Цели:

  • познакомить детей с юными героями (пионерами) Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., с их ровесниками в послевоенный период;
  • развивать интерес к истории своей родины, чувство патриотизма, вызывать яркий эмоциональный отклик на произведения, используемые в сценарии;
  • воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, своему народу.

Девочка и мальчик открывают утренник.

1. 22 июня 1941 года не объявляя войны, фашисты вероломно напали на нашу мирную страну, нарушив её покой. И счастливый тёплый день стал днём слёз и горя.

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все 4 года.
Она такой вдавила след
И стольких на земь положила
Что 30 лет и 60.
Живым не верится, что живы.

3. «Косматый изверг” — фашизм принёс большие потери и началась священная война.

Песня «Священная война”

Музыка А.В. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача.

Дети под песню входят на сцену с плакатами и поют.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Вместе со взрослыми сражались и дети. Запомните их имена.

Герои Советского Союза: Лёня Голиков, Зина Портнова, Марат Казей, Валя Котик

«Нет сказали мы фашистам
Не потерпит наш народ
Чтобы русский хлеб душистый
Назывался словом «брот”.
И от моря и до моря
Встали русские полки
Встали с русскими едино
Белорусы, латыши,
Молдоване, чуваши.
Все советские народы
Против общего врага
Все, кому мела свобода
И Россия дорога.
Не опишешь в этой были
Немцев били там и тут,
Как побили – так салют.

От бескрайней равнины сибирской
До полеских лесов и болот
Подымался народ богатырский
Наш великий советский народ,
Выходил он свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну
Сокрушая железо и камень,
Он врага беспощадно разил
Над Берлином победное знамя
Знамя правды своей водрузил.
Он прошёл через пламя и воду
Он с пути не свернул своего.
Слава, слава, герою народу!
Слава, Армии этой страны!

6. В суровые годы войны пионеры работали на полях, заменяли у станков отцов и старших братьев, ушедших защищать Родину, ухаживали за ранеными, собирали цветной и чёрный металлолом, лекарственные растения, отправляли подарки на фронт, зарабатывали и собирали средства для постройки танков и самолетов.

Пионерские противопожарные посты и дружины обезвредили немало зажигательных бомб. Около 20 тысяч юных москвичей получили медаль «За оборону Москвы”. Медалью «За оборону Ленинграда” были награждены более 15 тысяч пионеров.

7. Юные, совсем юные, мальчишки и девчонки, те кому в 41-м было чуть побольше, чем нам сегодня, те кто на груди с гордостью носил пионерский галстук или комсомольский значок, совершили бессмертные подвиги. И мы с благодарностью вспоминаем, тех мальчишек и девчонок, что шли вперед, и падали и пели.

Дети исполняют «Песню о пионерах героях”.

Музыка А. Пахмутовой, слова С. Гребенникова и Н. Добронравова.

Шумела гроза над землею,
Мужали мальчишки в бою…
Знает народ: пионеры – герои
Навечно остались в строю!

Припев:

Шли они сквозь бурю,
Шли они сквозь ветер,
И ветер песню, песню их сберег:
«У нас один, один лишь путь – к победе!
И нету других дорог!”

Шагают они на параде,
Равняя невидимый ряд,
Правофланговыми в каждом отряде
Ребята – герои стоят!

Припев.

Мы в жизни, мой друг и ровесник,
Дорогой героев пойдем.
Подвиги их мы запомним, как песню,
И сами ее допоем!

Припев.

8. Вместе со взрослыми сражались в партизанских отрядах дети. Леня

Голиков собирал сведения о численности и вооружении врагов.

Используя его данные, партизаны освободили свыше тысячи военнопленных, разгромили несколько фашистских гарнизонов, спасли многих советских людей от угона в Германию. Сам Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами.

Бесстрашное имя – награда герою
Он вашим ровесником был
Споёмте о том, как любимец отряда
Бесстрашно в разведку ходил.
Споемте о том, как летали с пути эшелоны,
Которые он подрывал.
Всем сердцем в победу грядущую верил,
В бою он отчаянным был.
Недаром однажды фашистcкого зверя
В чинах генеральских подбил.
Вернулся в отряд он с бесценным пакетом.
Уснул у костра на земле
Не снилось ему, что о подвиге этом
На утро узнают в Кремле.
Что будет герою Звезда золотая —
Награда за воинский труд.
Что люди, о подвиге славном мечтая,
На Лёньку равненье возьмут.

Ведущий

— Леониду Голикову было присвоено высокое звание Героя Советского

Союза.

9. Зина Портнова ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки Совинформбюро, уничтожила не один десяток фашистов. Однажды, когда партизанка, выполнив очередное задание, возвращалась в отряд, она попала в руки к гитлеровцам. На допросе схватив лежащий на столе пистолет, она застрелила двух фашистов, но убежать ей не удалось. Её допрашивал четвёртый день подряд фашистский офицер, увешанный крестами, ей руки за спину выкручивал солдат, её хлестала плеть, её гноили в яме. Угрюмый офицер сказал, что больше нет терпенья у него, что это лишь начало жестоких мук, каких не видел свет….

Но, жёлтая, как воск, она молчала.

Ведущий

— Зинаиде Портновой присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

10. Белорусский пионер Марат Казей начал свой боевой путь с первых дней войны. Он распознал фашистских десантников, переодетых в форму красноармейцев, и сообщил о них пограничникам. Вражеский десант был полностью уничтожен.

Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат был награжден медалями «За боевые заслуги” «За отвагу”. Однажды, выполняя задание, он встал во весь рост и с гранатой пошел на врагов.

Навстречу им в своё бессмертье
Он сделал несколько шагов…
И грохнул взрыв, и грозным смерчем
Смело озлобленных врагов. /В. Алексеев/

Ведущий

— Марату Казею присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

11. Валя Котик вместе с товарищами подрывал гранатой машину, в которой ехал начальник Шепетовской жандармерии. Став разведчиком у партизан, Валя вывел из строя связь оккупантов со ставкой Гитлера в Варшаве. Валя Котик награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью «Партизану Отечественной войны”. В 1944 году Валя, будучи тяжело раненым скончался на руках товарищей.

Мы вспомним о болях тех давних.
В них совершен был подвиг не один.
Вошёл в семью героев наших славных
Отважный мальчик Котик Валентин
Он, как при жизни, утверждает смело
«Бессмертна молодость, бессмертно наше дело”.

Ведущий

— Валентину Котику присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

12. Сыновья полков — так называли наших юных героев, которые прошли с нашей армией по дорогам войны.

Давно уж бои отгремели,
Но время не вычеркнет нет!
Мальчишку в солдатской шинели
Неполных пятнадцати лет.

Им не встать из под елей густых не подняться,
Пионеры – и тысячи их
Кто умели бесстрашно сражаться
Кто-то в танк бросил связку гранат
Кто-то шёл с атакующим строем
На Днепре и в Крыму
И на гребнях Карпат
Развели обелиски героям.

Патриоты полков боевых, смельчаки
Партизанских отрядов, пионеры и тысячи их, что шли в бой под разрывы снарядов.
Барабанщик, разведчик, трубач,
Им знаком смерч военного дыма
Их пытал, их казнил бухенвальдский палач,
Их сжигали в печах Освенциума.

Сколько храбрых сердец молодых
Беззаветно служили народу
Пионеры и тысячи их
Кто погиб за страну и свободу.
Их могилы ты всюду найдешь
На дорогах минувших пожарищ.
Если ты, юный друг, где-то рядом пройдешь
То сними свою шляпу, товарищ!

Звучит мелодия «Бухенвальдский набат”

Помните, через года, через века
Помните!
О тех кто уже не придет никогда.
Помните!

Не плачьте, в горле сдержите стоны.
Памяти павших, будьте достойны
Вечно достойны,
Хлебом и песней
Мечтой и стихами,
Жизнью простой
Каждой секундой
Каждым дыханьем
Будьте достойны!

Все: Вечно достойны!

Ведущий

Слова «Никто не забыт, ничто не забыто” — близки и понятны каждому. Прошло много лет, а интерес к подвигам отважных не угасает. После войны в нашей стране тысячи красных следопытов объединились в кружки и клубы. Они проводили большую патриотическую и воспитательную работу, разыскивали новые материалы о боевых подвигах защитников Родины. А главное – они закаляли свою волю, обогащались духовно, росли верными патриотами своей Отчизны, верными продолжателями дела своих отцов, своего народа.

А может, нам о них забыть
Опять война,
Опять блокада..

Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне”.

И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда —
Не права!

Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она как сила нам нужна… /Ю. Воронов/

Дети исполняют песню «Красные следопыты”.

Музыка В. Мигули, слова Л. Ошанина.

Если друзья в беде,
Разве они забыты?
Выручат их всегда,
Выручат их везде

Красные следопыты.
Танки в слепом огне,
Черных коней копыта, —
Помнят о той войне,

Помнят о злой войне
Красные следопыты.
Если в былом дыму
Имя героя скрыто,

Славу вернут ему,
Имя вернут ему
Красные следопыты.
Пусть нелегко дойти –

Тропы дождями смыты.
Только уже в пути,
Только всегда в пути
Красные следопыты!

Праздник доблести — день пионерии,
Тихо он в историю ушел,
Но сегодня вспомним юных гениев,
Кто для Родины был на все готов.
С детства клятвы верности давали,
Стремились строить новый мир,
Пусть праздник этот нам напоминает:
Их труд — источник наших сил.

Пионера знает всякий.
Красный галстук и салют —
Вот его отличий знаки.
Что не так — он тут как тут.
Бабушку через дорогу
В миг готов перевести.
Упадет ребенок в лужу,
Он спешит его спасти.
Пионер — первопроходец,
Альтруист и молодец.
И совсем юнец он вроде,
Но гордится им отец.

Звуку горна золотистого внимая,
Наше детство пионерское прошло.
И сегодня, девятнадцатого мая,
Словно в детстве, нА сердце тепло.
Клич всю жизнь мы помним пионера:
«Будь готов» — и это не старо!
С этих пор у нас осталась вера —
Вера в справедливость и добро.
Детства перейден давно порог,
Пионерам посвящаем поздравок!

Мы были пионерами —
Страны нашей детьми.
Добрыми и смелыми,
К мечте мы общей шли.
Мы жили дружно, весело:
Колхоз, коммуна, строй.
За веру в жизнь хорошую
Стояли мы стеной.
Сегодня праздник памяти,
Всех пионеров день.
Пусть новый мир, как пламенем,
Зажжется — сгинет тень.

Пионерия и Ленин до сих пор живет в сердцах.
Звуки горна, барабана, дети в алых галстуках.
Не забудем никогда мы детства нашего привет.
Пионерия родная нам открыла в жизни свет.
Пионерии День светлый отмечаем мы сейчас.
Пусть же праздник этот будет показателем для нас.
Троекратное «Учится» и ответ: «Всегда готов!»
Пробуждают в нашем сердце веру, рвение, любовь.
Я желаю вам удачи, истин всех не забывать.
Никогда не огорчаться, не грустить, не унывать.
Будьте верными друзьями и хорошими людьми.
Чтобы добрыми делами похвалиться вы могли.

Девятнадцатое мая — красная дата!
Празднуют все пионерии старт!
Вот и сегодня наши ребята
В галстуках смело идут на парад.
Слышатся горны, стучат барабаны,
Юных ребят принимают в свой строй.
Даже и в наше жестокое время
Стал слышен клич: «Будь готов!».
Пусть возрождают пионеры традиции,
Пусть помогают, чем смогут они:
Старенькой бабушке с палкой идущей
Или хоть какому-нибудь малышу.
День пионерии — славная дата!
Я поздравляю Вас с ним от души.
Достану и я свой пионерский галстук
И вспомню все наши с ним подвиги.

Ты молод, смел. Своим пытливым взглядом
Ты созерцаешь будущего свет.
Из прошлого тебе сейчас отряды
Таких же пионеров шлют привет.
Геройски шли они на бой с фашизмом.
Патриотизма славный тот пример
И веру в счастье светлое Отчизны
Храни сегодня в сердце, пионер!
Пусть время изменило идеалы,
Но стать строителем в грядущее мостов,
Коль галстук повязал на шею алый,
Ты с чистым сердцем будь всегда готов!
С Днем пионерии тебя! Большой удачи!
Ветров попутных и высоких целей!
Костер пусть разгорается всё ярче!
Иди вперед! И лишь вперед! Смелее!

Пионер — это легенда,
Образ юного мальчишки.
Он натуралист заядлый
И читает ночью книжки.
Это символ тех девчонок,
Молодых, ярких, красивых,
Что искали в своей жизни
Путей справедливых.
Пионеры — это сила
В лес походов, песен звуков,
Без планшетов и смартфонов,
Модных гаджетов, ноутбуков.

Самым преданым и верным,
Самым любящим друзьям,
Комсомольцам и пионерам
Шлю привет из дома прям.
Помните как мы шагали
В пионерские ряды?
Галстук красный надевали
И нужней были воды.
Образцом манер, приличий
Был и есть каждый из вас,
Я бы всем знаки отличий
Выдал здесь и прям сейчас.

Я до сих пор храню свой галстук красный,
Я помню, как утюжил я его,
Повязывать учился я у классной,
С трудом, но научился, ничего!
Мы пели девятнадцатого мая,
В буфет ходили, чтоб купить тархун,
Частенько нам уроки отменяли,
Народ по школе несся, как тайфун.
Пусть будет славным день этот великий,
Пусть не исчезнет он с календаря,
Он был извечным праздником открытий,
И чествовали мы его не зря.
Сейчас уходит слово «пионеры»,
Понятия порой подменены,
Но не исчезла только наша вера
В явленье красногалстучной весны!

( Сценарий торжественной линейки)
ПИОНЕРАМ — ГЕРОЯМ 1941 – 1945гг ПОСВЯЩАЕТСЯ
(Двое ведущих. Можно монтаж…)
В нашей истории много событий, где приходилось отстаивать Мир;
Взрослых удел это, но не забыты дети – идущие в бой,
вместо игр.
Сколько их, маленьких,
лесом встревоженным
Тайно носилось по тропкам исхоженным:
Страшно, наверное, было идти, важно – записку прижать на груди.
На голове вместо кепок – папахи, вместо панамок – тугие платки,
И гимнастёрки — а не рубахи, вместо туфлей… керзачи — сапоги.
Как отвечать этим псам с автоматами, как бы при обыске не задрожать?
Как не заплакать, когда тебе… с матами, дуло – под нос, что готово стрелять?
Сердце ребёнка кипело от злобы, вместо улыбок, они — вновь и вновь
Жизнью своей рисковали так,
чтобы
Мир на Земле воцарил и Любовь!
(В перекличке участвуют двое ведущих и дети,
выкрикивающие из строя за Героев…)
1.На торжественную перекличку всем встать! ( желательно в шеренгу, строй)
1 вед: — Всем! Всем! Всем!
2 вед: — Всем! Всем! Всем!
* * *
Герой Советского Союза — юный пионер Марат Казей
Погиб в бою, разрывом гранаты взорвав себя и немцев
Там, где фашисты ползли по России,
буйствуя и зверея,
Каждый их шаг был замечен, записан
в память Марата Казея.
Точные сведенья в лес доносил,
вражьи посты огибая…
Вечною Славою смерть победил,
честно в бою погибая!
* * *
Герой Советского Союза — юный пионер Лёня Голиков.
Геройски погиб в бою.
Бил захватчиков Лёня не мало,
и однажды настиг Генерала:
Долго по лесу враг уходил, только Лёня его – победил!
А в портфеле того генерала
вся фашистская тайна лежала.
Ценных сведений в толстом портфеле
партизанам хватило… На деле —
Партизаны прошли там, где нужно,
взяли пленных и много оружья.
* * *
– Герой Советского Союза — юный пионер Валя Котик
Погиб в бою – как Герой.
У карателей – автоматы
и заправлена форма старательно.
Это звери – а не солдаты,
но без страха пошёл на карателей
Валя Котик их выследил смело:
и фашистский Главарь был убит.
За геройство, за правое дело
Вале – Памятник бронзой горит!
* * *
Герой Советского Союза — юная пионерка Зина Портнова.
Замучена в Гестапо.
На допросе орал на девчонку лютый враг,
положив пистолет.
Бил её, но немного в сторонку отошёл,
был удобный момент:
Зина, корчась от боли, схватила
пистолет и убила врага,
Всех обоймой одной уложила…
Нет, не выдав своих никогда!
* * *
Кавалер Ордена Красного Знамени — юный пионер Володя Дубинин
— Погиб с партизанами в катакомбах, заминированных фашистами.
У предателей было оружье, они всех выдавали врагу…
Лишь Володя прошёл там, где нужно,
сосчитал все стволы на бегу,
Вывел наших из окруженья,
показал, где продукты лежат…
Даже в самых суровых сраженьях
вёл себя, как отважный солдат!
* * *
Кавалер Ордена Отечественной Войны – юная пионерка Галя Комлева.
— Замучена в Гестапо. Пала смертью храбрых!
От села к селу – дорога дальняя…
всё считать, листовки разносить –
Ей с врагами проще было, маленькой,
говорить и «за нос их водить»:
Мол, несу продукты своей бабушке,
вот иду дорогой до села,
А сама патроны, бомбы, рацию –
партизанам в лес глухой несла.
Пусть враги схватили и терзали…
Ничего от Гали не узнали!
* * *
Кавалер Орденов Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны —
юный пионер Вася Коробко
Погиб в бою.
Намывал полы до блеска в Главном штабе он немецком,
И свой самый главный подвиг совершил он не по-детски:
По секрету полицаям рассказал…
«про партизан»,
Немцам тоже – «уши парил»:
— Партизаны там-то…там.
Фрицы были очень рады,
вышли ночью на засаду,
Васин слушая рассказ,
думали, что в этот раз
Партизанам всем «Капут!»
А в засаде… полицаи
в немцев радостно стреляли,
думая, что наших бьют!
Так друг дружку перебили…
Партизаны – рады были!
* * *
.За боевые заслуги — в схватке смертельной с врагами —
Многие пионеры награждены Орденами !
Во имя Отчизны,
сомненья поправ,
чтоб злого врага победить,
Вы отдали жизни,
так и не узнав,
как всё-таки здорово жить!
.Мы будем вас помнить,
и в сердце хранить
Героев своих имена.
Вы – жили, сражались,
смогли победить,
чтоб вами гордилась Страна!

Оо какая статья. Рассмотрим во всей красе тоталитарную псевдодуховность, посвященческую ритуальность и партийную религиозность.
Вот чем в нас пытались подменить природное стремление к высшему.
Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика
С.Г. Леонтьева
Поэзия пионерских праздников
Советские дети, – какой благодарный
человеческий материал!
(из газеты «Правда» от 23 сентября 1937 г.)
Пионерская организация основана естественным образом на своих, во многом соотносимых со «взрослыми», мифах и ритуалах. Реконструкция основных мифологических концептов и ритуальной практики пионерии пока еще не осуществлена в культурологической науке. Мало исследовалась и вербальная культура пионерии,начиная с малых форм (девизы, лозунги, речевки) и заканчивая крупными литературными произведениями (проза, драматургия), публиковавшимися как в детских периодических изданиях, так и в методических пособиях для воспитательных работников и просто в составе изданий авторского творчества 1. Сфера «бытования» подобных опытов в области словесного творчества была очень широкой (личное и внеклассное чтение, самодеятельные поэтические и драматические кружки и т.п.): являясь продуктом, выполненным по идеологическому заказу, они активно использовались в воспитательной работе с подростками.
Огромный корпус пионерской поэзии, т.е. поэзии, посвященной «будням и праздникам» пионерской организации, представляет пока неизведанное поле для исследователей 2. Нас в данном случае интересуют не стихотворения, опубликованные в сборниках пионерских стихов и песен 3, а специально созданные или отобранные для ритуальных целей поэтические произведения.
За годы существования пионерской организации было создано огромное количество сценариев массовых мероприятий для пионеров. Практически во всех сценариях предусматривалось обязательное включение ритмически организованных текстов, начиная от девиза (в одном предложении) и заканчивая большими по объему поэтическими текстами (в том числе и смонтированными в целое «отрывками» стихотворений) 4. Нашим материалом стали сценарии ритуала посвящения в пионеры, в которых основным способом включения стихотворений является их монтаж. 5
Если говорить в целом о публичном исполнении стихотворных произведений, то концертное выступление с чтением стихотворений — это скорее композиции «про стихи», т.е. когда само стихотворение является причиной его включения в поэтический спектакль. В пионерский же ритуал стихи привлекаются «на случай», идеологический случай, с тем, чтобы выразить и одновременно внушить позицию идеологического «мы» и исполнителю, и слушателю. Такая прагматическая установка подкрепляется и условиями восприятия текста – аудиторно, т.е. чрезвычайно важным оказывается путь усвоения значений – на слух, а с другой стороны – ораторское проговаривание стихотворений исполнителем становится своеобразным самовнушением. Кроме того, чтение художественного произведения предполагает обязательную индивидуальную интерпретацию, а в пионерском выступлении невозможно исполнительское толкование, т.к. единственный верный вариант прочтения уже заложен в тексте. Это, безусловно, черта всякой тоталитарной культуры, и пионерская поэзия никоим образом не уникальна. Она воплощает и общие риторические механизмы тоталитарного искусства, и в то же время являет одну из его конкретных форм. Нашей основной задачей является анализ стихотворений, входящих в сценарии ритуала посвящения: их функции в составе сценарного целого и поэтика.
Обращаясь к характеристике стихотворений, следует заметить, что в рассматриваемых сценариях возможно, во-первых, чередование поэтических фрагментов и прозаических (выступления гостей, торжественная клятва и т.п.), а во-вторых, ритуальная специфика обуславливает и стихотворную «поддержку»: монтаж стихотворных отрывков. В монтаже нет ярко выраженного членения на жанры, хотя это могут быть выдержки из стихотворений, баллад, поэм, но в составе сценария они утрачивают признаки жанра, подчиняясь прагматике целого.
На протяжении становления ритуал претерпевал существенные изменения, в том числе, по отбору и способу исполнения в нем стихотворений.
Если на заре возникновения жанра пионерского праздника это прежде всего декламация целого стихотворения (А.Жаров «На смерть Ленина», А.Безыменский «Партбилет» и др.), то постепенно зародилась и была быстро внедрена так называемая коллективная декламация: своеобразная мозаика из голосов, т.е. монологическое чтение заменяется «многоголосьем». Это связано с педагогической установкой – обязательная коллективность исполнения (основателем, теоретиком и первым практиком коллективной декламации считается В.К.Сережников, термин тоже, кстати, принадлежит ему, так же как и «речевой спектакль» 6). Причем в первенцах жанра преобладает коллективное, хоровое, пение и индивидуальная декламация (крупных по объему стихотворений), а в более поздних вариантах, наоборот, стихи (целиком или смонтированные фрагменты) читаются по очереди, а песни практически не поются (в активном репертуаре пионеров 80-х гг. песен, непосредственно связанных с пионерской тематикой, ок. 5-8, в отличие от пионеров старших поколений, по крайней мере судя по количеству песен, заявленных в сценариях тех лет).
Парадоксальным образом получилось так, что чем настоятельнее становилось требование «сверху» изживать формализм ритуала, в частности как раз за счет коллективности исполнения, тем все больше и больше усреднялся и редуцировался набор стихотворных фрагментов (сценарии «последних дней» пионерии — это два-три машинописных листика, в отличие от 10-15 страничных сценариев периода расцвета, который пришелся на 60-е — 70-е гг.). По тем же причинам стихи постепенно потеряли «авторские права» (если еще в 60-е гг. под некоторыми стихами еще можно обнаружить имя поэта, то в 80-е гг. практически все стихи будут анонимны). Поэтому, особенно в поздних вариантах, «происхождение» стихотворений не всегда удается установить: частью это стихотворения профессиональных «взрослых» поэтов (А.Жаров, А.Безыменский, Д.Бедный, С.Щипачев) и поэтов, писавших специальные пионерские стихи для детей (О.Высотская, Е.Трутнева, Г.Мамлин и др.), а остальные самодеятельного «производства».
Позволим предположить, что в чем-то хаотичный или по крайней мере мозаичный, набор «отрывков» стихотворений является единым комплексом, целостность которого обусловлена семантико-стилистическим полем и прагматикой.
В текстах стихотворений налицо прагматическая «откровенность». Трехчастное членение ритуала перехода находит свое поэтическое воплощение: в стихотворной форме проговариваются этапы ритуала. Общее содержание сводится к идеям «Я пионер — мне хорошо» , «Я готовлюсь стать пионером, мне страшно и радостно» и затем:
Отряд застыл в торжественном молчанье,
Ждут друзья твоих заветных слов.
Ты даешь сегодня обещанье,
В том, что пионером стать готов.
Отдельно следует обратить внимание на стихотворные переложения клятвы или девиза (т.е. к чему нужно быть готовым — предполагаемое поле деятельности пионера):
Ведь не зря в пионеры вступая,
Мы клянемся по-ленински жить,
И торжественно вам обещаем
Званье ленинцев с честью носить.
Прозаическое слово стремится обрести поэтический эквивалент. Торжественная клятва – неотъемлемая часть ритуала, следовательно, стихотворный вариант избыточен, но повторение обладает суггестивным эффектом, который необходим для ритуала.
И, наконец, новоиспеченные пионеры радуются приобретенному статусу:
Мы от радости стали крылатыми,
Наше счастье попробуй измерь!
Лишь вчера были мы октябрятами,
Пионерами стали теперь.
Теперь для всех я в жизни
Обязан быть примером,
А ну-ка солнце брызни,
Я принят в пионеры.
Этот день — из лучших лучший,
Мы его запомним свято <…>
Вербального проговаривания удостаиваются не только этапы ритуала, но и эмоциональное состояние, которое должно быть одно на всех – радость.
Фиксирование заданных эмоций призвано вызвать у всех участников ритуала потрясение случившимся, впечатлить на всю жизнь: «Сбор произвел на присутствующих глубокое впечатление. Мертвая тишина, настороженность, абсолютный порядок — все это свидетельствовало о том, что ребята были захвачены происходящими перед ними событиями». 7
Ритуальные цели (посвящение — придание нового статуса) обретают «буквальное», образное выражение: необходимость заложить в тексте прагматическую ритуальную установку нуждается в специальном инструментарии. Такой инструментарий — это многочисленные клише, а способом инспирирования становится навязывание устойчивых словесных сочетаний – формул-идеологем. Из простого набора этих формул складываются вообще все пионерские стихи, и совсем утрированной формой становится нарочитый монтаж, который представляет собой «формульный апофеоз», или правильнее будет сказать «апофеоз клише».
Действительно, содержательно отрывки, включаемые в сценарий, крайне бедны, набор мотивов невелик, что связано с заведомым упрощением смысловой стороны. Оно объясняется тем, что идентификационные механизмы смены статуса участников ритуала работают в условиях «пониженного смысла», таким образом, простота и доступность являются одними из важнейших дидактических черт тоталитарной суггестии.
Внушение нового статуса, как уже было сказано, строится на ограниченном числе специально значимых для описываемого ритуала идеологических установок: преемственность и прозрение, к которым и стягивается поле значений в текстах.
Преемственность формулируется через родственность:
1.старшинство — отец и старший брат
А под этим знаменем
Шли в огонь бойцы.
За Отчизну бились
Братья и отцы.
2.побратимство — кровь других ребят
Как повяжешь галстук,
Ты светлей лицом.
На скольких ребятах
Он пробит свинцом.
Пионерский галстук!
Нет его родней.
Он от юной крови
Стал еще красней.
3.наследники идеологических вождей:
Пионер — это сын комсомола,
Пионер — это внук Ильича.
Актуализируется и этимология слова «пионер»:
Пионерами первых зовут мореходов,
Что без карты и компаса шли наугад,
Пионер — это тот покоритель природы,
Кто на севере вырастил сад.
Пионер и те, кто в пустыне шагали,
Пионеры и те, кто в космос пришли,
Пионеры варили сверх твердые стали
И вгрызались в глубины земли.
Пионер если взялся за дело,
До конца, до победы доводит свой труд.
Так расти закаленным и смелым,
Ведь тебя пионером зовут!
Часто риторические фигуры преемственности создаются путем метонимического переноса. Очень распространены образы, построенные по принципу: часть от целого (пионер-партия, пионерский галстук — знамя, октябрятская звездочка — кремлевская звезда, отрядный флажок –флаг и т.д.).
Огнем горит наш галстук пионерский —
Ведь в галстуке твоя частица есть.
Пятикрылой звезде под стать,
В нашей звездочке пять ребят.
Галстуки гордо мы носим не зря,
Галстук – частица знамен Октября
Пусть знает, пусть помнит всегда почему,
Он галстуком может гордится:
Ведь галстук трехкрылый вручили ему,
Как славы бессмертной частицу.
Звезда на пилотке солдата горит,
Звезда нам о мирном труде говорит.
На детском флажке и на флаге страны
Родные советские звезды видны.
Единство части и целого возможно между разными поколениями, когда одно наследует «неделимую»(!) страсть другого. «Нетленность» сердца предыдущих поколений воинов связана с идеей памяти и вечности. (ср. также «нетленные мощи»).
И кто в сорок первом, кто в сорок пятом,
Всю душу вложил в неделимую страсть,
Сложив свою голову честным солдатом
За Советскую власть!
Но со всем поколением в сердце несу я
Вашего сердца нетленную часть.
Навек присягаю, навек голосую
За Советскую власть!
В целом таким образом акцентируется значение цепочки (не случайно и название минимальной пионерской группы — звено).
Суггестивность поэтических отрывков достигается во многом за счет специального образного ряда, топики, которая присуща и всей пионерской поэзии, но нам она важна в силу своей особой значимости именно в контексте ритуальной актуализации идеи преемственности. К ним относятся, помимо распространенных метонимических образов, многочисленные «кровавые» метафоры, которые представлены по принципу градации: кровь отцов, старших братьев и кровь пионеров-героев, их «юная кровь». В этой связи неудивительно, что палитра красок исчерпывается одной: все рисуется только красным цветом:
Как повяжешь галстук,
Береги его.
Он ведь с нашим знаменем
Цвета одного.
И галстук и знамя навеки роднит
Цвет крови, горячей и чистой.
И надо сделать дел немало,
Прожить немало славных лет,
Чтобы потом, как знамя, алый
Прижать к груди свой партбилет.
Значима и степень «пропитанности» пионерских атрибутов и символов – от окрашенного кровью:
То знамя, что несете вы сейчас,
Окрашено его горячей кровью.
Ярче любого пламени
Цвет пионерского знамени.
Правдой ленинских идей озаренное,
Кровью братьев и отцов обагренное,
И пожарами боев опаленное
Славься знамя,
Наше знамя пионерское!
до пропитанного (ср. речь Л.М. Кагановича на I Всесоюзном слете пионеров: «Помните, что красный галстук пропитан кровью сотен и тысяч бойцов… Носите же с честью этот красный галстук. Крепко держите в руках красное знамя коммунизма» 8).
Красный галстук пионерский,
В нем алеет кровь бойцов,
Тех, что пали за свободу
Наших дедов и отцов.
Кстати, любопытен вариант одного из наиболее часто встречающихся стихотворений – это стихотворение С.Щипачева «Красный галстук», в котором есть слова о пионерском галстуке: «от теплой крови стал еще красней». В первоначальном авторском варианте стихотворения кровь наделяется эпитетом теплая, а в перепечатанном, «бытовавшем на местах», теплая заменена на юная: составителям сценария очевидно не понравились «вампирские» коннотации первоисточника.
В песне, жанре структурно и содержательно более целостном, можно
обнаружить регулярное чередование: часть – цвет – свет
«Песня о пионерском знамени» 9
Тебе поем мы славу, наше знамя,
Надежный друг и спутник юных лет.
Шагаешь ты в одной колонне с нами,
Участник наших радостных побед.
Твой алый цвет зовет на подвиг дерзкий,
Ты — наша гордость, мужество и честь.
Огнем горит наш галстук пионерский —
Ведь в галстуке твоя частица есть.
Ты светишь нам зарею кумачовой.
Наступит час — простимся мы с тобой.
И встанем в строй под знамя комсомола,
Под знамя нашей партии родной.
Цепочка ассоциаций кровь – огонь – свет может прямо детерминироваться в тексте:
Он (знаменосец – С.Л.) за свободу пролил кровь свою,
И потому твой путь сегодня светел.
Каждый день на ладонях я галстук держу,
Он, как ясный рассвет, пламенеет.
Я разглажу его, на груди повяжу –
Теплым светом он сердце согреет.
Метафоры света (заря, пламя, пожар, костер) связаны с идеей озарения / прозрения, которая обусловлена ритуальными задачами преображения.
Вот он вот он галстук алый,
Пионера верный друг
Точно все другое стало,
Изменилось все вокруг!
Гром ли грянет, солнце ль брызнет
Даст ли новый побег лоза —
Все мне очень дорого в жизни,
Все бросается в глаза.
Цели простоты звучания служит и рифмовка стихотворений. 10
Прост и ритм, который стремится к речевочной форме, скандированию, хотя нельзя сказать, что на нашем материале это исчерпывающая тенденция, и связано это с основным принципом монтажа: составление фрагментов из разных источников. В одной методической брошюре 1964 г. болеющий за дело методист сетует: «Куски, отрывки, из стихотворений различных авторов, звучащие в разных ритмах, разных размерах, механически вставляются в разрабатываемую тематическую программу, механически заучиваются, механически исполняются» 11.
Неудивительно, что дети перестают понимать, о чем идет речь, и опять же в одной из «методичек», выпущенной через 20 лет, предписывается необходимость «пояснить чтецам все непонятные слова, образные и идеоматические (!) выражения. Очень плохо, когда ребята произносят слова, не понимая их смысла, а это, к сожалению, встречается нередко» 12.
И когда клише окончательно окаменевают, их пытаются спасти, т.е. предпринимаются попытки обратного разворачивания клише, напр., «пионер – для всех пример»:
Теперь для всех я в жизни
Обязан быть примером
А ну-ка солнце брызни,
Я принят в пионеры.
Пионерское приветствие «Будь готов! – Всегда готов!» в сценарии обретает стихотворную форму и уточняется целевым дополнением, заимствованным из полного варианта приветствия («К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» — дело партии/ленинское дело и т.д. — варьируемые компоненты цепочки клише стилистического узуса «новояза» ):
И не боимся мы трудов –
За все беремся смело.
Я пионер, к борьбе готов
За ленинское дело.
А в других жанрах вокруг расшифровки пионерской символики выстраиваются вторичные по отношению к идеологеме (имеются в виду пионерские «законы», правила и предписания) сюжеты. Например, в балладе Е.Трутневой «Три конца» подробно объясняется преемственная символика трех концов галстука через единство трех поколений (дед, брат, внук), причем с единства партии, комсомола и пионерии акцент переносится на единство индивидуального рода, своеобразное семейное предание о «роде деятельности» предков и включенности внука в идеологическую родословную.
В этом контексте важно отметить такую черту пионерской поэзии как всевозможные переклички между жанрами, в частности речевок и песен. Речевка — хорошая иллюстрация к наполнению грамматической модели клишированными словосочетаниями.
Кто шагает дружно в ряд? 1. Наш отряд, отряд орлят!
Как орлята здесь живут? 2. Дружно очень любят труд!
А девиз орлят каков? 3. Больше дела, меньше слов!
Слушай голос барабана 4. Тверже ногу, шире шаг!
Гордо реет стяг багряный 5. Озаренный солнцем флаг!
Даль весенняя лучится 6. Мы идем за рядом ряд!
И взлетает словно птица 7. Песня маленьких орлят! 13
Из текста в текст кочуют одни и те же образы, образуя межжанровую область значений. Но одновременно происходит и стирание смысла – возникает поле клишированных образов и выражений, которые во многом являются частью языка советской эпохи, языка тоталитарного дискурса.
С другой стороны, цитаты из стихотворений начинают жить и самостоятельной жанровой жизнью, таково происхождение некоторого числа так называемых пионерских пословиц и поговорок (такое жанровое определение дается составителями одной подборки паремийных высказываний, кстати, как там же указано пословицы частью придуманы самими пионерами школы такой-то, что отнюдь не случайно) 14.
Это важно еще и потому, что с разных сторон, в разных условиях внушаются клише, а с ними и ментальные штампы, и в конце концов происходит частичная асемантизация, стирание смысла и соответственно потеря какого-либо «серьезного» отношения к слову.
Кроме того, детьми и для детей повторяется одно и то же, ведь стихотворения, обращенные к октябрятам, тоже построены на тех же клише, что и пионерские, т.е. из года в год дети слышат и произносят одно и то же, потому что они все время готовятся кем-то стать.
Галстук алый точно знамя,
Им гордиться каждый может
Он повсюду будет с нами
Будет нам всего дороже.
И придет желанный час —
В комсомольцы примут нас!
Бесконечное повторение одного и того же в разных вариациях создает возможность для существования такой любопытной игры, как «игра в лозунги»: «Все играющие садятся в круг. Ведущий с платком или мячом в руке ходит по кругу, быстро говорит первые слова какого-либо лозунга, напр., Красная армия и бросает платок или мяч в руки одному из играющих. Тот, схватив платок, продолжает будь и перебрасывает платок еще кому-либо, который и заканчивает начеку. Игра должна вестись быстро. Лозунги можно тут же придумывать, изобретая в процессе игры все новые и новые. Не ответивший или прозевавший «водит». Игра на сообразительность и внимание» 15.
Такая игра «в продолжение» совмещает в себе несколько оснований:
— набор смысловых элементов ограничен и исчислим
— предложение строится по единой грамматической конструкции лозунгов и призывов (напр., повелительные формы: «Будь…», «Делай…», «Стремись…» и т.д.)
— нужно выбрать «из запаса памяти» подходящие к конкретному варианту текстовые элементы.
Играли ли в эту игру или нет — не столь важно для нас (хотя косвенные свидетельства имеются), существенна установка, лежащая в основе: идеологемы, оседающие в голове ребенка (и один из способов их инспирирования — поэтическая форма), в специальных условиях должны стать кирпичиками текстопорождающей деятельности. Представляется, что тотальное навязывание ментальных штампов должно заканчиваться формированием целостной мифологической картины мира в сознании маленького человека, и особенности именно поэтического слова позволяют достичь поставленной цели.
Примечания
Имеющиеся исследования посвящены пионерской тематике в составе творчества детских писателей, отдельным литературоведческим проблемам (напр., Дюжев Ю. В поисках лучшего: Проблема героя в книгах о Пионерии 20-х гг. // Литература и общество. Петрозаводск, 1972. С.95-111.).
Существует лишь несколько работ, в ч. Рогачев В. С Лениным в сердце: Страна Пионерия в советской поэзии для детей начала 20-х гг. // Литература и общество. Петрозаводск., 1972. С.131-147.
Количество таких изданий многочисленно, см., например, Пионерия шагает по родной стране / сост. Бовшек А.Г., Девлишева Т.В., Демидова Л.С. М., 1961; Салют, пионерия: Стихи. Куйбышев, 1975; Тверже шаг, Пионерия!:Стихи. / сост. Соболевская О.А., Кулага Т.К. Минск,1978.
Из опубликованных сценариев можно назвать, напр., Панова Н.С Создание и первые шаги работы пионерского отряда во II классе// Пионерская работа в начальных классах. М.,1956. С.32-62 и др. публикации этого сборника; Махлин И. Пионер всегда в пути. Сценарий театрализованного представления в 4-х частях с прологом и эпилогом. М.,1962; Климов Е.Н. Воспитывать ленинцев: Методические материалы. Пермь, 1969 и мн. другие, в т.ч. и опубликованные в периодических печатных изданиях (на страницах журналов «Вожатый», «Пионер», «Костер»). Отдельный источник – рукописные архивы советов дружин и советов друзей октябрят.
В работе мы пользовались теми сценариями, которые непосредственно использовались в школе в 80-е гг. (рукописные материалы) и сценариями, входящими в методические пособия, предназначенные для педагогических работников (разных лет, начиная с зарождения этой формы, т.е. где-то с конца 20-х гг.).
О коллективной декламации см. в ч. в ж-ле «Вожатый» 1965 № 3.
Цит. по Шильникрва М.Е. Учебно-воспитательная работа школы в 1930-1934 годах. М.,1959. С.216.
Цит. по статье «Кто такие пионеры» // Вожатый. 1937. № 4. С.68.
Автор слов В.Викторов. Песня неоднократно включалась в сценарии пионерских праздников разных типов. Поэтике советской пионерской песни посвящена статья Е.В.Душечкиной «Если песенка всюду поется…»(в печати), на данный момент это, к сожалению, единственное исследование, посвященное особенностям этого жанра.
В журнале «Пионер» существовал поэтический клуб «Юнга», в котором предлагались советы «как писать стихи», в частности давались рекомендации по рифмовке: «чем больше совпадает звуков в рифме, чем она точнее, тем мелодичней(!) стихотворение», пример «хороших рифм» — это «очень точные» рифмы «последней – соседней». Кроме того, замечается, что «по одним рифмам нельзя судить о стихах! <…> В стихотворении важны все слова, точность всех образов», которая достигается в случае, если «эпитеты и сравнения точные и красивые». (Пионер. 1987. № 6. С.27.)
Бовшек А.Г. Художественное слово в детской самодеятельности // Пионерия шагает по родной стране. М. 1964. С.189.
Пионерское приветствие. М.1984. С.3.
Пионер – товарищ и вожак октябрят (Рекомендации по организации работы СДО в школе). Челябинск, 1973. С.22.
Например, «Пионеры-ленинцы трудятся не ленятся», «Пионер – всем детям пример», «Не бойся дел, если галстук надел», «Пионерское слово крепче стали», «Шпаргалку поднял – пионерскую честь уронил» , «Совету отряда дружить надо: от дружины до звена в нем все сходятся дела» и пр. // Пионерская работа в начальных классах. М., 1956 г. С.15-16.
В.Луговской Октябрьский вечер в пионерском клубе. М-Л., 1927. С.41.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *