Алексей Лукьянов

Мозг человека – это бесценный дар.

Судя по последним исследованиям ученых обычный человек задействует свой мозг максимум на 2-3 процента. Эйнштейн задействовал свой мозг на 10 процентов.

В связи с этим возникает закономерный вопрос – Зачем человеку мозг ? – если использует он его так неэффективно.

Все живые существа состоят из одних и тех же составляющих – вода, белки, жиры и углеводы. Мозг – это то, что отличает нас от животных. Именно благодаря мозгу люди заняли доминирующее положение на планете Земля.

Именно мозг позволяет придумывать и воплощать в жизнь все то, что мы имеем сейчас.

Если брать животных – их мозг ограничен. Его достаточно лишь для поддержания жизни.

Но вот у человека – мозг не только не ограничен, он еще и способен развиваться.

И свидетельством этому служит наша история – еще 100 лет назад люди в основном ездили на лошадях, сегодня мы летаем в космос.

Зачем же человеку даны такие резервы. Наверное, с одной целью – мы имеем такой мозг, чтобы развиваться, чтобы задействовать его по максимуму для реализации наших планов и достижения успеха.

И те, кому это удается – достигают невероятных успехов. Всего лишь 10 процентное использование мозга позволило Эйнштейну сделать столько открытий. А что будет, если человек научится использовать 15, 20, 30 процентов своего мозга?

Я думаю, что результаты будут просто невероятными.

Сегодня большинство из нас использует свой мозг чуть больше чем животные. 2-3 процента позволяют человеку стать сборищем привычек, знаний (зачастую бесполезных), навыков и опыта, которые позволяют поддерживать ему более-менее сносный уровень жизни – только и всего.

Но для развития и достижения успеха этого явно недостаточно.

Сегодня человек избавлен от большинства проблем – есть крыша над головой, горячая и холодная вода, есть на чем приготовить еду, за которой не надо бегать, а можно просто сходить в магазин, и даже, чтобы переключить телевизор, не надо вставать с дивана.

Все это приводит к тому, что человек перестает использовать свой мозг, а значит и перестает развиваться.

Вы спросите – А как же работа, на которой человеку приходится решать сложные задачи и задействовать свой мозг?

Да, работа является хоть каким-то стимулом для задействования своих способностей. Но если вы проанализируете большинство профессий, то для их освоения не требуется большого времени. И освоив ее, человек опять перестает мыслить в полном понимании этого слова. К тому же современная техника снимает большинство умственных проблем – остается только нажать пару кнопок.

А теперь задайте себе вопрос – Когда вы в последний раз действительно использовали свой мозг для решения своих задач?

То есть ставили перед собой цель, собирали факты, задавали себе вопросы – Что я хочу? и Как этого достичь? — анализировали данные, изучали опыт других людей и начинали действовать.

И ответ большинства будет – В ДЕТСТВЕ. Когда человек рождается – его мозг чист. И, чтобы продолжить свое существование, он начинает изучать все вокруг – ползать, трогать, слушать, лепетать. Вот когда мозг действительно используется.

А теперь подумайте, на что действительно способен мозг, если всего за 2-3 года дети уже ходят, говорят, а некоторые умножают трехзначные числа. И все это абсолютно с 0.

Затем человек попадает под пресс системы воспитания – детский сад, школа, институт, работа. Где все уже придумано, изучай предметы и никаких проблем. Именно на этом этапе и происходит остановка задействования мозга. Да, он используется, но лишь для изучения того, что предлагают другие. А для собственного развития – нет.

И человек перестает мыслить в действительном понимании этого слова.

Результат – 80 процентов людей хотят изменить свою жизнь. Но не могут – так как разучились использовать свой мозг в правильном направлении.

Что делает обычный человек, когда возникает проблема? Ищет источник – Интернет, книга, другой человек – где эта проблема описана и решена. То есть он не думает, как решить проблему, а уже ищет готовое решение – Зачем думать, когда проще отыскать ответ.

Что касается обыденных проблем – такой вариант подходит.

Но если говорить о личном успехе, развитии самого человека – ТАКОЙ ВАРИАНТ ПРОСТО ГУБИТЕЛЕН.

Именно с этой целью и дан мозг человеку – Самому определить свою цель и найти к ней путь, который позволит ее реализовать. Вы знаете себя лучше всех остальных, вы знаете, что вам нравится, а что нет. Поэтому только вы сами, задействуя свой собственный мозг, можете определить свой успех.

Повторяя действия успешных людей, вы в лучшем случае добьетесь того же, что и они. Но вот будете ли вы счастливы – целиком будет зависеть от ваших желаний.

А определить их можете только ВЫ с помощью ВАШЕГО МОЗГА.

Поэтому с этого дня начните мыслить, думать и развивать свой мозг. Не ищите готовых решений, а создавайте свои. И тогда вы поймете – ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ МОЗГ.


ЧТО ТАКОЕ МОЗГ, ДЛЯ ЧЕГО ОН НАМ НУЖЕН

В XXI веке перед учеными стоит, возможно, самая сложная задача за всю историю существования науки: понять мозг. Наш век уже окрестили веком наук о мозге и сознании по аналогии с тем, как прошлый век называли веком генетики. Задача невероятно сложная хотя бы потому, что обычно инструмент, с помощью которого проводят исследования, сложнее объекта исследования. Сейчас же с помощью разума мы пытаемся понять сам разум. Удастся ли?
Мозг — это наиболее сложный и наименее изученный орган нашего тела. Имея массу всего 1–2 кг (среднестатистический вес где-то между), он потребляет 20% энергии, вырабатываемой нашим телом. В его клетках активно работают более 70% генов нашего генома (в других клетках эта цифра гораздо меньше). Серое вещество состоит более чем из 90 млрд нейронов, каждый из которых имеет до 10 тыс. связей с другими нейронами (не обязательно соседними — например, отростки двигательных нейронов имеют длину более метра).

Но все это биология, не так интересно. А как быть с сознанием?

Этим вопросом еще с античных времен занималась только философия. Платон и Аристотель считали, что разум существует как отдельная от материи онтологическая реальность. Парменид, напротив, утверждал, что бытие и мышление едины. Сейчас к этому процессу подключились естественные науки. За последние годы исследования достигли уровня, на котором мы можем позволить себе приступить к изучению мозга в действии. Оно охватывает молекулы, клетки, их связи, а также высшую материю — поведение, которое и есть сознание.
Фантасты уже давно мечтают об искусственном разуме, но чаще всего рисуют его в виде вышедшего из под контроля монстра, действующего отнюдь не на благо человечества (фантастические фильмы «Терминатор», «На крючке», «Я, робот»).

В одном из недавних фильмов, «Превосходство», для создания искусственного интеллекта была использована речевая модель и специальные алгоритмы ее обработки. Такие идеи небеспочвенны. Считается, что именно речевая модель способствует активному развитию полушарий, и она ответственна за нашу способность к обучению и прогнозированию событий и, в конечном итоге, за принятие решений.
Действительно — опираясь на имеющийся опыт, мы принимаем решения о поступках, а после их совершения сравниваем предполагаемый результат с действительным. Так что мозг дает нам возможность заглянуть в будущее.
Но как заставить мыслить машину?

амнем преткновения любого искусственного интеллекта являются именно алгоритмы его обучения. Преимущество людей над всеми остальными обитателями нашей планеты — умение абстрактно мыслить, строить обобщения различного уровня. Сейчас разработка так называемых алгоритмов «глубинного обучения» — весьма востребованная область знаний. Такими алгоритмами активно интересуются крупные IT-компании. Например, Google недавно приобрела компанию DeepMind Technologies, специализирующуюся как раз на таких задачах. Ведь рынок здесь огромен. Они могут использоваться для распознавания речи, лиц, разработки «умных» пользовательских интерфейсов в электронных устройствах, протезировании и пр. Успехи в этой области уже сейчас приносят свои плоды.
Такие идеи как процессор «Терминатора» Т-800 совершенно новой архитектуры или Скайнет, или создание клонов в «Шестом дне» и «Острове», уже не кажутся несбыточными. Исследования продолжаются. На изучение мозга тратятся колоссальные средства по всему миру.
В 2013–2014 гг. в США, Европе и Японии стартовали масштабные проекты по исследованию мозга (Россия на подходе). Кто знает — может, будущее, о котором пишут фантасты, уже не за горами.

ЗАЧЕМ ИЗУЧАТЬ МОЗГ?

Здоровый мозг человека — невероятно сложная, тонко настроенная система, для нормального функционирования которой важен каждый ее элемент, и это не только нейроны и их сети. Мозг — это еще и множество вспомогательных элементов: глиальные клетки, которые осуществляют питательные и защитные функции для нейронов, клетки сосудистой системы, различные внеклеточные белки, нейромедиаторы. Малейшее изменение работы любого компонента мозга может привести к возникновению и развитию его патологий.
Условно патологии мозга можно разделить на три группы.

Нейродегенеративные заболевания — группа медленно прогрессирующих заболеваний нервной системы, связанных с гибелью нервных клеток, внешне выражающиеся в виде деменции и расстройства двигательных функций (болезни Альцгеймера, Хантингтона и Паркинсона — наиболее известные представители данной группы).
Психические расстройства, связанные с нарушениями в сфере чувств, мышления, поведения. К этой группе относятся депрессия, анорексия, булимия, нарушения сна, алкогольные и наркотические зависимости, шизофрения.
Заболевания, связанные с сосудистой системой.

Все перечисленные заболевания возникают по разным причинам, но на уровне нейронов их проявление всегда одно: нарушается передача нервных импульсов. В зависимости от причины таких нарушений требуется и разное лечение. Но проблема в том, что мы до сих пор не знаем причин этих заболеваний.
Есть теории, предположения, некоторые из них частично подтверждаются, другие — нет. Но в настоящее время все без исключения методы лечения этих заболеваний действуют на симптомы, а не на причины. Так что исследования механизмов возникновения и развития таких болезней в прямом смысле жизненно необходимы, это именно те знания, которых так не хватает, и финансирование таких экспериментов — весьма кстати.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ЛЕЧЕНИЮ РАССТРОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

В настоящее время уже существует множество современных технологий лечения заболеваний, некоторые из которых используются в клинической практике, а другие — только проходят адаптацию. Поскольку многие расстройства центральной нервной системы связаны с неправильной работой генов (наличием в них ошибок, нарушением систем регуляции их работы) молекулярные и клеточные технологии терапии направлены на исправление подобных ошибок.
Идея таких методов проста: используя подходящие средства, мы доставляем терапевтический агент к нужному месту и на нужный уровень клетки, где и происходит коррекция. Уровни — ДНК, РНК, белки, простые вещества. Агентами могут выступать простые вещества (большинство современных лекарственных препаратов), активные белки, ферменты, специфические антитела, фрагменты РНК, даже ДНК. В качестве средств доставки могут использоваться, например, вирусы.

Ниже приведены некоторые примеры таких технологий.
Терапия с использованием миРНК. Молекулы миРНК связываются с матричной РНК (промежуточный элемент на пути синтеза белков, основных действующих элементов нашего организма); такие комплексы распознаются клеточными системами и разрушаются (так можно снизить синтез какого-либо белка в клетке).
Синтетические транскрипционные факторы. Эти вещества связываются с ДНК и активируют процесс синтеза матричной РНК (эти средства, напротив, позволяют повысить продукцию белка).
Синтетические нуклеазы для редактирования генов. Данные методы позволяют напрямую осуществлять коррекцию генома (устраняем дефект и вновь синтезируемые компоненты клетки будут работать без нарушений).
Использование антител. Антитела вырабатываются нашим организмом в ответ на появление в нем посторонних веществ — например, вирусов, чужеродных белков. Люди уже давно научились синтезировать искусственные антитела. С их помощью можно устранять различные образования в мозге (пример — устранение амилоидных бляшек при болезни Альцгеймера).

Источник

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *