Многие исследователи не выделяют данный период как самостоятельный и включают его как составную часть в период младенчества. Часть исследователей вслед за Л. С. Выготским рассматривают его как критический период. Но так как данный период обладает многими специфическими характеристиками и особенностями, мы вслед за Е. Ф. Рыбалко будем его рассматривать как самостоятельный период возрастного развития человека. В этот период продолжает реализовываться наследственная программа, развитие носит преимущественно естественный характер. Для новорожденного характерен сенсорный уровень регулирования психической деятельности. Идет дальнейшее развитие сенсорных систем, моторики, на их основе начинает развиваться перцепция.

Основная черта периода новорожденное™ — это переходность от внутриутробного к внеутробному развитию и адаптация к новым условиям жизни, которая проявляется на всех уровнях развития: соматическом, рефлекторном, сенсорном, моторном.

Основное новообразование — возникновение индивидуальной психической жизни ребенка, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма.

К моменту рождения есть целый комплекс безусловных рефлексов: атавистических (которые исчезают к 3—6 мес.) и обеспечивающих жизнедеятельность ребенка (сосательный, глотательный, дыхательный), а также группа защитных рефлексов. В приспособительной деятельности новорожденного важную роль играет ориентировочный рефлекс, вызываемый с различных анализаторов. По характеру проявления безусловно-рефлекторной деятельности судят о соматическом состоянии новорожденного, а также о психическом развитии ребенка. В этот период можно уже сформировать условные рефлексы, сроки становления которых могут зависеть от следующих факторов: приближение первого кормления к моменту рождения ребенка, качество безусловно-рефлекторного фонда, соматическое состояние, анализатор, к которому обращен раздражитель, индивидуальные особенности ребенка.

В период новорожденное™ продолжается развитие сенсорики. У ребенка можно получить реакцию с любого анализатора в первые 6 ч после рождения. Но лучше функционируют филогенетически более старые анализаторы: тактильные, вестибулярные, обонятельные, вкусовые; слуховой и зрительный — в менее совершенном виде. Новорожденный обладает богатыми сенсорными возможностями, которые выражаются в различении и предпочтении определенных зрительных и слуховых воздействий. Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Исследование сенсорных способностей ребенка показало, что в период новорожденное™ он видит на ограниченном расстоянии, различает основные цвета (лучше — к 3-й нед.); обладает дифференциальной слуховой чувствительностью, при этом кожная чувствительность зависит от зоны воздействия; очень хорошо развиты обонятельная, вкусовая (различает все виды вкуса) и вестибулярная чувствительность.

На 1-м мес. жизни преобладают отрицательные эмоциональные реакции, свидетельствующие о переживании дискомфорта. На 2-м мес. наблюдается переход к положительным эмоциям. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденное™ под влиянием активных обращений и воздействий взрослого. В результате материнской активности в конце 3-й нед. жизни у новорожденного появляется зрительное сосредоточение на лице матери и коммуникативная улыбка, адресованная ей.

К концу 1-го мес. и началу 2-го в целом завершается переход к новым условиям жизни, отмечается появление эмоционально-положительной реакции ребенка на общение с взрослым, так называемый «комплекс оживления».

Комплекс оживления — это эмоционально положительная реакция ребенка на появление взрослого, выражающаяся в зрительном сосредоточении на лице взрослого, улыбке и двигательной активности.

При рассмотрении периода новорожденности как кризисного периода акцент обычно делается на линии дифференциации, отделении ребенка и появлении реципрокносги (взаимности) действий взрослого и реакций ребенка, что как раз выражается в появлении комплекса оживления.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Перечислите основные характеристики периода новорожденности.
  • 2. Какие факторы влияют на сроки становления условно-рефлекторной деятельности?
  • 3. В чем выражается готовность сенсорики к моменту рождения?
  • 4. С чем связано завершение кризиса новорожденности?
  • 5. Охарактеризуйте психическое развитие в период новорожденности.

Рекомендуемая литература

  • Поливанова К. II. Психология возрастных кризисов.

Особенности психики новорожденных

После рождения малыш беспомощен, его мозг сформирован не до конца, потому выжить ему помогают только рефлексы: пищевые и безусловные, ориентировочные и защитные. Спустя пару недель начинают формироваться условные рефлексы, например, когда мама берет кроху на руки и придает ему позу для кормления.

Поскольку кора головного мозга младенца продолжает формироваться, его психика подчинена подкорковым центрам. В связи с этим физические ощущения новорожденного напрямую связаны с его эмоциями. Малыш не осознает границу между своим телом и окружающим миром. Для развития коры мозга новорожденного рекомендуются упражнения для фиксирования взгляда с использованием ярких погремушек достаточно сложной формы.

Важными вехами развития новорожденных детей являются проявления слухового и зрительного сосредоточения в ответ на общение с мамой или другими родственниками. Кульминацией же младенчества становится «комплекс оживления». Это яркая эмоциональная реакция на приближение мамы, которая включает концентрацию взгляда на мамином лице, улыбку и активные движения ручками и ножками. На этом период новорожденности заканчивается, и начинается этап младенчества, знаменующий потребность ребенка в общении со взрослыми.

Младенческая необходимость в общении

Младенчество начинается со второго или третьего месяца жизни новорожденного, когда он начинает осваивать навыки общения со взрослыми. Комплекс оживления при виде мамы эволюционирует и становится более бурным, а после достижения крохой четырехмесячного возраста постепенного угасает. Комплекс оживления выполняет сразу две функции.

  • он служит ответной реакцией на приближение взрослого.
  • он служит для активного привлечения внимания мамы, когда малютке требуется общение.

На этом этапе малыш воспринимает маму как целостную личность, независимо от ее одежды, настроения, действий и других признаков. Любовь младенца к маме безусловна, поскольку ребенок любит ее не за ее действия, а за то, что она есть в его жизни. Помните, что в этот период недостаток эмоционального и физического контакта с мамой может привести к серьезным задержкам в психологическом развитии ребенка.

На протяжении первого полугодия жизни младенец осваивает новые способы общения с окружающими людьми. При этом он использует все доступные ему способы, чтобы привлечь внимание взрослого. Малыш еще не различает интонации и соответствующие эмоции, направленные на него, потому на любое общение с мамой реагирует исключительно положительно. Единственным поводом для капризов и плача в этом возрасте может стать нехватка внимания и заботы со стороны взрослых.

В конце статьи мы подготовили для вас доп. материал. Скачайте чек-лист «Психологическое развитие ребенка с рождения до трех лет» Психологи рекомендуют при общении с крохой располагать его так, чтобы он видел ваше лицо. Поддержание зрительного контакта в сочетании с ласковым тоном и словами из маминых уст значительно ускорят психологическое развитие малютки.

Общение с мамой и другими взрослыми оказывает огромное влияние на развитие психики младенца. Он начинает осознавать себя как независимое существо, благодаря чему формируется его самоощущение, которое позднее перерастет в самосознание. Именно положительное эмоциональное общение с взрослыми становится основой дальнейшего прогресса. В частности, усиливается детская тяга к познанию окружающего мира, начиная с ближайших предметов. Когда у крохи возникает интерес к различным объектами и развивается хватательный рефлекс, первая половина младенчества считается завершенной.

Развитие младенца – после рождения уже поздно!
Первый год жизни ребенка – бесценное время, определяющее все последующее развитие детей раннего возраста. К сожалению, именно в этот период молодые родители совершают большое количество ошибок в воспитании, которые впоследствии уже сложно исправить. Причин тому несколько:
— Сложности адаптации. Появление малыша – момент, к которому невозможно подготовиться на 100%. Даже для очень эрудированных мам и пап это — совершенно новый опыт. Благодаря обилию новых обязанностей, хроническому стрессу и постоянному недосыпанию, первые моменты жизни ребенка проходят для близких как в тумане.
— Недооценка значимости младенческого возраста. В понимании большинства взрослых ранние годы ребенка – это, прежде всего, подготовка к будущей взрослой жизни. В то время как младенческий возраст обладает самостоятельной ценностью. Здесь закладываются движущие силы психического и физического развития.
Особенно много хлопот доставляет родителям первый малыш. В данной статье мы попытаемся охарактеризовать типичные ошибки родителей и представим полезные рекомендации. Постарайтесь их соблюдать, и у вас вырастет здоровый малыш!
Итак, с какого момента начинается психическое развитие малыша? Ученые утверждают, что особенности психологии детей закладываются еще до рождения. Будущие родители, обратите внимание! Психическое здоровье детей зависит от вашего поведения. На формирование психики ребенка влияют эмоциональное состояние мамы и особенности взаимоотношений в семье. Рождение ребенка должно быть значимым событием для всех членов семьи. Малышу важно чувствовать, что его появления ждут. Безусловно, будущей маме полезно почитать соответствующую литературу, описывающую развитие малыша, посетить специальные занятия для беременных. Тем не менее, погружаясь в бескрайнее море информации про младенцев, помните, что все хорошо в меру. Переизбыток знаний может провоцировать повышение тревожности. У беспокойных мам, как правило, рождаются беспокойные детки.
ОШИБКА №1. Концентрация внимания на информации, анализирующей возможные отклонения в развитии ребенка, накопление избыточного количества таких данных. Опытные родители с удовольствием делятся с «новичками» всевозможными страшилками. Впечатлительные мамочки начинают незамедлительно искать и находить у себя разнообразные симптомы.
РЕКОМЕНДАЦИЯ №1. Позитивный настрой. Находите в любой информации рациональное зерно, а к эмоциям относитесь философски. Ваши волнения могут и материализоваться. Думайте о хорошем. Представляйте, какой умный, красивый, спокойный и здоровый малыш у вас вырастет. Если тревожные мысли не дают вам покоя, займите свой мозг более нейтральной, но не менее важной работой: выбором имени малыша или цвета стен в детской.
Первый год жизни ребенка: формируем доверие к миру.
Индивидуальное развитие малыша начинается с кризисного возраста. Первые дни жизни ребенка — это кризис новорожденности. На протяжении этого этапа ребенку необходимо приспособиться к новой окружающей среде, отрегулировать теплообмен, наладить пищеварение. Длится этот кризис около двух недель. Затем наступает младенческий возраст. Может показаться, что основная деятельность ребенка не изменилась. Он по-прежнему спит и кушает. Многие родители считают, что развитие младенца сводиться к физическому росту. На самом деле младенческий возраст – период формирования базового доверия к миру. Если родители вовремя и полностью удовлетворяют потребности ребенка, у малыша появляется представление о том, что мир добрый и жить в нем будет хорошо.
ОШИБКА №2. Боязнь избаловать ребенка. Некоторые родители считают, что не следует часто держать младенца на руках. Мнение о том, что, оставаясь в одиночестве, малыш скорее станет самостоятельным, — глубоко ошибочно. Таким варварским способом развивается не самостоятельность, а эмоциональная холодность. Если ваш малыш плачет – значит, ему плохо. И первая задача родителей – сделать так, чтобы ребенку стало хорошо. Избалованный ребенок – это совсем другая история. До определенного возраста малышей вообще нельзя избаловать. Полноценное развитие ребенка происходит только в том случае, если он постоянно чувствует внимание и заботу. Не чувствуя эмоциональной связи с мамой, ребенок начинает отставать в развитии. Через некоторое время малыш на самом деле перестанет часто привлекать внимание близких плачем и другими сигналами. Но это — как раз один из признаков нарушения социальных навыков.
РЕКОМЕНДАЦИЯ №2. Уделяйте как можно больше времени общению с ребенком. Используйте доступные ему средства коммуникации: взгляд, прикосновение, звук вашего голоса. Еще задолго до появления первых слов, малыш и родители должны установить между собой прочную эмоциональную связь. Разговаривайте с малышом, пойте ему песенки. В русском фольклоре есть очень интересное и полезное направление – пестушки – песенки, которые мама поет малышу. Через содержание и интонацию песенки мама передает ребенку свою любовь, рассказывает ему о том, какой он замечательный, о том, как она рада его появлению. Поглаживая ребенка, прикасаясь в процессе песни к разным частям его тела, мама не только успокаивает, но и помогает малышу начать знакомство со своим телом, сформировать представление о своем физическом облике. Доказано, что дети, к которым мама часто прикасалась в младенческом возрасте, вырастают эмоционально открытыми и доброжелательными.
Иногда поведение родителей младенца отличается другой крайностью – они ведут себя излишне беспокойно и нервозно: вскакивают при малейших звуках из детской кроватки, постоянно проверяют спящего ребенка, пытаются найти объяснение любому, даже самому незначительному изменению в поведении малыша. Такое пристальное внимание оказывает обратное влияние на развитие малыша. Ожидания родителей становятся самоисполняющимся пророчеством: как будто услышав мысли родителей, младенец начинает капризничать, сон малыша становится беспокойным, ребенок часто просыпается, плачет, отказывается от определенных продуктов, бросает игрушки.
ОШИБКА №3. Культ ребенка в семье. Все окружающие ребенка взрослые ходят «на цыпочках» и разговаривают шепотом, боясь побеспокоить чадо. Все разговоры в семье ведутся только на детские темы. Интересы всех членов семьи безжалостно подчиняются удовлетворению потребностей младенца. Веселый малыш становится единоличным повелителем серьезных взрослых людей. Желания детей не должны быть единственным центром жизни родителей. Это серьезно искажает представления детей о мире. Находясь в подчиненном положении, родители не смогут дать ребенку адекватное представление об отношениях.
РЕКОМЕНДАЦИЯ №3. Развивайте свои собственные интересы. Передавайте своему малышу энергию активности, созидательной деятельности, творчества. Как только младенец научился фокусировать взгляд, показывайте ему реальные предметы, с которыми вы взаимодействуете: дайте потрогать нитки и ткани, проведите по его пальчикам кисточкой для рисования, покажите елочное украшение, сделанное своими руками. Ближе к пяти месяцам, когда малыш сидит, его возможности значительно расширяются. Привлекайте малыша к своей деятельности: знакомьте его с продуктами, посудой, приборами и т.д. Под вашим тщательным наблюдением как можно раньше познакомьте малыша с ножом, иголкой и другими «важными» объектами. Не стоит откладывать это на потом и ждать когда младенец подрастет.
Первые шаги в новый мир
Еще не так давно ваш малыш не умел самостоятельно держать головку и вот он уже делает уверенные повороты, учится хватать и удерживать предметы, пробует все на вкус… Первый шаг еще далеко, но уже сейчас можно предположить каким будет характер ребенка. Как понять младенца? Наблюдайте за малышом: что он делает, когда просыпается? Есть малыши, которые оставшись наедине с самим собой, удваивают исследовательскую активность: изучают свои пальчики, рассматривают все вокруг, пытаются достать интересующую их вещь, открыть мамину помаду, проверить наличие глаз у кота и т.д. Будьте уверены — у вас растет деятель, будущий творец. А если младенец при любом изменении окружающей обстановки начинает плакать, прячется за мамину юбку, требует взять его на руки – возможно, в дальнейшем он будет пытаться манипулировать окружающими. Чтобы обеспечить оптимальное развитие младенца, необходимо выбрать правильную и согласованную стратегию поведения.
ОШИБКА №4. Стремление все сделать за ребенка, предупредить возможные трудности, максимально облегчить жизнь малыша. Именно здесь часто кроются проблемы воспитания детей. Малыши привыкают надеяться на взрослого, ждать от него указаний, теряю инициативу, становятся пассивными.
РЕКОМЕНДАЦИЯ №4. Создавайте малышам посильные трудности. Ребенок бросил игрушку и требует ее обратно? Не спешите поднимать – помогите ребенку самостоятельно добраться до цели. Второй вариант потребует от вас больших физических усилий. Но зато малыш поймет, что для достижения желаемого необходимо действовать и действовать самому. То, что сегодня ребенок может сделать с вашей помощью – зона его ближайшего развития. Завтра он сможет сделать это самостоятельно. Покажите пример, предложите несколько способов решения. Малыши очень наблюдательны. Они обожают подражать. Используйте этот потенциал развития.
Нередко родители уверены, что развитие малыша полностью обеспечивают развивающие игрушки.
ОШИБКА №5. Превращение детской комнаты в магазин игрушек. Многие родители не совсем верно понимают смысл словосочетания «развивающие игрушки». Зайдите в комнату малыша, внимательно присмотритесь к его игрушкам. Да, они яркие и озвученные. Но что они развивают? Они готовят малыша к реальной жизни? Детские игрушки, купленные в магазине, в большинстве случаев, максимально далеки от реальности. Неправильные пропорции, невообразимые цвета, искаженный звук… Это не развитие, это — травма для детской психики. Не говоря о материалах, из которых могут быть сделаны игрушки для малышей.
РЕКОМЕНДАЦИЯ №5. Заботливые родители знают, о том, что самые лучшие развивающие игрушки для малыша – кастрюли, ложки, баночки и, конечно, самые важные родительские вещи: паспорт, билеты на самолет, годовой отчет, самый дорогой крем для лица… Не нужно населять мир ребенка искусственными объектами. Проявите фантазию. При соблюдении определенных мер безопасности, самые обычные предметы могут с успехом заменить самые дорогие развивающие игрушки. К примеру, возьмите несколько пластмассовых яиц из киндер-сюрприза, в одно положите шарик, в другое насыпьте крупу, в третье – соль или сахар, в четвертое – макароны и т.д. Оберните каждое яйцо термопленкой для пасхальных яиц и на несколько секунд опустите в кипяток. Яркая и полезная, а главное безопасная, развивающая игрушка готова! Микробы уничтожены воздействием высокой температуры. Термопленка надежно защищает игрушку от несанкционированного вскрытия – мелкие части не попадут в дыхательные пути малыша. Каждая такая игрушка имеет свой звук и вес. Это прекрасный источник, обеспечивающий не только развитие мелкой моторики, но и сенсорное развитие малыша.
Для ребенка первого года жизни характерно полевое поведение – окружающие предметы притягивают его к себе, стимулируют исследовательскую активность. Именно природное любопытство приводит к тому, что младенец предпринимает попытки ползать и делает первый шаг. Как только малыш начал относительно уверенно передвигаться в пространстве, начинается новый психологический возраст — раннее детство. О психологических особенностях этого возраста читайте в статье «Развитие детей раннего возраста. Что нужно знать родителям?».

Диада «мать-дитя»

С физическим разделением матери и ребенка их психологическое единство еще не заканчивается. В психологии такое явление называется диада «мать-дитя», также этот период можно назвать четвертым триместром беременности.

Многие мамы с интересом замечают, что у них с малышом действительно создается какая-то неуловимая связь. Например, они различают разные оттенки плача и капризов, когда каждый означает свою причину, или просыпаются среди ночи ровно за пару секунд до пробуждения ребенка, как будто их кто-то специально разбудил.

Пока малыш беспомощен, он воспринимает и изучает все через значимого взрослого: удовлетворяет потребности, знакомится с собой и своими эмоциями, формирует отношение к окружающему миру. Если с мамой у него хороший контакт: она носит его на ручках, ласково обращается, улыбается и поглаживает, то ребенок улавливает сигнал «Все хорошо». А если от общения у него остаются негативные эмоции, то формируется установка: «Мир не безопасен, это очень плохо». Если такая ситуация повторяется из раза в раз, то установка «Я плохой» идет с ребенком и дальше во взрослую жизнь.

Ослабевает диада «мать-дитя» к 3 месяцам жизни малыша: он уже адаптировался к новым условиям жизни, понял, что мама всегда придет на помощь, и научился некоторым самостоятельным действиям. Психика к этому времени тоже претерпела изменения: ребенок стал крепче спать ночью, реже просить есть и лучше контролировать свои движения.

О полном разделении матери и малыша можно говорить к 10-14 месяцам его жизни. Теперь он полностью готов самостоятельно исследовать окружающую среду, выражать эмоции и доносить требования.

Родители, которые знают о явлении диады «мать-дитя», не только помогают младенцу мягче пройти кризис новорожденности, но и сами более спокойно адаптируются и воспринимают этот период.

Особенности новорожденного

В первые дни своей жизни ребенок имеет некоторые особенности:

  • большее время ребенок находится во сне (около 80 % времени);
  • оставшиеся 20 % он бодрствует, но при этом находится в полусонном состоянии;
  • малыш двигает руками и ногами в хаотичном порядке (поэтому может себя царапать и будить), постепенно движения приобретают более осознанный характер;
  • все поведение младенца состоит из безусловных рефлексов (комплекс оживления – это первый акт поведения).

Самыми важными безусловными рефлексами, которые постепенно пропадают, являются:

  • рефлекс Моро (при поднятии и опускании ребенка его ручки раздвигаются, а пальчики растопыриваются);
  • рефлекс шагания (если поставить ступни малыша на твердую поверхность и чуть наклонить вперед, то он начнет переступать ножками как при ходьбе);
  • хватательный рефлекс (любой предмет, который взрослый вкладывает в ладошку младенца, оказывается плотно сжатым);
  • рефлекс Бабкина (давление на ладонь и предплечье малыша заставляет его открывать рот и поворачиваться к раздражителю);
  • рефлекс Бабинского (поглаживание ступни от пятки к пальцам заставляет все пальчики сгибаться);
  • рефлекс «поиска груди» (прикосновение к детской щечке провоцирует малыша повернуться к раздражителю и открыть рот);
  • сосательный рефлекс (ребенок начинает сосать вложенный в рот предмет);
  • плавательный рефлекс (оказавшись в воде животом вниз, младенец совершает плавательные движения).

Окончание этапа новорожденности

Самым важным этапом в развитии малыша этого периода является возникновение слухового и зрительного сосредоточения. К 2-3 неделям жизни ребенок реагирует на звуки: замирает, когда слышит громкий звук. Чуть позже начинает давать реакцию на человеческий голос: не просто замирает, а еще и поворачивает голову в сторону источника звука. С 3 недели у малыша появляется зрительное сосредоточение: он замирает и задерживает взгляд на предмете, попавшем в поле зрения. В первую очередь он удерживает свое внимание на лице близкого человека.

Именно эти явления считаются физиологическим критерием завершения кризиса новорожденности. Кроме того, к этому моменту ребенок должен обратно набрать вес, с которым родился.

С психологической точки зрения, кризис новорожденности заканчивается, когда появляется комплекс оживления, имеющий большое значение. Он означает начало возникновения потребности в общении и проявляется следующими действиями:

  • замирание и зрительное сосредоточение на объекте внимания при начале общения;
  • оживленные движения руками и ногами, выгибание спинки;
  • улыбка в ответ на речь говорящего;
  • вокализация в ответ (громкие вскрики и протяжные гуления).

Период новорожденности заканчивается через 4-6 недель, сменяясь новым этапом – младенчеством.

От того, насколько спокойно и мягко пройдет кризис новорожденности, зависит все дальнейшее развитие малыша. Об успешном завершении этого этапа сигнализирует увеличение времени бодрствования, оживленная реакция на появление матери и нормальное функционирование всех систем детского организма. Такие признаки показывают начало новой стадии жизни и развития ребенка – периода младенчества.

Педагог-психолог, учитель начальных классов

Что собой представляет кризис

Если говорить кратко, кризис новорожденности в психологии — это сам факт рождения ребенка. Такое резкое изменение комфортных условий в утробе матери на новые условия вызывают у младенца большой стресс.

Причины этого кризиса делятся на две группы:

  • физиологические (ребенок становится больше не связан пуповиной с матерью, меняет способ питания, попадает в воздушную среду, ощущает холод, яркий свет);
  • психологические (ребенок испытывает тревогу и незащищенность, т.к. больше не чувствует всем телом материнское тепло).

Главная характеристика кризиса новорожденности – это потеря в весе в первые дни после рождения. К ней добавляются крики малыша, которыми он подает сигнал о неудовлетворении базовых потребностей, и проявления условных рефлексов.

Согласно Л. С. Выготскому, кризис новорожденности длится от 4 до 6 недель жизни ребенка, пока у него не появится комплекс оживления. До этого у младенца не сформирован ни один акт поведения, он практически все время спит.

Это значит, что без заботы и внимания мамы или другого близкого человека малыш не сможет выжить. Такая зависимость от взрослых и невозможность выразить свои желания провоцирует дальнейшее активное развитие всех систем ребенка.

Возможные осложнения

Взрослые играют огромную роль в успешной адаптации младенца к изменившимся условиям. Абсолютно беззащитный малыш не может самостоятельно выдержать смену окружающей среды (температура, свет, шум), без заботы матери он просто погибнет.

При этом простого ухода (кормление, переодевание, купание) ребенку недостаточно. Если мать не будет налаживать с ним эмоциональный контакт, то этот период займет более продолжительное время и может спровоцировать задержку развития.

По Л. С. Выготскому именно кризис новорожденности формирует у ребенка базовое доверие к миру, уверенность в собственной безопасности. Чтобы этот этап прошел успешно, новорожденный должен чувствовать спокойствие и любовь близкого человека, понимать, что он всегда рядом и реагирует на его крик.

Через маму у ребенка формируется и все отношение к миру, которое окажет влияние и на взрослую жизнь. Когда формируется доверие к ней, то:

  • мир воспринимается надежным и стабильным, в нем есть люди, которые поймут и окажут поддержку и заботу;
  • все трудности в жизни, проблемы и возрастные кризисы переносятся менее травматично и более стойко.

Основной сложностью является то, что не всегда молодая мама может дать ребенку все, в чем он так нуждается в этот период. Иногда кризис новорожденности совпадает с послеродовой депрессией матери. Рождение малыша провоцирует у нее личностный кризис: мама не всегда уверена в своих силах, в том, что знает, как правильно поступать в любой ситуации, не может принять то, что теперь не принадлежит сама себе и не распоряжается своим временем, как хочется.

Чтобы этого не случилось, рядом с мамой и ребенком обязательно должен быть кто-то из близких или опытных людей. Тот, кто сможет оказать поддержку: убедить женщину в том, что лучше нее никто не понимает младенца, даст насладиться контактом с ним, не заботясь о домашних хлопотах, и просто будет готовым помочь.

Период новорожденности — первые 28 дней жизни ребенка.

Кожа у здорового новорожденного легко ранимая, нежная, эластичная, упругая. При попытке собрать ее в складку, она моментально расправляется. Однако потовые железы функционируют в периоде новорожденности недостаточно активно, что приводит к сухости кожи. Цвет кожи здорового новорожденного в первые минуты после рождения может быть бледно-синюшной и розовеет после первого крика, как только ребенок начинает самостоятельно дышать. Реже ребенок рождается розовым.

При затруднении выведения плечиков или обвитии пуповины вокруг шеи могут возникать петехиальные кровоизлияния в кожу лица, шеи, головы и спины новорождённого. Под воздействием холода может возникать мраморный рисунок кожи, представляющий собой сосудистую венозную сеть и считающийся вариантом нормы.

Преимущественно у недоношенных детей отмечается «феномен арлекина», возникающая в положении лежа эритема одной половины туловища, имеющая четкую ровную границу по средней линии туловища. Предположительный механизм возникновения этого симптома — дисбаланс автономной регуляции сосудистого тонуса.

Волосяной покров тела у новорожденного представлен тонкими волосками (лануго). Особенно много их на плечах, под лопатками. В норме волосяной покров тела значительно уменьшается через две недели. Голова у новорожденного, как правило, покрыта более длинными (до 2 см) волосами. Есть почти незаметные ресницы и брови. Ногти у доношенных новорожденных обычно хорошо сформированы, достигают кончиков пальцев.

Голова новорожденного ребенка имеет отличные от взрослых пропорции: на ее долю приходится четвертая часть тела, тогда как у взрослого человека – всего лишь восьмая часть. У доношенных мальчиков окружность головы в среднем составляет 34,9 см, у девочек – 34,0 см. Форма головы может быть различной. При кесаревом сечении и тазовом предлежании голова новорожденного чаще имеет круглую форму.
У здорового новорожденного мозговой череп преобладает над лицевым. Лицо младенца обычно симметрично.

Кости черепа у доношенного новорожденного достаточно плотные. В местах их соединения к моменту рождения остаются подвижные мягкие участки – роднички.

  • Большой родничок образован в месте схождения теменных и лобных костей. Размеры его индивидуальны – от 1,0 до 3,0 см в диаметре. С ростом ребенка родничок постепенно сужается и к 1,5 годам зарастает полностью. Малые размеры большого родничка без каких-либо других клинических проявлений нарушений не следует считать патологией. Однако необходим контроль за увеличением окружности головы ребёнка по мере его роста. У здорового новорожденного большой родничок ровный, не напряжен, не выбухает, не западает.
  • Малый родничок образован в месте схождения затылочной и теменных костей. Размеры его чаще не превышают 0,1-0,2 см в диаметре, к трем месяцам развития малый родничок закрывается. Между большим и малым родничками иногда можно нащупать третий родничок в области теменных костей, его наличие — вариант нормы.
  • В месте схождения лобных, теменных и височных костей расположены два передних боковых родничка, а между теменными, височными и затылочными костями – два задних боковых. У большинства доношенных новорожденных эти роднички уже закрыты. Необходимо коснуться и взаимоотношений «костей» черепа после родов.

В процессе родов череп новорожденного испытывает интенсивное воздействие, в процессе которого одна теменная кость заходит под другую, затылочная кость под теменные, лобные кости также заходят под теменные. В норме, после родов «кости» черепа новорожденного возвращаютя в своё естественное положение. В процессе диагностики подвижности «костей» черепа и состояния швов между ними определяются характеристики физиологической произвольной и непроизвольной подвижности костей. В том числе, проводится дифференциальная диагностика с патологическим синостозом.
Диастаз между теменными костями, на уровне сагиттального шва в норме составляет около 5 мм. Он увеличивается при повышении внутричерепного давления или нарушения механизма остеогенеза (в случаях нарушения внутриутробного развития).

Очень важны для диагности состояния новорожденного такие понятия, как «родовая опухоль» и «кефалогематома».

  • Родовая опухоль — мягкая припухлость тестоватой консистенции, образующаяся на предлежащей части в результате отёка кожи и рыхлой клетчатки. В мягких тканях прилежащей части сосуды усиленно наполняются кровью, возникает венозная гиперемия и серозное пропотевание в клетчатку, окружающую сосуды. При затылочном предлежании родовая опухоль образуется в области малого родничка, преимущественно на одной из теменных костей. Около 10% новорожденных имеют кефалогематомы различной степени выраженности. При первом осмотре диагностировать кефалогематому достаточно сложно, обычно диагноз ставят на вторые сутки жизни, когда исчезает родовая опухоль.
  • Кефалогематома — кровоизлияние под надкостницу теменной или затылочной кости, не превышающее площади кости. Кровотечение может продолжаться в течение 2 дней после рождения; в это время показано бережное ведение. Большинство кефалогематом возникает после вакуум-экстракции, однако появление образования возможно и без инструментального пособия в родах. В случаях, когда кефалогематома возникла после наложения акушерских щипцов, необходима рентгенография костей черепа для исключения переломов. Кефалогематома рассасывается в течение 6 недель, приподнятость выступающего края кости может быть заметна на протяжении нескольких лет. При большом размере гематомы резорбция вызывает повышение содержания непрямого билирубина, что может потребовать проведения фототерапии. Согласно рекомендациям Ассоциации неонатологов не показана пункция и аспирация гематом, поскольку возрастает риск тяжёлых инфекционных осложнений.
    Наличие кефалогематомы не влияет на психомоторное развитие, не описаны также какие-либо неврологические последствия этого состояния.

Нос новорожденного мал, имеет узкие, покрытые нежной слизистой, обильно васкуляризированной оболочкой носовые ходы. При самом незначительном нарушении носового дыхания новорожденный не сможет сосать.

Глаза в первые сутки жизни у новорожденного закрыты. У здорового доношенного ребенка отмечается живая реакция на свет. Роговица прозрачная, зрачки круглые, белки глаз имеют более голубой оттенок, чем у детей старшего возраста. Конъюнктивы гладкие, блестящие, розовые. У здорового ребенка зрачок имеет черный цвет. Иногда на зрачке у новорожденного можно обнаружить белые, либо желтые полосы, частично или полностью закрывающие его. У недоношенных детей нередко встречаются мелкие помутнения хрусталика, являющиеся вариантами нормы. Они не влияют на зрение и в дальнейшем обычно бесследно исчезают. Доношенный ребёнок способен фиксировать взгляд на короткий период времени. У здорового новорожденного глазные яблоки могут не двигаться содружественно, особенно во время сна. Это вариант нормы.

В первые дни жизни новорожденный плачет без слез, так как слезные железы ко времени рождения еще недоразвиты. Слезы появляются у доношенных новорожденных только к трехнедельному возрасту.
Ушная раковина у здорового доношенного новорожденного твердая, по ее краям находится хрящ. Если раковину перегнуть и отпустить, она сразу же возвратится в прежнее положение. Вся ее верхняя часть загибается внутрь. Из наружного слухового прохода могут выделяться небольшие комочки серы. Продвижение их наружу обеспечено короткими волосками, покрывающими поверхность слухового прохода.
Форма грудной клетки у здорового новорожденного бочкообразная, ребра располагаются почти горизонтально. Во время вдоха в первые часы жизни у ребенка могут слегка западать надключичные ямки и межреберные промежутки. Грудная клетка симметрична, в акте дыхания активно задействованы ее нижние отделы. У некоторых детей мечевидный отросток грудины отклонен кнаружи и приподнимает кожу. С возрастом его положение становится нормальным. У доношенного новорожденного окружность груди на 1–3,0 см меньше окружности головы.

Рождение ребенка требует немедленного функционирования дыхательной системы. В этот период с началом дыхания происходят значительные изменения воздухоносных путей, особенно дыхательного отдела легких. Формирование дыхательной поверхности в разных отделах легких происходит неравномерно. Для расправления дыхательного аппарата огромное значение имеют состояние и готовность сурфактантной пленки, выстилающей легочную поверхность. Нарушение поверхностного натяжения сурфактантной системы приводит к серьезным заболеваниям ребенка раннего возраста.

Ребенок готовится к самостоятельному дыханию заранее – как только начинается родовая деятельность. Первый вдох возникает под влиянием совокупности многих факторов: раздражения кожных покровов во время прохождения по родовым путям и сразу после рождения, изменения положения его тела, перевязки пуповины. Мощным стимулятором дыхательного центра является холодовое раздражение – перепад температур во время рождения в 12– 16 градусов. Легкие плода заполнены жидкостью, которую вырабатывают клетки дыхательного эпителия. При движении ребенок по родовому каналу его грудная клетка сдавливается и фетальная жидкость вытесняется из дыхательных путей. При этом в грудной клетке создается отрицательное давление и атмосферный воздух засасывается в нее. Первые порции воздуха заполняют только те дыхательные пути, которые в процессе родов освободились от фетальной жидкости. Но затем воздух буквально врывается в легкие и расправляет их взрывоподобно.

Первый вдох новорожденный делает спустя 30–90 секунд после рождения. Это в норме. Следующие за криком дыхательные движения еще не равномерны, но затем смена вдоха и выдоха становится регулярной.
Частота дыхания доношенных новорожденных в первую неделю жизни колеблется от 40 до 60 в минуту.

Сердце и система кровообращения новорожденного имеют свои особенности.
С самого начала формирования плаценты кровообращение матери и плода разобщено. Легочные сосуды (малый круг кровообращения) находятся в спавшемся состоянии. Через них протекает лишь незначительное количество крови. Давление в этих сосудах высокое – значительно выше, чем в большом круге кровообращения, благодаря чему кровь может двигаться через овальное окно из правого в левое предсердие и артериальный (боталлов) проток, практически минуя малый круг кровообращения. Однако, как только ребенок родился, характер кровообращения меняется. После первых же вдохов резко повышается содержание кислорода в крови ребенка. Это приводит к рефлекторному устранению спазма легочных сосудов. Давление в них падает. В то же время из-за пережатия пуповины давление в большом круге кровообращения наоборот увеличивается и кровь устремляется в легочные сосуды.
Легкие расправляются, тут же начинают раскрываться легочные капилляры. Кровь из легочных сосудов направляется в левое предсердие. Давление в нем становится значительно выше, чем в правом. И тогда захлопывается заслонка овального окна. С этого момента правое и левое предсердия не сообщаются между собой. Это происходит спустя несколько часов после рождения. Полное закрытие овального окна у большинства детей наступает в течении первой недели жизни.
Артериальный проток у новорожденного продолжает функционировать еще от 24 до 48 часов, а то и несколько дней после рождения. Постепенно его просвет сужается и он закрывается.

Частота сердечных сокращений на первой неделе жизни у доношенного ребенка может колебаться в пределах от 100 до 175 ударов в минуту. При крике, пеленании, сосании она возрастает до 180–200, а во время дефекации, зевания, сна, напротив, снижается до 100 ударов в минуту.

Особенностями пищеварения у новорожденных являются меньшая протеолитическая активность желудочного сока и более низкие показатели общей кислотности, чем у взрослых. Глубокий гидролиз осуществляется благодаря пристеночному (контактному) пищеварению.
Секреторная и кислотообразующая функции желудка, переваривание жиров у новорожденных детей зависят от характера вскармливания. Эмульгированные жиры женского молока расщепляются липазой грудного молока, слюны и желудка. Гидролиз жиров с длинной углеродной цепью осуществляется только в кишечнике. У детей первых месяцев жизни жиры коровьего молока в желудке практически не гидролизируются.

Половые органы у здоровых доношенных детей имеют свои особенностей. У мальчиков яички опущены в мошонку, головка полового члена чаще скрыта под крайней плотью, размеры полового члена и мошонки индивидуальны. В норме у новорожденных мальчиков мошонка несколько увеличена в размерах. Это связано с водянкой яичек, которая проходит без лечения. Часто встречается эрекция полового члена, не являющаяся патологией. У доношенных девочек большие половые губы прикрывают малые.

К моменту рождения морфологическое и функциональное созревание почек еще не закончено. С возрастом происходят изменения размеров и в некоторой степени положения органов мочевыделения. Так у новорожденных детей размеры почек относительно больше, чем у взрослых: отношение массы почек к массе тела новорожденного составляет 1:100, у взрослого человека – 1:200. Верхний полюс почки находится на уровне XI–XII грудного позвонка, нижний – на уровне IV поясничного позвонка. Емкость мочевого пузыря у доношенного новорожденного составляет до 50 мл, к году она увеличивается до 100–200 мл. Мочеиспускательный канал у новорожденных мальчиков по длине равен 5–6 см, у новорожденных девочек – 1–1,5 см, диаметр его больше, чем у мальчиков. Слизистая оболочка мочеиспускательного канала у детей тонкая, нежная, легкоранимая, складчатость ее слабо выражена.

У здорового новорождённого отмечается умеренный тонус сгибателей конечностей, согнутые руки и ноги в положении лежа на спине приподняты над поверхностью. Отмечаются стереотипные, симметричные спонтанные движения конечностей. Движения эти могут быть беспорядочными, принимать характер тремора и симметричных клонусов, которые считают нормой. В отличие от судорог тремор и клонусы прекращаются при удерживании конечности ребёнка рукой взрослого.

Для здорового новорожденного ребенка характерны циклические изменения сна и бодрствования.
Здоровый новорожденный ребёнок имеет физиологический мышечный гипертонус. В вертикальном положении новорождённый способен в течение короткого времени удерживать голову, в положении на животе ненадолго приподнимает голову и таз.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *