Вильгельм Вундт родился 16 августа 1832 года в городе Некрау недалеко от Мангейма, он был младшим сыном лютеранского пастора. В детстве Вильгельм чувствовал себя одиноким и мечтал стать знаменитым писателем. Когда Вундту было около шести лет, его семья переехала в небольшой старинный город в земле Баден-Вюртемберг.

биография

Вильгельм Максимилиан Вундт родился 16 августа 1832 года в округе Неккару, расположенном на окраине промышленного города Мангейм (Германия). Однако Вильгельм провел большую часть своего детства в городе под названием Хайдельсхайм, расположенном в городе Брухзаль. Он был четвертым сыном пары, образованной протестантским пастором Максимилианом Вундтом (1787-1846) и Марией Фридрерике, урожденной Арнольдом (1797-1868).

У Вильгельма Вундта как по материнской, так и по материнской линии были интеллектуальные родственники, врачи, учителя, психологи и т. Д..

Его отец, с другой стороны, не был очень успешным человеком, как утверждает Рибер (2001).

Вундт был воспитан как единственный ребенок, так как два его старших брата умерли до его рождения, а единственный из них был жив, и его тетю отправили учиться в гимназию в Гейдельберге, когда Вильгельм был еще очень маленьким..

Его детство было довольно спокойным. У него никогда не было много друзей его возраста, он предпочитал компанию взрослых или посвятил себя чтению и изучению. Да, он установил большую дружбу с пастором, который приобрел своего отца, Фридриха Мюллера, который станет его наставником.

Чтение было его страстью, и его вдохновляла библиотека отца. Пройдя несколько лет в школе в Гейдельсхайме, он поступил в гимназию Брухзаль, где ему было очень плохо, когда он впервые оказался вдали от своей семьи..

Потеряв этот учебный год, он встретился в доме своей тети со своим старшим братом, чтобы посещать спортзал в Хайльдеберге..

Позже, в 1851 году, он поступил в Тибунский университет, где, наконец, в Хайльдеберг, где он получил докторскую степень по медицине в 1856 году. В студенческие годы он провел семестр, изучая с анатомом и физиологом Йоханнесом Петером Мюллером и физик и физиолог Эмиль-дю-Буа-Реймон. Это обучение позволило ему как учителю, и он начал преподавать физиологию.

С 1857 по 1864 год он был назначен профессором в Институте физиологии в Гейдельберге. Через два года физиолог, психолог и физик Герман фон Гельмгольц займет должность преподавателя и сделает Вильгельма своим помощником..

В 1862 году он читает свои первые лекции по психологии, а в 1864 году Вундт начинает преподавать в качестве доцента медицинской психологии и антропологии..

Тем не менее, когда Герман фон Гельмхоц отправился в Берлин в 1871 году, Вильгельм был проигнорирован, чтобы занять его место.

С 1873 по 1874 он опубликовал свою самую известную работу Grundzüge der физиологическое Психология. В этой книге Вундт пытается объединить физиологию и психологию.

Также в 1874 году он начал преподавать индуктивную философию в Цюрихском университете. Там он будет заниматься только один год, потому что в 1875 году он примет предложение о проведении уроков философии в Лейпциге. Его учение началось с конференции под названием Логика и методы по отношению к методам естествознания (Logic und Methodenlehre mit besonderer Rücksicht auf die die Methoden der Naturforschung).

Лейпциг был очень важен для Вильгельма. На кафедре философии он мог дать волю своему разуму и получить больше знаний. Почти все его спутники были последователями Иоганна Фридриха Гербарта.

Там он узнает и поддержит теории экспериментальной психологии Эрнста Генриха Вебера и согласится с философом и психологом Густавом Теодором Фехнером (1801-1887). Последний стал предшественником психологических экспериментов, разработанных Вундтом.

Но, прежде всего, Лейпцигский университет был тем, кто сделал его известным, когда ему разрешили установить лабораторию, посвященную исключительно психологии, Институту экспериментальной психологии.

Основание лаборатории сопровождало ее публикацией первого журнала психологии в 1881 году., Философская Студия, который содержал результаты проведенных экспериментов.

Институт экспериментальной психологии завоевал ему много приверженцев среди студентов университета, которые предложили ему помощь в лаборатории и начали изучать экспериментальную психологию, следуя его указаниям. В качестве контрапункта, университетское учреждение официально не признавало лабораторные помещения частью университетского городка до 1883 года..

В том же Лейпцигском университете занимал должность ректора с 1889 по 1890 год..

Что касается его сентиментальной жизни, в 1867 году он встретил свою жену Софи Мау (1844-1912), дочь богослова Генриха Августа Мау и его жену Луизу и сестру археолога Августа Мау. Вильгельм и Софи поженились 14 августа 1872 года, у них было трое детей: Элеонора, Луиза и Макс..

Наконец, в 1917 году известный немецкий психолог отказался от преподавания и был заменен его учеником Феликсом Крюгером.

Вильгельм Вундт скончался 31 августа 1920 года в деревне Гроссботен в Лейпциге в возрасте 88 лет..

Учеба

В 1851 году он окончил школу и начал восхождение к научному познанию ступень за ступенью; в Тюбингенском, Берлинском и Гейдельбергском университетах.

После получения диплома по медицине в Гейдельберге (1858 -1864), Вундт учится у Иоганна Мюллера и вскоре становится сотрудником Университета — ассистентом выдающегося физика и физиолога Германа фон Гельмгольца. Помимо своего руководителя, столь жадную тягу к неизведанной науке Вильгельм Вундт испытывал под влиянием трудов Густава Фехнера (психолог) и Иоганна Петера Мюллера (биолог). В своей книге «К теории чувственного восприятия» (1858-1862) Вильгельм впервые вводит понятие «экспериментальная психология».

Связь между мозгом и разумом

Начиная с 1867 г. Вильгельм Вундт читает в Гейдельбергском университете первый и единственный в мире на то время курс лекций по физиологической психологии. В своем курсе он подчеркивает связь между мозгом и разумом. Знания и опыт Вунда в физиологии имели огромное значение для становления новой науки — психологии. Вундт рассматривал ее как науку, которая помогает понять внутреннюю жизнь человека и, исходя из этого знания, управлять ею. Задачи психологии:

  1. выделить путем анализа исходные элементы;
  2. установить характер связи между ними;
  3. найти законы этой связи.

Лекции вошли в историю в виде одной из самых значительных его книг «Основы физиологической психологии» (1873, 1874 г.г.), которая переиздавалась шесть раз.

Профессор психологии Вундт

В 1875 году Вундт получает должность профессора в Лейпцигском университете, где останется на следующие 45 лет. Вундт был научным руководителем у 186 студентов, защитивших докторские диссертации по различным научным дисциплинам. Среди них, такие известные имена как Эдвард Титченер, Иван Павлов, Стэнли Холл, Джеймс Кеттел. Впоследствии они сделают серьезный вклад в развитие психологии в США, России, Японии, Италии.

В 1879 году Вильгельм Вундт основывает первую в мире психологическую лабораторию и собирает под одной крышей ученых со всего мира. Первым делом для проведения экспериментальных исследований Вундт разрабатывает свод правил:

  1. наблюдатели должны правильно определять момент начала эксперимента;
  2. наблюдатели никогда не должны снижать уровень своего внимания;
  3. эксперимент всегда должен быть организован таким образом, чтобы его можно было провести несколько раз;
  4. условия проведения эксперимента должны быть приемлемыми для изменений и контроля раздражителей.

Предметом исследований были три главные направления, на пересечении которых возникала экспериментальная психология: изучение ощущений и восприятий, психофизика, изучение времени реакции. В дальнейшем к этим темам прибавились еще две: ассоциации и чувства. Вундт провел классификацию типов связи (ассоциаций), которые были установлены в процессе исследования реакций. В лаборатории Вундта впервые были экспериментально изучены пороги ощущений, время реакции на разные раздражители, в том числе и на речь. Полученные результаты были им изложены в главном труде «Основы физиологической психологии» (1880-1881). Эта книга стала первым учебником по новой дисциплине — экспериментальной психологи.

Любопытно, что создатель экспериментальной психологии сам не был истинным лабораторным работником. По свидетельству его первого американского ученика Дж. Кеттела, он не проводил в лаборатории больше 5-10 минут в день. Метод обучения творчеству в его лаборатории был оригинальным. Он выходил к стоявшей перед ним группе учеников с пачкой листков, на которых расписывались экспериментальные задания, и раздавал их безотносительно к интересам исполнителей. Затем он проверял их отчеты и сам же их оценивал, решая вопрос о публикации в издаваемом им журнале. На каждую из лекций в аудитории собиралось более 600 студентов.

Вокруг Вильгельма Вундта постепенно складывается большая интернациональная школа, равной которой история психологии не знает. Постепенно складывалось сообщество исследователей, работников новой области знания, имеющей собственные организационные структуры — лаборатории, кафедры, журналы, общества, а начиная с 1899 года — международные конгрессы.

Развитие психологии

Конечно, у Вундта были и противники, поэтому психология не сразу заняла подобающее место в университетах как отдельная наука. Даже в Германии в 1941 году ее рассматривали как раздел философии. Однако постепенно психология получила признание, особенно активно она развивалась в США. Позже и в университетах Германии стали возникать новые лаборатории. Ученые, которые развернули в них свои исследования, не до конца разделяли суждения Вундта, однако тоже стремились развивать психологию.

Научная программа Вундта не была реализована последовательно, поскольку в результате Первой мировой войны немецкие университеты потеряли финансовую поддержку, а в период Второй мировой войны массированные авианалеты в Лейпциге стерли с лица земли лабораторию Вундта.

При жизни заслуги Вундта признавались научным обществом, его избирали членом многих европейских академий, в частности членом Петербуржской академии наук в 1902 году. Вундта считают кабинетным ученым, однако в его трудах поднимались важные вопросы не только академического характера. В частности, в 1915 он опубликовал книгу, которая была посвящена анализу причин Первой мировой войны.

В последние годы жизни Вундт фокусируется на социальной и культурной психологии и до самой смерти пишет фундаментальный 10-томник «Психология народов».

Вильгельм Макс Вундт умер 31 августа 1920 года в Гросботене, близ Лейпцига.

Вундт. В. Психология душевных волнений

Текст составлен из фрагментов двух работ В. Вундта:

Главные формы и общие свойства психических элементов

Гак как всякое содержание психического опыта бывает сложно по своей природе, то психические элементы в смысле безусловно простых и неразложимых составных частей психического ряда/ явлений представляют собой порождение анализа и отвлечения. Подобное отвлечение возможно только благодаря тому, что элементы связываются друг с другом в действительности различным образом. Если элемент а связывается в первом случае с Ь, с, d…, во втором с ft», с1, d1… и т. д., то именно потому, что ни один из элементов Ь>, &’, с, с’… не связан постоянно с а, мы можем отвлекаться от всех них. (…)

Непосредственный опыт состоит из двух факторов, объективного содержания опыта и испытующего субъекта, и в соответствии с этим мы имеем два рода психических элементов, получаемых в результате психологического анализа. Элементы объективного содержания опыта мы называем элементами ощущения, или просто ощущениями, например, тон, известное ощущение тепла, холода, света и т. д. … Субъективные элементы мы называем элементами чувства, или простыми чувствами. Примером таковых могут служить: чувство, сопровождающее какое-нибудь ощущение звука, вкуса, света, обоняния, тепла, холода, боли, или чувства, испытываемые нами: при виде предметов, которые нам нравятся или не нравятся, чувства при внимании, в момент волевого акта и т. д. (…)

В ощущениях и простых чувствах мы находим и некоторые общие свойства, и некоторые характерные различия. К общим свойствам относится, например, то, что каждому элементу присущи два определения: качество и интенсивность. Всякое простое ощущение, всякое простое чувство имеют определенное качество, но оно всегда дано бывает в различной силе (интенсивности). В названиях психических элементов мы руководствуемся исключительно их качествами; так, среди ощущений мы различаем голубой, желтый цвет, тепло, холод и т. п., среди чувств — серьезные, веселые, печальные, мрачные чувства и т. д. Напротив, различия интенсивности элементов обозначаются нами во всех случаях одинаковыми обозначениями величины, как-то: слабый, сильный, средней силы, очень сильный. (…)

из 323 Предыдущая Следующая

Кто считается отцом психологии? На этот вопрос не обязательно есть полный ответ, поскольку многие люди внесли свой вклад в зарождение, развитие и развитие современной психологии. Мы подробнее рассмотрим отдельного человека, которого чаще всего цитируют, а также других людей, которых также считают отцами различных отраслей психологии.

Отец современной психологии

Вильгельм Вундт — человек, которого чаще всего называют отцом психологии. Почему вундт? Другие люди, такие как Герман фон Гельмгольц, Густав Фехнер и Эрнст Вебер, участвовали в ранних научных исследованиях в области психологии, так почему их не считают отцом психологии?

Вундту присвоено это различие из-за его создания первой в мире лаборатории экспериментальной психологии, которая обычно отмечается как официальное начало психологии как отдельной и отдельной науки. Создав лабораторию, которая использовала научные методы для изучения человеческого разума и поведения, Вундт взял психологию из смеси философии и биологии и сделал ее уникальной областью исследования.

В дополнение к тому, что Вундт сделал отдельную науку отдельной наукой, у него было несколько студентов, которые сами стали влиятельными психологами. Эдвард Б. Титченер был ответственным за создание школы мысли, известной как структурализм, Джеймс Маккин Кэттелл стал первым профессором психологии в Соединенных Штатах, а Дж. Стэнли Холл создал первую экспериментальную лабораторию психологии в США.

Его жизнь

Вильгельм Вундт был немецким психологом, который основал самую первую психологическую лабораторию в Лейпциге, Германия, в 1879 году. Это событие широко признано как формальное установление психологии как науки, отличной от биологии и философии.

Среди его многочисленных отличий Вундт был первым, кто назвал себя психологом. Он часто ассоциируется со школой мысли, известной как структурализм, хотя именно его ученик Эдвард Б. Титченер действительно ответственен за формирование этой школы психологии. Вундт также разработал методику исследования, известную как интроспекция, в которой высококвалифицированные наблюдатели будут изучать и сообщать содержание своих собственных мыслей.

Карьера в психологии

Вильгельм Вундт окончил Гейдельбергский университет по специальности «медицина». Затем он некоторое время учился у Йоханнеса Мюллера, а затем у физика Германа фон Гельмгольца. Считается, что работа Вундта с этими двумя людьми сильно повлияла на его последующую работу в области экспериментальной психологии.

Позже Вундт написал » Основы физиологической психологии» (1874), которые помогли установить экспериментальные процедуры в психологических исследованиях. Получив должность в Лиепцигском университете, Вундт основал первую из двух экспериментальных психологических лабораторий, существующих в то время. Хотя третья лаборатория уже существовала — Уильям Джеймс основал лабораторию в Гарварде, которая была сосредоточена на проведении учебных демонстраций, а не экспериментов. Дж. Стэнли Холл основал первую американскую лабораторию экспериментальной психологии в университете Джона Хопкинса.

Вундт часто ассоциируется с теоретической перспективой, известной как структурализм, которая включает описание структур, составляющих разум. Структурализм считается самой первой школой мысли в психологии. Он считал, что психология — это наука о сознательном опыте, и что обученные наблюдатели могут точно описать мысли, чувства и эмоции посредством процесса, известного как самоанализ.

Однако Вундт провел четкое различие между самоанализом, который он считал неточным, и внутренним восприятием. Согласно Вундту, внутреннее восприятие вовлекало должным образом обученного наблюдателя, который знал, когда был введен интересный стимул. Процесс Вундта требовал, чтобы наблюдатель был остро осведомлен и внимателен к их мыслям и реакциям на стимул, и включал многократные презентации стимула. Конечно, поскольку этот процесс основан на личной интерпретации, он очень субъективен. Вундт полагал, что систематическое изменение условий эксперимента улучшит общность наблюдений.

В то время как Вундт обычно ассоциируется со структурализмом, на самом деле именно его ученик Эдвард Б. Титченер оказал влияние на школу структуралистов в Америке. Многие историки полагают, что Титченер фактически исказил большую часть оригинальных идей Вундта. Вместо этого Вундт назвал свою точку зрения добровольчеством. В то время как структурализм Тиченера включал разрушение элементов для изучения структуры сознания, Блюменталь (1979) отметил, что подход Вундта был на самом деле гораздо более целостным.

Вундт также основал журнал психологии » Философские исследования» . В рейтинге самых влиятельных психологов двадцатого века в 2002 году Вундт занял 93 место.

Влияние

Создание лаборатории психологии превратило психологию в отдельную область исследования со своими собственными методами и вопросами. Поддержка Вильгельмом Вундтом экспериментальной психологии также заложила основу для бихевиоризма, и многие из его экспериментальных методов все еще используются сегодня.

У Вундта также было много учеников, которые впоследствии стали выдающимися психологами, в том числе Эдвард Титченер, Джеймс МакКин Кэттелл, Чарльз Спирман, Дж. Стэнли Холл, Чарльз Джадд и Хьюго Мунстерберг.

Другие мыслители также считаются «отцами психологии»

Ряд других влиятельных мыслителей так или иначе могут претендовать на роль «отцов психологии». Следующее — только некоторые из этих людей, которые отмечены в определенных областях психологии:

  • Уильям Джеймс: отец американской психологии; он помог основать психологию в США, и его книга «Принципы психологии» стала настоящей классикой.
  • Зигмунд Фрейд: отец психоанализа; его теории и работы утвердили психоанализ как основную школу психологии.
  • Хьюго Мюнстерберг: отец прикладной психологии; он был пионером в нескольких прикладных областях, включая клиническую, судебную и производственно-организационную психологию.
  • Джон Боулби: отец теории привязанности; он разработал теорию привязанности.
  • Курт Левин: отец социальной психологии; его работа впервые использовала научные методы для изучения социального поведения.
  • Эдвард Торндайк: отец современной педагогической психологии; его исследования учебного процесса помогли создать основу для педагогической психологии.
  • Жан Пиаже: отец психологии развития; его теория когнитивного развития произвела революцию в том, как исследователи думали об интеллектуальном росте детей.
  • Ulric Neisser: отец современной когнитивной психологии; Когнитивное движение в психологии получило значительный импульс благодаря публикации его книги 1967 года » Когнитивная психология» .
  • Лайтнер Витмер: отец современной клинической психологии; в 1907 году он основал первый в мире журнал, посвященный клинической психологии, «Психологическая клиника» .
  • Гордон Оллпорт: отец психологии личности; он был одним из первых психологов, изучавших личность.

Слово от Verywell

Вундт был не только первым человеком, назвавшим себя психологом, он также установил психологию как формальную дисциплину, отдельную от философии и биологии. Хотя его интроспективный метод сегодня не соответствует эмпирической строгости исследований, его акцент на экспериментальных методах проложил путь к будущему экспериментальной психологии. Благодаря его работе и вкладу была создана совершенно новая область, которая вдохновила других исследователей исследовать и изучать человеческий разум и поведение.

Очевидно, что не все согласятся с этими обобщенными названиями. Несколько человек могут предположить, что Фрейд является отцом психологии, поскольку он, возможно, является одной из самых «известных» фигур. Другие могут предположить, что Аристотель является истинным отцом психологии, так как он отвечает за теоретические и философские рамки, которые способствовали ранним началам психологии. Третьи могут утверждать, что такие ранние исследователи, как Гельмгольц и Фехнер, заслуживают уважения как основатели психологии.

Независимо от того, с какой стороны вы спорите, с чем легко согласиться, так это то, что все эти люди оказали важное влияние на рост и развитие психологии. Хотя теории каждого человека не обязательно столь влиятельны сегодня, все эти психологи были важны в свое время и оказали большое влияние на то, как психология превратилась в то, что есть сегодня.

Влияние Вундта на структурализм

Хотя Вильгельм Вундт является частью теории волюнтаризма, оказал большое влияние на конформацию структурализма.

Волунтаризм — это текущая или философско-психологическая доктрина, которая устанавливает волю как принцип, управляющий разумом..

С созданием лаборатории экспериментальной психологии в Лейпциге Вундт набрал большое количество учеников, в том числе Эдварда Титченера. Последний известен передачей знаний, полученных с Вильгельмом Вундтом и экспериментальной психологией, в Соединенные Штаты. Из этого знания вытекает школа структурализма.

Этот ток называется так, потому что он воспринимает опыт как набор взаимосвязанных элементов, таких как структура.

Для Титченера психология ответственна за изучение сознания или сознательного опыта, как для Вундта.

Для английского языка сознание делится на три элемента: физические ощущения, чувства и образы. Как и большинство экспериментов, проведенных им в Лейпциге с психологом Вильгельмом Вундтом, с которым он анализировал, прежде всего, ощущения, визуальные образы и т. Д..

Эдвард Б. Тихтенер также принимает метод, используемый Вильгельмом Вундтом для экспериментальной психологии; Самоанализ и самоанализ подготовленными наблюдателями.

завод

ссылки

ВУНДТ, ВИЛЬГЕЛЬМ МАКС (1832–1920), немецкий физиолог, психолог, философ и языковед.

В своих работах Вундт предложил программу построения психологии как отдельной, самостоятельной науки, опирающейся на эксперимент и в 1879 в Лейпциге основал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Почти все психологи начала 20 в. были его прямыми или косвенными учениками. Вундт считал, что психология – наука о непосредственном опыте, т.е. о постижении феноменов сознания с помощью интроспекции. В целом, он придерживался идей ассоцианизма, задачей психологии считал изучение элементов сознания и выявление тех законов, по которым образуются связи между элементами. Иначе говоря, его интересовала структура сознания, в связи с чем это направление называется структурализм, а теория Вундта – теорией элементов сознания.

Как было сказано выше, Вундт первоначально сосредоточился на изучении сознания субъекта, определив психологию как науку о «непосредственном опыте”. Он назвал ее физиологической психологией. Вундт использовал также достижения двух других новых разделов знания — психофизики и направления, определяющего опытным путем время реакции субъекта на предъявляемые стимулы. Использовал он и достижения Гальтона. Оказалось, что на одно и то же слово человек, которому его предъявляют, отвечает различными реакциями, для подсчета и классификации которых Гальтон применял количественные методы.

Вундт показал, что на основе экспериментов, объектом которых служит человек, можно изучать психические процессы, до этого времени недоступные для опытного исследования. Т. о., в лаборатории Вундта впервые были экспериментально изучены пороги ощущений, время реакции на разные раздражители, в том числе и на речь. Полученные результаты были им изложены в главном труде «Основы физиологической психологии”. Рассматривая психологию как естественнонаучную дисциплину, Вундт в то же время считал, что экспериментальные методы пригодны лишь для изучения простейших психических процессов, тогда как доступ к высшим формам психической жизни обеспечивается лишь через изучение мифов, верований, обрядов, языка. Психология при этом выступает как наука о духе, причем о духе народа.

Взгляды Вундта на соотношение психологии и языкознания первоначально были намечены еще в Основаниях физиологической психологии. Вундт подробно рассматривал эволюцию человеческих форм выражения – от физиологических через жестовый язык (в изучение которого Вундт внес значительный вклад) до языка звукового. Он также рассматривал свою концепцию как психологическое обоснование сравнительно-исторического метода.

Публикация первых томов Психологии народов вызвала оживленную дискуссию. Лишь в последней трети 20 в. в науке о языке снова стали актуальными некоторые положения, отчетливо сформулированные Вундтом в начале века, – в частности, идея о том, что первичной единицей языка следует считать предложение (точнее, с современной точки зрения, высказывание), которое не складывается из слов, а лишь разлагается на них и далее на более мелкие элементы. Созвучными более поздним этапам развития лингвистики стали также предложенные Вундтом психологические трактовки различных типов предложения, порядка слов, грамматических классов.

В традициях ассоциативной психологии Вундт рассматривал ее как науку, которая помогает понять внутреннюю жизнь человека и, исходя из этого знания, управлять ею. Задачи же, стоящие перед психологией, он видел в том, чтобы:

-выделить путем анализа исходные элементы;

-установить характер связи между ними и

-найти законы этой связи.

Он считал, что сознание (которое он отождествлял с психикой, отрицая наличие бессознательных психических процессов) состоит из отдельных элементов, которые, соединяясь между собой по законам ассоциации, образуют представления, отражающие объективную действительность. Ощущениям (т. е. элементам сознания) присущи такие качества, как модальность( например, зрительные ощущения отличаются от слуховых) и интенсивность. К основным элементам сознания относятся также чувства (эмоциональные состояния). Согласно гипотезе Вундта, каждое чувство имеет три измерения: удовольствия — неудовольствия, напряженности — расслабленности, возбужденности — успокоения. Простые чувства как психические элементы варьируют по своему качеству и интенсивности, но любое из них может быть охарактеризовано во всех трех аспектах.

Идея Вундта о том, что чувства являются такими же исходными элементами сознания, как и ощущения, стала отправной точкой для многих исследователей, которые, как и он, считали, что чрезмерное внимание, уделяемое исследованию познавательных процессов, «интеллектуализировали” характер психологии, что стало ее серьезным недостатком. С точки зрения Вундта, чувства, особенно воля, которая руководит деятельностью человека, имеют не меньшее значение, чем познание, тем более что и воля, и внимание направляют течение процессов познания. Перенесение исследовательского внимания с процесса познания на изучение других аспектов психики, на волевое поведение сделало Вундта создателем нового направления в ассоциативной психологии, которое получило название волюнтаризм.

Главной частью теории Вундта стало его учение о связях между элементами. Связи — это и есть те универсальные механизмы, которые соединяют отдельные элементы в комплексы — представлений, идей и т. д. До Вундта такими универсальными механизмами считались ассоциации. Он же ввел еще одну связь — апперцептивную. Понятие апперцепции он заимствовал у Вольфа и Канта, которые определяли ее как спонтанную активность души. Оно было использовано Вундтом для объяснения высших психических процессов, которые с его точки зрения нельзя связывать только с законами ассоциаций. Важным моментом является связь восприятия, памяти и других элементарных психических функций с внешней ситуацией. Именно внешний мир, изменение его предметов, стимулирует и определяет их деятельность.

В то же время мышление невозможно объяснить, по мнению Вундта, только законами ассоциаций. Он пришел к мнению, что именно спонтанная, внутренняя активность регулирует течение мыслей, отбирая нужные ассоциации и выстраивая их в определенную связь, исходя из заданной цели. В его концепции апперцепция фактически отождествлялась с вниманием и волей, улучшающими и регулирующими деятельность человека. Вундт говорил о том, что воля является первичной, абсолютной силой человеческого бытия, помогая ассоциациям связывать отдельные элементы в целостную картину на высших этапах развития психики.

Важная часть теоретической концепции Вундта была связана с изучением законов, по которым строится психическая жизнь. Вундт доказывал, что у нее имеются собственные законы, а ее явления подчинены особой «психической причинности”. К важнейшим законам он относил: закон творческого синтеза, закон психических отношений, закон контраста и закон гетерогенности целей.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *