Человеческую жизнь можно подразделять не только на возрасты, т.е. биологически оформленные периоды созревания и взросления организма, но также фазы жизненного цикла.
Жизненный цикл описывает относительно замкнутые, качественно обособленные этапы (фазы) жизни человека. Каждый цикл характеризуется особым набором статусов и ролей, развитием эмоциональной и интеллектуальной сфер человека, постановкой целей, стилем и образом жизни. Выделяют циклы семейной жизни, трудовой жизни, цикл детства. Жизненный цикл, в отличие от времени жизни, относится к содержательным понятиям.
Стадии жизненного цикла человека — основные возрастные интервалы или этапы жизни человека; характеризуются различным уровнем его трудовой активности. Одним из первых эту проблему в отечественной науке изучил видный статистик, демограф и социолог Б.Ц. Урланис’5, выделивший три стадии жизненного цикла человека: первый (дорабочий) — человек получает от
Sullivan H. S. The interpersonal theory of psychiatry. N.Y., 1953.
Урланис Б.Ц- История одного поколения (социально-демографический очерк). М., 1968.
общества; второй (рабочий) — дает обществу больше, чем потребляет сам, как бы гасит долги; третий (послерабочий) — опять потребляет, не производя16. Она легла в основание современных типологий. В науке укрупненно выделяют следующие стадии жизненного цикла человека: дотрудовая стадия — до вступления в официально установленный трудоспособный возраст; трудовая стадия — в пределах трудоспособного возраста; послетрудовая стадия — после достижения верхней границы трудоспособного возраста. На всех стадиях своего жизненного цикла человек по-разному использует свою способность к труду: в дотрудовой стадии — в форме привития трудовых навыков в процессе воспитания и подготовки к трудовой деятельности; в трудовой стадии — в форме непосредственной занятости в различных сферах общественно полезной деятельности; в послетрудовой стадии — в форме посильного участия в труде и общественной жизни. Переход от одной стадии жизненного цикла к другой осуществляется постепенно. Так, учащиеся старших классов совмещают учебу с работой на школьном предприятии, в сельском хозяйстве или в непроизводственной сфере; пенсионеры могут продолжать трудиться на предприятии сокращенный рабочий день или неделю.
У разных народов существуют различные представления о числе социальных возрастов и о градациях жизненного цикла, но основными, как правило, признаются детство, юность, зрелость (взрослость) и старость. Существуют также следующие научные понятия:
1) стадия жизненного цикла — определенный хронологический отрезок
жизненного пути человека;
2) возрастная степень (возрастная ступень, возрастная стадия) — культур
но-нормативная стадия жизненного цикла;
3) возрастной класс — институализированная возрастная степень (или под
разделение одной степени, или объединение нескольких возрастных степеней);
4) возрастная группа — корпоративная группа совместно инициирован
ных индивидов, т.е. социальных сверстников, обладающих одним соци
альным возрастом (возрастные группы часто неправильно отождествляют с
возрастными классами или возрастными степенями, также как и последние
друг с другом);
5) возрастной сет — совокупность всех возрастных групп, которые одно
временно переходят из одного возрастного класса в другой (продвижение
возрастного сета может быть либо циклическим, либо линейным)17.
Ученые предлагают самые разные классификации стадий жизненного цикла. В частности, Шарлотта Бюлер18 выделила пять главных фаз жизненного цикла:
Фаза /продолжается до 15-летнего возраста. Для нее характерно отсутствие у человека каких-либо точных целей. Ребенок живет настоящим и имеет о будущем весьма смутное представление. В этот период происходит в основном развитие физических и умственных способностей.
16 Урланис Б.Ц. История одного поколения (социально-демографический очерк). М., 1968. С. 36.
17 Попов В.А. Возрастная организация (www.rubricon.ru).
18 Biihler С. The Course of Human Life: a Study of Goals in the Humanistic Perspective / Ed by F. Massarik.
N.Y., 1968.
Фаза II, длящаяся с 15 до 20 лет, соответствует отрочеству и юности. В этот период человек осознает свои потребности, способности и интересы. Он вынашивает великие планы, связанные с выбором профессии, партнера и вообще смысла собственной жизни. Этот период первых дерзаний позволяет ему оценить, в какой степени способен он овладеть определенными навыками и быстро достичь поставленных целей.
Фаза III длится с 25 до 40-45 лет и соответствует зрелости вплоть до ее расцвета. Это самый богатый период жизни. Для него характерна постановка четких и точных целей, позволяющая добиться стабильности на профессиональном поприще и в личной жизни, принимаются решения, связанные с созданием и укреплением собственной семьи и рождением детей.
Фаза IV продолжается с 45 до 65 лет. Это солидный возраст, когда человек подводит итоги своей прошлой деятельности и своим свершениям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учетом своего профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье.
Фаза ^начинается в преклонном возрасте, в 65-70 лет. В этот период многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга, путешествуя или просто приятно проводя время, спокойно проживая последние годы жизни.
Прогноз численности населения до 2016 г. показан на рис. 14.
Рис. 14. Прогноз численности населения по основным возрастным группам (на начало года, в % к общей численности населения)
Ж. Годфруа19 и другие психологи разделяют жизненный цикл, т.е. всю человеческую жизнь от ее зарождения до самой смерти, на четыре больших
Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 2. Пер. с фр. М., 1992. С. 8-9.
периода: внутриутробный20, детство, отрочество и зрелость (взрослое состояние). В свою очередь каждый из них делится на несколько стадий. Так, например, детство включает три стадии: а) первое детство начинается с появления ребенка на свет и продолжается 3 года; б) второе детство (с 3 до 6 лет); в) третье детство (с 6 до 12 лет). Свои подпериоды имеют также отрочество и зрелость. Но о них речь впереди.
Согласно данным этнографии, каждое племя по-своему устанавливает возрастные периоды в жизни человека. В племени квома они таковы: младенчество — до 2—4 лет; переходный период — от 2—4 до 4—5 лет; детство — от 4—6
до 6—9 лет; отрочество — от 6—9 до 16— 17 лет; после этого — взрослое состояние. В племени ороколо различаются следующие возрастные ступени для мальчиков: акорехекаи — ходит голый; акоре икуа — носит пояс с небольшой кисточкой спереди; ерекаи хекаи (лет с 12) — носит пояс с большим прикрытием спереди; миро-акоре — живет в изоляции, готовится к обрядам посвящения; хоахо — молодой холостяк; аре-бина — новый человек (после прохождения об рядов посвящения); хаера-еапапо — большой человек; оапау — старик21. Этнографы, обобщившие данные, собранные в разных странах и на разных континентах, пришли к выводу, что возрастные границы младенчества, детства, отрочества и юности колеблются в следующих пределах: младенчество длится до двух—трех лет, детство — с двух—трех до шести—семи, отрочество — с шести—семи до 13—15 лет, и юность — с 13—15 до 18—25 лет22. Младенчество начинается с появления на свет, заканчивается отнятием от груди. Встречается и другой признак, знаменующий окончание младенчества, — ребенок начинает ходить.
Возрастные периоды выражены у мальчиков гораздо ярче, чем у девочек. Объясняется это тем, что мальчик из члена семьи (младенчество, детство) станет полноправным членом общины, а девочке предстоит лишь переход из одной семьи (где ее мать и отец) в другую семью (где ее будущий муж и их будущие дети). Переход мальчика из семьи в общину связан с прохождением сложных и длительных обрядов инициации, а переход девочек из одной общины в другую, после брака, сопровождается несложным свадебным обрядом. Календарный возраст, с одной стороны, отражает ту или иную стадию жизненного цикла, с другой — лишь приблизительно фиксирует физиологическое и социальное качество человека и его самочувствие. Подход с позиции
20 Идея начинать жизненный цикл человека с внутриутробного периода не является изобретением
современной психологии. У древних монголов начало жизни отсчитывалось не с момента рожде
ния, а с начала внутриутробного развития. У многих народов, как свидетельствуют этнографичес
кие данные, существовали многочисленные обычаи, обряды и представления, связанные с зача
тием и появлением ребенка на свет. Аргументы и факты. Долгожитель. 2003. № 1.
21 Бутинов НА. Детство в условиях общинно-родового строя // Этнография детства. Традиционные
методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. М., 1992. С. 14.
22 Там же. С. 15.
жизненного цикла подчеркивает характеристику возраста социальными нормами и отношениями. Календарный возраст служит основанием для запрещения или разрешения социальных ролей и поведения. Выполнение этих ролей в соответствии с общественными нормами и предписаниями определяет социальный возраст человека, часто не совпадающий с календарным23.
Стадии жизненного цикла — этапы жизни с различным уровнем трудовой активности
Жизненный путь — совокупность разных тенденций и линий развития, последовательность событий в пределах биографии одного человека. Оно во многом напоминает понятие биографии, но отражает не столько перечень событий, сколько закономерные линии явлений.
Время жизни — обозначает временной интервал между рождением и смертью. Оно употребляется как формальное понятие, обозначающее хронологические границы существования индивида безотносительно к его содержанию. Например, Э. Дюркгейм (1858—1918). Годы жизни и есть время жизни данного человека.
В старину все значимые события в жизни проводились по обрядам. По определенным канонам проходили свадьба, проводы в армию, начало сель-хозработ, крестины ребенка.
В соответствии с устройством индусского общества жизнь каждого человека делится на несколько этапов. Если принять среднюю продолжительность жизни за сто лет, то ее можно разделить на четыре этапа, по двадцать пять лет каждый. Первый этап — брахмачарья — охватывает рождение, младенчество, отрочество и период обучения. На этом этапе игры и игрушки занимали важное место в умственном и физическом развитии ребенка24.
В древние времена жизнь мужчин-индуистов, принадлежавших четырем высшим варнам брахманов, кшатриев и вайшьев, традиционно подразделялась на четыре стадии: брахмачарин, грихастха, ванапрастха и саньясин.
Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений. М., 1999. С. 43-44.
Джайн Дж. Традиционная индийская игрушка (http://achababa.tripod.com).
Брахмачарин — первая жизненная ступень, которая начиналась с церемонии надевания священного шнура-символа служения богу, после которой мальчик покидал отчий дом и вплоть до двадцатипятилетнего возраста жил в гурукуле — удаленной от мирской суеты школе, состоящей из нескольких простых хижин, построенных в лесу или уединенном месте. Здесь жил учитель-гуру вместе со своей семьей и учениками, которые, независимо от своего социального статуса, должны были заботиться об учителе, как о родном отце, и выполнять все его распоряжения, включая черную работу, которая могла быть запрещена в миру высококастовым индуистам по рождению. Под руководством гуру ученики познавали Гаятри-мантру, практиковались в искусстве йоги, заучивали наизусть священные писания, изучали различные искусства и науки, а также должны были вести простую жизнь, исполненную спартанской дисциплины. Брахмачарин давал обет безбрачия, был обязан говорить только правду, работать, не забывая о высшем законе-дхарме, служить старшим, а также почитать своего учителя, родителей и гостей гу-рукулы, как богов25.
Закончив свое обучение у гуру, юноша возвращался в мирскую жизнь, чтобы жениться и обзавестись семьей. Для него начиналась вторая ступень жизни, он становился домохозяином — грихастха. Брак мог заключаться не только по родительскому договору, но и по личному выбору юноши, и был священным шагом в духовном росте человека. Жену грихастхи называли «ардхангини», второй половиной своего мужа. Мужчина не мог совершить ни одного важного религиозного ритуала без помощи жены. Домохозяину следовало придерживаться правильного богоугодного поведения, стремиться преумножить материальное богатство, а также предаваться любви со своею женой. Считалось, что следуя этим правилам, домохозяин движется по пути к спасению. Вторая стадия жизни была самой важной из всех четырех. Домохозяин должен был зарабатывать на жизнь честным путем и десятую часть своих доходов отдавать на благотворительность. Считалось, что он должен любить свою жену и всячески стараться доставить ей радость, обеспечивать всем членам семьи хорошие домашние условия. Он должен был обязательно заботиться о детях, давать им образование и нести за них ответственность до тех пор, пока не придет время женить их. Добродетелями домохозяина были также благотворительность и гостеприимство. Считалось, что выполнение социальных и духовных обязательств жизни, несмотря на все ее испытания и несчастья, неуклонное следование по пути высшего закона — дхармы, позволяет человеку развиться в высшее существо, сохранив при этом человеческую природу.
Третья стадия жизни — ванапрастха — наступала тогда, когда дети грихастхи уже остепенились и сами могли о себе позаботиться. Семейные пары средних лет, но чаще только муж, становились лесными отшельниками-ва-напрастхами. Для них наступало время отстраниться от мирских желаний и привязанностей и удалиться в лесной мир созерцания, медитации и духовных поисков. Иногда ванапрастхам разрешалось оставаться дома и жить среди своей семьи, но в душе быть непривязанными, подобно лотосу, который находится в воде, но одновременно и над ее поверхностью.
25 Жизнь и жизненные этапы индуиста (http://www.gang.ru).
Это четвертая, саньясин, последняя стадия человеческой жизни. Тот, кто становился саньясином, отказывался от всех желаний, не мог иметь никаких нужд, отрекался от мира и всего принадлежавшего ему раньше имущества. Саньясин был молчаливым странником, жил за счет милостыни, питался плодами и корнями лесной растительности и проводил свою жизнь в медитации. Саньясинов называли «дживанмукта», теми, кто еще при жизни сумел освободиться от всех жизненных привязанностей26.
Э. Эриксон подразделяет весь жизненный путь личности на восемь фаз, каждая из которых имеет свои специфические задачи и может разрешиться
благоприятно или неблагоприятно для будущего развития: младенчество, раннее детство, игровой возраст (приблизительно от 5 до 7 лет), школьный возраст, юность, молодость, взрослость, зрелый возраст или старость. Это по зволило ему представить развитие человека как последовательное преодоление им возрастных «кризисов идентичности», вызванных несоответствием между социальными требованиями и психосоциальной зрелостью личности. На каждом этапе развития индивид испытывает целенаправленное воздействие общества, формирующее у него определенный тип социально-психологической зрелости, т.е. «социальный характер», присущий каждому конкретному обществу27.
НАША ЖИЗНЬ:
ОТ ЧЕЛОВЕКА К ОБЕЗЬЯНЕ28
Оказывается, человеческую жизнь можно измерять не только в строгих научных категориях, мерах и величинах, но и что называется на уровне обыденных представлений, осмыслив ее философски, рассмотрев ее несколько под иным углом зрения. Каким именно? Об этом нам скажет старинная притча, которая и задаст тон дальнейшему повествованию.
Притча
Как-то к Богу пришли человек, собака, обезьяна, лошадь и осел. Они спросили Бога об отведенных им годах жизни. Первым спрашивает человек:
— Сколько, отец мой, подаришь лет жизни? Бог посмотрел на человека и сказал:
— Дарю тебе человек двадцать лет жизни.
Жизнь и жизненные этапы индуиста (http://www.gang.ru).
Материал подготовлен при участии О.Молчановой. Использованы источники: Богданович Л.А. Молодость в старости: Секреты деятельности долголетия. М., 1984; Лихницкая И.И. Что надо знать о возрастных и физиологических резервах организма. Л., 1987; Рубакин А.Н. Похвала старости. М., 1979.
Человек очень расстроился, ему было мало. Затем задала тот же вопрос лошадь:
— А сколько мне дашь лет жизни?
Бог посмбтрел на полную жизненной энергии лошадь и ответил:
— Дарю сорок лет жизни.
Лошадь воскликнула:
— Зачем мне столько лет?
Бог подумал и сказал:
— Ладно, отдай половину человеку.
Следующим задал свой вопрос осел:
— А мне сколько лет дашь?
— Сорок.
— Нет, — говорит осел, — мне
столько не нужно, отдай половину че
ловеку.
Следующая задала тот же вопрос собака. Бог посмотрел в преданные глаза собаки и решил ей тоже подарить сорок лет жизни. Но собака отказалась и двадцать лет из сорока согласилась отдать человеку. И обезьяна отказалась от положенных ей сорока лет жизни, отдав половину человеку.
Вот и получилось, что человек живет сто лет. Двадцать лет с момента рождения он проживает своей человеческой жизнью, затем с 20 до 40 он живет как лошадь, с 40 до 60 как осел, с 60 до 80 как собака, с 80 до 100 как обезьяна. Посмотрим, что же происходит с человеком в отведенные отрезки жизни.
Седьмой семилетний цикл
От 42 до 49 лет
Влияние знака Весы и планеты Хирон, сигнификатора 7 дома (дом отношений), проявляется в достижении гармонии между личностью и окружающими миром. В этом возрасте человек уже сделал карьеру, поднял на ноги детей, и теперь он может спокойно наслаждаться всеми благами жизни. Главная задача этого периода — жить в свое удовольствие, ни в чем себе не отказывая, но при этом приносить пользу окружающим людям. Срабатывает закон: чем больше человек отдает – тем больше получает разнообразных благ.
Многие люди в этом возрасте находятся на пике карьеры, плодотворно работают и, в то же время, успевают выполнять свои семейные обязанности. Когда личность беспокоится только о собственном благе и не хочет подстраиваться под людей и обстоятельства, может последовать кризис, проявляющийся в развале важных отношений – дружеских, профессиональных, семейных. Если в этом возрасте человек вдруг теряет работу, это может быть расплатой за то, что для него заработок стал важнее самого творческого процесса.
Всем мы приходим на Землю, чтобы совершенствоваться и учиться любить. И каждому из нас предстоит пройти важные жизненные периоды — так называемые семилетние циклы, во время которых мы должны приобрести определенный опыт и перейти на более высокий уровень духовного и душевного развития.
К сожалению, не все люди одинаково удачно проходят эти периоды. Если человек категорически не хочет меняться и усваивать уроки, которые преподает ему судьба, то тогда в конце очередного семилетнего цикла его ожидает тяжелый кризис, который на личностном уровне воспринимается как тупик или даже как жизненных крах. Но не следует забывать, что любой кризис преодолим, и если человек не хочет совершенствоваться по собственной воле, то тогда сама жизнь заставляет его искать пути для выхода из тупиковых ситуаций.
Всего таких семилетних циклов двенадцать, и каждый из них связан с определенным знаком Зодиака и проходит под влиянием планеты, которая этим знаком управляет. Следует заметить, что чем сильнее и добрее планета в гороскопе рождения, тем, как правило, меньше сложных испытаний она посылает человеку во время семилетнего цикла, и тем легче и незаметнее проходят для него кризисы. Итак, вот более подробное описание этих семилетних циклов.
Первый семилетний цикл
От рождения до 7 лет
В этот период, проходящий под знаком Овна и планеты Марс, у ребенка формируются такие жизненно важные качества, как характер и сила воли. Недаром в личном гороскопе Марс является сигнификатором 1 дома (дом личности, индивидуальности). И от того, насколько удачно пройдет малыш этот период, будет зависеть, станет ли он в будущем сильной и яркой личностью.
Главный признак того, что ребенок успешно прошел первый семилетний цикл — его успешная адаптация в школьном коллективе. В случае неудачно пройденного периода, наступает личностный кризис, который выражается в неумении за себя постоять, в излишней робости, застенчивости и пассивности. Тут многое зависит от родителей: если они сильно подавляют малыша, не дают ему в нужной мере проявлять свойства Марса, давят гиперопекой или чрезмерной строгостью, то кризис станет закономерным следствием такого воспитания.
Второй семилетний цикл
От 7 до 14 лет
На малыша влияет знак Телец и планета Венера, являющаяся сигнификатором 2 дома, отвечающего за ценности и материальные ресурсы. В этот период период происходит формирование желаний и потребностей, ребенок также учится распоряжаться личными вещами и деньгами. Главная духовная задача, которая ставится перед личностью ребенка – найти золотую середину между желанием брать и умением отдавать. В этом возрасте ребенок учится беречь свои вещи и экономно распоряжаться карманными деньгами, но при этом он должен иногда жертвовать тем, что имеет, чтобы порадовать друзей и родителей.
Кстати, Венера отвечает за желание обладать любимым человеком, поэтому первая влюбленность чаще всего возникает именно в этот период. Должно выработаться понимание того, что любовь — это не только обладание, но и готовность идти на жертвы ради любимого человека. Если родители не подали ребенку пример щедрости, альтруизма и великодушия, то к 14 годам его ждет личностный кризис, который проявится в неумении строить гармоничные отношения с ровесниками из-за жадности и эгоизма.