Логотип трансгуманизма (один из вариантов)

Трансгуманизм (от лат. trans — сквозь, через, за; лат. humanitas — человечность, humanus — человечный, homo — человек) — изменение и развитие человечества. Мировоззрение, основанное на осмыслении достижений и перспектив науки, которое признаёт возможность и желательность фундаментальных изменений в положении человека с помощью передовых технологий с целью ликвидировать страдания, старение человека и смерть, а также значительно усилить физические, умственные и психологические возможности человека.

История

Обложка первого выпуска H+ Magazine, ежеквартального издания о трансгуманизме

Идеи, в той или иной степени близкие к трансгуманизму, высказывались задолго до широкого распространения термина «трансгуманизм». Так, о перспективе усиления возможностей разума посредством разработки научных методов и специальных устройств писал ещё С. Н. Корсаков. Позже, в конце XIX века о дальнейшей эволюции человечества мечтали такие философы как Фрэнсис Виллард, Николай Фёдоров, Фридрих Ницше.

Сам термин «трансгуманизм» также имеет давние истоки. Впервые слово «transhumane» использовал Данте Алигьери в своей «Божественной комедии». Нынешний смысл это слово приобрело только с середины XX века (в 1957 году), когда знаменитый биолог Джулиан Хаксли в своей книге «Новые бутылки для нового вина» назвал трансгуманистом человека, который самосовершенствуется, чтобы овладеть новыми умениями и способностями.

В 1966 году ирано-американский футуролог ФМ-2030 (Ферейдун М. Эсфендиари) назвал трансгуманистами людей, имевших особое мировоззрение и стиль жизни, направленный на самосовершенствование. Это те люди, которые используют современные достижения науки и техники для перехода к «постчеловеку» — существу, обладающему принципиально новыми способностями.

Одно из первых определений трансгуманизма ввел философ Макс Мор.

В 1998 году философы Ник Бостром и Девид Пирс основали Всемирную ассоциацию трансгуманистов.

Основные цели и задачи трансгуманизма

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 июля 2012.
Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения.

Главной целью трансгуманизма является бесконечное совершенствование человека, основанное на новейших открытиях научно-технического прогресса. Для достижения этой цели трансгуманизм предлагает:

  • всячески поддерживать технический прогресс;
  • изучать достижения науки и техники, вовремя предотвращать опасности и нравственные проблемы, которые могут сопутствовать внедрению этих достижений;
  • расширять свободу каждого отдельно взятого человека, используя научно-технические достижения;
  • как можно более отдалить, а в идеале — отменить старение и смерть человека, дать ему право самому решать, когда умирать и умирать ли вообще;
  • противостоять учениям и организациям, имеющим цели, противоположные идеям трансгуманизма — энвайронментализм в фанатичной форме (отказ от технического развития, «возвращение к природе»), религиозный фундаментализм, традиционализм, и прочие формы идеологий антимодернизма и антипрогрессизма.

Трансгуманисты поддерживают разработку новых технологий; особенно перспективными они считают нанотехнологию, биотехнологию, информационные технологии, разработки в области искусственного интеллекта, загрузки сознания в память компьютера и крионику.

Многие трансгуманисты считают , что непрерывно ускоряющийся технический прогресс уже к 2050 годам позволит создать постчеловека, способности которого будут принципиально отличаться от способностей современных людей. Особенно в этом помогут генная инженерия, молекулярная нанотехнология, создание нейропротезов и прямых интерфейсов «компьютер—мозг».

Также многие трансгуманисты считают , что поскольку скорость развития техники увеличивается экспоненциально, то наступит время, когда важные открытия будут совершаться практически сразу, в одно и то же время (явление технологической сингулярности).

Технологии

Технологии улучшения человека ( (англ.)) — технологии, которые могут быть использованы не просто как компенсирующие или восполняющие недостатки функций инвалидов и больных людей, но также могут повысить способности и возможности человека на новый, недосягаемый ранее уровень.

Существующие технологии

  • Репродуктивные технологии
    • Преимплантационная генетическая диагностика и отбор эмбрионов.
  • Физические:
    • Допинг
      • Средства, улучшающие производительность ( (англ.) Performance-enhancing drugs)
    • Пластическая хирургия
    • Экзоскелет
  • Ментальные:
    • Ноотропы

Ожидаемые технологии

  • Генная инженерия человека
  • Нейрокомпьютерный интерфейс

Умозрительные технологии

  • Загрузка сознания
  • Экзокортекс (англ.)русск.
  • Изолированный мозг

Критика трансгуманизма

Само понятие и перспективы улучшения человека вызвали множество критики, споров и дискуссий. Так, Френсис Фукуяма назвал трансгуманизм «самой опасной в мире идеей». Критика трансгуманизма и его предложений имеет две основных формы (часто дополняющие друг друга):

  • «практическую» — возражения против достижимости целей трансгуманизма;
  • «этическую» — возражения против целей и идей трансгуманизма, нравственных принципов и мировоззрения тех, кто поддерживает трансгуманизм либо является трансгуманистом как таковым.

Критики часто видят в целях трансгуманистов угрозу общечеловеческим ценностям, государственным социальным программам и распространению гражданских прав и свобод. Одним из крайних аргументов является сопоставление целей (а иногда и декларируемых методов) трансгуманизма с евгеническими исследованиями.

Также проблема трансгуманизма может рассматриваться как проблема выбора направления пути совершенствования человека. В отличие от религиозного решения этого вопроса через самосовершенствование с использованием инструмента свободной воли, то есть улучшая память, навыки и способности последовательно и постепенно на своём пути, трансгуманизм предполагает в том числе и экзогенное вмешательство, имплантационный апгрейд также и на физическом уровне.

Часто критика программы трансгуманизма в некоторой степени содержится в художественных произведениях и фантастических фильмах, которые, однако, часто больше рисуют воображаемые миры, нежели анализируют проблему.

По мнению критиков, идеи трансгуманизма входят в противоречие с их желаемыми целями: например, бессмертие породит множество проблем, рассматриваемых в антиутопиях, таких как перенаселение планеты, низкий социальный уровень, ограничение свобод. Однако, согласно мнениям сторонников трансгуманизма, все эти проблемы могут быть урегулированы адекватным социальным управлением, в частности, строгим ограничением рождаемости, а также экспансией человечества в космос.

Однако, несмотря на это, «Российское Трансгуманистическое Движение» считает, что большинство трансгуманистов выступает за:

  1. защиту личных свобод человека, укрепление традиций демократии
  2. поддержку социальных программ по улучшению системы образования и развития информационных технологий
  3. поддержку разработок по созданию более совершенных технологий и производств, и за счёт этого — решение проблемы бедности, разрешение экологического кризиса и улучшение качества жизни людей.

Гуманизм, трансгуманизм и постгуманизм

Предметом дискуссий остаётся вопрос, является ли трансгуманизм ветвью «постгуманизма», а также то, как стоит определить постгуманизм, принимая во внимание трансгуманизм. Последний часто характеризуется как разновидность или активная форма постгуманизма, причём как его консервативными, христианскими и прогрессивными критиками, так и про-трансгуманистически настроенными учёными, которые, например, называют его «философским постгуманизмом». Общей чертой трансгуманизма и постгуманизма является предсказание некоего нового разумного вида, в который эволюционирует человек. Этот новый вид пополнит или даже заменит человечество. Трансгуманисты подчёркивают эволюционную перспективу, поддерживают направленную эволюцию, ведущую в «постчеловеческое будущее».

Также на трансгуманизм повлияла идея создания Искусственного Интеллекта, предложенная, в частности, Гансом Моравцем (англ.)русск.. Идеи Моравца и трансгуманизм характеризовались как «апокалипсическая» форма постгуманизма, противопоставленная «культурному постгуманизму» в гуманитарных науках и искусстве. В то время как такой «культурный постгуманизм» направляет усилия на переосмысление отношений человека и всё более усложняющихся машин, трансгуманизм не только не желает отказываться от устаревших концепций «автономного свободного субъекта», но и распространяет их в постгуманистическую область. Самоопределение трансгуманизма как закономерного продолжения идей Эпохи Просвещения согласуется с этой точкой зрения.

Некоторые светские гуманисты представляют трансгуманизм результатом движения свободомыслия и указывают, что трансгуманисты отличаются от основного течения гуманизма концентрацией на технологических подходах к решению проблем человека, в том числе проблемы его смертности. Однако другие прогрессивисты указывают, что постгуманизм, будь то его философские или активистские формы, стремится уйти от вопросов социальной справедливости, реформирования социальных институтов и других центральных проблем Просвещения, к нарциссическому стремлению к бесконечному улучшению человеческого тела в поисках лучших форм существования. С этой точки зрения, трансгуманизм отходит от целей гуманизма и Просвещения.

Что думает о трансгуманизме религия?

Представители мировых религий в основном относятся к идеологии трансгуманизма отрицательно, отмечая, что последователи этого движения концентрируются на телесном совершенствовании человека, забывая о душе и пренебрегая ее потребностями. С точки зрения большинства религий трансгуманисты совершают большую ошибку, поскольку пытаются взять на себя функции Творца.

Христианство

В России патриарх Кирилл выразил точку зрения православной церкви на эту проблему, сказав, что трансгуманизм угрожает миру абсолютной потерей человеческого. Люди утратят те качества и свойства, которые и делают их людьми.

С позиции христианства, трансгуманизм и иммортализм основываются на материалистическом и атеистическом фундаменте, а иногда и на откровенно богоборческих идеях. Пытаясь создать на земле райские условия и достигнуть бессмертия, трансгуманисты исходят только из научных и рациональных сведений, отбрасывая христианское учение о Боге, человеке, смертности тела и бессмертии души.

Ислам

Не менее критичен к трансгуманизму и ислам, который также видит в данном движении попытку увести человека от Бога и подлинного смысла существования. Критикуется технократический путь развития, на котором идея комфортабельности жизни и отсутствия страданий достигла своего апофеоза в виде устранения главного неудобства — смерти. И ислам, и христианство сходятся во мнении, что жизнь без смерти — это противоестественное явление, способное привести человечество к катастрофе.

Буддизм

Пожалуй, только восточные религии относятся к трансгуманизму хоть и настороженно, но с живым интересом. Например, духовный лидер буддистов Далай-лама XIV считает, что необходимо взаимодействие науки и духовных традиций. Он вполне допускает соединение тела робота с человеческим разумом, а в создании искусственного интеллекта видит естественный этап развития человечества.

Известные представители движения в России и за рубежом

К самым известным и активным представителям трансгуманизма в России стоит отнести Валерию Прайд и Данилу Медведева, являющихся создателями Российского трансгуманистического движения и состоящих сегодня в его Координационном совете.

Валерия Прайд

Валерия Прайд, будучи одним из самых интересных в России футурологов, социологом и теоретиком трансгуманизма, основала в нашей стране первую в Евразии крионическую фирму «КриоРус». Крионическая технология позволяет сохранять умерших людей и животных в состоянии глубокого охлаждения, в надежде оживить их в будущем.

Данила Медведев — российский общественный деятель, философ и футуролог. Является председателем Совета директоров «КриоРус» и автором интереснейшего проекта «Системная схема старения человека».

Данила Медведев

Из современных зарубежных деятелей стоит знать о Нике Бостроме, основателе Humanity+, Эрике Дрекслере, чья книга о молекулярных технологиях «Машины созидания» оказала огромное влияние на становление трансгуманизма, исследователе в области робототехники Гансе Моравеке, трансгуманисте и медиахудожнике Наташе Вита-Мор и выдающемся философе и основателе Института экстропии Максе Море.

Течения в трансгуманизме

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Либертарианский трансгуманизм

Либертарианский трансгуманизм — политическая идеология, объединяющая либертарианство и трансгуманизм.

Исследователи, называющие себя либертарианскими трансгуманистами (Ronald Bailey из Reason magazine и Glenn Reynolds из Instapundit) выступают в защиту права на расширение человеческих возможностей. По их мнению, свободный рынок — лучший гарант этого права, так как дает большую личную свободу и процветание, по сравнению с другими экономическими системами.

Либертарианские трансгуманисты полагают, что принцип самособственности (self-ownership) — фундаментальная идея, объединяющая либертарианство и трансгуманизм. Другие принципы, такие как разумный эгоизм и рациональное отношение к новым технологиям, позволят, по их мнению, достигнуть существенного расширения свобод человека. Благодаря этому станет возможным построить государство, характеризующееся полным физическим, интеллектуальным и социальным благосостоянием, а не просто отсутствием болезней и нищеты.

Как непримиримые защитники гражданских прав, либертарианские трансгуманисты считают, что любая попытка ограничить право на расширение возможностей собственного тела является нарушением гражданских прав и свобод. Одновременно с этим, либертарианские трансгуманисты выступают против вмешательства государства в эту область, так как, по их мнению, любое вмешательство государства такого рода ограничивает возможность их выбора.

Коммунистический трансгуманизм (технокоммунизм)

Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения.

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Коммунистический трансгуманизм объединяет гуманизм, сциентизм и рационализм. Эта разновидность трансгуманизма считает, что человечество либо достигнет коммунизма, либо погибнет.

В романе Александра Владимировича Лазаревича Сеть Нанотех описывается цель и путь к её достижению развития человечества в этом направлении. Основной идеей является то, что при помощи наномашин можно создавать любые вещи и предметы из содержащегося в атмосфере диоксида углерода абсолютно бесплатно, что соответствует принципам коммунизма. Далее человек перемещает своё сознание в искусственные каналы связи, достигая бессмертия.

Техногайянизм

Основная статья: Техногайянизм

Техногайянизм (от «techno-» — технология и «gaian» — Гея) — одно из течений защитников природы и трансгуманизма. Представители техногайянизма выступают за активное развитие новых технологий, которые в будущем помогут восстановить окружающую среду. Техногайянисты также утверждают, что создание чистых и безопасных технологий — важная цель всех защитников окружающей среды.

Техногайянисты считают, что технологии со временем становятся чище и эффективнее. Более того, такие отрасли как нанотехнология и биотехнология могут дать средства полного восстановления окружающей среды. Например, молекулярная нанотехнология позволит преобразовать скопившийся на свалках мусор в полезные материалы и продукты, биотехнология позволит создать специальные микробы, питающиеся отходами производств.

По мнению техногайянистов, человечество в настоящее время в тупике, и единственный путь для развития человеческой цивилизации — принять принципы техногайянизма и ограничить эксплуатацию природных ресурсов. Только наука и техника позволят человечеству выйти из этого тупика в стабильно прогрессивное развитие и избежать катастрофических последствий глобальных рисков.

Исследования философии трансгуманизма

Ряд научных организаций и специалистов занимаются исследованиями в русле философии трансгуманизма. Европейским центром исследований в этом направлении является Оксфордский университет, в США таковым является Университет штата Аризона.

Трансгуманизм в России

Российское трансгуманистическое движение
РТД

Дата основания Тип

движение

Официальный сайт

Трансгуманизм в России продвигается и изучается, прежде всего, членами Российского Трансгуманистического Движения (РТД) — крупнейшей в своей отрасли национальной общественной неправительственной организации, принесшей идеи трансгуманизма в Россию. Среди видных деятелей РТД следует назвать выдающегося организатора трансгуманизма Валерию Прайд, футуролога Данилу Андреевича Медведева, писателя и переводчика, эксперта по глобальным рискам Алексея Валерьевича Турчина, основателя фонда «Наука за продление жизни» Михаила Батина.

С точки зрения философии, трансгуманизм обсуждается также на всероссийских и международных научных конференциях, организуемых Институтом философии РАН и Российским философским обществом. Междисциплинарный семинар по трансгуманизму и научному иммортализму, созданный и проводимый РТД, был зарегистрирован как первичная организация Российского философского общества. В рецензируемых философских журналах публикуются работы по трансгуманистической проблематике. На философском факультете МГУ читается спецкурс «Биотехнологии и трансгуманизм».

Ряд известных учёных, в частности, директор Российского НИИ геронтологии профессор В. Шабалин, занимаются популяризацией трансгуманизма.

В 2011 году в России появилась новая организация, занимающаяся исследованиями в области трансгуманизма: Стратегическое общественное движение «Россия 2045», которую поддерживает ряд учёных и других известных людей.

Известные философы

  • Болонкин, Александр Александрович — Институт технологии Нью-Джерси
  • Бостром, Ник — профессор Оксфордского университета
  • Вишев, Игорь — доктор философских наук
  • Ганс Моравец (англ.)русск. — американский футуролог.
  • Мур, Макс — американский философ и футуролог.
  • Рейнольдс, Гленн — профессор Теннессийского университета, публицист.
  • Курцвейл, Рэймонд — американский изобретатель и футуролог.
  • Ульянов, Анатолий — кибер-философ, критик, писатель.
  • Фукуяма, Фрэнсис — доктор политических наук, критик трансгуманизма.
  • Хаксли, Джулиан — английский биолог, эволюционист и гуманист, политик.
  • Юдин, Борис — доктор философских наук, член-корреспондент РАН
  • Эттингер, Роберт — американский академик, «отец крионики».

Трансгуманизм в массовой культуре

С момента зарождения трансгуманизма создано большое количество художественных произведений различных форм, в которых тем или иным образом отражены трансгуманистические идеи.

Трансгуманизм в фантастике

В современной научной фантастике довольно популярна тема расширения возможностей человека средствами науки, создано множество утопий и антиутопий. Ряд проблем трансгуманизма рассматривался за десятилетия до формирования движения — в произведениях Роберта Хайнлайна («Жизни Лазаруса Лонга»), Артура Кларка («Конец детства»), Станислава Лема («Кибериада») и других. Трансгуманизм упоминается в британском сериале Доктор Кто, не только в отношении людей (Повелителей времени и Далеков), и в американском сериале Грань.

В произведениях жанра киберпанк (и особенно пост-киберпанк) часто затрагиваются вопросы, поднимаемые философией трансгуманизма, популярны «трансгуманистические» технологии и концепции. В качестве примеров таких произведений можно назвать «Нейроманта» Гибсона и «Схизматрицу» Стерлинга. В ряде произведений жанра пост-киберпанка (например, «Трансметрополитен») концепции транс- и постчеловечества описываются в явном виде.

В русскоязычной фантастике можно отметить представленную в некоторых произведениях братьев Стругацких концепцию люденов — людей, у которых открылись способности к переходу на более высокий эволюционный уровень.

Ниже представлены некоторые популярные книги, связанные с трансгуманизмом:

  • Трилогия «Золотой век» Джона Райта
  • «Трансчеловек», «Сингомэйкеры», «Я — сингуляр» Юрия Никитина
  • «Акселерандо», «Небо сингулярности», «Оранжерея» Чарльза Стросса
  • «Пламя над бездной», «Глубина в небе», «Конец радуг» Вернора Винджа
  • Серия «Космический апокалипсис» Аластера Рейнольдса
  • «Вентус», «Lady of Mazes» Карла Шрёдера
  • Серия «The Culture» Иэна (М.) Бэнкса
  • «Волны гасят ветер» А. и Б. Стругацких
  • «Схизматрица» Брюса Стерлинга
  • «Are You a Transhuman? Monitoring and Stimulating Your Personal Rate of Growth in a Rapidly Changing World» и другие книги Ф. М. Эсфендиари (FM-2030)
  • «Сеть Нанотех» и «Технокосм», автор Лазаревич, Александр Владимирович

Начинают выделяются такие поджанры научной фантастики как «singularity fiction» и «transhumanist space opera». Появляются коллективные научно-фантастические проекты на трансгуманистическую тематику («Рука Ориона»).

Трансгуманизм в музыке

Идеями трансгуманизма вдохновлялись также многие музыканты (особенно это относится к представителям различных направлений индастриала). Возможно, первопроходцами в этом плане были Kraftwerk с их альбомами «The Man Machine» и «Computer World». Из более современных релизов можно отметить альбомы Cyanotic «Transhuman», Cyberya «Mindcontrol» и Vortech «Posthumanism» (все эти группы играют индастриал-метал), а также практически всё творчество отечественного проекта Complex Numbers, а также Unreal.

Политическая борьба за трансгуманизм

В июле 2012 сначала в России, а затем в США, Израиле и Нидерландах было объявлено о начале создания трансгуманистических политических партий — партий, направленных на улучшение человека через победу над старением. Актив партий представлен в основном трансгуманистами. Эти партии нацелены на оказание политической поддержки в сфере продления жизни и обеспечение максимально быстрого и одновременно безболезненного перехода общества на следующий этап своего развития с радикальным увеличением продолжительности человеческой жизни, омоложением и остановкой старения для того, чтобы большинство живущих в настоящее время людей успели воспользоваться достижениями науки и увеличить свою жизнь на сколько это будет возможно долгий срок.

См. также

  • Открытый индивидуализм
  • Космизм
  • Иммортализм
  • Российское трансгуманистическое движение
  • Технологическая сингулярность
  • Технократия
  • Сверхчеловек
  • Футурология
  • Нанотехнология
  • Крионика
  • Шкала Кардашева
  • Искусственный интеллект
  • Нейрокомпьютер
  • Когнитивная свобода
  • Морфологическая свобода
  • Список важнейших понятий трансгуманизма
  • Постчеловек
  • Человек разумный
  • Трансчеловек
  • Список новых перспективных технологий
  • Хокинг, Стивен Уильям#Мировоззрение
  • Нанообщество

Примечания

  1. Российское Трансгуманистическое Движение
  2. Futurisms: «The means to make the man of the future»
  3. The transhumanist Culture
  4. Ник Бостром. История трансгуманистической мысли (англ.)
  5. Известия. Ру: Академик Вячеслав Степин: станет ли человек промежуточным звеном на пути к другой мыслящей субстанции?
  6. Bostrom Responds to Fukuyama’s Assertion that Transhumanism is World’s Most Dangerous Idea // World Transhumanist Association, 10.09.2004
  7. Bostrom N. A History of Transhumanist Thought // Journal of Evolution and Technology. Vol. 14 (1), April 2005. doi=10.1.1.98.7951
  8. Часто задаваемые вопросы по трансгуманизму — Российское Трансгуманистическое Движение
  9. 1 2 The Politics of Transhumanism
  10. 1 2 Bailey, Ronald (2005). Liberation Biology: The Scientific and Moral Case For the Biotech Revolution. Prometheus Books. ISBN 1-59102-227-4.
  11. Reynolds, Glenn (2006). An Army of Davids: How Markets and Technology Empower Ordinary People to Beat Big Media, Big Government, and Other Goliaths. Thomas Nelson. ISBN 1-59555-054-2.
  12. amor mundi: Bailey on the CybDemite Menace
  13. Transhumanism and the Limits of Democracy — Reason Magazine
  14. Александр ЛАЗАРЕВИЧ СЕТЬ «НАНОТЕХ»
  15. Hughes, James Citizen Cyborg: Why Democratic Societies Must Respond to the Redesigned Human of the Future. — Westview Press, 2004. — ISBN 0-8133-4198-1
  16. Rosenzweig, Michael (2005). Win-Win Ecology: How The Earth’s Species Can Survive In The Midst of Human Enterprise. Clarendon Press. ISBN 0-19-515604-8
  17. Hughes, James (2004). Citizen Cyborg: Why Democratic Societies Must Respond to the Redesigned Human of the Future. Westview Press. ISBN 0-8133-4198-1
  18. Future of Humanity Institute — Research
  19. ASU Transhumanism
  20. http://www.informika.ru/text/exhibit/papers/2006/c11-1.html
  21. Российская Ассоциация Политической Науки
  22. Семинар — Российское Трансгуманистическое Движение
  23. В. В. Удалова (Прайд), Д. А. Медведев. Феномен NBIC-конвергенции: Реальность и ожидания//Философские науки, 2008г, № 1, с. 97—117
  24. В. Ю. Аргонов. Искусственное программирование потребностей человека: путь к деградации или новый стимул развития?//Вопросы философии, 2008г, № 12. с.22—38
  25. Б. Г. Юдин. Сотворение Трансчеловека//Вестник Российской академии наук, 2007, том 77, № 6, с. 520—527
  26. С. С. Хоружий. Проблема постчеловека, или трансформативная антропология глазами синергийной антропологии // Философские науки, 2008г, № 2
  27. Спецкурсы — Кафедра философской антропологии — Философский Факультет МГУ им. М. В. Ломоносова
  28. В Турции перевернулся автобус с российскими туристами — Происшествия и инциденты в России и мире — МК
  29. Сотворение Трансчеловека — Российское Трансгуманистическое Движение
  30. Сайт А. Лазаревича
  31. http://www.orionsarm.com/intro/space_opera.html
  32. Anmelden | Facebook
  33. A Single-Issue Political Party for Longevity Science

Ссылки

В Википедии есть портал
«Трансгуманизм»

Основополагающие документы

  • Часто задаваемые вопросы по трансгуманизму.
  • Принципы экстропианства.
  • Сайт о FM-2030 на русском языке.
  • Манифест альтернативного трансгуманизма.

Организации и движения

  • Российское Трансгуманистическое Движение.
  • Всемирная трансгуманистическая ассоциация.
  • Всемирный культурный центр трансгуманизма.
  • Всемирная Ассоциация Трансцендентального Трансгуманизма.
  • Стратегическое общественное движение «Россия 2045».

Сайты, сборники статей и блоги по проблемам трансгуманизма

  • h+ Magazine — ежеквартальное издание о трансгуманизме.
  • Новые технологии и продолжение эволюции человека? Трансгуманистический проект будущего — первая научная книга по трансгуманизму в России, 2008 г.
  • База данных публикаций и ресурсов, посвященных крионике.
  • Будущее человека и цивилизации.
  • Бессмертие людей и электронная цивилизация. Сборник статей А. Болонкина(недоступная ссылка).
  • Сообщество в «Живом Журнале», посвящённое трансгуманизму.
  • Вечный разум — новостной сайт по технологиям трансгуманизма.
  • Футурологический интернет-проект «2084».
  • Все о продлении жизни вплоть до бессмертия — сайт-памятник Дмитрию Рязанову, основателю Российского Трансгуманистического Движения.
  • Сообщество в «Живом Журнале», посвящённое крионике

Рассылки

  • .
  • Дискуссионный лист сайта «Bessmertie.ru».


Нейро-компьютерный интерфейс
Технологии Биомехатроника · Мозговой имплантат · BrainGate · Brainport · Cyberware · Экзокортекс · Усиление интеллекта · Изолированный мозг · Нейропротезирование · Нейротехнология · Оптогенетика · Сенсорное замещение · Синтетическая телепатия
Научные явления Electrocorticography (ECoG) · Neural ensemble · Neuroplasticity
Дисциплины Когнитивистика · Когнитивная нейробиология · Вычислительная нейробиология · NBIC · Нейроинженерия · Нейробиология
Теория Киборг · Загрузка сознания · Трансплантация мозга
Люди Чарльз Штросс · Дуглас Энгельбарт · Хью, Херр · Дж. К. Р. Ликлайдер · Кевин Уорик · Мэтт Нейгл · Мерлин Дональд · Мигель Николелис · Питер Кайберд · Стив Мэнн · Вернор Виндж · Йоки Мацуока
Другое Human enhancement · Контроль сознания · Нейрохакинг · Симулированная реальность · Трансгуманизм

6 апреля в читальном зале библиотеки имени Светлова прошла лекция «Трансгуманизм – будущее или закат человечества». Спикером выступала одна из создателей Российского трансгуманистического движения и футуролог Валерия Прайд. Она рассказала о том, чего можно достичь с помощью науки и кто такой постчеловек. Slon публикует 9 фрагментов лекции.

Трансгуманизм: следующая станция – постчеловек

Название «трансгуманизм» произошло от аналогии с трансатлантическим перелетом: через Атлантику к чему-то новому. Так и трансгуманизм – это перелет от обычного человека к постчеловеку. Трансгуманизм – это мировоззрение, которое на основе научных принципов говорит нам, что человек – это пока что вершина эволюции, но он плох, и его можно улучшить по всем направлениям. Рационально мыслящие трансгуманисты понимают, что люди несовершенны и сделать их сильнее можно только с помощью технологий и науки. Вопросы, которые поднимают трансгуманисты, рождаются именно сейчас, потому что серьезная тема для обсуждения появляется в тот момент, когда большое количество людей дает себе труд об этом думать. К трансгуманизму ведет нас не какая-то абстракция, а сама жизнь. Кто-то называет трансгуманизм идеологией, философией, но это точно не идеология, потому что идеология – это мировоззрение, которое используют в политических целях. Пока что трансгуманизм еще никто таким образом не успел использовать.

Жизнь до неприличия коротка

Трансгуманизм зародился в конце XX века, когда возникли необходимые технические предпосылки. Среди его основателей были весьма серьезные люди, например первый генеральный директор ЮНЕСКО Джулиан Хаксли. Больше всего приверженцев трансгуманизма в США. В России их сотни тысяч, а только в нашей группе «ВКонтакте» примерно девять тысяч участников. Интересный момент – идеи трансгуманизма впервые прозвучали именно в России, в контексте философии космизма. Трансгуманисты считают, что необходимо преодолеть самое главное базовое ограничение – смертность. Например, фантаст Иван Ефремов полагал, что большинство войн и глобальных катастроф от того, что люди мало живут, а жить меньше 150 лет вообще не имеет смысла. Люди не успевают стать умнее, а когда все-таки умнеют, накапливают базу знаний, начинает угасать тело, приходится уступать место более молодым и менее компетентным.

Управлять жизнью, а не править миром

Трансгуманисты хотят преодолеть ограничения и стать умнее и влиятельнее. Говорят, что они хотят получить власть над миром. Да, мы этого хотим! Случай из жизни: одному итальянскому трансгуманисту попался въедливый репортер, приставший с вопросом о том, хотят ли трансгуманисты править миром. Ученый ответил: «Да, мы хотим править миром». На следующий день в организацию записались 50 человек.

Совершенный постчеловек в совершенной нанокоже

Чем мы влиятельнее и сильнее, тем больше продвигаем идей. На Марсе и Венере человек не может жить таким, какой он есть сейчас, поэтому нужна порода генетически модифицированных людей, чтобы они могли там прижиться. Сейчас идет разработка скафандра, между которым и кожей не будет никакой прослойки, это фактически нанокожа, обладающая к тому же лечебными свойствами. Одно из ответвлений трансгуманизма базируется на идее постоянного постижения новых знаний, обучения. Когда мы улучшаем себя, то, оглянувшись назад, понимаем, что уже сильно изменились. В момент, когда появится большое количество новых возможностей, нас можно назвать постлюдьми.

Очень приятно, Синтия, искусственная бактерия

Примерно десять лет назад несколько ученых собрали конференцию, на которой доложили результаты НБИК-исследований. НБИК-технологии – аббревиатура, обозначающая современную тенденцию к конвергенции нано-, био-, инфо- и когнитивных технологий. Их исследования были сделаны в рамках гранта правительства США. Ученые провели грандиозный анализ, просчитали, каким образом определенные отрасли соединены. Выяснилось, что несколько областей образуют кластер, то есть тесно связаны друг с другом. С 1941 года пошла волна развития информационных технологий, с 1953 – биотехнологий, с 1972 года – когнитивной науки, с 1982 – нанотехнологий. Раньше эти области существовали автономно, но авторы НБИК-отчета заметили, что все они работают на расширение способностей человека. Все, чем занимаются эти науки и технологии, имеет трансгуманистический характер, и на стыке дисциплин обнаруживаются самые интересные области. Больше всего грантов в ЕС и США дают тем, кто занимается когнитивной наукой и синтетической биологией, где создаются искусственные организмы. Лидером здесь можно назвать Крейга Вентера, отца искусственной бактерии, получившей имя Синтия. Сейчас он работает над созданием искусственных бактерий, способных вырабатывать нефть.

Управляйте метаболизмом, вашим главным активом

Когда мы едим, пьем, мы получаем огромное количество различных веществ, а что-то организм вырабатывает сам. Старение связано с тем, что одни вещества перестают вырабатываться в нужном количестве, каких-то, наоборот, организм производит слишком много. Сейчас есть возможность принимать различные препараты, потому что большинство веществ можно или добавить, или повлиять на их выработку. Раньше всего начинает не хватать лецитина, который является строительным материалом для обновления поврежденных клеток, но и его можно получать искусственно. Обычно такие вопросы начинают волновать в 40 лет. Создателя системы распознавания речи Рэймонда Курцвейла это обеспокоило примерно 10 лет назад. Они с другом построили для себя клинику. Курцвейл приходит туда, и ему делают 80 анализов, после чего врач говорит, какие параметры нужно так или иначе подвинуть. Курцвейл принимает около 200 различных веществ ежедневно, и за это время он не то что не постарел по всем исследуемым параметрам, но и вылечился от многих болезней.

Добро пожаловать в идеальный анабиоз!

Сейчас происходит активное развитие крионики, то есть сохранения в состоянии глубокого охлаждения людей и животных в надежде на то, что в будущем их удастся оживить и при необходимости вылечить. Гарантии, что вы когда-нибудь проснетесь, если подвергнетесь крионике, нет. Идет огромная волна развития технологий в области обратимой заморозки органов. Идеальная технология анабиоза непременно будет изобретена, потому что человек – это собрание органов, и благодаря крионике многих можно было бы спасти. При хороших вложениях за пять лет можно будет освоить эту область и технологии, но у нас прорыва не будет, он произойдет в Китае или США, где готовы активно работать и вкладывать в это денежные средства.

3D-принтеры уничтожат классовое общество

Позавчера я вызвала мастера, чтобы он починил ручки холодильника. Пришел, установил новые дорогие ручки. Я спросила, почему так дорого? Мастер открытым текстом говорит: «Знаете, будь у нас 3D-принтер, они были бы дешевыми». Простому человеку стало понятно, что закупать эти ручки весьма накладно, а 3D-принтер – это наше все. Когда 3D-принтеры распространятся, изменится баланс производительных сил, фабрики разорятся, возникнет другая модель производства, грозящая серьезными экономическими трансформациями. Если принтеры окажутся в собственности у обычных людей, никому не нужно будет ходить в магазин и что-то покупать, исчезнет классовое деление, потому что какой смысл в классах, если все будет доступно каждому?

Цивилизация сейчас сильно меняется, как и морально-этические нормы. Через 10–15 лет брак между человеком и роботом будет нормальным явлением. Уже сейчас можно онлайн послушать пекинскую оперу, посетить любой музей мира, причем увидеть всю экспозицию в отличном качестве. Изменения затрагивают и биологию: только в одной из российских клиник с помощью экстракорпорального оплодотворения было рождено 2227 детей. Сейчас мы другие и живем намного дольше. Например, Монтень в свое время открытым текстом писал: «Женщина в 25 лет уже стара для балов и должна оставить свет для детей и внуков». Сейчас часто человек в 60 лет не чувствует себя старым.

Прогнозировать в быстро меняющемся мире становится сложнее. Считается, что наступит период технологической сингулярности, когда прогресс станет настолько быстрым, что мы перестанем его понимать и контролировать. Если, однако, к этому времени мы уже будем постлюдьми, то сможем с этим справиться. Я недавно читала лекцию инноваторам, которые создают различные стартапы. Они придумали, например, маленькую улучшенную батарейку и хотят заработать миллионы. Моя задача была сказать им: успокойтесь, ребята, конкуренты уже наступают на пятки. Нельзя сделать стартап и стать навсегда богатым, потому что через полгода вас перекроют, сделают что-то лучшее. Они согласились со мной.

Почему обязательно должны быть ноги, когда крылья удобнее?

Ваш IQ сейчас выше примерно на 30 пунктов, чем у ваших соотечественников 80 лет назад. Это феноменальный эффект Флинна – люди умнеют. Уже сейчас происходит направленная эволюция человека. Мы не знаем, что будет с человечеством, когда мы сможем менять свои тела, как захотим. Почему обязательно должны быть ноги? Может, я летать хочу. Мы не знаем, как будем мыслить, может, это будет происходить коллективно. На эти вопросы ответа нет, но нужно смотреть в будущее открыто и быть честным с самим собой.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *