна распространен особенно широко: более тысячи церковных приходов считают его своим патроном.
Почитание святых — одна из важнейших сторон католического вероучения. 15 августа — праздник Успения Богоматери. Он основывается на истине, что умершая естественной смертью и похороненная в Гефсимании Мария вознеслась на небо: после вскрытия ее гроба вместо останков был обнаружен букет роз. В 1950 году папа Пий XII особым декретом принял Догмат о телесном вознесении Богоматери на небо. Существует традиция в этот день приносить первые плоды нового урожая в дар Марии. Праздник сопровождается торжественным богослужением и церковной процессией.
Последний крупный праздник римско-католического литургического года — Торжество Всех святых и День поминовения усопших, следующие один за другим 1 и 2 ноября. Праздник Всех святых был введен в начале 7 века папой Бонифацием IV, а позднее, в начале 11 века был установлен День поминовения усопших, со временем они слились в один день — День поминовения святых и усопших.
Католическая Церковь считает соблюдение обрядов поминовения важным долгом всех верующих. Люди должны помнить тех, кто ушел из жизни, но могут, находится в Чистилище, где Бог очищает их, спасенных, от последствий греха. Сократить срок пребывания в Чистилище могут добрые дела и молитвы, покаяние живущих. Первый день католики проводят в храмах, участвуя в святых Мессах, а во второй день с самого утра отправляются на кладбище, часто с молитвами и песнопениями общей процессией. Там молятся, приводят в порядок могилы и оставляют горящие свечи. Праздник Христа-Царя завершает литургический год Римско-католической Церкви.

Далее представлен список основных католических праздников.

3.3. Особенности католического церковного обряда.

Католические церковные обряды имеют ряд особенностей, отличающих их от православных и протестантских обрядов. Священники и епископы латинского обряда обязательно дают обет безбрачия (целибат). В православии обет безбрачия даёт только монашество.

В XX веке был восстановлен институт постоянного диаканата; для постоянных диаконов целибат не обязателен, но такие диаконы священниками стать уже не смогут. В восточных католических обрядах безбрачие обязательно только для епископов.

Наиболее распространённым обрядом в Католической Церкви является латинский или римский. Другие западные обряды используются только на территории того или иного монашеского ордена или города. Например, определённые отличия от латинского (римского) обряда имеются в амвросианском (западная Ломбардия), брагском (г. Брага в Португалии), а также в мосарабском (г. Толедо в Испании) обрядах. Восточные обряды используются в богослужении восточнокатолических церквей. Например, грекокатолический обряд используется в восточнокатолических церквях Белоруссии, Словакии, Венгрии, Румынии, Украины, в церквях русинов, а также в незначительном количестве среди греков, болгар, хорватов и русских.

Богослужение в латинском обряде до Второго Ватиканского собора (1962-1965) по традиции совершалось на латинском языке. В дальнейшем богослужение стало совершаться также и на национальных языках. Литургия латинского обряда или месса – главное богослужебное действие, в котором совершается таинство евхаристии (причащения). Месса состоит из Литургии Слова, главным элементом которой является чтение Библии, и Евхаристической Литургии.

Литургический год начинается с Адвента, т.е. с рождественского поста и делится на несколько периодов: два постных периода – Адвент и Великий пост, два праздничных – рождественское и пасхальное время. Прочие периоды литургического года объединены под общим названием «рядовое время».

Церковные праздники подразделяются по трём рангам: «память» (святого или события), «праздник» и «торжество».

Главными праздниками католического литургического года считаются Пасха и Рождество. Оба эти праздника имеют октавы, т.е. празднуются в течение восьми дней после даты праздника. Апогеем годового богослужебного цикла является Пасхальное триденствие. Так называются три дня, предшествующие пасхальному воскресенью – Великий четверг, Великая пятница и Великая суббота.

Для священнослужителей и монашествующих обязателен бревиарий, т.е. ежедневное чтение молитв. Миряне совершают бревиарий по своему усмотрению, по личному распорядку дня.

Внутреннее убранство Барселонского собора.

Для католического обряда характерна большая торжественность богослужения, сопровождающегося пением псалмов. В больших костёлах пение обычно сопровождается органной музыкой. Верующие при чтении молитв обычно сидят – в католических храмах, в отличие от православных, для этого имеются специальные скамьи. Убранству храма придаётся большое значение: живописные и скульптурные изображения Богоматери, Распятия, святых, огонь лампад, отражающийся в дорогих оправах икон и картин, запах ладана, звуки органа и даже соответствующая интонация голоса священника – всё должно воздействовать на воображение и чувства верующих. Немалое значение при этом имеет прекрасная акустика больших костёлов.

Кроме литургических богослужений проводятся так называемые пассийные службы: Крёстный путь, поклонение Святым Дарам, молитвенные процессии и др.

В католический клир входят только мужчины. Белым духовенством считаются священники, служащие в храмах. Монахи считаются чёрным духовенством. В духовенстве различают три степени священства: диакон, священник (иерей) и епископ (архиерей).

Не имеющие духовного сана служители церкви – аколиты, чтецы, певцы и другой вспомогательный персонал к клиру не относятся.

Иерархия клира по должностям достаточно длинная: кардинал – архиепископ – примас – митрополит – прелат – аббат – настоятель и др.

Католическая церковь (как и православная) признаёт семь таинств: крещение, бракосочетание (венчание), миропомазание (конфирмация), евхаристия (причащение), исповедь, елеосвящение и священство.

В отправлении этих таинств у католиков и православных имеются некоторые различия. Например, крещение в католической церкви совершается не погружением ребёнка в воду, а обливанием. Миропомазание (конфирмация) совершается не одновременно с крещением ребёнка, а по достижении им 8-летнего возраста. Миропомазание совершается епископом и лишь в исключительных случаях – священником.

Причащение (евхаристия) для мирян совершается под одним видом (т.е. только хлебом), или под двумя видами (т.е. и хлебом, и вином) – и то, и другое считается полным причастием. Для священства причастие совершается только под двумя видами. До Второго Ватиканского собора (1962-1965) это было привилегией духовенства. Для причастия католики используют пресный хлеб (т.н. гостию), а в православных церквях – квасный. Хлеб и вино в христианских обрядах символизируют соответственно тело и кровь Христа. Вот почему такое большое значение придаётся качеству, вернее, технологии изготовления хлеба. В XII-XIII веках в некоторых христианских сектах объявлялась смертная казнь тем, кто не верил словам Священного Писания о том, что Христос пребывает в гости под видом хлеба.

Можно отметить и такие отличительные признаки католического обряда: католики крестятся пятью пальцами слева направо (пять пальцев означают пять ран Христа); есть отличия от православия в облачении священнослужителей и даже во внешнем облике (отсутствие бороды) и т.д.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *