Буддизм возник в Индии в VI в. до н. э. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, царевич по происхождению, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. Будда не считал себя ни Богом, ни пророком, а лишь говорил о том, что он пережил некоторый опыт «мистического прозрения реальности как она есть». Резко выступал против культа самого себя, но со временем культ Будды Шакьямуни и других будд всё-таки появился.Оранжевый цвет в религии буддизм, а также в Индии в целом, является цветом смирения, отречения от мирских благ и ценностей и освобождения от человеческих пороков: страсть, похоть, жадность, ревность и т. д. Одежду этого цвета традиционно носят святые-аскеты, удалившиеся от мирской жизни. В него в свое время с этой целью облачился и Будда. Позднее оранжевый стал сакральным цветом буддизма и на сегодняшний день оранжевый – это его официальный цвет.

Белый цвет — (цвет Матери) олицетворяет святость, непорочность, чистоту, овладение самим собой, спасение.

Желтый — (цвет сыновей) цвет богатства, любви, духовности. В мифологии и живописи Будда, как правило, одет в желтые одежды.

Золотой — солнечный свет, жизнь, истина, бессмертие, богатство, власть, вера, нирвана. Во множестве скульптурных и живописных изображений Будда предстает непременно золотым.

Красный / коричневый — (цвет отца) материальность, радость, активность, созидание, жизнь.

Ярко-зеленый — (цвет отца и цвет сыновей) символ жизни.

Голубовато-зеленый — (цвет морской волны) (цвет отца и цвет сыновей).

Бледно-зеленый — символизирует все, что имеет отношение к смерти.

Голубой — (цвет сыновей) холод Небес и вод

Сине-голубой — оттенок символизирует неразрывное единство интеллекта и Вселенной.

Синий — (цвет отца) означает вечность и верность

Фиолетовый — (цвет сыновей)

Черный — цвет-опасность, бедствие, зло, темнота скрытого (стесненного) бытия.

Пепельно-серый — цвет печаль, покаяние или раскаяние

В традиции Махаяна – одном из двух основных направлений буддизма – существует система цветовой последовательности пути, ведущего к Будде. Черный, синий, красный, желтый, белый, золотой. Именно эта последовательность, от темного цвета к светлому, обозначает путь к просветлению, к совершенному состоянию нирване, символом которого является золотой.

  1. Черный и синий цвета являются символами низшей ступени перерождений — демонов и голодных духов, находящихся дальше всего от истины.
  2. Красный цвет — это символ человека и человеческой привязанности к жизни. Человек грешит, поэтому он также находится на значительном расстоянии от совершенного состояния, к которому стремится каждый буддист.

  3. Следующая ступенька желтый цвет. Это символ монаха, того, кто встал на истинный путь. (наряду с оранжевым, этот цвет религии буддизм очень уважаем).

  4. За желтым следует белый. Это цвет бодхисаттв, они ближе всех к вершине.

  5. Наконец золотой цвет, к которому и направлено восходящее движение. Золотой является символом истины, символом совершенного состояния, символом Будды.
    Цвет буддийского флага. При основании всемирного сообщества буддистов в 1950 г. утвердили флаг, который с тех пор используется для представления буддийской религии во всем мире. Цвета флага, как утверждается, показывают цвета ауры Будды, когда он достиг просветления. Вертикальные полосы представляют вечный мир во всем мире, горизонтальные полосы мировые расы, живущие в гармонии. Ниже приводится расшифровка цветов флага:

Синий свет (который исходил от волос Будды) символизирует дух Всеобщего Сострадания ко всем существам.

Желтый свет (который исходил от кожи Будды) символизирует Срединный Путь, который избегает всех крайностей и приносит равновесие и освобождение.

Красный свет (который исходил от тела Будды) символизирует блаженство, которое приносит практика Учения Будды.

Белый свет (который исходил от костей и зубов Будды) символизирует чистоту Учения Будды и освобождение, которое оно приносит.

Оранжевый свет (который исходил от ладоней, пяток и губ Будды) символизирует непоколебимую Мудрость Учения Будды.

Сочетание цветов символизирует универсальность Истины Учения Будды. Весь флаг символизирует то, что независимо от расы, национальности или цвета кожи все разумные существа обладают природой Будды.

Цвет в религии буддизм является серьезным помощником в духовной практике последователей.

Фиолетовый цвет пытается создать единый сплав из противоположностей, то есть из красного цвета, как у импульсивного покорителя, и синего цвета, как нежной самоотверженности; а потому — это выражение идентификации, стремление к согласию и гармонии.

Интересно действие фиолетового на человека. Даже при кратковременном воздействии фиолетовый понижает работоспособность более, чем полная темнота. Нередко оказывает подавляющее действие на интеллект. Заставляет падать духом. Или вызывает депрессивно-меланхоличное состояние.

С другой стороны, воздействие фиолетового на сердце, легкие и кровеносные сосуды увеличивает их органическую выносливость.

Цветопсихология соотносит предпочтительный выбор фиолетового с желанием очаровывать и вместе с тем, со склонностью к внушению.И Люшер, и Клар настаивали на большой внушаемости фиолетового цвета.Неудивительно, что для искреннего признания преступников этот цвет служит также, как и во времена раннего католицизма при раскаянии и смирении грешников.

В христианстве фиолетовый является цветом искреннего раскаяния, смирения, кротости, святого уединения. Фиолетовый аметист в перстне кардинала означает воздержанность.

В христианском искусстве загадочный цвет — символ сокровенных знаний, тишины и самоотречения.

В католицизме ангел в фиолетовой тоге воплощал таинство священства. Раннее христианское искусство придавало темно-лиловому значение печали, привязанности и долготерпения. Фиолетовый цвет относится к Марии Магдалине.

В буддизме -Фиолетовый — это цвет сыновей,а тантризм усматривает в энергетическом центре фиолетового цвета гармонию и мудрость во взаимоотношениях с окружающими.

Оккультисты его используют для развития духовной интуиции, достижения способностей психокинеза, телепатии, левитации, материализации, биоэнергетического и телепатического лечения на любом расстоянии. Интересно что в магии фиолетовый помогает ясновидению, прорицанию и в спиритических контактах с потусторонним миром.

Так же в окультных кругах фиолетовый цвет считается цветом Юпитера, выступающего в мудрым учителем и хранителем тайных знаний, и Осириса, древнего египетского Бога-отца и властителя.

Фиолетовые свечи используются для медитации, работы с прошлыми жизнями, гадания и для астральных путешествий.

В религиозно-мистическом течении иудаизма Каббале фиолетовый цветет означает первоначало или основу основ.

Фиолетовый цвет ауры говорит о духовном мышлении. Этот цвет редко бывает преобладающим в ауре. Только высоко духовные люди могут иметь фиолетовую ауру, например, священники и истинно духовные люди. Это цвет седьмой чакры, расположенной на макушке человека и связывающей нас, как считается, с божественным началом и энергией Вселенной.

В Фен-шуй фиолетовый цвет – символизирует высшую доброту, мудрость и любовь. Это сильный цвет, является цветом лидеров. Обостряет интуицию, чувства и органы зрения. Является отличным помощником для сбалансирования духовной и физической силы.В одежде этот цвет применяют лишь тогда, когда хотят произвести впечатления интеллектуальной и непостижимой личности.

Фиолетовый находится ближе к концу светового спектра, на границе с ультрафиолетом, между видимым и невидимым глазу миром, за которым — тайна и неизвестность. Это цвет философов, поэтов, художников, всех стремящихся к постижению истины, смысла бытия, основ мирозданья, таинства жизни и смерти

В различных национальных культурах на протяжении многих веков и, возможно, тысячелетий сложилась собственная цветовая символика. Эти системы цветовых обозначений впитали в себя притчи и легенды народа, испытали воздействие религий, принятых на данной территории. Исторические события также могли повлиять на закрепление за цветом определенного символического значения.

Цветовая символика индуизма и буддизма

Белый цвет в «Чхандогья-упанишаде» символизирует материальный огонь, или Саттва-гуну, что понимается как проявленное бытие. Белый означает чистоту и безмятежность и воплощает в себе лучшие качества материального мира. Белый цвет присвоен касте жрецов-брахманов. Унаследовав эту традицию, белый носят индийские аскеты и мистики. По преданиям, Брахма рожден в цветке белого лотоса и его священным символом является белый цвет. Белый цвет в Индии считался духовным, он же был цветом перехода в другие миры, то есть траура и смерти, и цветом вдовства.

В китайско-японской традиции белый принадлежит природе Ян — мужскому активному началу, такое значение восходит к древнеиндийскому пониманию белого как огня, горячего начала, активности. В Японии белый становится траурным цветом. Так, белые хризантемы — символ похорон.

Белый цвет считался отчасти «не цветом», а чистым светом. В древности полагали, что у бога-абсолюта Брахмы нет цвета, но как чистый свет он является источником всех возможных цветов радуги. Позднее эта концепция переходит и в буддийскую философию, где наивысшие проявления будда-природы считались радужным сиянием. В буддизме белый — цвет абсолютной чистой любви. В тханкописи (буддийской иконографии) им обозначаются самые добрые, сострадательные будды — Авалокитешвара и Белая Тара. Этому цвету соответствует элемент «вода».

Черный цвет Упанишады относят к гуне Тамас, которая считается самой негативной, или низшей гуной материальной природы. Тамас — сфера заблуждений, невежества, смерти, разложения, грязи. Она отвечает за такие проявления, как состояние заторможенности, склонность к апатии и лени, лжи и глупости. Черный — цвет земли. Его же относят и к цветам богов-разрушителей Кали и Шивы, то есть он символизирует распад и смерть, конец материального существования и конец времен. Его приписывают низшей из индийских каст. Ее представители, шудры, были обязаны носить только черные одежды.

Однако с течением времени символика черного меняется. В буддизме и поздних вайшнавских учениях черный становится защитным цветом. В буддистской иконописи силы-защитники окрашиваются в черные или очень темно-синие цвета, например Махакала, имя которого переводится как «большой черный». Черный цвет соответствует стихии пространства, он рассматривается как безграничное богатство непроявленных возможностей.

В китайской культуре символика черного менялась неоднократно; в «Книге перемен» черный соотносят со смешением четырех стихий и цветов, и он оказывается как бы их сочетанием. Черному приписывалось также и темная, женская сторона — Инь. Лао Цзы отдает предпочтение черному, так как «пять цветов-чувств затмевают ясность сознания». В Китае черный символизировал и понятие «дао». В Японии черный цвет имеет позитивное значение — это цвет нарядный, праздничный и торжественный.

Красный в Упанишадах приписывают гуне Раджас — второй гуне материальной природы. Она представляет собой активное начало, порождающее карму. Эта сфера отвечает за проявления желания и страсти как источника активности. Красный символизирует касту кшатриев — воинов и правителей. Красный — цвет крови, и многие культуры его приписывали сословию воинов. Но это также и цвет желаний и чувственных наслаждений, активности, действия. Ему соответствует элемент огня, который обладает большой трансформирующей силой: огонь преобразует практически любую силу и очищает. Огонь — одна из самых сильных стихий.

В буддизме красный есть символ бесконечной жизни — буддийского рая, страны будды Амитаюса. Но может и символизировать очищающие силы и неукротимую мощь. В таком качестве он встречается на рисунках в ореолах пламени защитников и цветах их тел. Значимые позиции красный занимает и в интерьерах буддистских храмов: этот цвет наносят как основной, затем по нему делают роспись.

Красный, по одной из версий, соответствует мужскому активному началу Ян. В Китае отношение к красному крайне позитивное. Красный — праздничный и нарядный цвет. В красный одевается невеста на свадьбу, в праздник Весны китайцы украшают дом пожеланиями, написанными на красной бумаге, и красными фонарями. Красный — цвет богатства, здоровья и долголетия. В Японии красный имеет в целом позитивный смысл: это цвет солнца, изображенного на флаге Страны восходящего солнца.

Желтый цвет в индийской традиции символизирует мудрость и богатство — следующие по значению после «белой чистоты» позитивные качества материального мира. Желтый по тону близок к белому и является как бы продолжением белого свечения. Он же символизирует объединение мужского и женского начала, в таком виде он служит свадебным цветом (новобрачная покрывает руки желтым в знак соединения с супругом и земного счастья). Его приписывают касте вайшья — свободных людей, торговцев и земледельцев, третьей но силе касте, после брахманов и кшатрий. Желто-оранжевый традиционен для монашеских одеяний в Индии, он передает свечение ауры мудрости.

Для буддистского Востока, в особенности Китая и Тибета, желтый — символ мудрости, а мудрость — женское качество. Богиня наивысшей мудрости — Праджняпарамита — в тханкописи традиционно расписывается желтым. Желтый как дублер золота — также цвет самого Будды и относится к стихии земли.

В Китае желтый является императорским цветом, он означает власть и величие, благородство и честь. Во времена династии Цин только император имел право носить желтые одежды. В Японии желтый символизирует благородство и милосердие.

Зеленый и синий в восточной космогонии олицетворяют силы молодости и роста. Им соответствует стихия воздуха или ветра. В Китае не различали по названиям синие и зеленые тона, их рассматривали как оттенки одного и того же сине-зеленого цвета. Сине-зеленая гамма ассоциировалась с весной, пробуждением, переходом пассивных сил в активное состояние, активным развитием. В Китае есть два традиционных сине-зеленых символа: Бирюзовый дракон (Цинлун), который считался защитником от нечистых сил и часто изображался как источник различных богатств, а также Синий или Зеленый император Цин-ди.

В северном буддизме зеленый соответствовал богине Зеленой Таре — молодой будде в женской форме, помощнице, защитнице. Ее изображали сидящей на лотосе с опущенной к земле правой ногой, что означало стремление действовать, быстро прийти на помощь, активность. То есть зеленый и здесь символизирует молодость и активность.

Воздух и ветер, соответствующие зелено-синим цветам, — изменчивая стихия. Восток этим цветам приписывал также свойство изменчивости, которая могла приносить и пользу, и вред. Таким образом, в японской традиции синий стал считаться знаком подлости и предательства, как обратной стороны переменчивости.

Коричневый и серый — неблагоприятные цвета. Для восточной символики смешанные, тусклые цвета «нечисты», они считаются признаками распада и разложения. Их не используют в священных изображениях, стараются избегать и в быту. Считается, что это не настоящие цвета, а лишь замутнения и загрязнения истинных. У них нет официального толкования и символических соответствий в виде стихий или животных; единственная рекомендация, которая дается восточными философами: избегать таких цветов.

6/2013

УДК 27-526.62-051 С.З. Дашиева

СИМВОЛИКА ЦВЕТА В СТРУКТУРЕ БУДДИЙСКОЙ ТАНКИ

В статье делается попытка выявить тенденции цвета в танке. В буддийской иконографии символике цвета придается большое значение, каждый цвет имеет свое настроение, значение и смысл, структура танки передает сложные и глубокие понятия духовной сущности в физическом пространстве; в каком-то смысле является символом самого человека и его внутренней жизни.

Ключевые слова: танка, символика цвета, эстетика, смысл.

S.Z. Dashieva

SYMBOLOGY OF COLOR IN THE STRUCTURE OF BUDDHIST THANKA

Key words: thanka, symbology of color, esthetics, sense.

В буддийской эстетической культуре предмет, явление природы или человек декоративно стилизуются, превращаясь в символ изображения. И здесь основная красота иконографии содержится в духовном начале, в смысле выражения признаков высшей духовной жизни. Танка служит не только объектом духовного поклонения и иллюстрацией священных текстов, но гораздо более важно то, что в ней воплощается символика и смысл буддийской религиозной культуры.

Существуют разные уровни трактовки буддийских символов — внешний и внутренний, явный и скрытый. Внешний уровень объяснений связан с поверхностным описанием видимого объекта, а внутренний, скрытый смысл танки, отражает многосложные и многослойные аспекты буддийской философии. Внимательному исследователю при определенном знании должно быть понятно, что в загадочных изображениях Будд и Бодхисаттв, защитников, пугающих своей необыденной яростной мимикой и украшениями, в их цветовых характеристиках, в «муд-рах» (сакральных жестах) Будд, в различных позах и атрибутах божеств, скрыт свой смысл, шифр, язык культуры. Некоторые символы и асимметричные линии одновременно скрывают и открывают глубину танки.

Одно из главных значений в танке имеет система цветовых символов, которая в практике буддийских знаний более детализирована и конкретна. Здесь может идти речь не об отдельных красках, а о сложных композициях цветов, что нашло свое отражение в светской и божественной иерархии, в философии, мифологии и литературе. В целом для такой религиозной культуры как буддизм (Индия, Китай, Тибет и др.) ха-

рактерно восприятие мира сквозь призму цветовых символических обозначений. Канон написания танки включает ряд цветов, которые соотнесены с элементами космической системы мироздания, причем на первых ступенях иерархической лестницы стоят пять цветов (панча-Варна), которые символизируют состояние души, небесного Будды, части тела, части мантры и т.д. — красный, белый, желтый, синий и зеленый. Данные цвета воспринимались как пять образов (божеств): Вайрочана — белый; Ратна-самбхава — желтый; Акшобхья — синий; Амитаб-ха — красный; Амогасидхи — зеленый, благодаря которым можно познать все и представить модель мироздания в красочном изображении . Цвет сам по себе статичен, неподвижен. Но в отношении одного цвета к другому возникает образ движения. С помощью цвета можно что-то выделить или оттенить. Свет и цвет определяют настроение иконы. Танка в меняющихся композициях цвета имеет различное символическое значение и эмоциональное воздействие. Условные танки являются отражением неполноты наших знаний о божественной реальности. И в то же время — это знак, указывающий на существование красоты Абсолютной, которая сокрыта в Божестве .

Для примера проведем символику белого цвета. Этот цвет — символ святости, мистического просветления, бессмертия божеств, он ассоциируется с началом творения мироздания. С древних веков белый цвет имеет свойства очищения и божественности . Здесь можно сказать о буддийской богине Таре и ее форме, которая изображается оттенком белого (Белая Тара). Кроме того, она обозначает чистоту, святость . В мандале, представляющей со-

бой графическую модель Вселенной, белый круг и точка в центре обозначают мистический центр, в который спускается верховное божество Вайрочана для совершения акта великого творения. Вайрочана в буддийской мифологии считался главным из пяти дхьяни-будд. Он изображался белым цветом, и мандала помещалась в центре или на востоке. Сияние цветов дхьяни-будд (синего, желтого, красного и зеленого) и дает в основном белый цвет, который символизирует очищение. В буддизме белый цвет олицетворяет пространство, т.к. оно образуется из соединения всех элементов мироздания, с которыми связаны дхьяни-будды (воздуха, огня, воды и земли). В свою очередь, белый цвет появляется в многочисленных эпизодах рождения Будды. Известная легенда гласит, что королева Майя, мать Будды, видела во сне белого слона, который летал по воздуху и прикоснулся к ее правой стороне. И прежде, и теперь слоны известны своей силой и интеллектом, а также связаны с облаками и плодородием. В своей прежней жизни Будда был слоном несколько раз, как отмечалось в Джатаках или рассказах о предыдущих рождениях. Белый слон был и сам будущий Будда, который спустился с небес, чтобы родиться. Таким образом, он так же представляет для королевы Майи целомудренное рождение, или элемент тождества духа над плотью. Джузеппе Туччи отмечает, что: «<…> цвет сам по себе имеет сокровенное значение, последовательное изменение оттенков — это гармоничное применение разного количества белого порошка, <…> умелое применение в буддийском искусстве рядом красного, зеленого и бирюзового оттенков <…>». Все это свидетельствует о том, что древние танкописцы познавали палитру цветов интуитивно, в каких-то духовных прозрениях. Неверный цвет уже считался дисгармонией. Кроме того, в любом цвете есть такие свойства как прозрачность и плотность, густота, блеск и тусклость, которые создают разнообразную палитру смысла и значения.

Черный цвет обозначает изначальную темноту, что характеризуется темнотой скрытого Бытия. В области, где темно, нет света, но есть звук, который мы не можем слышать, т.к. это недоступно для слуха любого физического существа. Тьма становится светом, тенями цвета, звуком цвета, и звук создает форму. Один из самых интересных примеров представлен так называемыми черными картинами. Особый жанр представляет черная танка — очень мистическая картина, изображающая мерцающие, блестящие формы, возникающие из полупрозрачной темноты. Их эстетическое влияние про-

истекает из контраста мощных линий на черном фоне, что делает их одним из наиболее эффективных способов оценить мастерство танкописца.

Существует целый ряд технологий с использованием золотых линий на черном фоне, больших цифр, параметров и разнообразных цветов. Черные картины относительно поздно появились в буддийском искусстве. С помощью этих танок художники могут вызвать в воображении видения таинственного трансцендентного мира. Чернота гневных божеств, которые часто являются предметом этих танок, означает мрак ненависти и невежества. Роль этих качеств — в пробуждении ясности и правды. Черный цвет представляет не просто физическую смерть, он также обозначает и духовную смерть, смерть эго, уничтожение неведения, смерть всего, что стоит на пути просветленного опыта . Танки с черным фоном образуют особую категорию созерцательной живописи. Черный цвет ненависти превращается в мудрость в сострадании. Таким образом, можно констатировать, что в черных танках фронтальное божество в светящемся видении полупрозрачного цвета обращает зло в добро.

Единство мира не исключает, а предполагает многообразие. Выражением этого многообразия и является цвет. Цвет дается в иконе локально, его границы строго определены границами предмета, взаимодействие цветов осуществляется на семантическом уровне . В древнем буддийском танкописании больший акцент делается на духовном значении, что, естественно, повлияло на развитие и практику буддийской эстетики. Глубокие и яркие цвета — белый, зеленый, синий, красный, желтый и золотой — объединяют всю композицию. Все художники прибегали к символике цвета, каждый цвет имеет свое значение и настроение. Цвет может существовать только лишь в связи с объектом. Цвет -это есть цвет чего-то. Следует помнить о том, что речь идет не просто о символике цвета, но и о значении объекта, имеющего тот или иной цвет. И каждый танкописец, нанося на полотно подчас микроскопические цветовые оттенки, которыми он в бесконечных модификациях окружает основной объект и его действие, и которые не затрагивают основной канон, передает сложные и глубокие понятия духовной реальности. Цвет в танке не принадлежит предмету -его поверхности и форме. Он, как и все в танке, подчинен одной задаче — приоткрыть мир духовной сущности в физическом пространстве. При помощи своих цветовых символов танка

передает информацию так же, как письменный или печатный текст.

В книге «Тибетское искусство резьбы на камне» («ФШЙ^^Й^Ж») Джанг Чао Ин пишет: «Любимые цвета тибетцев — белый, желтый, синий, красный, зеленый <…> этот вопрос дает возможность сравнения системы цветов в различных религиях, выявления различий и общих элементов этих систем, с помощью чего можно сравнивать ряд культурных традиций с точки зрения восприятия и использования цвета. Исследование позволит в дальнейшем углубить понимание восприятия и употребления цвета у различных этносов» .

Таким образом, в буддийской иконографии существует развитая система цветообозначения. В танке мы имеем дело не с локальным цветом, а гаммой и палитрой цветов. В основе канонических цветов лежат сходные представления и ассоциации. В буддизме наблюдается большая детализация и систематизация цветовой символики. В настоящее время цвет становится символом социально-политических структур и самого человека. Исследователи говорят о появлении новой области исследования, изучающей происхождение цветового символа, его содержание, межкультурные различия в цветовой символике. Визуальные, духовные и эмоциональные прояв-

ления цвета в искусстве танки взаимосвязаны. Эффекты воздействия цвета и управление ими становится основой эстетического учения о цвете.

Литература

1. Саусе Е. On the power of color, stones, and crystals. -NY., 1989.

2. Языкова И.К. Богословие иконы. — . — URL: http://www.wco.ru/biblio/books/

3. Серов Н.В. Лечение цветом. Мода и гармония. -СПб.: ЛИСС, 1993. — С. 331.

4. Landaw J., Weber A. Images of enlightenment: Tibetan art in practice. — NY.: Snow lion lublications, 1993.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. URL: http://buddhayana.ru/. — .

7. Религиоведение: энциклопедический словарь. — M.: Академический проект, 2006.

Дашиева Саяна Зэмбэевна, аспирант Педагогического университета Внутренней Монголии, старший лаборант кафедры философии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: dharmasa-9@mail.ru.

УДК 008 (571.54) О.Э. Нимаева

ФЕНОМЕН АРХЕТИПОВ И АРХЕТИПИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ БУРЯТ

Данная статья посвящена феномену архетипов и архетипических образов в традиционной культуре бурят. В культуре любого народа существуют определенные универсалии, на которых базируется устойчивость этнической культуры. Это универсальные константы, диктующие определенные нормы, идеалы, ценностные ориентиры. В них «зашифровано» отношение человека к явлениям, событиям, нормам, ценностям и т.д.

Ключевые слова: архетип, архетипический образ, традиционная культура, миф.

О.Е. Nimaeva

THE PHENOMENON OF ARCHETYPES AND ARCHETYPICAL IMAGES IN TRADITIONAL CULTURE OF THE BURYATS

Key words: archetype, archetypical image, traditional culture, myth.

Исследование культурных архетипов и архе- многоаспектный смысл и выступает в роли

типических образов является одним из актуаль- культурфилософской и этнокультурной универ-

ных направлений культурологического анализа. салии, является предметом исследования раз-

В современной науке понятие «архетип» обрело личных гуманитарных наук. Культура народа

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *