1.Концепция детерминации психического развития аномального ребенка была выдвинута:

А) М. Монтессори

Б) Л. С. Выготским

В) Э. Сегеном

2.Психологическая коррекция – это …

3.Индивидуальная модель психологической коррекции ориентирована на:

А) коррекцию различных нарушений у ребенка или подростка с учетом его индивидуально-типологических, психологических и клинико-психологических особенностей;

Б) на психокоррекцию отклонений в развитии с использованием различных методов психологической коррекции.

4.Арттерапия – это …

5.Основой имаготерапии является:

А) театрализация психотерапевтического процесса;

Б) синтез музыко-ритмо-двигательного воздействий;

В) психокоррекция средствами литературного произведения.

6.Психокоррекционный комплекс состоит из ……. взаимосвязанных блоков:

А) 3

Б) 4

В) 5

7.Холдинг-терапия используется для коррекции:

А) личности

Б) отклонений в поведении

В) эмоциональных расстройств

8.Групповая психокоррекция состоит из … фаз:

А) 4

Б) 5

В) 6

9.Основателем психодрамы как метода психологической коррекции является:

А) Э. Жак-Далькроз

Б) Дж. Морено

В) А. Фрейд

10.Автором метода холдинга является:

А) А. Маслоу

Б) О. С. Никольская

В) М. Велш

11.Оптимальная численность при групповой психокоррекции:

А) 4-6

Б) 2-3

В) 5-10

12.В работе с детьми раннего возраста с РДА используется:

А) холдинг-терапия

Б) арт-терапия

В) сказкотерапия

13.Для коррекции агрессивного поведения подростка используется:

А) групповая психокоррекция

Б) индивидуальная психокоррекция

14.Психотренинги используются для коррекции:

А) эмоционально-волевой сферы

Б) памяти

В) внимания

15.Нормативный минимум психологического занятия:

А) 45-1,5 часа

Б) 30-35 минут

В) 35-45 минут

Проблемы нарушений в развитии ребенка в трудах Л. С. Выготского

Наиболее глубокие разработки в области аномального развития были сделаны выдающимся отечественным психологом Л. С. Выготским. Как отмечалось выше, еще до Выготского проводились многочисленные исследования в области дефектологии и специальной психологии, накапливался эмпирический материал об особенностях развития детей с различными физическими и психическими аномалиями. Следует отметить огромное научнопрактическое значение исследований, где подчеркивалась роль социального воспитания в развитии аномального ребенка. Это работы А. Сегена, П. Я. Трошина, А. С. Грибоедова, А. Адлера и др. В работах М. Монтессори по изучению психомоторных функций У нормальных и аномальных детей представлен огромный фактический материал, отражающий сложность взаимосвязи отдельных функций, гетерохронность их развития. Эти работы имеют несомненную практическую значимость и сегодня.

Л. С. Выготский обобщил работы своих предшественников и создал общую концепцию аномального развития. В основу исследований аномального детства положена теория психического развития, которую Выготский разработал, изучая особенности нормального психического развития. Он показал, что наиболее общие законы развития нормального ребенка прослеживаются и в развитии аномальных детей. «Признание общности законов развития в нормальной и патологической сфере — краеугольный камень всякого сравнительного изучения ребенка. Но эти общие закономерности находят своеобразное конкретное выражение в одном и в другом случае. Там, где мы имеем дело с нормальным развитием, эти закономерности реализуются при одном комплексе условий. Там, где перед нами развертывается атипичное, уклоняющееся от нормы развитие, те же самые закономерности, реализуясь в совершенно другом комплексе условий, приобретают качественно своеобразное, специфическое выражение, не являющееся мертвым слепком с типичного детского развития» (Выготский, 19831984. т. 5, с. 196).

Концепция детерминации психического развития аномального ребенка была выдвинута Л. С. Выготским в противовес существовавшей в тот период биологизаторской концепции, утверждающей, что развитие аномального ребенка протекает по особым законам. Обосновывая положение об общности законов развития нормального и аномального ребенка, Выготский подчеркивал, что общим для обоих вариантов является социальная обусловленность психического развития. Во всех своих работах ученый отмечал, что социальное, в частности педагогическое, воздействие составляет неиссякаемый источник формирования высших психических функций как в норме, так и в патологии.

Детерминизм – один из способов научного познания мира, применяемый во многих науках. Он берет свое начало в философском учении, разработанном Демокритом, которое в дальнейшем развивал великий Аристотель. Принцип детерминизма в психологии предполагает, что события, происходящие вокруг нас, не случайны, а являются следствием какой-либо одной причины или их совокупности.

Определение понятия и содержание теории

Значение слова детерминизм в переводе с латинского determinare – дословно «определять». Теория детерминизма говорит том, что ничего случайного нет, все предопределено внешними или внутренними логическими связями, а следовательно, не может быть изменено усилиями человека. Крайний вариант детерминизма – это фатализм или слепая вера в судьбу, злой рок, предопределенность судьбы высшими силами.

В психологии концепция детерминизма говорит о необходимости установить причинно-следственную связь между психическим явлением и движущими факторами, вызвавшими его. Эта теория одинаково справедлива по отношению как к людям, так и к животным.

Многочисленные опыты, проведенные биологами на крысах, позволили выяснить, что существует прямая зависимость между уровнем развития психики и способностью к адаптации. Чем активнее была крыса, тем успешнее она выживала, оставляла больше потомства по сравнению с другим подопытными.

Также серия экспериментов была проведена британскими учеными на группе студентов. Основополагающий закон психологии утверждает, что у людей психика может изменяться, развиваться, а особенности поведения обусловливаются влиянием биологических, социальных и природных факторов.

Рекомендуем: Что такое апофения?

По результатам исследования был сделан вывод, что самыми «везучими» среди испытуемых оказывались те подопытные, которые быстро и адекватно реагировали на изменяющуюся ситуацию, внешние обстоятельства для них как бы сами собой складывались благоприятно.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *