В греческой мифологии происхождение слова музыка связывается с «музами» (мыслящими) : девятью дочерьми Зевса и Мнемозины – богини памяти. Музы или Мусы (за исключением небесной Урании и Клио – музы истории, дарующей славу) связаны с пением, танцами, музыкой, с наслаждением. Образы дочерей Зевса, издавна ассоциировались с искусством, вдохновением, озарением, мечтой и светлыми моментами. Каждую из них наделяли особыми чертами и атрибутами

Музы Древней Греции. Художник Яннис Стефанидис.

Греки считали, что каждая из самых важных сфер жизни имеет свою покровительницу. Местом обитания девяти муз были горы (Геликон или Парнас) с прозрачными источниками и тенистыми лесами. Здесь они танцевали под звуки лиры бога Аполлона. Такой сюжет можно часто рассматривать на античных фресках и на полотнах европейских художников, вдохновляемых греческой мифологией.


Каллиопа (Καλλιόπη) покровительствовала эпической поэзии и риторике и считалась самой благородной из муз. Каллиопа воспринималась греками как главная из всех муз, её голову украшал лавровый или золотой венок. Эта муза символизировала любовь к своей земле, поэтому воины, уходившие в бой, брали с собой её изображения. Умеющая говорить пламенные речи и отличающаяся своим красноречием, Каллиопа мгновенно пробуждала в человеке героизм и чувство жертвенности

Эвтерпа (Ευτέρπη) – муза лирической поэзии и музыки, которая часто изображалась в компании лесных нимф. Её называли Дарящей Удовольствие. Она выделялась утончённостью и женственностью, а её стихами боги могли наслаждаться бесконечно. Атрибутами Эвтерпы были музыкальные инструменты сиринга и авлос (прародители флейты и гобоя), а также цветочный венок.

Одной из самых известных муз является Мельпомена (Μελπομένη). Она была не только покровительницей трагедии, но и матерью обладательниц чарующих голосов, которые бросили музам вызов и вполне ожидаемо проиграли — боги обратили их в сирен. Тогда Мельпомена, сожалеющая о судьбе дочерей, навечно обрела свои атрибуты: трагическую маску, театральную мантию и меч как напоминание о неотвратимости наказания для тех, кто нарушает волю богов

Талия (Θάλεια) — муза комедии. её изображали с комической маской. Ей был присущ оптимизм и лёгкий нрав. Маска в руке Талии символизировала смех. Но всё чаще звучат версии о том, что маски этой музы и Мельпомены означали лицедейство человека в театре богов. Талию считали божеством хорошего настроения и веселья.

Эрато (Ερατώ) покровительствовала лирической или любовной поэзии, а также была защитницей любви и брака. Эрато вдохновляла поэтов на создание романтических произведений, а её неизменными атрибутами были тамбурин и лира.

Полигимния (Πολύμνια) в мифологии считалась музой пантомимы и гимнов. Она покровительствовала в изучении ораторского искусства и при написании гимнов.

Муза Терпсихора (Τερψιχόρη), в свою очередь, «отвечала» за хоровое пение и танцы. Она нередко изображалась играющей на лире или в позе танцовщицы. Считается, что искусство Терпсихоры символизировало единство душевных порывов, природного начала и движений тела.

В мифологии покровительницей истории была Клио (Κλειώ). Муза внушала любовь к прошлому и истории, которая всегда была ценной для греков. В свои свитки Клио вносила даже мельчайшие события — ничто не ускользало из её внимания и не забывалось. Она отвечала за точность описания событий как в устном, так и письменном виде.

Девятая, муза — Урания (Ουρανία). Эта муза покровительствовала астрономии и астрологии и являлась одной из мудрейших дочерей Зевса. В руках у неё всегда были циркуль для определения расстояний между звёздами и глобус.

Вдохновением служили Музы для известных художников, которые изображали их так, как представляли. Например; Гюстав Моро перенёс образы муз на полотно «Аполлон и 9 муз», на котором девушки беззаботно парят позади сидящего Аполлона. В скульптуре также воплощено немало образов муз. Помимо самой Греции, их статуи можно увидеть в Эрмитаже, а в Лувре выставлен ценнейший саркофаг с барельефами муз.
Музы Древней Греции хоть и были плодом воображения, но внесли вполне реальный вклад в мировую культуру. Достаточно вспомнить, сколько поэм и стихотворений было посвящено им, не говоря уже о самом имени «муза», ставшем нарицательным. Среди поэтов, воспевавших их, были Байрон, Есенин, Фет, Пушкин и, конечно, Гомер. В честь них строили музейоны — храмы, которые сосредотачивали в себе художественную и культурную жизнь Греции. Самым известным стал Александрийский музейон, а позднее это слово породило название «музей». источник

Происхождение слова музыка

Му́зыка. Это слово существовало в двух вариантах: с ударением на первом слоге и на втором слоге. Форма с ударением на втором слоге восходит к польскому muzyka, форма с ударением на первом слоге — влияние немецкого Musik. Оба восходят к греческому первоисточнику.

Происхождение слова музыка в этимологическом онлайн-словаре Крылова Г. А.

Му́зыка. Греческое «мусикэ» — того же корня, что «музей», «муза». К нам оно дошло через польский из европейских языков. Вот почему еще во времена Пушкина его произносили с польским ударением, на втором слоге с конца, — «музы́ка»: «Молчит музы́ка боевая…» («Полтава»). Впоследствии утвердилось другое произношение, на латино-итальянский античный лад: «му́зыка». Перечтите еще раз то, что сказано про слово «библиотека», и вы увидите, как по-разному обращается язык с разными словами даже в очень похожих случаях.

Происхождение слова музыка в этимологическом онлайн-словаре Успенского Л. В.

Происхождение слова музыка в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М.

Происхождение слова музыка в этимологическом онлайн-словаре Шанского Н. М.

См. также: значение слова музыка в толковых словарях.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *