БЕЛЫЙ СТИХ — стих без рифм. Чаще всего белый стих встречается в народных сказаниях, былинах, сказках, отличающихся большой напевностью, лиричностью и выразительностью.
Высоко стоит
Солнце на небе,
Горячо печёт
Землю-матушку.
А. Кольцов
Белые стихи, в отличие от безрифменных, — это сознательное отступление от правил стихосложения, своеобразный художественный приём. На слух белый стих более приятен, чем верлибр. Метрическая организация остаётся неизменной — при прочтении одноразмерных стихов с рифмой и без, дискомфорта от перехода не ощущается. Белым стихом написаны многие сказания и авторские стилизации под них.
Можно привести ещё один пример белого стиха: Это небольшой отрывок из сказки Геннадия Апановича:
Наступило красно утро
В середине где-то марта,
А по тропочке средь леса
Добрый молодец идет.
Он ходил в далеки страны,
Повидал немало дива.
БЕЗРИФМЕННЫЙ СТИХ — зародился в античные времена. Безрифменным стихом писали Овидий, Гораций, Вергилий и другие поэты древности. Этот вид стиха можно назвать далёким предком белого стиха.
Нет, не завидую я, скорей удивляюсь; такая
Смута повсюду в полях. Вот и сам увожу я в печали
Коз моих вдаль, и одна еле-еле бредёт уже, Титир…
«Буколики» Вергилий
ВЕРЛИБР — свободный стих. Нерифмованные стихи без метра. Они разделены на стихотворные строки, не обладающие признаками соразмерности.
…Оказалось, что большой пёстрый кот
С трудом лепится на краю крыши,
Подстерегая целующихся голубей.
Я рассердился больше всего на то,
Что целовались не мы, а голуби,
И что прошли времена Паоло и Франчески.
А. Блок
В верлибре нет никаких правил, абсолютно никаких. Не нужно соблюдать метра, рифмовать. Почему же в данном случае верлибр относится к поэзии? Потому что верлибр — это текст, максимально изобилующий декоративной поэтической техникой. Тут работает аксиома: чем дальше автор в стихотворении отступает от метра, тем больше декоративных техник должно быть применено. Иного не дано. Разбирать верлибр с точки зрения строения скелета занятие абсолютно пустое.
Я думаю о том
что возможно существует язык
в котором эта цепочка следов
и есть вторая половина
моей истории…
ВОЛЬНЫЙ стих — сочетание стихов с различным количеством стоп в них. При всей своей гибкости стихотворные размеры не всегда могут удовлетворять автора, который пытается передать какие-то конкретные особенности простой разговорной речи — его сковывает необходимость чередовать ударные и безударные слоги, выдерживать количество стоп. . Чтобы уйти от этого поэты иногда прибегают к такому виду стихосложения, как вольный стих. Виды такого стиха определяются в зависимости от вида стоп. Например, ямб с различным числом стоп называют стихом. Образец такого ямба мы видим у Крылова:
Две бочки ехали: одна с вином,
Другая
Пустая.
Вот первая себе без шуму и шажком
Плетётся.
Другая вскачь несётся.
У вольного стиха имеется одна особенная разновидность — стих смешанный, который отличается тем, что у него чередуются строки различных размеров:
Давно в любви отрады мало:
Без отзыва вздохи, без радости слезы;
Что было сладко — горько стало,
Осыпались розы, рассеялись грезы…
В этом примере ямбические четырехстопные строки чередуются с четырехстопными же амфибрахическими стопами. Но так как один размер двусложный, а второй — трехсложный, то общее количество стоп разнится.
ХОЛОСТЫЕ СТИХИ — стихи, в которых кроме зарифмованных строк, есть и не зарифмованные (не имеющие рифмованной пары). Схема рифмовки холостых стихов может быть различной АВСВ, АВАС, ААВА и т.п. Этот вид стихосложения пришел в Россию из немецкой поэзии (холостой рифмовкой часто пользовался Г.Гейне). С начала девятнадцатого столетия холостые стихи стали обычными в русской литературе.
Месяц тянется любовь —
И ещё ни поцелуя!
Сохнут жаркие уста,
В одиночестве тоскуя.
Г. Гейне
СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ — небольшое нерифмованное эмоционально насыщенное лирическое произведение отличающееся мелодичностью и напевностью. Примером такого произведения может служить «Песня о соколе» М.Горького.
«Безумство храбрых — вот мудрость жизни! О, смелый Сокол! В бою с врагами истёк ты кровью… Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!»
Стихи в прозе являются как бы промежуточной художественной формой между свободным стихом и прозой . Это произведение поэтическое по содержанию и прозаическое по форме (в начале 20 века его однозначно относили в поэзии). Как правило, в стихах в прозе есть размер. Сейчас такой вид стихосложения встречается редко, но поэтам забывать его не стоит.
У М. Ю. Лермонтова есть прекрасные строки:
«Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!..»
МОНОРИМ — стих, построенный на одной рифме. В Европе и России применяется редко. Распространён в странах Ближнего и Среднего Востока. Рубаи Омара Хайяма также могут быть отнесены к монориму.
Куда уйти от пламенных страстей,
Что причиняет боль душе твоей?
Когда б узнал, что этих мук источник
У той в руках, что всех тебе милей…
Омар Хайям.
Разновидности монорима: газель, фард и др. Пример фарда:
Тогда лишь слово в ход пустить твой долг,
Когда уверен ты, что будет толк.
Саади
Пример старинного европейского монорима:
Холодеет жар камина,
Смолкли звуки пианино,
Отзвучала каватина…
Где ж иных небес картина,
Белый лебедь Лоэнгрина?
АЛФАВИТНЫЙ СТИХ — стих, ведущий своё начало от Азбучной молитвы, написанной в Х веке. В этом стихе каждый стих или строфа (часто двустишие) начинаются с одной буквы.
Азь словом сим молюся Богу
Боже всея твари и зиждителю
Видимыимъ и невидимыимъ!
Господа духа посъли живущаго
Да въдъхнёть в сердце ми слово
Еже будеть на успехъ вьсемъ…
Сочетание стихов, написанных разными стопами (и количество их также меняется в стихах) образует СВОБОДНЫЙ СИЛЛАБО — ТОНИЧЕСКИЙ СТИХ. Например, в «Русалке» М.Ю.Лермонтова:
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной.
Однако такой стих в литературе явление не очень распространенное.
Кроме вышеперечисленных видов стиха, часто применяемых в русской литературе существуют так называемые экспериментальные (или экзотические) стихи, построенные на нетрадиционном построении строф, чередовании рифм и пр. К таким стихам относятся: акростихи, панторим, реверс, бесконечный стих, буриме, шарада и др.
АКРОСТИХ — стих, первые буквы всех строк которого образуют слово. Это достаточно редкий, но весьма интересный и многими любимый вид стихотворения. Первые буквы всех строк в нем образуют какое-нибудь слово или словосочетание, позволяя зашифровать таким образом послание или придать ему новый смысл. Написание таких стихов требует изрядной доли мастерства и удается не каждому. Это несколько напоминает буриме и может использоваться в качестве прекрасной игры или поэтической тренировки.
Примером акростиха могут служить следующие отрывки:
Храня покой Отчизны милой
Родных селений, тучных нив,
У рубежей страны любимой
Щитом надёжным мы стоим.
Ей нашу молодость и силу
Всегда готовы мы отдать…
(Стихотворный памфлет, написанный в 70-ых годах прошлого века)
или:
Лазурный день
Угас, угас.
Ночная тень
Ах! Скрыла нас.
Известны еще две разновидности подобного стихотворного творчества: это — мезостих (слово образуют буквы в середине каждой строки) и телестих (где используются конечные буквы).
ПАНТОРИМ — стих, в котором рифмуются все слова. В чистом виде встречается редко.
Опьяняет смелый бег,
Овевает белый снег,
Режут шумы тишину,
Нежат думы про весну.
В.Брюсов
БЕСКОНЕЧНЫЙ СТИХ — стихи с кольцевой рифмой, в котором конец переходит в начало. Примером может служить всем известное стихотворение:
У попа была собака
Он ее любил,
Она съела кусок мяса,
Он её убил.
И на камне написал:
— У попа была собака… и т.д.
БУРИМЕ — сочинение стихов на заранее заданные рифмы. Как стихотворная форма буриме зародилось во Франции в первой половине семнадцатого века. В ХV11-ХV111 веках эта игра была модной в великосветских салонах многих стран Европы. В наше время буриме продолжает оставаться популярной игрой среди любителей поэзии.
ШАРАДА — стихотворение — загадка, иносказательно описывающая то или иное явление.
Начало слова — зверь морской,
В лесу растёт конец шарады,
Отгадку в швейной мастерской
Сошьёт портной вам, если надо.
(кит + ель = китель)
Генрих Ужегов

Наверное, все мы хоть раз слышали и/или знакомы со стишками-пирожками и их ближайшими родственниками — порошками и депрессяшками. Они — наглядные представители нестандартной поэзии и очень часто встречаются в повседневной жизни. Кроме них существуют и другие виды, которые могут быть разной степени серьёзности и сложности, и я сейчас постараюсь вас с ними познакомить.
Начнём, пожалуй, с уже упомянутых хлебобулочных изделий и их собратьев:

1. Пирожки — это законченное четверостишие БЕЗ рифмы, БЕЗ больших букв (только строчные), БЕЗ знаков препинания, БЕЗ дефисов и только одного стихотворного размера:
как только чувства охладели (9 слогов)
олег включил конфорку в сеть (8 слогов)
сел на конфорку без одежды (9 слогов)
он чувства подогреть решил (8 слогов)
То есть, пирожок должен быть написан четырехстопным ямбом, а количество слогов в строках (9-8-9-8 ) — строго соблюдаться.
Вот несколько примеров:
стих пирожок всегда без рифмы
а также без заглавных букв
в нём знаков препинанья нету
а есть лишь юмор ритм и ямб
прокрался николай на кухню
тайком отведал оливье
ему никто не запрещает
но оливье тайком вкусней
водя липучкою по платью
в попытке шерсть убрать с него
я всё сильней подозреваю
что кот кудато в нём ходил

2. Порошки — почти тоже самое, только с немного изменённым ритмом и возможностью рифмы. Ямб, размер по слогам 9-8-9-2:
я всех подряд спасать не стану (9 слогов)
кричит рассерженный мазай (8 слогов)
а только ёжиков пингвинов (9 слогов)
и зай (2 слога)
румяный толстый и весёлый
лежит тюлень на берегу
я не тюлень но точно так же
могу
на улице детей увидишь
кавайных кошек и собак
и хочется их както лайкнуть
но как
мы поколенье интернета
в сети с утра и до утра
мы никогда не повзрослеем
ура
3. Дальше идет третий член семейства — депрессяшки — тоже смешные и популярные стишки, только часто содержащие чёрный юмор. Количество слогов по строкам: 6/5/6/5, 2-4 строки рифмуются. Возможен вариант 7/5/7/5. Трёхстопный хорей, двусложная стопа, ударение на каждый первый слог. Только строчные буквы без знаков препинания, цифр и дефисов.
Примеры:
мимо черных кошек
смело прохожу
очень не хватает
в жизни куражу
как-то что-то скучно
поругаться штоль
я беру солонку
просыпаю соль
вёдра выливаю
зеркала топчу
долго объяснял я
для чего врачу
Поняли? Тогда двигаемся дальше!

4. Хайку (хокку) — жанр традиционной японской лирической поэзии, известный с XIV века . В самостоятельный жанр эта поэзия, носившая тогда название хокку, выделилась в XVI веке ; современное название было предложено в XIX поэтом Масаока Сики. Чаще всего хокку пишут о природе.
Размер — трехстишие в 17 слогов.
Примеры:
Я поднялся на холм,
Полон грусти — и что же:
Там шиповник в цвету!
Я в полночь посмотрел:
Переменила русло
Небесная река.
Чтоб соловья
Достойно принять, с ограды
Сметаем пыль.

5. Свободный стих (верлибр) – стих, не имеющий размера и рифмы и отличающийся от прозы членением на строки, графически расположенные как стихотворные.
Пример:
«этот кот знал о ней все
больше всего он любил ее руки

большие и влажные
кто-то прозвал ее выдрой
за скромную внешность
и небольшие лесные глаза-угольки
за губы растертой смородины
что еще нужно тому речнику
уходящему в ночь
с огоньком сигареты в зубах
восхищенно глядящим вперед
на уставший обмылок яичного солнца
в рыбацких сетях
напевая свою марсельезу
бельканто
вздувая лиловые вены
свободы» (Павел Жагун).

6. Белый стих — нерифмованный стих, но не стоит путать его с верлибром, ибо у первого, в отличие от другого, есть ритм.
Примеры:
В еврейской хижине лампада
В одном углу бледна горит,
Перед лампадою старик
Читает Библию. Седые
На книгу падают власы…
(А. Пушкин)
Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет – и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.
Родился я с любовию к искусству…
(он же, «Моцарт и Сальери»)
Трудно дело птицелова:
Заучи повадки птичьи,
Помни время перелетов,
Разным посвистом свисти.
(Э. Багрицкий)
Восемь лет в Венеции я не был…
Мука Бреннер! Вымотало душу
По мостам, ущельям и туннелям,
Но зато какой глубокий отдых!..
(И. Бунин)

7. Бесконечный стих – стихи, где конец переходит в начало. Всем известен стих:
«У попа была собака…». А вот пример бесконечной басни:
…Сидел на ветке
Как-то глупый попугай.
И взлетая очень редко,
Он смеялся с птичьих стай:
«Будет дымка голубая,
Красивее облака,
Вот тогда и полетаю
Выше всех, наверняка!»
И решил он вниз спуститься,
Сэкономить больше сил.
Только ж надо так случиться:
Он в силки и угодил.
И теперь в красивой клетке
Всё твердит: …
8. Ропалик или Ропалистический стих (греч. ropalicos — палица, дубина) – стихотворение c постепенным наращиванием кол-ва слогов (с ним картинку не нашла, простите).
В горизонтальном ропалистическом стихе слова от начала к концу строки увеличиваются на один слог. Так, в примере ниже, в каждой строке первое слово — односложное, второе — двусложное, третье — трёхсложное, четвёртое — четырёхсложное.
Жизнь — игра желаний мимолётных,
Есть — пора мечтаний безотчётных,
Есть, потом, — свершений горделивых,
Скук, истом, томлений прозорливых…
(В. Брюсов)
В вертикальном ропалике каждая новая строчка имеет на один слог больше. Как пример, — юмористический ропалик «Бдительный пограничник» .
1 Стой!
2 Видишь —
3 Граница.
4 Дальше нельзя,
5 Не положено!
6 Что, снова не спится?
7 Хочешь туда, рожина?
8 Там ведь повсюду мафия,
9 Кланы и эксплуатация!
10 Будь патриотом — в это болото
11 Не лезь!.. без визы на эмиграцию.

9. Фигурный стих – стихотворение, строки которого визуально образуют какую-либо фигуру или предмет — звезду, конус, сердце, крест, пирамиду, ромб и пр. Таким образом, фигурные стихи предназначены исключительно для зрительного восприятия.
Пример:
………………Если б
……….я только……
…..могла выбирать…..
Время –……………..
……одежды –……….
…………….обличия,
………..Я бы тебя….
…….пожелала………
…обнять –………….
……………….Пусть
…это верх неприличия..
Психеей,…………….
……Кассандрой –……
……..не всё ли равно?
………………Шагами

………….Луны…….
……величавыми……..
….Я……………….
Саломеей –…………..
……..к тебе –……..
…………..в окно –..
……………….Всеми
…….семью…………
…………покрывалами!
Лунно……………….
…и ночно…………..
………блесну………
………….белизной…
……………….Рук –
…….и прозрачною…..
…кожею,……………
Ветром……..вполголоса
……..пой………….
……….со мной -…..
Заколдованно…………
……..Завороженно…..
…………..Шелестом..
………..звёзд,…….
……..ароматом……..
…..травы,………….
..Пульсом……………
…..проникну под кожу я
Выкрикну дерзко:
……….»Иду на Вы!»..
………………Крылья
…………ненужные….
…..сброшены………..
.Я………………….
……………..припаду
…поцелуем к губам…..
Со всею……..возможной
……..любовию………
..И бесполезную душу….
……………….отдам
………….Твоему…..
……внеземному……..
подобию……………..

10. Шарада (от франц. charade — беседа, болтовня) – стихотворение — загадка, иносказательно, иногда по слогам описывающее какое-либо слово. В некоторых случаях словом «шарада» называют тайну, загадку вообще.
Примеры:
Начало деревом зовется,
Конец — читатели мои,
Здесь в книге целое найдется,
И в каждой строчке есть они.
(Ответ: «Бук-вы».)
Первый слог в удивлении я восклицаю,
Второй слог я с книжной полки снимаю,
Когда же первый со вторым соединится,
То получится мельчайшая частица.
(Ответ: «А-том».)
Из писка птиц — мой первый слог возьмите,
Второй — с бараньей головы.
Откройте печь и там найдите
То, что не раз едали вы.
(Ответ: «Пи-рог».)
11. Реверс – стихотворение, которое можно читать как с начала, так и с конца, при этом сохраняется общий смысл.
Примеры:
Паром пришёл трубой дымя,
Причал народ собрал с утра.
Ковром стелил гудком шумя,
Качал волной золу костра.
Заслуг нет прежних, где прям путь.
Закон и правда, — нет суда.
Вокруг мир счастлив! Ведь вздохнуть
Легко так было бы, когда…
12. Гетерограммы или равнобуквы – рифмованный каламбур. Основой гетерограммы может быть как целое предложение, так и всего одно слово.
Примеры:
Что вы простонете?
Что вы просто не те?
Заказ и нож дали
За казино ждали.
Игру стих, лад открыл,
И грусти хлад от крыл…
Ночи тают, оскудев
Но читаю тоску дев.
Не ЗАКОН — чучело вечное.
Не закончу человечное,
Ибо где точка?
Утро — бабочка,
И Бог — деточка:
Утроба — бочка.
13. Центон – юмористическое стихотворение, составленное из «заготовок» — отрывков разных стихов одного или нескольких авторов.
Примеры:
Я помню чудное мгновенье
Того кто русской стал судьбой.
Как мимолётное виденье
Стою и говорю с тобой.
В томленьях грусти безнадежной,
В легендах ставший как туман,
Звучал мне долго голос нежный,
Как я сегодня хулиган.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Не затемнили образ твой.
И я забыл твой голос нежный, –
Трясёшь ты гордой головой.
14. Тавтограммы – стихотворения, все слова в которой начинаются на одну букву.
Примеры:
Пётр Петрович пошёл погулять.
Поймал попугая — понёс продавать.
Просил полтину – получил половину.
Ленивых лет легко ласканье,
Луга лиловые люблю,
Легенды ломкие ловлю.
Лучистый лён любовно лепит
Лазурь ласкающих лесов.
Люблю лукавых лилий лепет,
Летящий ладан лепестков.
Мышь, минуя мышеловку —
Мимо меня — мечется…
Мою, мелкую морковку:
Мышка мне мерещится?!
15. И, наконец, последний вид – панторим – стих, где все слова рифмуются. Редко встречается в чистом виде. (Картинку правда не нашла, простите).
Примеры:
Опьяняет смелый бег,
Овевает белый снег,
Режут шумы тишину,
Нежат думы про весну.
Кошечка в окошечке,
Кошурки в печурке,
Котятки в подлавке.
«Сорвано, уложено, сколото —
Чёрное надёжное золото»
(В. Высоцкий)
Надеюсь, что вам эта запись понравилась вам и показалась полезной!

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *