Взаимосвязь уровня взаимоотношений в семье и оценки отношений подростка с классом
(299.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc 300kb. 20.11.2011 17:35

  • Учебник Юнита. Психология отношений в семье
  • Оценка и оценочная деятельность
  • Роль семьи в развитии личности ребёнка
  • Взаимосвязь уровня агрессии и самооценки личности, обучающихся в Алапаевском профессионально-педагогическом колледже.
  • Анализ и оценка уровня организации труда менеджмента
  • Взаимосвязь самооценки и уровня тревожности
  • Анализ динамики уровня жизни населения РБ за 2002 — 2005г
  • Конспект Коллективного Творческого Дела на тему Прощание с 1м классом, Маша и Миша в стране Знаний
  • Демьянов Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии
  • Разработать модель оценки уровня качества муки пшеничной
  • Основные этапы оказания помощи семье
  • Зарождение и становление межличностных отношений и их влияние на социальный статус дошкольника в группе

1.doc

1 2 3 4 Реклама MarketGid:
^

Обработка и интерпретация результатов

Изучается степень выраженности в семейном воспитании.

Ключ

Выделяются 8 факторов:
1. Строгость (гибкость) воспитательных установок (вопросы 1, 9, 17).
2. Воспитание самостоятельности, инициативы (2, 10, 18).
3. Доминантность матери, отца или равное участие обоих родителей в воспитании (3, 11, 19).
4. Отношение к школе, учителям (4, 12, 20).
5. Жесткость (гибкость) методов воспитания (5, 13, 21).
6. Взаимоотношения в семье: недружеские или теплые (6, 14, 22).
7. Взаимопомощь в семье, наличие или отсутствие общих дел (7, 15, 23).
8. Общность интересов (8, 16, 24).
Ответы «5», «конечно нет», — указывают на максимально положительное проявление фактора. Максимальная сумма баллов по одному фактору — 15.
Ответы «1», «конечно да», — указывают на педагогически отрицательное проявление фактора. Минимальная сумма баллов по фактору — 3.
Максимальная сумма баллов по всем факторам — 120, минимальная — 24.
Уровни взаимоотношений в семье
Благополучный (высокий) — 105-84. Менее благополучный — 83-63. Удовлетворительный — 62-41. Неблагополучный — меньше 40.
2.2. Результаты методологического исследования.
Методика «Оценка отношений подростка с классом»
индивидуалистический тип восприятия — 7 человек – 25 %
прагматический тип восприятия — 0 человек – 0 %
коллективистический тип восприятия — 21 человек- 75 %
(см. Приложение 1)
Интерпретация
В данном классе преобладает коллективистический тип восприятия (75 %). Для большинства детей на первый план выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремление внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы.
Следует отметить, что прагматический тип восприятия не проявляется в данном классе, дети не воспринимают группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа почти не воспринимается и не оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Очень малое предпочтение отдаётся более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации.

^ Исследование социометрического статуса
В данной методике результаты выглядят так:
1 группа «Звёзды» — 1 человек – 3,6 %,
2 группа «Принятые» — 12 человек – 42,9 %,
3 группа «Непринятые» — 13 человек – 46,4 %,
4 группа «Пренебрегаемые» — 2 человека – 7,1 %.
(см. Приложение 2).
Выделяются две наиболее существенные категории – члены группы с благоприятным статусом (1 и 2 статусные категории), куда относятся испытуемые, получившие среднее и выше среднего число выборов, и члены группы с неблагоприятным статусом (3 и 4 статусные категории), куда относятся испытуемые, получившие минимальное и нулевое число выборов.
В данном исследовании результаты выглядят так:
благоприятный или высокий социометрический статус – 46,5 %,
неблагоприятный или низкий социометрический статус – 53,5 %.
В качестве диагностического параметра можно рассматривать и «индекс изолированности» — процент членов группы, оказавшихся в 4 статусной категории. В данном классе он составляет 7,1 %.
^ Интерпретация полученных данных
В данном классе неблагоприятный или низкий социометрический статус превалирует над благоприятным или высоким социометрическим статусом на 7 %.
Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий является существенным диагностическим показателем, который квалифицируется как «уровень благополучия взаимоотношений» (УБВ). Если большинство членов группы оказывается в благоприятных статусных категориях (1 и 2), уровень благополучия отношений определяется как высокий; при одинаковом соотношении – как средний; при преобладании в группе людей с низким статусом – как низкий. В данном исследовании группы учеников преобладают люди с низким статусом, таким образом, УБВ низкий.
^ Опросник социализации для школьников «Моя семья»
Уровни взаимоотношений в семье:
Благополучный (высокий) – 7 человек – 25 %,
Менее благополучный – 19 человек – 67,9 %,
Удовлетворительный – 2 человека – 7,1 %,
Неблагополучный – 0 человек – 0 %.
(см. Приложение 3).
Интерпретация
В данном классе преобладает менее благополучный уровень взаимоотношений в семье (67,9 %). Этот уровень характеризуется не очень высоким благополучием в семье, но достаточно хорошими межличностными, внутрисемейными и внешними контактами, а так же хорошим взаимодействием, как в ходе совместной деятельности, так и во время отдыха, взаимовыручкой, стремлением к единству мыслей и действий. Важными являются индивидуальные особенности каждого члена семьи.
Следует отметить, что в исследуемом классе отсутствуют дети с неблагополучным уровнем взаимоотношений в семье, и достаточно мало детей, у которых уровень взаимоотношений в семье удовлетворительный (7,1 %).
^ 2.3. Взаимосвязь уровня отношений подростка в семье с уровнем взаимоотношений в классе.
На основе проведённых методик – опросника социализации для школьников «Моя семья», опросника «Оценка отношений подростка с классом», а так же социометрии – можно сделать следующие выводы:
при достаточно благополучном уровне взаимоотношений подростка в семье, в классе у него наблюдается коллективистический тип восприятия группы, и ребёнок оказывается в статусе принятого, таких детей в данном классе примерно 43 %;

есть ещё одна группа детей, которые, при менее благополучном уровне взаимоотношений в семье, в классе оказываются непопулярными (непринятыми); таких примерно 35 %, из них у 60 % — коллективистический тип восприятия группы и у 40 % — индивидуалистический;
в данном классе половые различия – это не главный критерий выбора; в классе 13 мальчиков (46 %) и 15 девочек (54 %); у девочек преобладает коллективистический тип восприятия группы (80 %), у мальчиков также преобладает этот тип (70 %), при этом принятых и непринятых детей в этих группах примерно равное количество;
в классе неблагоприятный или низкий социометрический статус превалирует над благоприятным или высоким социометрическим статусом на 7 %.
(см. Приложение 4).
Заключение
В процессе проведённого исследования на выявление взаимосвязи уровня взаимоотношений в семье и оценки отношений подростка с классом, моя гипотеза подтвердилась. Существует связь между уровнем взаимоотношений и отношением подростка с классом.
По полученным результатам мы видим, что подростки, у которых достаточно благополучный уровень взаимоотношений в семье, в классе оказываются в статусе принятых, и при этом у них наблюдается коллективистический тип восприятия группы; половые различия не являются главным критерием выбора;
При менее благополучном уровне взаимоотношений в семье, в классе подросток оказывается непопулярным или непринятым.
Рассмотренная мной проблема может быть изучена шире. В дальнейшем исследовании можно рассмотреть влияние на социометрический статус других показателей, рассмотреть особенности личности, характера, поведение учеников в конфликтных ситуациях, взаимоотношения в среде не только подросток – подросток или подросток — родители, но и в других системах.
^ ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Немов Р.С. Психология. Т.1 Общие основы психологии. М.,1995. с.547-565.
2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.,1996.
3. Петровский А.В. Ярошевский М.Г. Психология. Словарь. Ростов-на-Дону,1998.
4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону,1997.
5. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М.,2001.
6. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика: методики и тесты. Самара,2001.
7. Головей Л.А. Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. Санкт-Петербург,2002.
8. Мухина В.С. Возрастная психология. М.,1995. с.362-375.
9. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Санкт-Петербург,2000.
10. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.,1998.
11. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.,1993.
12. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Е.М. Возрастная и педагогическая психология. М.,1999. с.178-190.
13. Кайл Р. Тайны психики ребёнка. Санкт-Петербург,2000.
14.Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. М.,1987.
15.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.,1996. с.357-371.
16. Борисов А. Роскошь человеческого общения. Мн.,1991. с.12-24.
17. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. М.,2000. с.139-163.
18. Социальная психология. Под ред. Сухова А.Н., Деркача А.А. М.,1997. с.69-85.
19. Дубровина Е.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. М.,2001.
20. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Мн.,1984.
21. Парыгин Б. Социальная психология. М.,1994. с.346-352.
22. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы первичного коллектива. Ярославль,1977.
23. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.,2000.
24. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. Л.,1990.
25. Кон И.С. Ребёнок и общество. М.,1988.
26. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.,1988.
Приложение 1
^ ДАННЫЕ УЧЕНИКОВ 8 «А» КЛАССА СШ №2
Методика «Оценка отношений подростка с классом»

Код в бланках
ответов
Имя Тип восприятия
23 Багдан коллективистический
8 Настя коллективистический
18 Илонна индивидуалистический
26 Маргарита коллективистический
28 Максим коллективистический
11 Кристина коллективистический
3 Марина коллективистический
15 Саша коллективистический
7 Кристина коллективистический
16 Маша индивидуалистический
20 Влад коллективистический
25 Тимофей коллективистический
17 Рикард индивидуалистический
27 Миша коллективистический
21 Маша коллективистический
5 Саша коллективистический
19 Павел индивидуалистический
10 Катя коллективистический
14 Валера индивидуалистический
13 Таня коллективистический
22 Дима индивидуалистический
12 Настя коллективистический
24 Максим коллективистический
4 Оля коллективистический
9 Андрей коллективистический
2 Оля коллективистический
1 Оля индивидуалистический
6 Ира коллективистический


Приложение 2
^ ДАННЫЕ УЧЕНИКОВ 8 «А» КЛАССА СШ №2
Социометрия

Код в бланках
ответов
Фамилия Имя Статусная
категория
(количество выборов)
23 Богдан «Непринятый» (2)
8 Настя «Непринятый» (1)
18 Илонна «Непринятый» (2)
26 Маргарита «Принятый» (5)
28 Максим «Принятый» (3)
11 Кристина «Принятый» (5)
3 Марина «Непринятый» (1)
15 Саша «Принятый» (5)
7 Кристина «Принятый» (4)
16 Маша «Непринятый» (1)
20 Влад «Принятый» (4)
25 Тимофей «Непринятый» (2)
17 Рикард «Пренебрегаемый» (0)
27 Миша «Звезда» (9)
21 Маша «Принятый» (3)
5 Саша «Непринятый» (1)
19 Павел «Пренебрегаемый» (0)
10 Катя «Принятый» (5)
14 Валера «Непринятый» (1)
13 Таня «Непринятый» (2)
22 Дима «Непринятый» (1)
12 Настя «Непринятый» (1)
24 Максим «Принятый» (3)
4 Оля «Принятый» (4)
9 Андрей «Непринятый» (1)
2 Оля «Принятый» (5)
1 Оля «Принятый» (3)
6 Ира «Непринятый» (2)


Приложение 3
^ ДАННЫЕ УЧЕНИКОВ 8 «А» КЛАССА СШ №2
Опросник социализации для школьников «Моя семья»

Код
испыту-
емого
Пол Диагностические факторы Общая
сумма
баллов
УВС
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Ж 11 13 =6 14 13 11 12 7 87 Б
2 Ж 9 10 +3 10 14 9 7 7 71 М
3 Ж 9 8 +3 12 12 8 7 12 69 М
4 Ж 11 8 -3 9 5 9 7 8 60 У
5 Ж 12 11 +3 9 14 8 11 11 79 М
6 Ж 6 15 +3 10 13 9 9 5 70 М
7 Ж 9 12 =9 13 12 10 8 8 81 М
8 Ж 8 7 =9 12 7 7 9 10 69 М
9 М 10 4 -3 10 8 9 11 11 66 М
10 Ж 11 11 +3 11 14 5 11 12 78 М
11 Ж 13 14 +3 10 15 10 10 13 88 Б
12 Ж 8 11 +3 14 12 9 10 11 78 М
13 Ж 7 7 =5 5 10 9 14 10 67 М
14 М 13 9 +3 13 14 14 11 15 92 М
15 М 8 13 +8 13 9 11 11 7 80 Б
16 Ж 11 13 +8 11 14 9 8 12 86 М
17 М 8 8 +3 12 4 9 12 11 67 Б
18 Ж 9 11 -3 13 11 10 15 13 85 М
19 М 7 11 -5 13 7 9 11 6 69 М
20 М 12 8 -3 13 9 10 11 15 71 У
21 М 6 8 +3 11 6 7 11 8 60 М
22 М 9 11 +5 13 13 7 10 9 77 М
23 М 10 12 -3 13 14 9 10 9 80 М
24 М 7 11 +3 14 8 8 5 8 64 М
25 М 11 11 +3 14 6 11 11 5 72 М
26 Ж 8 13 =5 12 9 10 6 4 67 М
27 М 14 10 +5 14 15 9 15 11 93 Б
28 М 10 12 =5 14 15 8 10 11 85 Б

Карнаухова А.Б.

Социализация – это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить и в целенаправленного формирования личности (в условиях воспитания), и в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе,. однако воспитание — ведущее и определяющее начало социализации.

Процесс социализации может быть понят как приобщение человека к культуре как таковой и — одновременно — как приобщение к традициям конкретной национальной культуры, выступающей далее для него в качестве автохронной, родной.

Процесс социализации как адаптация человека к культурной среде осуществляется практически всю его жизнь, однако наиболее активный ее период приходится на временной отрезок со второго по шестой годы жизни ребенка. Если этот период упущен, то нормальная социализация становится практически невозможной (феномен Маугли).

В детстве социализация происходит за счет психологических механизмов подражания, принятия роли другого, имитации и идентификации себя с другими. В процессе социализации очень важной является проблема агента социализации, т.е. чья поведенческая норма выступает в качестве образца для ребенка. При этом важно отметить, что социализация выступает одновременно и как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), и как стихийно-спонтанное воздействие (путем трансформации индивидуального сознания в соответствующем социокультурном контексте. В концепции Фрейда таким образцом, на который ориентируется ребенок, является семья (прежде всего родители). В свою очередь, Т.Тернером было показано, что референтным агентом социализации может выступать группа, не носящая семейного характера. При всех различиях, однако, агент социализации фиксируется, во-первых, как «другой/другие» и, во-вторых, как «значащий другой/другие»: типовым образцом отношений в рамках процесса социализации являются вертикальные отношения по принципу «учитель-ученик». Индивид вбирает в себя общие ценности в процессе общения со «значащими другими».

Социализация является стадиальным процессом. Мид выделяет три этапа ее осуществления:

  • психогенетический, основанный на усвоении шаблонов удовлетворения потребностей и осуществляемый путем проб и ошибок;
  • образно-символический, основанный на образной системе, безусловно-рефлекторно связанной с символами;
  • интеллектуально-концептуальный, в рамках которого культурная символика становится центральным механизмом управления поведением.

Социальные функции социализации обусловлены тем, что она выступает важнейшим механизмом:

  • воспроизводства субъекта социально-исторического процесса;
  • обеспечения преемственности в развитии культуры и цивилизации;
  • поддержания бесконфликтного существования общества как интегрированной системы посредством адаптации индивида к социальной среде и имплицирования в содержание его сознания общезначимых норм легитимного поведения.

Учитывая то, что воспитание – это ведущее и определяющее начало социализации, а основным агентом социализации является семья, для оценки уровня социализации школьников был выбран опросник социализации для школьников «Моя семья». Данная методика позволяет изучить степень выраженности социализации в семейном воспитании, оценить общий уровень взаимоотношений в семье (благополучный (высокий), менее благополучный, удовлетворительный, неблагополучный), а также провести более подробный анализ по 8 выделенным факторам:

Полученные результаты могут быть представлены как в письменном виде, так и в форме графика по целому классу и по отдельным ученикам (см. рис. 1 — 2).

Данная методика обладает следующими преимуществами: небольшие временные затраты на проведение и обработку результатов; легкость проведения, вследствие чего использовать методику может не только, психолог, но и классный руководитель, учитель-предметник.

Для получения более полной и достоверной информации рекомендуется проводить дополнительное анкетирование родителей.

Результаты исследования с исследованием тест-опросника «Моя семья» представлены на рис. 1- 2.

Рис.1. Уровни взаимоотношений в семье (6- классы)

Рис.1. Уровни взаимоотношений в семье (6- классы)

Методика «Опросник «Моя семья»

Проведение исследования.

Инструкция. Вопросы переписывать не надо, необходимо ставить только номер вопроса и номер ответа, а для вопросов 3, 19, 11 следует отвечать либо «мать» либо «отец».

Варианты ответов: 5 – конечно нет; 4 – скорее нет; 3 – не знаю; 2 – скорее да, чем нет; 1 – конечно да.

  1. Сердятся ли родители, если вы спорите с ними?
  2. Часто ли родители помогают вам в выполнении домашних заданий?
  3. С кем вы чаще советуетесь – с матерью или с отцом, когда нужно принять какое-либо решение?
  4. Часто ли родители соглашаются с вами, что учитель был несправедлив к вам?
  5. Часто ли родители вас наказывают?
  6. Правда ли, что родители не всегда понимают вас, ваше состояние?
  7. Верно ли, что вы участвуете вместе с родителями в решении хозяйственных вопросов?
  8. Действительно ли, что у вас в семье нет общих занятий и увлечений?
  9. Часто ли в ответ на вашу просьбу разрешить вам что-либо родители отвечают, что это нельзя?
  10. Бывает ли так, что ваши родители настаивают на том, что бы вы не дружили с кем-нибудь из ваших товарищей?
  11. Кто является главой в вашей семье – мать или отец?
  12. Смеются ли родители над кем-нибудь из ваших учителей?
  13. Часто ли родители разговаривают с вами раздражительным тоном?
  14. Кажется ли вам, что у вас в семье холодные недружеские отношения между родителями?
  15. Верно ли, что в вашей семье мало помогают друг другу в домашних делах?
  16. Правда ли, что родители не обсуждают с вами прочитанных книг, просмотренных телепередач, фильмов?
  17. Считают ли вас родители капризным ребенком?
  18. Часто ли родители настаивают на том, чтобы вы поступили согласно их желаниям, говоря, что они разбираются лучше вас?
  19. С кем из родителей вы больше общаетесь?
  20. часто ли родители не одобряют и не поддерживают мероприятия, которые организует школа?
  21. наказывали ли вас более сурово, чем других детей?
  22. часто ли вы с родителями говорите «по душам», советуетесь по личным проблемам?
  23. Верно ли, что у вас нет ежедневных домашних заданий?
  24. Правда ли, что родители не ходят с вами в театры, музеи, на выставки и концерты?

Обработка и интерпретация результатов

1. Строгость (гибкость) воспитательных установок (вопросы: 1,9,17);

2. Воспитание самостоятельность, инициативы (вопросы: 2,10,18);

3. Доминантность матери, отца или равное участие обоих родителей в воспитании (вопросы: 3,11,19);

4. Отношение к школе, учителям (вопросы: 4, 12, 20);

5. Жесткость (гибкость) методов воспитания (вопросы: 5, 13, 21);

6. Взаимоотношения в семье: недружеские или теплые (вопросы: 6, 14, 22);

7. Взаимопомощь в семье, наличие или отсутствие общих дел (вопросы: 7, 15, 23);

8. Общность интересов (вопросы: 8, 16, 24)

Ответы «5», «конечно нет», — указывают на максимально положительное проявление фактора. Максимальная сумма баллов по одному фактору — 15.

Ответы «1», «конечно да», — указывают на педагогически отрицатель­ное проявление фактора. Минимальная сумма баллов по фактору — 3.

Максимальная сумма баллов по всем факторам — 120, минимальная — 24.

Уровни взаимоотношений в семье

Благополучный (высокий) — 105—84.

Менее благополучный — 83—63.

Удовлетворительный — 62-41.

Неблагополучный — меньше 40.
Тест «Подростки о родителях»

Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR- сокращенно подростки о родителях) изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.

Основой служит опросник, который создал Шафер в 1965 году. Эта методика базируется на положении Шафера о том, что воспитательное воз­действие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: принятие – эмоциональное отвержение, психологический контроль – психологическая автономия, скрытый контроль – открытый контроль. При этом принятие здесь подразумевает, безусловно, положительное отношение к ребенку, вне зависимости от исходных ожиданий родителей.

Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.

Использование опросника в Чешской республике на выборке молодежи показало необходимость его переработки и адаптирования к социокультурным услови­ям. Модифицированный вариант опросника был предложен 3. Матейчиком и П. Ржичаном в 1983 году.

В ходе международного научного сотрудничества лаборатории клинической психологии Института им. В.М. Бехтерева с Институтом психодиагнос­тики (Братислава, Словакия) эта методика была апробирована на подрост­ках 13-18 лет в России, как это предусмотрено авторами модификации. Она оказалась весьма полезной для отражения факторов семейного воспитания, скрытых как от врачей и психологов (педагогов), так и от самих родителей.

Проведение исследования

Перед началом эксперимента подростка вводят в курс дела относитель­но целей и задач исследования.

Инструкция. Просим вас оценить исходя из собственного опыта, какие из указанных положений более всего характерны для ваших родите­лей. Для этого внимательно прочитайте каждое утверждение, не пропуская ни одного из них. Если вы считаете, что утверждение полностью соответ­ствует воспитательным принципам вашего отца (или матери), обведите кружком цифру «2». Если вы считаете, что данное высказывание частично подходит для вашего отца (или матери), обведите цифру «1». Если же, по вашему мнению, утверждение не относится к вашему отцу (или матери), то обведите цифру «0».

Затем подростку выдают регистрационный бланк для заполнения отдельно на каждого из родителей. Принципиальной разницы между формулировками высказываний нет: по отношению к матери все утверждения представлены в женском роде, а по отношению к отцу — в мужском. Причем бланки запол­няются отдельно, вначале, например, заполняется бланк, в котором отража­ются воспитательные принципы матери, затем этот бланк сдается эксперимен­татору и только после этого выдается аналогичный бланк, где указанные положения должны быть оценены подростком уже в применении к отцу.

ADOR (опросник для подростков)

Фамилия Имя Отчество

Мой отец (моя мать) Да Частично Нет
1 Очень часто улыбается мне 2 1 0
2 Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, что нет 2 1 0
3 Обладает недостаточной терпеливостью в отношении меня 2 1 0
4 Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться 2 1 0
5 Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает 2 1 0
6 Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться 2 1 0
7 Считает, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять 2 1 0
8 Постоянно жалуется кому-то на меня 2 1 0
9 Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо 2 1 0
10 За одно и то же один раз наказывает, а другой — прощает 2 1 0
11 Очень любит делать что-нибудь вместе 2 1 0
12 Если назначает какую-нибудь работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу 2 1 0
13 Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал 2 1 0
14 Не требует, чтобы я спрашивал у него разрешения, чтобы идти уда, куда захочу 2 1 0
15 Отказывается от многих своих дел в зависимости от своего настроения 2 1 0
16 Пытается развеселить и воодушевить меня, когда мне грустно 2 1 0
17 Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я должен быть наказан 2 1 0
18 Мало интересуется тем, что меня волнует, и чего я хочу 2 1 0
19 Допускает, чтобы я мог бы идти, куда хочу каждый вечер 2 1 0
20 Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, иногда нет 2 1 0
21 Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения 2 1 0
22 Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано 2 1 0
23 Иногда вызывает у меня ощущение, что я ему противен 2 1 0
24 Практически позволяет мне делать все, что мне нравится 2 1 0
25 Меняет свои решения так, как ему удобно 2 1 0
26 Часто хвалит меня за что-либо 2 1 0
27 Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь 2 1 0
28 Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился 2 1 0
29 Позволяет мне самому выбирать себе дело по душе 2 1 0
30 Иногда очень легко меня прощает, а иногда — нет 2 1 0
31 Старается открыто показать, что любит меня 2 1 0
32 Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе 2 1 0
33 Если я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом 2 1 0
34 Предоставляет мне много свободы. Редко говорит «должен» или «нельзя» 2 1 0
35 Непредсказуем в своих поступках, если я сделаю что-нибудь плохое или хорошее 2 1 0
36 Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу 2 1 0
37 Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею 2 1 0
38 Не будет со мной говорить, пока я сам не начну, если до этого я его чем-то задену или обижу 2 1 0
39 Всегда легко меня прощает 2 1 0
40 Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало 2 1 0
41 Всегда находит время для меня, когда это мне необходимо 2 1 0
42 Постоянно указывает мне, как себя вести 2 1 0
43 Вполне возможно, что, в сущности, меня ненавидит 2 1 0
44 Проведение каникул я планирую по собственному желанию 2 1 0
45 Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным 2 1 0
46 Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я ни спросил 2 1 0
47 Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел 2 1 0
48 Пренебрегает мною, как мне кажется 2 1 0
49 Не вмешивается в то, убираю я или нет мою комнату (или уголок) — это моя крепость 2 1 0
50 Очень неконкретен в своих желаниях и указаниях 2 1 0

Обработка и интерпретация результатов

После того как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать), все полученные данные сводятся в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца.

Затем по каждому параметру подсчитывается арифметическая сумма сырых баллов (P0Z— позитивный интерес, DIR — директивность, HOS— враж­дебность, АUT— автономность и NED — непоследовательность). Далее «сырые» баллы переводятся в стандартизованные в соответствии с таблицами. Стандартизованные данные располагаются от 1 до 5, нормой является сред­нее значение, т. е. 3.

Если по параметру вышло 1—2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4—5, то измеряемое качество выражено вполне отчетли­во. Затем на специальном бланке строятся оценочные профили отношений как к матери, так и к отцу.

Ключи к опроснику АДОР
баллы баллы баллы баллы баллы
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
31 32 33 34 35
36 37 38 39 40
41 42 43 44 45
46 47 48 49 50
-ырых

РОЛЛОВ

Стандар тн. галлы
POZ DIR HOS AUT NED

1. Оценка матери сыном

Шкала позитивного интереса

Прежде всего психологическое принятие матери мальчики-подростки видят в относительно критическом подходе к ним. Подростки часто испы­тывают необходимость в помощи и поддержке матери, в большинстве случаев принимают ее мнение, склонны соглашаться с ней. Такие же поведения, Как властность, подозрительность, тенденция к лидерству, отрицаются. В то же время сыновья не ждут от матери чрезмерного конформизма, вплоть до Тенденции «идти на поводу». Тем не менее, просто компетентное поведение, дружеский способ общения и нормальные эмоциональные контакты оказываются недостаточными для того, чтобы подросток мог утверждать, что мать испытывает по отношению к нему позитивный интерес. Они стремятся к сверхопеке сильного, взрослого и самостоятельного человека.

Шкала директивности

Директивность матери по отношению к сыну подростки видят в навязывании им чувства вины по отношению к ней, ее декларациям и постоянным напоминаниям о том, что «мать жертвует всем ради сына», полностью берет на себя ответственность за все, что делает и будет делать ребенок. Матерью как бы утверждается изначальная зависимость ее статуса и оценки окружающих от соответствия сына «эталону ребенка», исключая при этом возможность другие вариантов самовыражения. Таким образом, мать стремится любым способом исключить неправильное поведение сына, чтобы «не ударить в грязь лицом». Простые же формы проявления отзывчивости, проявления симпатии, вызывающие положительные эмоциональные отношения, отрицательно коррелируют с директивной формой взаимодействия матери и подростка.

Шкала враждебности

Враждебность матери в отношениях с сыном-подростком характеризу­ется ее агрессивностью и чрезмерной строгостью в межличностных отно­шениях. Ориентировка матери исключительно на себя, ее самолюбие, излишнее самоутверждение, как правило, исключают принятие ребенка. Он воспринимается, прежде всего, как соперник, которого необходимо подавить, дабы утвердить свою значимость. Так, эмоциональная холодность к подрост­ку маскируется и зачастую выдается за сдержанность, скромность, следова­ние «этикету» и даже подчиненность ему. В то же время может наблюдаться ярко выраженная подозрительность, склонность к чрезмерной критике в ад­рес сына, целью которой является стремление унизить его в глазах окружаю­щих. Наряду с этим постоянно (главным образом на вербальном уровне) де­монстрируется положительная активность, ответственность за судьбу сына.

Шкала автономности

Автономность матери в отношениях с сыном понимается им как диктат, полное упоение властью, даже некоторая маниакальность в этом отноше­нии, не признающая никаких вариаций. Мать при этом не воспринимает ребенка как личность, со своими чувствами, мыслями, представлениями и побуждениями, она являет собой слепую силу власти и амбиций, которой все, невзирая ни на что, обязаны подчиняться. При этом адаптивная форма авторитета матери, основанная на доверии и уважении, а также приемле­мые формы жестокости и резкости (когда они учитывают ситуацию), ока­зываются не характерными для автономности матерей в отношениях с сыновьями-подростками. Также, по мнению сыновей, ни эмоциональная привязанность, ни дружеский стиль общения не могут быть связаны с отгороженностью, невовлеченностью матери в дела сына.

Шкала непоследовательности

Непоследовательность проводимой матерью линии воспитания оценивается подростком как некое чередование (в зависимости от степени нормативной значимости) таких психологических тенденций, как господствo силы и амбиций и покорность (в адаптивных формах), деликатность и сверхальтруизм и недоверчивая подозрительность.

Причем надо отметить, что все они имеют тенденцию к экстремальным формам проявления (амплитуда колебаний максимальна).

2. Оценка отца сыном

Шкала позитивного интереса

Позитивный интерес в отношениях с сыном рассматривается как отсут­ствие грубой силы, стремления к нераздельной власти в общении с ним.

Подростки говорят о позитивном интересе в случаях, когда отцы стре­мятся достигнуть их расположения и почитания отцовского авторитета, не прибегая к декларациям догм. Психологическое принятие сына отцом ос­новано, прежде всего, на доверии. При подобных отношениях характерно находить истину в споре, прислушиваясь к различным аргументам и отда­вая предпочтение логике здравого смысла. Здесь полностью отрицается ка­кого-либо рода конформизм.

Шкала директивности

Директивность в отношениях с сыном отец проявляет в форме тенден­ции к лидерству путем завоевания авторитета, основанного на фактичес­ких достижениях и доминантном стиле общения. Его власть над сыном вы­ражается главным образом в управлении и своевременной коррекции поведения ребенка, исключая амбициозную деспотичность. При этом он очень четко дает понять ребенку, что ради его благополучия жертвует неко­торой имеющейся у него частичкой власти; что это не просто покровитель­ство, а стремление решать все мирно, невзирая на степень раздражения.

Шкала враждебности

Жестокие отцы всегда соглашаются с общепринятым мнением, слиш­ком придерживаются конвенций, стремятся удовлетворить требования дру­гих быть «хорошим» отцом и поддерживать положительные отношения. Воспитывая, они пытаются вымуштровать своего сына в соответствии с при­нятым в данном обществе и в данной культуре представлением о том, ка­ким должен быть идеальный ребенок.

Отцы стремятся дать сыновьям более широкое образование, развивать Различные способности, что зачастую приводит к непосильной нагрузке на юношеский организм. Наряду с этим проявляется полная зависимость от мнения окружающих, боязнь и беспомощность, невозможность противо­стоять им. В то же время по отношению к сыну отец суров и педантичен. Подросток постоянно находится в состоянии тревожного ожидания низкой оценки его деятельности и наказания родительским отвержением по формуле: «Как ты смеешь не соответствовать тому, что ждут от тебя, ведь я жертвую всем, чтобы сделать из тебя человека». Тут же звучит постоянное недо­вольство, скептическое отношение к достижениям сына, что неизбежно снижает мотивацию его деятельности.

Шкала автономности

Автономность отца в отношениях с сыном проявляется в формальном отношении к воспитанию, в излишней беспристрастности в процессе обще­ния. Взаимодействие основывается на позициях силы и деспотичности. Отец «замечает» сына только в случаях, когда тот что-нибудь натворил, причем даже на разбор случившегося, как правило, «не хватает времени». Отец слиш­ком занят собой, чтобы вникать в жизнь и проблемы сына. О них он узнает только из его просьб помочь или посоветоваться в том или ином вопросе, не особенно утруждая себя объяснениями. Его не интересуют увлечения сына, круг его знакомств, учеба в школе, он только делает вид, что это его беспокоит. Часто его просто раздражает, когда сын обращается к нему. По его мнению, сын «сам должен все знать».

Шкала непоследовательности

Непоследовательность применяемых отцом воспитательных мер по от­ношению к их сыновьям-подросткам последние видят в непредсказуемости, невозможности предвидеть, как их отец отреагирует на ту или иную ситуа­цию, событие, — подвергнет ли сына суровому наказанию за мелкие про­ступки или слегка пожурит за что-нибудь существенное, просто приняв обе­щание последнего, что это больше не повторится; такой отец либо долго и педантично будет «промывать косточки», либо примет без подтвержде­ния заверения сына о невиновности и т. п.

При сравнении практики матерей и отцов мальчиками-подростками выявляются следующие характерные различия. При психологическом при­нятии родителями сына у отцов по сравнению с матерями доминирует от­сутствие тенденции к лидерству, поскольку они стремятся достичь распо­ложения и почитания их авторитета, не прибегая к силе, в отличие от матерей, которые в исключительных случаях позволяют себе авторитаризм в межличностных отношениях «ради блага» ребенка. В то же время у мате­рей в качестве позитивного интереса мальчики отмечают критический под­ход к ним и сверхопеку, тогда как у отцов более выражена независимость и твердость позиций. По шкале директивности у матерей, по сравнению с от­цами, на первый план выступает тенденция к покровительству, поскольку матери более склонны воздействовать на детей индуктивной техникой. Также матери готовы пойти на компромисс ради достижения своей цели, тогда как отцы предпочитают авторитет силы. Враждебность матерей отличается от аналогичной характеристики отцов тем, что у матерей она проявляется в ре­зультате борьбы за свою независимость, а у отцов это скорее тенденция к конформности по отношению к окружающим

Автономность матерей и отцов основана на деспотической «слепой» влас­ти, не терпящей потворствования, однако у матерей замечен акцент на отсут­ствии требований-запретов в отношении подростков, а у отцов — отгорожен­ность. И у тех и у других отсутствует даже тенденция к покровительству, хотя отцы могут в виде исключения оторваться отдел и внять просьбам подростка.

Непоследовательность же в проведении линии воспитания у обоих ро­дителей одинаково оценивается подростками как тенденция к экстремально противоречивым формам проявления с максимальной амплитудой вы­ражения. Причем у матерей противоположностью силе и недоверию является уступчивость и гиперпроективность, а у отцов — доверчивость и конформизм.

3. Оценка матери дочерью

Шкала позитивного интереса

Положительное отношение к дочери со стороны матери, основанное на психологическом принятии, описывается подростками-девочками как от­ношение к маленькому ребенку, который постоянно требует внимания, за­боты, помощи, который сам по себе мало что может.

Такие матери часто одобряют обращение за помощью дочерей в случаях ссор или каких-либо затруднений, с одной стороны, и ограничение само­стоятельности — с другой. Наряду с этим девочки отмечают фактор потвор­ствования, когда мать находится как бы «на побегушках» и стремится удов­летворить любое желание дочери.

Шкала директивности

Описывая директивность своих матерей, девочки-подростки отмечали жесткий контроль с их стороны, тенденцию к легкому применению своей власти, основанной на амбициях. При этом выражение собственного мне­ния дочери не приветствуется. Такие матери больше полагаются на строгость наказания, упрямо считая, что они «всегда правы, а дети еще слиш­ком малы, чтобы судить об этом».

Шкала враждебности

Враждебность матерей их дочерьми-подростками описывается как по­дозрительное отношение к семейной среде и дистанция по отношению к ее кленам (в частности, к детям). Подозрительное поведение и отказ от соци­альных норм приводят, как правило, к отгороженности и возвышению себя над остальными.

Шкала автономности

Автономность матерей исключает какую-либо зависимость от ребенка, его состояния, требований. Отрицаются также какие-либо формы заботы и опе­ки по отношению к дочерям. Такие матери оцениваются подростками как

снисходительные, нетребовательные. Они практически не поощряют детей, относительно редко и вяло делают замечания, не обращают внимания на воспитание.

Шкала непоследовательности

Под непоследовательностью воспитательной практики со стороны ма­тери девочки понимают резкую смену стиля, примеров, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и, наоборот, переход от психологического принятия дочери к эмоциональному ее отвержению.

4. Оценка отца дочерью

Шкала позитивного интереса

Дочери описывают позитивный интерес отца как отцовскую уверенность в себе, уверенность в том, что не пресловутая отцовская строгость, а внима­ние к подростку, теплота и открытость отношений между отцом и дочерью-подростком являются проявлением искреннего интереса. Психологическое принятие дочери характеризуется отсутствием резких перепадов от вседоз­воленности к суровым наказаниям, т. е. доминируют теплые дружеские от­ношения с четким осознанием границ того, что можно и чего нельзя.

Отцовские запреты же в данном случае действуют только на фоне отцов­ской любви.

Шкала директивности

Девочки-подростки представляют директивность отца в качестве образа «твердой мужской руки», готовой то сжаться в кулак, то указать на ее место в обществе и, в частности, в семье. Директивный отец как бы направляет растущую девушку на путь истинный, заставляя ее подчиняться нормам и правилам поведения, принятым в обществе и определенной культуре, вкладывая в ее душу заповеди морали.

Шкала враждебности

В данном случае речь идет о таком неблагоприятном типе отцовского отношения к дочери, как сочетание сверхтребовательности, ориентирован­ной на эталон «идеального ребенка» и соответствующей слишком жесткой зависимости, с одной стороны, и эмоционально-холодного, отвергающего отношения — с другой. Все это ведет к нарушениям взаимоотношений меж­ду отцом и дочерью-подростком, что, в свою очередь, обусловливает повы­шенный уровень напряженности, нервозности и нестабильности подростка.

Шкала автономности

Девочки-подростки описывают автономность отцов как претензию на лидерство, причем лидерство недосягаемое, недоступное для взаимодей­ствия с ним. Он представляется человеком отгороженным от проблем семьи как бы невидимой стеной, существующей параллельно с остальными членами семьи. Отцу абсолютно все равно, что происходит вокруг, его дей­ствия зачастую не согласуются с потребностями и запросами близких, ин­тересы которых полностью игнорируются.

Шкала непоследовательности

Здесь отец представляется человеком совершенно непредсказуемым. С достаточно высокой степенью вероятности в его поведении могут прояв­ляться совершенно противоречащие друг другу психологические тенденции, причем амплитуда колебаний максимальна.

Таким образом, характерные различия в оценках воспитательной практи­ки матерей и отцов девочками-подростками выглядят следующим образом. При позитивном интересе и психологическом принятии у матерей, в отли­чие от отцов, на первый план выступает доверие и подчиняемость. У отцов же доминирует уверенность в себе и отсутствие жесткости, авторитарности в отношениях с дочерью, что исключает воспитание посредством силового давления. Директивность матерей основана исключительно на амбициозных претензиях к власти и жесткому контролю за поведением дочери, а дирек­тивность отцов наряду с этим выражается еще и в зависимости от мнения окружающих и самовлюбленности. При враждебности, эмоциональном отвержении у матерей выявляется упрямый конформизм и слабовольная зави­симость от мнения окружающих, что определяется из претензий отца на ве­дущие позиции. У отцов же при враждебной воспитательной практике по отношению к дочери-подростку на первый план выступает жестокость и само­утверждение властью и силой. Автономность со стороны матерей отличается отсутствием добрых человеческих отношений и отгороженностью от проблем интересов дочери, а у отца автономность выражается в его безоговорочном лидерстве в семье и в недоступности общения с ним для дочери. При непос­ледовательной воспитательной практике в контексте противоречивости проявлений характеристики отцов и матерей представляются одинаковыми.

Различие имеется лишь в таких тенденциях, как самодовлеющее само­утверждение с враждебной непримиримостью у отцов и подчиненностью и недоверием — у матерей.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Рисуночный тест «Моя семья» может использоваться для детей с четырех-пятилетнего возраста. Основной целью теста является диагностика внутрисемейных отношений. В психологической практике этот тест является одним из самых информативных.

Очень часто родители атмосферу семейных отношений оценивают положительно, в то время как ребенком она воспринимается совсем иначе. В «невинном» детском рисунке можно хорошо увидеть не только психологическое состояние ребенка, неосознанные или скрытые проблемы, но и его отношение к каждому члену семьи и восприятие семьи в целом. Узнав, какими ребенок видит семью и своих родителей, можно эффективно помочь ему и постараться исправить неблагоприятный климат в семье.

Задание
Дайте ребенку лист бумаги для рисования формата А4, простой карандаш, ластик. Попросите ребенка нарисовать семью, включая его самого, а также предложите ему – по его желанию – добавить к рисунку и другие детали.

Инструкция может быть еще более простой, если сказать только: «Нарисуй свою семью». Этот вариант дает большую свободу, а сам рисунок почти всегда отражает семейные взаимоотношения, каковы они есть в восприятии ребенка.

Когда рисунок будет закончен, необходимо попросить ребенка идентифицировать нарисованные фигуры, а для себя отметить последовательность, с которой ребенок их рисовал.

ВАЖНО!
Не следует просить ребенка нарисовать семью непосредственно после семейных ссор; контролировать или подсказывать во время рисования, а также обсуждать с кем-либо полученный результат при ребенке.

Кроме порядка изображения членов семьи, важно заметить, как сильно ребенок нажимает на карандаш, рисуя того или иного члена семьи, каково соотношение размера рисунка к размеру листа, а также как долго ребенок рисует.

При интерпретации выполненного рисунка семьи родителям и педагогам необходимо учитывать также возрастные особенности своего ребенка, наличие или отсутствие у него изобразительных навыков.

Оценка рисунка

Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей.

Тестовые показатели
(показатели психомоторного тонуса)

Нажим карандаша

Слабый нажим – низкая самооценка, иногда пассивность; астения, иногда депрессия.
Сильный нажим – высокая самооценка, иногда импульсивность, эмоциональная напряженность.
Очень сильный нажим (карандаш рвет бумагу) – гиперактивность, агрессивность.
Изменчивый нажим – показатель эмоциональной неустойчивости ребенка.

Значение линий и штриховки

Широкие штрихи или мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и дорисовок говорят об уверенности и решительности автора рисунка.
Неустойчивое, смазанное изображение, содержащее множество отчетливых пересекающихся линий, свидетельствует о повышенной возбудимости и гиперактивности ребенка.
Линии, не доведенные до конца, указывают на импульсивность, эмоциональную неустойчивость.
Штриховка, выходящая за контуры фигуры, – показатель эмоциональной напряженности ребенка.

Расположение рисунка

Расположение рисунка в нижней части листа означает заниженную самооценку. Соответственно, если рисунок расположен в верхней части листа, можно говорить о завышенной самооценке.

Анализ рисунков к тесту «Моя семья»

Вероника, 19 лет

Вероника из благополучной семьи, но девочка несколько замкнута, и это вызывает беспокойство у матери. Поэтому было решено провести тестирование. На просьбу изобразить свою семью Вероника с желанием и очень старательно стала рисовать (рис. 1). Первым она нарисовала папу, затем маму, после свою младшую сестру, кошку и в последнюю очередь себя. Таким образом, по-видимому, Вероника оценивает себя как малозначимого члена семьи. Семья дружная, так как все нарисованы взявшись за руки и на одном уровне. Кисти рук у всех членов семьи прорисованы, а это также является важным показателем нормального внутрисемейного общения. Правда, папа держит руки в карманах, что говорит о его закрытой позиции в семье и некоторой замкнутости в общении. У всех четко прорисованы ступни ног, что указывает на уверенность позиций всех членов семьи. В целом рисунок получился позитивным и хорошо отражающим психологический климат семьи.

Рис. 1. Слева направо: кошка, отец, мать, сестра, Вероника

Николай, 6 лет

В последнее время маму Николая очень тревожит поведение сына, который перестал ее слушать, часто проявляет агрессивность. На рисунке (рис. 2) мальчик изобразил всех членов своей семьи разрозненно, а это значит, что ребенок не чувствует взаимопонимания и семейного тепла. Отсутствие у всех членов семьи ушей только подтверждает это. Каждый живет и слышит только себя, игнорируя мнения других: уши – «орган» восприятия критики и любого мнения другого человека о себе.

Рис. 2. Слева направо: брат, папа, мама, Николай

Зато папу, с большой головой, в очках, он изобразил самым большим, подчеркивая этим его главенствующую роль в семье. Голова – важнейшая часть тела, и самый умный член семьи, по мнению ребенка, на рисунке непременно будет наделен самой большой головой. Себя Николай нарисовал ближе к маме, но выше нее ростом, а это указывает на конфронтацию отношений с ней и ориентацию на себя. Взгляд привлекает и то, что Николай изобразил себя с резко преувеличенной кистью руки. Подобное изображение кисти руки говорит о высокой потребности в общении и о том, что эта потребность не удовлетворена. Двухлетний брат нарисован последним и на значительном расстоянии от Николая. Очень вероятно, что появление малыша в семье изменило внутреннее состояние мальчика. Часто старший ребенок в этом случае начинает чувствовать ослабленное внимание к нему, пугается, тревожится, переживает, ревнует. Облака на рисунке также отражают некоторое неблагополучие в семье и тревогу мальчика.

Психологический рисуночный тест «Моя семья».

Тесты для подростков.
Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.
А. Л. Венгер Психологические рисуночные тесты.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *