Утопический социализм. Роберт Оуэн

С критикой капиталистического строя, разоблачением его язв выступали социалисты-утописты. Виднейшим их представителем в Англии являлся Роберт Оуэн (1771-1858).

Р. Оуэн начал свою деятельность как буржуазный филантроп. Будучи с 1800 г. совладельцем и директором крупного текстильного предприятия в Нью-Ланарке (Шотландия), он провел ряд мероприятий для облегчения участи рабочих: сократил продолжительность рабочего дня, учредил больничную кассу, детские сады, школу и т. д. Однако это его не удовлетворяло, поскольку он сознавал, что подобного рода мероприятия неспособны положить конец эксплуатации рабочих. В 1817 г. в докладной записке парламентскому комитету по борьбе с безработицей Оуэн впервые выдвинул план организации трудовых коммун. Всю свою дальнейшую жизнь он посвятил борьбе за осуществление этих идеалов.

В своих многочисленных произведениях («Социальная система» и др.) Оуэн резко критиковал капиталистическую экономику современной ему Англии. Сравнивая положение Англии до промышленного переворота и после введения машин, он констатировал поразительный факт: несмотря на то, что производительные силы страны выросли в 12 раз, это привело не к всеобщему благосостоянию, а к громадному росту нужды. Оуэн, однако, не был врагом машин. Он понимал, что машины приносят зло лишь в условиях капитализма.

Характер человека, писал Оуэн, формируется под воздействием среды. При существующих общественных условиях люди порочны, испорчены и враждебны друг другу. Для того чтобы изменить людей, нужно изменить общественную среду, создать новый общественный строй. Ячейкой нового строя должна стать община, объединяющая от нескольких сот до 3 тыс. человек. Такая община будет располагать большим земельным участком и общественными зданиями, в которых помещаются общие залы и столовые, школы, больницы, а также жилые комнаты. За зданиями находятся сады, поля и различные мастерские. Каждая община занимается в основном сельским хозяйством, но в то же время тем или иным производством.

Все члены общины обязаны трудиться. Характер и объем труда зависят лишь от возраста. Благодаря широкому применению машин и технических усовершенствований труд не будет обременительным. Распределение должно быть организовано на коммунистических началах: каждому по его потребностям. Члены общины будут получать из общественных складов все необходимое.

Учение Оуэна отличается от социалистических систем Сен-Симона и Фурье. Пропагандируемое им новое общество является обществом коммунистическим. Однако подобно двум другим великим утопистам начала XIX в. Оуэн тоже мечтает осуществить новый общественный строй исключительно мирными средствами. Он видит рост социальных противоречий, но отнюдь не предполагает использовать их борьбы за осуществление своих идеалов. Наоборот, он стремится избежать революций и надеется достичь цели путем общественного преобразования, отвечающего, по его мнению, интересам всех классов.

Осуществить это преобразование можно, по убеждению Оуэна, немедленно — организацией коммунистических общин при материальной поддержке со стороны правительства и частных лиц. Но он считал возможным и другой постепенный путь к коммунизму — через кооперацию. Выдвигавшиеся им в этой связи различные проекты, начиная с производственной кооперации и кончая меновыми базарами, также являлись, по его мысли, средством мирного преобразования капиталистического общества в общество коммунистическое.


РОберт Оуэн. Литография по портрету Р. Гофмана. 1857 г.

Об этой утопической мечте Оуэна В. И. Ленин писал в своей статье «О кооперации»: «В чем состоит фантастичность планов старых кооператоров, начиная с Роберта Оуэна? В том, что они мечтали о мирном преобразовании социализмом современного общества без учета такого основного вопроса, как вопрос о классовой борьбе, о завоевании политической власти рабочим классом, о свержении господства класса эксплуататоров. И поэтому мы правы, находя в этом «кооперативном» социализме сплошь фантастику, нечто романтическое, даже пошлое в мечтаниях о том, как простым кооперированием населения можно превратить классовых врагов в классовых сотрудников и классовую войну в классовый мир (так называемый гражданский мир)».(В. И. Ленин, О кооперации, Соч., т. 33, стр. 433-434.)

2. Holyoake G.J. Growth of Co-operation in England. — Manchester, 1887.

3. Assailly Ch. d’ Le pauperisme et les associations ouvriers en Europe. — Paris, 1869.

4. Фрометт Б. Социализм и кооперация на Западе. — Пг., 1918.

5. Тотомианц В.Ф. Двадцать апостолов кооперации. — М., 1913.

6. Зассен И. Развитие кооперативной мысли в век капитализма. — Киев, 1919.

7. Кильчевский В. Р. Оуэн и основы потребительской кооперации. — М., 1917.

8. Коренев Д. Кооперация. — Тифлис, 1925.

10. Андерсон К.М. Оуэнисты в Британии. — М.,1989.

11. ДжонсЭ. Статьи и письма о чартистской программе. — М.,1970.

12. Holyoake G.J. History of Co-operation in England. — Vol. 1-2. — Ld.; Manchester, 1875-1877.

13. Jones L. The Life, Times and Labours of Robert Owen. — Vol. 1-2. — Ld., 1889-1890.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Holyoake G.J. Life and last Days of R. Owen. — Ld., 1850.

15. Mercer W.T. Dr. William King and the Co-operator. — Manchester, 1922.

16. Мюллер Г. У. Кинг и его место в истории кооперации. — М., 1919.

17. Оуэн Р. Дальнейшее развитие плана… // Оуэн Р. Избранные сочинения. — Т. 1-2. — М.,1950; т. 1.

18. Оуэн Р. Доклад графству Лэнарк // Оуэн Р. Избр. соч. — Т. 1.

19. Оуэн Р. Описание ряда заблуждений и бед // Оуэн Р. Избр. соч. — Т. 1.

Английский философ. Гуманист. Один из первых социальных реформаторов XIX века.

Роберт Оуэн родился 14 мая 1771 года в городе Ньютауне, Англия. Окончив приходскую школу, работает помощником и приказчиком в магазинах и активно продолжает обучаться самостоятельно. В 1790 году знакомится с известным физиком и химиком Джоном Дальтоном и становится членом литературно-философского общества.

В 1795 году создал хлопкопрядильную фабрику и разработал новые методы обработки хлопка. В 1799 году Оуэн начинает социальный эксперимент в Нью-Ларнаке на бывшей фабрике отца своей супруги Каролины Дейл. Роберт поставил перед собой задачу доказать, что работодатель, который в большей степени заботится о своих наемных рабочих, будет получать значительно больший доход от своего предприятия.

Им разрабатывается система «патроната», согласно которой, чем выше условия, в которых воспитывается и работает человек, тем более совершенной становится его природа. В 1823 году в своих трудах озвучивает теорию о необходимости образования производительных ассоциаций.

В 1825 году Оуэн формирует в американском штате Индиана коммунистическую общину «Новая гармония» на постулатах уравнительного коммунизма. После возвращения через семь лет в Англию пытается образовать «Биржу трудового обмена», работающую без денег, но имеющая поначалу бурный успех, биржа вскоре обанкротилась, и хотя эксперимент не удается, все же имеет большое социально-политическое значение. Оуэн стоит у истоков и другого движения рабочего класса, которому было суждено большое будущее: профсоюзного.

С 1834 года Оуэн не играл большой роли в общественной жизни, хотя продолжал много писать, издавал журналы. До самой старости сохранял ясность ума и обаяние доброты.

Осенью 1858 года, в возрасте 87 лет, Оуэн поехал в Ливерпуль и на трибуне митинга почувствовал себя плохо. Отлежавшись в течение нескольких дней, вдруг решил отправиться в свой родной город Ньютаун, где не был с детства. Там и умер 17 ноября 1858 года.

Основные труды Роберта Оуэна

Основные труды Роберта Оуэна

Список произведений

Замечания о влиянии промышленной системы (1815)

Дальнейшее развитие плана, содержащегося в докладе…(1817)

Описание ряда заблуждений и бед, вытекающих из прошлого и настоящего состояния общества

Доклад графству Ланарк о плане облегчения общественных бедствий… (1820)

Обращение Конгресса кооперативных обществ…(1833)

Речь Роберта Оуэна в учреждении на улице Шарлотты (1833)

Книга о новом нравственном мире (1842-44)

Революция в сознании и деятельности человеческого рода…(1850-е)

«Об образовании человеческого характера» (3-е изд., СПб., 1893).

Оуэн Роберт. Избранные сочинения в двух томах. — М., Л.: Изд-во АН СССР, 1950. — 768 с. — (Предшественники научного социализма). — 8000 экз.

закрыть 17.11.1858

Смерть

Оуэн прожил долгую насыщенную жизнь, к концу которой основные идеи подверглись скепсису. Однако у Роберта оставался круг верных последователей, вдохновленных его экономической теорией и мечтами о социализме. Сохраняя светлый ум, доброту и обаяние, мужчина по-прежнему привлекал к себе людей, но те нередко не воспринимали всерьез пожилого человека, который к тому же стал увлекаться мистикой и спиритизмом.

Это не мешало Оуэну писать статьи, продвигать педагогические идеи, заниматься организацией очередной общины и участвовать в митингах. На одном из таких выступлений в Ливерпуле в 1858 году «апостолу кооперации» стало плохо. Пережив приступ недомогания, Роберт отправился в родной город Ньютаун, где 17 ноября скончался в возрасте, когда до причин смерти уже не доискиваются.

Опубликовано Yvette Mcgealy Воскресенье, 21 июня 2020 г. Памятник Роберту Оуэну в Манчестере

По обывательским меркам, Оуэн умер неудачником, растеряв в череде провалов и нажитое состояние, и благосклонность публики, которой попытки его грандиозных преобразований казались скорее блажью и чудачеством. В то же время сам мужчина осознавал свой путь как выполнение великой миссии.

Идеология англичанина нашла отражение в книгах, и его мысли дали вдохновение преобразователям последующих поколений, в ряду которых Карл Маркс. Биография, эксперименты и достижения Оуэна стали страницей в учебниках по истории экономики, менеджмента и социалистической мысли. В дань уважения мужчине сограждане установили памятник в Манчестере, который, судя по фото, выглядит монументально.

Цитаты

  • «Человек теперь ни на йоту не ближе к счастью, чем в те времена, от которых к нам дошли первые известия о людях.»
  • «Я жду великого от вашей родины, у вас поле чище, у вас попы не так сильны, предрассудки не так закоснели… а сил-то… а сил-то!»
  • «Благодаря воспитанию в отдаленном будущем несовершенное человечество превратится в новую расу людей — таково могущество воспитания.»

Детство и юность

Роберт родился в 1771 году в уэльском городке Ньютаун и с детства отличался энергичностью и любознательностью. Его отец содержал почтовую контору и занимался изготовлением седел. Мужчина крепко стоял на ногах и не хватал звезд с неба, а вот его сын позволял себе дерзкие мечты, за которые впоследствии прослыл утопистом. Ребенок был младшим из семи детей, которых воспитала мать, дочь местного фермера. Начальное образование Оуэн получил в приходской школе, но скоро понял, что хочет постигать жизнь через труд.

В 10 лет он покинул родной город и отправился смотреть на крупные промышленные центры, где пытался найти применение своим талантам. Первым пунктом остановки стал Лондон, где жил старший брат, вслед за отцом добывавший хлеб ремеслом седельника. Ребенок стал работать помощником у владельца текстильного магазина и дослужился до приказчика. Со временем он поменял место, но работодатели расставались с расторопным юношей с сожалением.

Portrait of Robert Owen………………

Опубликовано Frank Moore’s Photographs old and new of Newtown, Powys. Среда, 22 апреля 2015 г. Портрет Роберта Оуэна

В 14 лет Оуэн считал себя богачом, получая солидное жалование, которое даже не приходилось тратить, поскольку служащий жил на всем готовом. Хозяева, владельцы оптового склада шерстяных изделий Саттерфильда в Манчестере, ценили молодого приказчика, который отличался сообразительностью, ловкостью и энергичностью, оставаясь при этом скромным, открытым и честным человеком.

Несмотря на то, что классическое образование парень не получил, он всегда находил время на чтение книг, которые поначалу поглощал бездумно. В детстве он прочел все, что было в библиотеках пастора, врача и стряпчего Ньютауна, от приключенческих романов до богословских трактатов. Служба в мануфактурных лавках не мешала общению с интеллигентным обществом, увлекающимся философией и литературой.

Личная жизнь

Личная жизнь мужчины устроилась благодаря путешествию в Шотландию, во время которого Роберт влюбился в Энн Кэролайн Дейл, дочь Дэвида Дейла, филантропа из Глазго и владельца текстильных фабрик в Нью-Ланарке. После регистрации брака 30 сентября 1799 года Оуэны обосновались в Нью-Ланарке, но позже переехали в Брэксфилд, Шотландия.

В браке родились восемь детей, но первенец умер в младенчестве. Четверо сыновей и одна дочь переехали вместе с отцом в США, где пустили корни, став жителями Индианы. Вместе с родителем они пытались построить коммуну «Новая гармония», однако проект, поглотив почти все нажитое состояние Оуэна, потерпел крах. Супруга с двумя дочерьми осталась жить в Великобритании.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *