Учебник МХК для 10 класса

Мировая художественная культура

        Все племя Адамово — тело одно,
        Из праха единого сотворено.
        Коль тела одна только ранена часть,
        То телу всему в трепетание впасть.
        Над горем людским ты не плакал вовек,-
        Так скажут ли люди, что ты человек?

        /Саади/

        Творцу молитесь; он могучий,
        Он правит ветром, в знойный день
        На небо насылает тучи;
        Дает земле древесну сень.
        Он милосерд; Он Магомету
        Открыл сияющий Коран,
        Да притечем и мы ко свету.
        И да падет с очей туман.

        /А.С. Пушкин/

Мусульманский Восток — огромный регион, объединивший разные народы на основе самой молодой из мировых религий — ислама. На землях современных государств — Сирии и Египта, Ирана и Ирака, Турции и Афганистана, Испании и Израиля, Азербайджана и стран Средней Азии сохранились многочисленные памятники Средневековья, свидетельствующие о единой самобытной художественной традиции. Она родилась под влиянием мировосприятия сквозь призму учения об Аллахе — всемогущем и вечном. Само слово «ислам» означает на арабском языке «покорность», «преданность». Последователей ислама называют муслимами (покорными Богу), отсюда произошло название «мусульмане» (предавшие себя Аллаху).

Связь религии с искусством в мусульманской культуре изначально была очень тесной, практически нерасторжимой. Строгие законы веры наложили вето на многие виды искусства и средства художественной выразительности, характерные для творчества древности или иных религиозных традиций (буддизма, христианства). Что же и по какой причине запрещено исламом в искусстве? В чем виделась мусульманским восточным мудрецам истинная красота?

Ислам зародился в арабском мире, история которого уходит в глубь веков (о чем свидетельствуют археологические находки на Аравийском полуострове). Основателем новой религии стал пророк Мухаммед (в русской транскрипции Магомет или Магомед), который родился приблизительно в 570 г. и умер в 632 г. Выходец из рода Бану-хашим арабского племени курейшитов, он с юности проявлял склонность к путешествиям, уединению, предаваясь на просторах бескрайней Аравийской пустыни глубоким раздумьям о духовном призвании человека. Жажда знаний и праведный образ жизни открыли Мухаммеду истину о существовании единого бога Аллаха, от которого пророк получил религиозные откровения. Свои первые проповеди Мухаммед произнес в Мекке. Сегодня это священный город для всех мусульман, но в те времена его жители были язычниками и не внимали страстным речам Мухаммеда. Отвергнутый и гонимый, с горсткой единомышленников пророк покинул Мекку и поселился в Медине. «Хиджра», т. е. переселение, стала поворотным пунктом в истории ислама. С этого времени приверженцы новой веры решили отвоевать жизненное пространство с помощью оружия. Началась священная война, в результате которой Мухаммед со своим войском подчинил Мекку и основал первое мусульманское государство (630—631).

После смерти пророка началось победное шествие ислама по странам и континентам. Арабам понадобилось менее столетия, чтобы завоевать Иран, Сирию, Месопотамию, Палестину, Египет, Северную Африку, Пиренейский полуостров, Среднюю Азию, Армению, Азербайджан, часть Грузии. Их владения раскинулись от Атлантического океана до середины Африки. Арабский язык стал языком международного общения. На завоеванных территориях образовалось государство Арабский халифат, управляемое халифами.

Мухаммед стал почитаться мусульманами как последний пророк человечества, принесший людям священные слова Аллаха. Его речи, некогда произнесенные в Мекке и Медине, позднее были записаны в Коран (буквально «чтение»). Считается, что текст священной книги хранится на небесах. В содержании Корана выделяются суры (главы) и строки (стихи). Слово и буква Корана для мусульман являются единственным визуальным приближением к Богу. Коран учит, что Аллаха невозможно видеть или осязать; сила его воздействия заложена в священном слове. Такова одна из главных идей ислама. Поэтому Коран никогда не иллюстрировался. Отсюда же проистекает запрет на изображение видимого мира и живых существ в религиозном искусстве. Главным украшением священных текстов было само письмо — знаменитая арабская каллиграфия, которая являлась высоким искусством. Вязь арабского письма превратилась в одну из форм орнамента, расцвеченного геометрическими узорами и растительными мотивами.

Содержание Корана глубоко и многообразно. В его текстах нашли воплощение исторические, философские, этические проблемы. Образы Корана стали духовной основой художественной культуры мусульманского Востока, пестующей на протяжении веков уважительное отношение к слову. Благодаря арабским переводам до наших дней дошли многие памятники античной мысли. Остается добавить, что в коранических сказаниях встречаются прямые параллели с Библией: слова о волшебнике и вероучителе Моисее (Мусе), евангельская история Иисуса Христа (Исы) и др.

Искусство мусульманского Востока, подобно творчеству многих народов в эпоху Средневековья, было основано на канонических установках. Эти правила сложились достаточно быстро. Ведущим началом религиозного художественного мышления в исламской культуре стало сочетание декоративности и ритма. Иначе говоря, красоту произведения искусства видели в гармонии строгой, логичной геометрической формы с изощренными абстрактными декоративными украшениями. Впервые наиболее ярко и зримо исламский художественный канон воплотился в архитектуре. Его прообразом был дом Мухаммеда в Мекке. Здесь же на месте древнейшего языческого святилища Каабы, где хранился волшебный Черный камень (вероятно, упавший метеорит), возникла самая ранняя мусульманская святыня.

Высоким сакральным смыслом наполнен для мусульман образ здания для молитвы — мечети (от араб. «масджид» — место поклонения). Одна из самых древних мечетей возведена в Иерусалиме — городе-символе трех религий: иудаизма, христианства и ислама. Мечеть была построена в 687—691 гг. в период правления халифов из богатого рода Омейя. Огромное здание, увенчанное сияющим на жарком солнце золотым куполом, расположено в Старом городе, где некогда возвышался грандиозный храм библейского царя Соломона, разрушенный римлянами, и где произносил свои проповеди Иисус Христос. Круглая в плане, мечеть опоясана арочной галереей четкой восьмиугольной формы. Ее называют Куббат ас-Сахра («Купол скалы»), хотя в народе она издавна известна как мечеть Омара.

Мечеть Куббад ас-Сахра. Иерусалим

В начале VIII в. была сооружена Большая мечеть Омейядов в тогдашней столице халифата Дамаске (Сирия). Место, выбранное для ее строительства, говорит о многом: здесь ранее был храм античного бога Юпитера Дамасского, а затем христианская базилика, возведенная в память св. Иоанна Крестителя. Мечеть утверждала господство новой веры на этих землях, а ее форма надолго стала канонической. Колонная арабская мечеть — так принято называть эту архитектурную композицию. Ее центром является открытый квадратный или прямоугольный двор, обнесенный арочными галереями. Одна из сторон двора строго ориентирована на Мекку, и именно к ней примыкает многоколонный молитвенный зал. В стене зала — молитвенная чаша михраб, обращенная к Мекке. Чаша украшена инкрустацией, росписью, резьбой.

При несхожести декоративного оформления мечети, возведенные в разных странах, сохраняют общность архитектурного замысла. В этих сооружениях воплощено чувство покоя, равновесия с природой, единения с вечностью. Огромное значение для формирования художественного образа мечети имело само пространство, не заполненное рукотворными предметами. Эти «божественные пустоты» символизировали присутствие духовного начала в помещении храма. Цветные изразцы, сверкающие чистыми красками на стенах мечети, придавали ей изысканную красочность.

В ансамбль исламской религиозной архитектуры входили минареты — башни, с которых муэдзин призывал верующих к молитве. Минарет строился рядом с мечетью или входил в ее композицию. По традиции минареты были круглыми, квадратными или многогранными в сечении. Гораздо реже встречаются башни спиралевидной формы (минарет аль-Мальвия в Самарре). Придерживаясь канонических правил, средневековые зодчие разных стран привносили в образ минарета ту «изюминку», что придавала сооружению неповторимое своеобразие. Таковы минареты, построенные в Турции: многоярусные, многогранные, очень высокие, они устремлены в небо своими острыми вершинами (например, игловидный минарет мечети Сулеймание в Стамбуле, возведенный в XVI в. по проекту выдающегося турецкого зодчего Хаджи Синана).

Центрами средневековой художественной культуры мусульманского Востока были разные города. После Дамаска это Багдад, Каир, затем Кордова, Бухара, Самарканд… Здесь строили не только мечети и минареты, но и дворцы, укрепленные цитаделями, медресе (мусульманские учебные заведения), крытые рынки, караван-сараи, библиотеки. Здесь же получила развитие важнейшая область художественного творчества арабского мира — декоративно-прикладное искусство, расцвела техника орнамента. Орнамент с его абстрактными формами, яркими красками, разнообразием ритмического «звучания» стал своеобразным символом «восточной красоты» в искусстве. Узорчатой вязью украшали внутренние и наружные стены зданий, покрывали предметы быта, ткани, ковры, дорогие ювелирные украшения. Сложное плетение линий и красок, которое воссоздавал художник на плоскости, называется арабеской. В ней соединялись растительные узоры, навеянные разнообразными формами цветов, листьев, трав, с геометрическими фигурами (многоугольники, многолучевые звезды) и буквенными мотивами. Подобные волшебным цветам арабески придают особую утонченность и праздничность произведениям искусства, напоминают о неземной красоте исламского вероучения. Многие украшения дополнены изречениями из Корана, выполненными каллиграфической вязью.

Ниша с орнаментом. Альгамбра

Богатство, красочность, яркость художественной культуры арабского Востока можно представить, мысленно перенесясь в легендарный Багдад — столицу халифата с середины VIII в.

Багдад, основанный в 762 г., был резиденцией династии Аббасидов. Первые сто лет их правления стали кульминацией в развитии средневековой арабской цивилизации, «золотым веком» культуры. Стремительное восхождение арабов к мировому господству, укрепление ислама и общее экономическое процветание способствовали развитию науки, ремесел, философии, искусства. Багдад славился фантастической роскошью убранства дворца халифа и домов богатых людей. Вазы из золота и серебра, оружие, украшенное драгоценными камнями, блюда и кувшины, покрытые ярким орнаментом, драгоценные ткани — от тончайшего муслина до тяжелой, расшитой золотыми и серебряными нитями парчи, — все это украшало жизнь правителей могучей империи. При этом халифы заботились о развитии образования. Они тратили огромные средства на строительство медресе и библиотек. В середине IX в. было открыто учреждение, предназначенное для работы ученых, занимавшихся переводами на арабский язык классических сочинений мировой литературы, — «Дом мудрости». По количеству публичных библиотек, доступных грамотным людям, Багдад превзошел императорский Рим.

Процветающий двор багдадского халифа привлекал не только ученых. Сюда стекались поэты, зодчие, музыканты. Музыка по исламской традиции рассматривалась как одна из форм научного познания. Арабские теоретики музыки внесли большой вклад в становление музыковедения. Среди них выдающийся ученый аль-Фараби, создатель «Большого трактата о музыке», в котором разработаны проблемы акустики, ин-струментоведения, эстетики и философии музыкального искусства.

В светской жизни Арабского халифата культивировался утонченный стиль музыкального исполнительства. Арабы высоко ценили музыкальную импровизацию (как вокальную, так и инструментальную). Требования к вокальной технике были очень высокими. В старинном трактате говорится, что арабский певец должен при пении сочетать остроту с нежностью, звучность — с полнотой, владеть мрачным голосом без вибрации и высоким — с мощной звучностью, уметь извлекать звуки легко и гибко, подобно соловью. Не меньшего мастерства требовало инструментальное исполнительство. Музыкальные инструменты арабов были очень разнообразны. Это и всевозможные ударные (барабаны, бубны, литавры), и уд — предшественник европейской лютни, и смычковый ребаб. Характерное для других культур сочетание инструментальной музыки, пения и танца у арабов не встречается.

Профессиональная арабская музыка, как вокальная, так и инструментальная, создавалась на основе канонических правил макама (макома, мугама), определяющего ладовые и ритмические особенности композиций. Культура макамата, родившаяся в исламском мире в глубокой древности, породила разнообразные национальные ответвления. Музыку, созданную в традициях макама, нередко называют «симфонией исламских народов».

Самобытные страницы в историю средневековой мусульманской культуры вписали народы Туниса, Алжира, Марокко, Южной Испании. Искусство, созданное мастерами этих стран, получило название мавританского. С античности маврами (от греч. «темный») считали северо-африканские народы, родственные арабам. Следствием экспансии этих народов в Южную Испанию явилось образование халифата с центром в Кордове (Х в.). Исламская Кордовская держава стала одним из самых сильных и процветающих средневековых государств Европы с развитой культурой и образованным населением. Город Кордова отличался красотой и цивилизованностью. Через реку Гвадалквивир были перекинуты мосты, соединявшие разные части города. Богатством и разнообразием архитектурного облика отличались дома знати. Дворец халифа утопал в зелени садов и диковинных цветов; о красоте внутренних покоев дома властителя слагали легенды.

В 785 г. в Кордове была заложена соборная мечеть поразительной красоты. Ее строительство продолжалось до Х в. По форме мечеть соответствует колонному классическому стилю. Она была окружена стеной из крупных золотисто-медовых каменных блоков. Основное пространство мечети было отдано уникальному молитвенному залу: около 850 колонн, протянувшихся в 19 рядов с севера на юг и в 36 рядов с востока на запад, заполнили его пространство изнутри. Колонны, привезенные из Африки, Франции, самой Испании, выполнены из розового и голубого мрамора, яшмы, гранита, порфира. Центральный купол мечети украшен огромным «цветком» — восьмиугольной звездой, образованной на пересечении двух квадратов. Колонада освещалась сотнями висящих серебряных лампад, создавая настроение отрешенности от повседневной суеты и умиротворенности.

В конце Х в. испанцы стали теснить арабов к югу. Последним оплотом исламской культуры на испанской земле стал Гранадский эмират. «Я — сад, который украсила красота, ты познаешь мое существо, если вглядишься в мою красоту» — эти строки придворного поэта Ибн Зум-рука сохранились на изразцовой панели зала Двух сестер из дворца, входящего в знаменитый архитектурный ансамбль Альгамбры. Поражающая изысканностью внешнего облика и художественным совершенством внутренних интерьеров резиденция эмира напоминает декорации к волшебным восточным сказкам. Ее основные постройки (XIV в.) сгруппированы вокруг открытых дворов — Миртового и Львиного. Над строениями господствует могучая старинная башня Кома-рес, где находился трон халифа.

Миртовый двор дворца Комарес

Планировка Альгамбры подобна свободной музыкальной импровизации, при которой форма не имеет заранее предусмотренной композиции и рождается в процессе вдохновенной творческой работы. Представим: в зеркальной поверхности водоема отражается башня Ко-марес, которую принято называть дворцом. Двор обсажен миртовыми деревьями. Его обрамляют невысокие колонны с нишами, создающие поэтичное сочетание монументальной громоздкости (башня) и прозрачности, легкости (облик миртового двора). К дворцу Комарес примыкает дворец Львов (здесь протекала жизнь монарха). Название дворцу и прилегающему двору дали 12 каменных львов, окруживших фонтан, что расположен в центре комплекса. Каменные изваяния зверей говорят о светском характере жилища монарха, а также о влиянии европейского искусства на строгие канонические установки исламской культуры.

Альгамбра удивительно точно вписана в окружающую природу, гармонируя с вечнозеленой растительностью, душистыми цветами, упоительным воздухом гор. Поступающая по специально проложенным в мраморных плитах желобкам родниковая вода наполняла журчанием внутренние помещения дворца, привлекая бесчисленное множество птиц. Дворцовые покои были украшены произведениями декоративно-прикладного искусства. Ассоциации с природным окружением рождали спускающиеся со сводов сталактиты, похожие на гигантские соты пчел — очень точная имитация известковой накипи, что образуется в горных пещерах под воздействием воды. Прекрасные мозаики, украшавшие помещения дворца, некогда соседствовали с бесценными альгамбрскими вазами — массивными сосудами яйцевидной формы, сильно суженными книзу, с плоскими ручками. Их поверхность покрыта изящным орнаментом. Одна из таких ваз под названием Фортуни ныне хранится в Эрмитаже.

Большой вклад в развитие исламской средневековой художественной культуры внесли народы иранской группы, у которых в VII— VIII вв. сложился единый литературный язык — фарси. Искусство Ирана, Азербайджана, Афганистана, Средней Азии тесно связано общностью традиций, отражением которой является возвышенная и подобно орнаментам цветистая иранская (персидская) классическая поэзия. Ее родоначальником считается Рудаки (Абу Абдаллах Джафар — ок. 860—941 г.). Статный, крепкий старец с длинной густой бородой, высоким лбом, узким, резко очерченным лицом, таким предстал Ру-даки в портрете, по останкам воссозданном скульптором-историком М.М. Герасимовым. Свыше 40 лет Рудаки прослужил при дворе правителя Бухары и сочинил, по преданию, около миллиона стихов. Руда-ки был певцом-импровизатором; он пел свои стихотворные строки, аккомпанируя себе на струнном инструменте. Как человек, вышедший из простой крестьянской семьи, Рудаки знал цену нелегкому труду бедняка. Его стихи полны горьких размышлений о несправедливости жизни:

        У этих — мясо на столе, из миндаля пирог отменный,
        А эти — впроголодь живут, добыть им трудно хлеб ячменный.

Вряд ли приближенным эмира нравился свободолюбивый поэт. К концу жизни Рудаки был обвинен в сочувствии к врагам властей, выслан из Бухары и умер в нищете. По преданию, при изгнании он был ослеплен.

Другое предание сообщает о знаменитом поэте Фирдоуси Абуль-касиме (ок. 940—1020 или 1030), сочинившем поэму «Шахнаме» в расчете получить у эмира вознаграждение, чтобы на эти деньги построить плотину на реке, заливавшей посевы его земляков. Фирдоуси был воспитан на гуманистических идеалах и верил в силу просветительского слова. В своей великой поэме он хотел вскрыть корни зла, ведущего страну к упадку. В сочинении три части: мифологическая, богатырская (повествующая о подвигах богатыря Рустама) и историческая, посвященная 28 правителям из царской династии Сасанидов. Фирдоуси повторил судьбу Рудаки: конец жизни он провел в изгнании в страшной нужде.

Всесторонне одаренным человеком был Омар Хайям (ок. 1048 — после 1122). Он прославился как крупный ученый, астроном, создатель точного календаря, математик. Однако в истории культуры его ценят прежде всего как самобытного поэта, сочинения которого проникнуты духом вольнодумства. Хайям протестовал против ханжества, лицемерия, доктринерства и напыщенной религиозности. Идеал поэта — справедливость, свобода, радость жизни, честность. Единственной формой стихов у Хайяма были рубаи (четверостишия, традиционные для поэзии иранских народов). Подобная форма требовала ясного изложения, лаконизма и афористичности. Всем этим в полной мере владел Хайям:

        В детстве ходим за истиной к учителям.
        После — ходят за истиной к нашим дверям,
        Где же истина? Мы появились из капли.
        Станем прахом. Вот смысл этой сказки,

        /Хайям/

По-разному отразили свои чувства и переживания в лирической поэзии два классика иранской литературы Саади и Хафиз.

Саади (между 1203 и 1210—1292) прожил долгую и сложную жизнь. Выходец из города Шираза, он вынужден был покинуть родные места, когда туда пришли орды Чингисхана. Его творчество насыщено философскими раздумьями. Наибольшую известность приобрел сборник притчей в прозе и стихах под названием «Гулистан» («Цветущий сад»). В них поэт обличал ханжество, лицемерие, проповедовал то, что сегодня называют вечными ценностями:

        О ты, кто исполнен знанья, о ты, чья сильна рука, —
        Грешишь, когда угнетаешь бессильного бедняка.
        Страшись! Пожалей упавших — иль помни: коль в черный час
        Ты в яму падешь, то люди не кинут тебе мостка.
        Ты попусту не надейся, на благо не уповай,
        Коль злое посеял семя — благого не жди ростка.

Бессмертную славу земляку Саади поэту Хафизу Шамседдину (ок. 1325—1389 или 1390) принесли газели — небольшие стихотворения о любви:

        На сердце роза, на губах душистый сок,
        Владыка мира, в эту ночь ты раб у наших ног.
        Гасите свечи! Ночь и так светла, как знойный день,
        Здесь в полнолунии своем тот лик, что тьму отвлек…

О любви классическая персидская поэзия повествует ярко, трепетно. Есть в этом безбрежном море нежности и страсти своя вершина: «Лейли и Меджнун» — поэма о «восточных Ромео и Джульетте», сотворенная Низами Гянджеви (Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф), жившим на рубеже XII—XIII вв. Поэма повествует о любви юноши-поэта Кейси, всю жизнь воспевавшего красоту своей Лейли и прозванного за это Меджнуном (одержимым).

Миниатюра к поэме «Семь красавиц» Низами

Финал истории о Лейли и Меджнуне трагичен: Лейли, выданная замуж за шейха соседнего племени, зачахла от горя, Меджнун, разум которого помутился, умер на ее могиле.

В конце XIV в. Иран вошел в состав державы Тимура, центром которой стала Средняя Азия. Грозный правитель основал свою столицу в Самарканде. Здесь в XIV—XV вв. художественная культура исламской традиции вновь пережила период расцвета. Тимур пожелал видеть свою столицу самым красивым городом мира. Грандиозные памятники зодчества, возведенные в Самарканде, принадлежат к шедеврам средневекового искусства. Правда, далеко не все они сохранились до наших дней.

Развалины гигантской соборной мечети в Самарканде… Некогда тут могли молиться десятки тысяч людей. В народе мечеть называли Биби-ханым. Рядом с ней находились минареты, крытые галереи, входные порталы, внутренний двор, купольные здания. Сама мечеть завершалась огромной аркой, поддерживаемой восьмигранными минаретами. Арка была увенчана бирюзовым сияющим куполом.

На северной окраине Самарканда находится комплекс усыпальниц духовенства и знати Шах-и-Зинда. Мавзолеи комплекса расположились на крутом спуске холма. Это сравнительно небольшие сооружения под куполами, покрытые переливающимися изразцами.

Великий властитель Самарканда Тимур покоится в монументальной усыпальнице Гур-Эмир (построена в начале XV в.). Его надгробие из темно-зеленого лазурита отличается строгой неброской красотой. Сам мавзолей также довольно прост, в его образе господствуют геометрические формы: на восьмигранном основании покоится цилиндрический барабан и ребристый купол синеголубого цвета. Внутренние же покои отделаны очень богато. Резьба по мрамору и дереву, орнаментальные росписи свидетельствуют о мастерстве и вкусе средневековых зодчих.

Расписное блюдо. Конец XII в.

В мусульманских странах Среднего Востока широко и многообразно развивалось прикладное искусство. У каждого народа были излюбленные темы творчества, профессиональные школы. Иранские мастера приуспели во многих художественных ремеслах. Изделия из стекла, металла, дерева, ткани, глины, оружие высоко ценились на мировом рынке — в Европе, в России. Парчу, атлас, бархат принято было дарить высокопоставленным гостям и послам иноземных государств. Но более всего славились иранские ковры. Персидский ковер, яркий, с изощренными узорами и рисунками, стал своего рода символом восточной культуры. Главные мотивы ковровых росписей были почерпнуты из окружающей жизни. Неслучайно принято различать разные виды ковров в соответствии с их тематикой: садовые, охотничьи, звериные, вазовые.

Картина художественной культуры мусульманского Востока была бы неполной без книжной миниатюры. Эта сфера творчества достигла в эпоху Средневековья высокого уровня развития. Книжная миниатюра была созвучна восточной поэзии, возвышенной, философски-насы-щенной, цветистой. В ней соединилось мастерство каллиграфа-пере-писчика и профессионального живописца, тонко чувствующего поэтическое слово.

Искусство книжной миниатюры было светским, поэтому здесь не действовали запреты на изображение окружающего мира и людей. Живописцы, работавшие в этом жанре, воплощали сюжеты из классической литературы, но не только. Миниатюру нельзя рассматривать как подобие книжной иллюстрации. Это самостоятельный вид искусства, в котором неразрывно связаны реальные события, вымысел и символика, декоративные образы и собственно иллюстративные сюжеты.

Памятники художественной культуры мусульманского Востока кажутся сегодня необычайно современными, ее традиции пережили века. Исламские мечети и минареты, сохраняющие канонический облик, встречаются в разных городах России. Крупнейшие российские музеи владеют коллекциями восточных сокровищ, хранящих память о таланте средневековых мастеров. Глубина мысли и тонкость чувств не раз привлекали внимание русских писателей к персидской классической поэзии. Собирательный образ «русского Востока» воплотила музыка гениальных композиторов: М.И. Глинки (Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила»), А.П. Бородина (симфоническая картина «В Средней Азии»), Н.А. Римского-Корсакова (симфоническая картина «Шехеразада»).

Вопросы и задания

  1. На каких языках создавались памятники письменности и литературы в странах мусульманского Востока?
  2. Расскажите, когда и где зародился ислам. Как повлиял ислам на формирование художественной культуры?
  3. Какие тексты содержит Коран? Почему его почитают мусульмане? Кто из русских поэтов обращался к кораническим стихам?
  4. Каковы канонические установки, служащие ориентирами исламской архитектуры? Расскажите о мечетях и минаретах.
  5. Почему орнамент получил в исламском искусстве столь глубокое развитие? Что он выражал?
  6. Как относились в мусульманском мире к музыкальному искусству? Что такое макам?
  7. Какой смысл вложил поэт «серебряного» века Н.С. Гумилев в свои стихи «Персидская миниатюра»:

        Когда я кончу наконец
        Игру в cache-cache со смертью хмурой,
        То сделает меня Творец
        Персидскою миниатюрой.

  8. Охарактеризуйте памятники мавританского искусства, которые вам запомнились.
  9. Составьте сообщение о поэзии Рудаки, Фирдоуси, Хаяма, Саади, Хафиза и Низами.
  10. Расскажите о высокоразвитом декоративно-прикладном искусстве мусульманского Востока. Сохранилась ли эта традиция в наши дни?
  11. Почему в художественной культуре мусульманского Востока ценилась книжная миниатюра?

4.1. Литература

В первые века ислама искусство рифмовать становится в больших городах придворным ремеслом. Поэты выступали и как литературоведы. В VIII—X вв. были записаны многие произведения доисламской арабской устной поэзии.

Отношение арабов к поэтам, при всем их восхищении поэзией, не было однозначным. Они верили, что вдохновение, помогающее писать стихи, дается им от бесов, шайтанов: те подслушивают разговоры ангелов, а затем рассказывают о них жрецам и поэтам. Кроме того, арабов почти совсем не интересовала конкретная личность поэта. Они считали, что о поэте следует знать немногое: велико ли было его дарование и сильна ли его способность к ясновидению.

Поэтому не обо всех великих поэтах Арабского Востока сохранились полные и достоверные сведения.

В средневековой арабской культуре поэзия и проза были тесно переплетены: стихи самым естественным образом включались и в любовные повествования, и в медицинские трактаты, и в героические истории, и в философские и исторические произведения, и даже в официальные послания средневековых правителей. Вся арабская литература была объединена мусульманской верой и Кораном: цитаты и обороты оттуда встречались повсеместно.

4.2. Наука

Арабские ученые внесли большой вклад в развитие алгебры, сферической тригонометрии, математической физики, оптики, астрономии и других научных дисциплин. Высокого уровня развития у арабов достигла химия. В общем можно сказать, что арабские ученые в области химии открыли окись серы, окись азота, азотное серебро и другие соединения, а также дистилляцию и кристаллизацию.

Больших успехов достигла медицина – она развивалась более успешно, чем в Европе или на Дальнем Востоке.Арабскую средневековую медицину прославил Ибн-Сина – Авиценна (980—1037), автор энциклопедии теоретической и клинической медицины, обобщивший взгляды и опыт греческих, римских индийских и среднеазиатских врачей «Канон врачебной науки». Много веков этот труд был для врачей обязательным руководством.Величайший хирург арабского мира аз-Захрави поднял хирургию до ранга самостоятельной науки, его важнейший трактат «Ташриф» положил начало иллюстрированным трудам по хирургии. Он стал применять антисептические средства при лечении ран и накожных повреждений, изобрел нити для хирургических швов, а также около 200 хирургических инструментов, которые впоследствии использовались хирургами как в мусульманском, так и в христианском мире.

Арабским ученым принадлежит создание фармацевтики как признанной профессии, фармакология стала самостоятельной наукой, независимой от медицины, хотя и связанной с нею. Они придавали огромное значение химиотерапии, многие лекарственные травы арабской фармакопеи до сих пор используются в лечении: сенна, спорыш и др.

Арабские географы и натуралисты обогатили зоологию и ботанику, изучая флору и фауну многих стран.

Следует обратить внимание на то, что в арабском мире было построено много госпиталей, в том числе и специальные госпитали для психически больных; часто эти госпитали были связаны с научными учреждениями. Обычно в соответствии с традицией арабо-мусульманского строительства в новом городе возводили мечеть, госпиталь и школу или другие общественные учреждения, которые способствовали физическому и духовному здоровью человека.

Представляет интерес и философская традиция мусульманского Востока, которая имеет два компонента – эллинизм и ислам, что обусловливает ее особые черты.Арабская философия во многом развивалась на базе античного наследия. Учеными-философами были Ибн-Сина, автор философского трактата «Книга исцеления». Ученые активно переводили сочинения античных авторов.

Развивалась и историческая мысль. Если в VII—VIII вв. на арабском языке еще не было написано собственно исторических сочинений и существовало просто множество преданий о Мухаммеде, походах и завоеваниях арабов, то в IX в. составляются крупные труды по истории.

4.3. Архитектура. Искусство

Средневековая арабская архитектура развивалась на основе переработки арабами, прежде всего греческих, римских и иранских художественных традиций. Наиболее известные памятники архитектуры того времени мечеть Амраа в Фустате и соборная мечеть в Куфе, созданные в
VII в. Тогда же был построен знаменитый храм «Купол скалы» в Дамаске, отделанный мозаикой и разноцветным мрамором. С II—VIII в.в. мечети имели прямоугольный двор, суженный галереями, многоколонный молитвенный зал. Позднее появились монументальные порталы на главном фасаде. С X в. здания начинают украшать изящными растительными и геометрическими орнаментами, в которые были включены стилизованные надписи – арабская вязь. Такой орнамент, европейцы его называли арабеска, был построен по принципу бесконечного развития и ритмического повторения узора.

Ислам, выступая за строгое единобожие, боролся с племенными культами аравитян. Для того чтобы уничтожить память о племенных идолах, в исламе запрещалась скульптура, не одобрялись изображения живых существ. В результате живопись не получила в арабской культуре значительного развития, ограничиваясь орнаментами.

В целом изобразительное искусство ушло в ковровость, его характерными чертами стали цветистость и узорчатость. Сочетание ярких красок, однако, было всегда строго геометрично, рассудочно и подчинено мусульманской символике.

Арабы считали лучшим для глаз цветом красный – это был цвет женщин, детей и радости. Насколько был любим красный, настолько был презираем серый. Белый, черный и фиолетовый цвета трактовались как цвета траура, отказа от радостей жизни. Особенно выделялся в исламе зеленый цвет, имевший исключительный престиж. В течение многих веков он был запретен и для немусульман, и для низших слоев приверженцев ислама.

4.4. Быт и нравы арабов

В Коране, помимо проповедей, молитв, заклинаний, назидательных рассказов и притчей, содержатся и обрядовые, и юридические установления, регулирующие различные стороны жизни мусульманского общества. В соответствии с этими предписаниями и строились семейные, правовые, имущественные отношения людей. Помимо Корана, регулирующую роль в жизни мусульман играет Шариат, который регламентируют всю общественную и личную жизнь мусульманина. В Шариате закреплена оценочная шкала для всех поступков верующих.

— К обязательным поступкам были отнесены те, невыполнение которых наказывалось при жизни и после смерти: чтение молитв, соблюдение поста, различных ритуалов ислама.

— В число желательных поступков входили дополнительные молитвы и посты, а также благотворительность, это поощрялось в жизни и вознаграждалось после смерти.

— Безразличные поступки – сон, вступление в брак, прочие – не поощрялись и не запрещались.

— Неодобряемыми, хотя и не наказуемыми поступками, назывались поступки, вызванные желанием насладиться земными благами: чувственной была культура средневекового Арабского Востока, склонного к роскоши. Особенно это проявлялось в еде. В городах в почете были дорогие, индийские ядра фисташек, вымоченные в розовой воде, яблоки из Сирии. Важную роль играли благовония, применявшиеся в жизни: благоуханные масла готовили из лотоса, нарциссов, белого жасмина, лилий, гвоздики, розы, популярными были ванны из фиалкового масла.

— К ценным поступкам относились те, которые наказывались и при жизни, и после смерти: так, запрещалось пить вино, есть свинину, играть в азартные игры, заниматься ростовщичеством, колдовать, прочие. Несмотря на запреты ислама, многие жители средневекового Арабского Востока продолжали пить вино (особенно это было характерно для городов), но все прочие запреты – на свинину, кровь, мясо любого животного, убитого не по мусульманскому обряду, – строго соблюдались.

Мусульманская культура сформировалась в результате взаимодействия культур различных народов, обратившихся в ислам. Каждый из них внёс свой вклад в развитие исламских традиций и обычаев, общественных норм и устоев. Каждая культура имеет материальную и духовную составляющие. Материальная составляющая — это тело культуры. Она выражается в архитектурных памятниках, сооружениях, средствах производства, одежде и прочих материальных достижениях. Духовная составляющая культуры — это совокупность убеждений и представлений, обычаев и норм поведения, которые выражаются в поступках людей, взаимоотношениях между ними, их взглядах на бытие, Вселенную и человека.

Мусульманская культура своеобразна, самобытна и не похожа на культуры других цивилизаций. Она отражает внутренний мир последователей ислама, и для правильного её понимания необходимо иметь верные представления о кораническом вероучении. Как пишет наш современник, известный исследователь мусульманского Востока М. А. Родионов, «всем нам необходимо учиться разговаривать с носителями мусульманской традиции, учиться понимать и быть понятыми. Только на этом пути мы откроем для себя подлинное богатство исламского мировосприятия и завяжем плодотворную беседу с мусульманской культурой».

Священный Коран лежит в основе мусульманской культуры. Исламский монотеизм и признание Аллаха единственным Творцом, Кормильцем и Законотворцем считаются основными факторами, под влиянием которых формировались исламские ценности. Религиозное мировосприятие оказало огромное влияние на быт, обычаи и нравы мусульман, придало им форму и наполнило их содержанием. Вера в Единственного Бога стимулировала мусульман к постижению знаний, борьбе с произволом и насилием, труду во имя общественного прогресса.

Мусульманская культура гармонична, в ней идеально сочетаются материальная и духовная стороны жизни. Обычаи и нравы мусульман опираются на справедливые и умеренные законы Корана, порицающие как чрезмерную жёсткость, так и преступную небрежность. Дух умеренности, пронизывающий все стороны жизни мусульман, просматривается в словах Аллаха: «Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире!» (сура 28 «Рассказ», аят 77).

Мусульманская культура гуманистична, ибо человек является её главной ценностью и средством. Ислам призывает к тому, чтобы все наши поступки были направлены на обеспечение мира и согласия, счастья и процветания всего человечества: «Мы ниспослали тебе Коран не для того, чтобы ты стал несчастен» (сура 20 «Та ха», аят 2). В мусульманском мире особое внимание уделялось повышению качества жизни, распространению грамоты и знаний, развитию системы здравоохранения, обеспечению и защите прав человека. Одной из важнейших ценностей в исламе считалась душевная гармония, без которой немыслимы ни личное счастье, ни общественное благополучие. Коран возложил на человека ответственность за благоустройство земного мира, наделил его правами наместника, вдохновил на пользование всеми благами, какие есть на земле и в её недрах, чтобы человек мог прожить достойную жизнь, поклоняясь Аллаху и указывая путь грядущим поколениям. Для достижения этой цели человек нуждается в глубоких знаниях, и поэтому ислам придаёт огромное значение изучению и религиозных, и светских наук.

Мусульманская культура — культура знаний и просвещения. Кораническое вероучение пробуждает пытливые умы и вдохновляет учёных на передачу знаний молодому поколению, обещая им признание и добрую молву в этом мире, а также щедрую награду в будущей жизни. Мусульмане во все времена уделяли внимание развитию общественной и философской мысли, легко усваивали достижения других цивилизаций и вносили свой вклад в мировую науку. Следуя кораническим заповедям, они ценили время и постоянно совершенствовали механизмы управления.

Мусульманская культура динамична. Она легко усваивается представителями немусульманских народов, обращающихся в ислам, не требует от них отказываться от национальных традиций, не противоречащих основам монотеизма и общечеловеческим ценностям. Она вобрала в себя лучшие качества древних цивилизаций и продолжает развиваться, обогащаясь достижениями мусульманских и немусульманских народов. Она не ограничивается географическими, национальными или историческими рамками, и потому её вполне можно назвать достоянием всего человечества.

Мусульманская культура — средневековая культура, сложившаяся в странах господства ислама и под его влиянием в 7-12 вв. Классический период мусульманской культуры характеризуется главенствующей ролью арабского языка как языка религии, науки, культуры. Сложилась в Халифате и восприняла многие черты доисламской культуры, переработав их в духе мусульманской религии. Центрами развития мусульманской культуры были большие города, как древние — Дамаск (осн. в конце 11 — начале 10 вв. до н.э.), Александрия (332- 331 до н.э.), так и вновь основанные — Каир (641), Багдад (762). Основной компонентой мусульманской культуры был ислам (араб. — «предание себя Богу, покорность»), одна из трёх мировых религий. Священной книгой ислама является Коран — собрание проповедей, «вложенных» Богом (Аллахом) в уста пророка Мухаммеда. Следующие по святости тексты — хадисы (предания о высказываниях и поступках Мухаммеда), которые вместе составляют Сунну. На положениях Корана и Сунны строится мусульманское право, его теория (фикх) и практика (шариат). Сформировалось понятие «мир ислама» («Дар-уль-ислам»), в пределах которого установился и действует шариат, один из источников законодательства мусульманских стран. В середине 7 в. в связи с решением вопроса о верховной власти ислам распался на три направления: суннизм, шиизм и хариджизм, в рамках которых складывались относительно самостоятельные культурные традиции. При всём многообразии мусульманского мира система образования в классический период строилась по единым принципам, выработанным в рамках мусульманской культуры Приобретение знаний, их поиск считались богоугодным делом. Под поиском знаний часто подразумевались конкретные путешествия из одного центра учёности в другой, к определённым учителям. Обладатели знания имели высокий авторитет в обществе и составляли особый слой людей, которые организовывали отправление культа, принимали решения по вопросам религии и часто — гражданского и уголовного права. Все дисциплины и отрасли знания делились на две группы. Первую группу составляли религиозные и необходимые для религиозного воспитания дисциплины: науки о Коране (манера чтения, комментарии и пр.), сбор, комментирование и критический анализ достоверности хадисов, трактаты об основных догматах религии, риторика, арабский язык, история, биографии. Позднее к ним была присоединена религиозная философия — калам. Дисциплины второй группы, не связанные с религией, были восприняты мусульманской культурой из эллинистического наследия — философия, поэзия и литература, арифметика, политика, медицина, химия, физика и т.д. Важной чертой мусульманской системы образования являлось особое значение устного слова, переданного непосредственно от учителя к ученику. Коран читался вслух, его первые записи служили пособиями к запоминанию. Главной формой обучения была лекция. Истоки мусульманской системы образования лежат в традициях тех стран, которые вошли в мусульманский мир. Доисламская Аравия была областью относительно высокой грамотности, разные виды письменности использовались для записи договоров, составления документов. Существовали люди, специально занимавшиеся составлением различных документов, а также обучением грамоте детей. После создания Халифата грамотные люди стали необходимы в сфере государственного управления, а также для записи Корана. Первыми учителями часто были жители Сирии и Междуречья, знавшие греческую, сирийскую и североарабскую грамоту. В обучении взрослых и детей большую роль сыграли традиции подготовки писцов и чиновников, существовавшие в Византии и Иране. Мусульмане стали осваивать систему делопроизводства на греческом и сирийском языках. На арабский язык переводилась греческая, персидская, сирийская литература. В Халифате Омейядов (661-750) начался переход от воспитательных традиций, сложившихся в Аравии, Иране и на Ближнем Востоке, к формированию единой системы мусульманского образования. Уже при первых халифах (7 в.) в городах и сельской местности чтецы Корана, религиозные судьи, имамы мечетей организовывали занятия для детей, что положило начало созданию своеобразных школ при мечетях (куттабов), для которых отводились особые помещения. Позднее появились профессиональные учителя (муаллим, мударрис). Школы, как правило, были смешанными, бесплатными. В 10-13 вв. появилось значительное число благотворительных образовательных учреждений. В 8-9 вв. куттабы распространились по всему мусульманскому миру, обеспечив относительно высокий уровень грамотности в средневековом мусульманском обществе. Осн. контингент начальной школы составляли учащиеся в возрасте от 4-6 до 6-8 лет из семей торговцев и ремесленников, в меньшей степени — семей землевладельцев. Учащиеся осваивали Коран, элементы грамматики, счёт. Изучались также устные героические и генеалогические предания, произведения арабских поэтов домусульманской эпохи. Преимущественное внимание уделялось тренировке памяти. В школьной практике применялись как телесные наказания, так и разного рода поощрения. Наряду с общими характерными чертами средневековая мусульманская школа в ряде регионов имела свою специфику. В Иране система образования была представлена двумя направлениями: арабо-грамматическим, связанным с изучением Корана и классической бедуинской поэзии, и собственно персидским, последователи которого опирались на иранскую историю и культуру. Эти направления на начальной ступени обучения были представлены двумя типами образовательных учреждений. Куттабом назывались и кораническая школа, и элементарная профессиональная школа для подготовки писцов. Профессиональные школы готовили учащихся к светской деятельности, поэтому помимо навыков чтения и письма в круг изучаемых предметов входили литературный арабский язык, грамматика, поэзия, стилистика, каллиграфия, история. Этот тип школы не являлся общедоступным, сохранял независимость от государственной администрации; обучение было платным. Дети военно-административной верхушки и чиновников обучались у специальных учителей при административных центрах. К 9 в. в арабской литературе начинает использоваться для обозначения начальной профессиональной школы термин «мактаб» (см. Мектебы). Профессия школьного учителя в Халифате считалась непрестижной, низкооплачиваемой, в литературе характеризовалась как «презренное ремесло». Однако даже в этих условиях учителя выбирали очень тщательно. Он должен был обладать знаниями по психологии ребёнка, быть женатым, пожилым, но не старым, и самое главное — воспитанным. Образование повышенного уровня осуществлялось прежде всего в мечетях, где в период между обязательными молитвами богословы и законоведы читали лекции для юношей и взрослых мужчин. При некоторых мечетях формировались регулярные учебные заведения с постоянным штатом преподавателей. Обучение в мечети строилось как углубление религиозных знаний: преподавались Коран, хадисы, основы догматики. Большое внимание уделялось арабскому языку, риторике, священной истории, изучались также медицина и математика. Мечети сохранили свою образовательную функцию и в 20 в. Параллельно, уже в 9-10 вв. при мечетях сформировались специальные образовательные институты, прежде всего библиотеки, которые становились культурными и научными центрами, например «Дом мудрости», созданный в 9 в. в Багдаде, где наряду с обучением велась работа по переводу научных трудов по философии, медицине, математике. Создавались также т.н. дома знаний, программы и методики преподавания в которых выходили за пределы общепринятых мусульманских норм, они были во многом созвучны идеям античности, свободного поиска истины. Эти образовательные учреждения прекратили своё существование к 11-12 вв. Особыми видами учебных заведений стали миссионерские школы и школы изучения хадисов. Специальным учебным заведением, дающим целенаправленное повышенное образование, стала мадраса (медресе). В 10-11 вв. частные лица стали создавать самостоятельные учреждения, включавшие мечеть, помещения для занятий, библиотеку, жилые комнаты для студентов и преподавателей. Мусульманские учебные заведения, своеобразно продолжившие древневосточную и эллинистическую традиции, способствовали развитию гуманитарных и точных наук. В Европе были восприняты многие из научных достижений мусульманской культуры., а также некоторые принципы организации передачи знаний. Задачами обучения было продиктовано создание значительной части арабской научной литературы. Обучение языку Корана породило многие классические труды об арабском языке, стимулировало развитие арабской грамматической науки. Потребности преподавания привели к тому, что большая часть учебных пособий стала составляться в рифмованной форме, облегчавшей запоминание. Преподавание велось на арабском языке. Постепенно возрождались, входя в сферу литературного и научного употребления, персидский язык (с 11 в.), затем тюркские и другие языки мусульманских народов; преподавание могло вестись на двух языках. Тем не менее арабский сохранил в мусульманском образовании своё базовое значение как язык Корана, религии и основных научных трудов. С конца 19 в. во всём мусульманском мире начался процесс модернизации культуры, который привёл к преобразованию традиционной системы обучения. Однако мусульманские образовательные институты (в несколько видоизменённом варианте) существуют и в 21 в. параллельно с учебными заведениями европейского типа.

Список литературы

1. Головашин, В.А. Культурология : учебное пособие / В.А. Головашин. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – 204 с

4. Культурология / Е. В. Головнёва, Н. В. Горюцкая, Н. П. Деменкова, Н. В. Рыбакова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – 84 с.

5. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.; Под ред. Н. Г. Багдасарьян. — 3-е изд., испр. и доп.— М.: Высш. шк., 2001. С. 38-41.

6. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М.: Высшее образование, 2010. — 566 с.

7. Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. — М.: Альфа-М, 2003. — 432 с.

8. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. — М.: Центр, 2001. — 304 с.

9. Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. — М.: Аграф, 1997. — 384 с.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *