Основные характеристики и свойства голоса

Голос — это звук, который получается под давлением выдыхаемого воздуха при колебании в гортани приближенных друг к другу напряженных голосовых связок. Главные качества любого голоса — это сила, высота, тембр. Для хорошо поставленного голоса характерны еще и такие свойства, как благозвучность, полетность, подвижность и разнообразие тона.

Сила голоса — это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.

Высота голоса — это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3-4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительнее.

Тембр голоса — неповторимая индивидуальная окраска, которая обусловлена строением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихся в резонаторах — нижних (трахея, бронхи) и верхних (полость рта и полость носа). Если нижними резонаторами мы не можем произвольно управлять, то использование верхних резонаторов может поддаваться совершенствованию.

Благозвучность голоса — чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т.п.). В понятие благозвучности включается прежде всего звонкость. Голос звучит звонко, когда он резонирует в передней части полости рта. Если же звук формируется у мягкого неба, он получается глухим и тусклым. Звонкость голоса зависит и от собранности звука (его концентрации у передних зубов), от направленности звука, а также от активности губ.

Благозвучность голоса подразумевает, кроме того, и свободу его звучания, что достигается свободной работой всех органов речи, отсутствием напряжения, мускульных зажимов. Такая свобода достигается ценой долгих упражнений. Благозвучность голоса не следует отождествлять c благозвучием речи.

Благозвучие речи — это отсутствие в речи сочетания или частого повторения звуков, которые режут слух. Благозвучие речи предполагает наиболее совершенное сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха.

Например, вызывает какофонию (то есть оценивается как дурно звучащее) повторение в пределах фразы или словосочетания свистящих и шипящих звуков без специальных стилистических целей: «в нашем классе много учащихся, добросовестно готовящихся к приближающимся экзаменам, но есть еще и лодыри»; нанизывание слов c несколькими согласными подряд: «всех чувств взор есть благороднее»; не рекомендуется строить фразы так, чтобы получалось зияние гласных: «и у Иоанна». Однако к технике речи проблемы ее благозвучности не относятся.

Полетноcть голоса — это его способность быть хорошо слышимым на значительном расстоянии без увеличения громкости.

Подвижностью голоса — это его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора изменение определенных качеств голоса всегда преследует определенную цель.

Тон голоса — эмоционально-экспрессивная окрашенность голоса, способствующая выражению в речи говорящего, его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т.д. Он создаётся c помощью таких средств, как увеличение или ослабление силы голоса, паузами, ускорением или замедлением темпа речи.

Темп речи — скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). Абсолютный темп речи зависит от индивидуальных черт говорящего, особенностей его эмоционального состояния и ситуации общения, стиля произношения

Темп речи не является непосредственным свойством самого голоса человека, однако умение варьировать при необходимости скорость произнесения слов и фраз также можно отнести к тем навыкам, совершенствованием которых должна заниматься дисциплина «Техника речи».

Интонация — это ритмомелодический строй речи. Интонация включает: высоту тона, силу звучания, темп, ударения и паузы. Средства выразительности интонации условно делятся на логические и эмоциональные. Основными средствами логической выразительности интонации является логическая пауза, логическое ударение, логическая мелодия и логическая перспектива.

При эмоциональной интонации слова насыщаются эмоциональным содержанием при условии, когда должным образом оценивается мысль, проявляется своё отношение к ней. При этом в интонации появляются отчётливо напряжённые эмоциональные ударения и паузы, обусловленные чувствами, настроением, желанием. Они не всегда совпадают с логическими, но такое совпадение желательно.

Приветствую! Проблема предвзятости к людям лежит чуть ли не вечность, правда, никто не желает ее решать, поскольку она несет в себе политическую выгоду. Возникает она из-за неверной трактовки чувств, эмоций и желаний человека. Тема сегодняшней статьи «Психология голоса человека, интонации при разговоре», в которой я решил рассказать, как распознать эмоцию по тону, ритму, продолжительности и другим голосовым показателям.

Уже в риторических школах Древней Греции и Рима подчеркивалась центральная роль вокальных свойств выражать эмоции и подчеркивалась их весомость в аудитории. Сегодня подбираются дикторы для радиостанций с подходящим под формат тембром. Песня звучит ярче, если ее исполнит человек, умеющий подавать нужную эмоцию в голосе посредством модуляции ритма, интонации и интенсивности речи. Речь — это волшебная способность, подаренная природой, являющаяся спутником жизни, поэтому еще в школе нас учат правильно говорить и подавать свои мысли.

– Психология голоса: идентификация чувств в разговоре.
– Интонация голоса в психологии.
– Контроль голоса и переход на интернет-общение.

Психология голоса: идентификация чувств в разговоре.

Психология голоса человека имеет в себе спектр исследований, направленных на анализ и измерение взаимосвязанных случайных вокальных данных, эмоций, а также:

  1. Запись отдельных профессиональных ораторов и «прохожих»;
  2. Количество и тип исследуемых эмоций;
  3. Тип используемого акустического материала;
  4. Условия вызывания нового эмоционального состояния, влияющего на тембр речи человека…

Несмотря на наличие вокальных различий, констатируется обобщенность результатов. Из сорока исследований, проведенных в Италии Анолли и Цицери, выясняется, что гнев сопровождается увеличением средней интенсивности и коротких пауз или их отсутствием в разговоре.

  • Человек в гневе «вытесняет» фразу с одним дыханием, она сопровождается высоким ритмом. Декодированный профиль записи интонации представляет собой частое изменение угловой формы. Голос «горячего» гнева напряженный, полный.
  • Страх сопровождается сильным увеличением средней изменчивости и дальности тона с высокой скоростью ритма артикуляции и сильной интенсивностью голоса. Знак испытываемого страха — увеличение возмущения интонации на начальном этапе разговора, заметны нерегулярные гармоники, указывающие на наличие высокочастотных физиологических изменений. Голос страха поэтому тонкий, чрезвычайно напряженный, узкий.
  • Печаль сообщается через среднюю низкую интонацию и малый объем, наличие длительных пауз, медленного ритма артикуляции. Это спокойный, узкий голос.
  • Голос без эмоциональности в диктатуре определяется увеличением средних частот с изменчивостью по широкому профилю тона, увеличением интенсивности и, иногда, ускорением ритма артикуляции. Это полный, умеренно напряженный голос.
  • Презрение мало изучено. Выражается через медленную артикуляцию слогов, длительную продолжительность предложения (отдельные фонемы высказывания заметно отмечены), с глубокой интонацией голоса и с низкой интенсивностью. Это довольно напряженный, узкий, средний голос.
  • Нежность, изученная впервые Молли и Цицери, характеризуется регулярным ритмом, от сурового тона с линейным профилем шага и постоянно низким объемом. Это широкий, расслабленный голос.

На основе этих исследований в психологии сделан вывод о невозможности сокрытия эмоционального фона человека при разговоре.

Интонация голоса в психологии.

Не менее важна восприимчивая психология голоса в разговоре. Идея состоит в том, чтобы распознать в подаваемой интонации скрываемое эмоциональное состояние, анализируя только вокальные характеристики. Не каждый человек знает психологию, большинство делают выводы инстинктивно по мимике и жестам, но голос выдает натуральность души в 60% случаев. Эффективность паралингвистических признаков распознавания вокального выражения эмоций объясняется вариациями тона, интенсивностью и модификациями, поэтому куда проще опираться на голосовой анализ.

Очевидна схожесть между результатами, полученными в исследовании, проведенном Ван Безуиеном в Нидерландах, Шерером в Германии и Аналли и Цицери в Италии. В нем использовалось нескольких типов актеров с отличающимися голосовыми критериями. Гнев — легко узнаваемая эмоция, когда отвращение, презрение и нежность — это эмоции, которые менее легко идентифицируются через голос. Вывод: голосовые выражения отрицательных эмоций легче идентифицируются, чем голосовые положительные эмоции. Полезная и интересная информация также исходит из анализа матрицы путаницы. По факту ошибок, если встречаются, то не определяются как случайные, но кажутся систематическими и регулярными через симметричные путаницы (например, между гневом и презрением).

Вокальные реплики, определяемые объединенным действием различных биологических, языковых и социокультурных факторов, являются основой избыточности актерской игры. Они объясняют большую изменчивость в эмоциональном спектре психологии человека. Эти знания помогают отбирать актеров для профессиональной сцены. В быту помогает выявить ложь в разговоре с человеком, резко перестраивающим свой эмоциональный фон.

Контроль голоса и переход на интернет-общение.

Психология голоса в разговоре понимается интуитивно, это делает человека замкнутым, закрытым. Звук создает музыку: когда мы говорим, трудно скрыть истинные чувства. С каждым произносимым словом голос невольно передает эмоции. Почему? Насколько хорошо другие могут считывать то, что он передает?

  • Если мы в депрессии, то говорим довольно ровно, без особого внимания;
  • Когда мы претерпели поражение, сердиты, то «выплевываем» слова прямо;
  • Боимся — молчим.

Вывод: речь — это средство транспорта для человеческих эмоций, сложно поддающееся контролю. Касаемо технического прогресса, чтобы уточнить посыл отправляемых сообщений и заблаговременно задать правильную модель восприятия, люди отправляют смайлы, фотографии.

В эпоху технологий люди стали ругаться по причине недопонимания сообщения, присланного собеседником. Лень одолевает человека, вынуждая его прибегать к общению через социальные сети, телефоны, гаджеты. Я стал замечать разницу между поколениями. Если в моем детстве девушек с лишними килограммами на 100 человек было 2-3, то сегодня проблемой лишнего веса страдает большая их часть. Причина — насиживают целлюлит в теплой, уютной комнате возле компьютера или лежа со смартфоном на диване.

Степень изменения голоса зависит от самостоятельных реакционных физических и психологических факторов. Например, если мы разделяем грустное с собеседником, наше беспокойство отражается на нашем сознании, тон становится похожим. Если услышали вопрос: «Как дела?», моментально отвечаем: «Все нормально!», но задумчивость о проблеме выдается автоматически. Тут уже легко узнать, кто как относится к вам. Ведь если человек знаком с вашей психологической натурой, он не пошлет вас мысленно: «Хорошо, ну, ладно!».

Почему мы не способны контролировать тональное произношение лучше или для этого нужны годы тренировок? Потому что голос привязан к автономной, вегетативной, нервной системам, занимающимся жестикуляционным и мимическим контролем. Важную роль играет гортань. Этот «вокальный орган» реагирует на эмоционально заряженные ситуации без прямого влияния.

Слушатели быстро осознают наше истинное эмоциональное состояние, замечают слабость, особенно если мы хотим казаться сильными, уверенными или создать фальшивое впечатление о своей персоне.

Выхода два:

  1. Психотерапия, направленная на избавление психических реакций на внешние раздражители, мешающие твердо, уверенно говорить и рационально мыслить;
  2. Самонастрой, психологические упражнения, где нужно мысленно столкнуться с объектом, вызвавшим фобию.

Низкий

Исследователи из Университета Дьюка и Калифорнийского университета в Сан-Диего (США) выяснили, что мужчины-руководители с низкими голосами добиваются большего успеха, чем их коллеги с более высокими голосами, да и платят «басам» больше. В другом исследовании, которое провели ученые из Университета Дьюка, выяснилось, что политики с более низким голосом вне зависимости от пола вызывают большее доверие у электората.

Жан Абитболь отмечает, что многие люди, которые хотят продемонстрировать силу, намеренно понижают голос. Чаще всего к этому прибегают мужчины: они даже опускают подбородок для лучшего резонанса голоса. Женщинам-руководителям в современном мире тоже лучше обладать более низким тембром, как отмечает врач. Однако, по его словам, любой отоларинголог может распознать фальшь. Да и сам человек знает, что «подделывает» свой тембр: он будет чувствовать себя некомфортно, в итоге это может привести к психологическим проблемам.

Громкий или тихий

Анетт Грант, генеральный директор школы по обучению ораторским навыкам Executive Speaking (США), говорит, что громкость голоса обычно указывает на уровень эмоционального контроля. Когда человек говорит очень громко, он, скорее всего, старается управлять эмоциями. И не всегда успешно. То же самое происходит, когда собеседник говорит слишком тихо: кажется, что он пытается сдержать поток эмоций, но на самом деле он в этот момент не полностью контролирует свои чувства.

Жан Абитболь отмечает, что склонность к неукротимой болтовне (часто таких людей называют «трещотками») показывает, что человек пытается что-то доказать себе или другим.

«Если человек говорит громко или очень быстро, мы можем предположить, что в детстве его никогда не выслушивали до конца. Ему не давали выговориться, не уделяли должного внимания. Поэтому человек пытается за короткий промежуток времени сказать как можно больше или норовит повысить голос. Это показывает его слабость и несостоятельность: мы кричим, когда зовем на помощь», — говорит Людмила Полянова.

Истерик или шизофреник? Как узнать характер по почерку Подробнее

Медленный

Слишком медленный темп речи также может много рассказать о личности. «Таких людей мы называем тугодумами. Медленная речь присуща людям, которые мыслят пошагово, аналитикам. Часто это ученые, математики, физики, они живут совершенно в другом измерении. Например, чтобы заниматься теоретической физикой, нужно обладать мышлением, которое не терпит суеты. Говоря медленно, человек следует за своими неспешными мыслями», — рассказывает Полянова.

Скрипучий

Анетт Грант заявляет, что скрипучий, резкий голос указывает на высокий уровень стресса. Когда человек напряжен или встревожен, мышцы вокруг голосовых связок сжимаются, ограничивая воздушные потоки. В итоге в горле появляется характерная «стянутость», которая «ломает» голос.

Другие интересные факты

Психологи предприняли попытку выявить скрытые значения, стоящие за разными тонами голоса. Теперь у нас есть огромный каталог интерпретаций для этих маленьких деталей, которые остаются незамеченными для большинства из нас. Давайте посмотрим на некоторые из них.

То, как кто-то дышит во время разговора, дает представление о темпе, в котором он живет.

Спокойное дыхание: уравновешенный в разговоре.
Глубокое и стабильное: энергия и активность.
Глубокое, стабильное и сильное: сдержанный гнев.
Поверхностное: недостаток практичности.
Короткое и быстрое: беспокойство, тревога отчаяние.

Громкость

Громкость голоса обычно определяет, как кто-то взаимодействует с собой и другими.

Нормальная громкость: самоконтроль и умение слушать.
Высокая: слабость, эгоизм и нетерпение.
Низкая: неопытность и торможение.

Дикция или вокализация

Дикция связана со способностью быть понятым и с его желанием быть понятым.

Четкая дикция: ясность ума, открытость к общению.
Неточная: обман или путаница.
Очень ясная: нарциссизм, напряжение.
Запинающаяся: агрессивность, торможение.

Скорость

Скорость разговора говорит об эмоциональном состоянии человека.

Медленно: отсутствие интереса, отключение от мира.
Быстро: напряжение, желание скрыть информацию.
Регулярно: сдерживание, неестественность.
Нерегулярно: растерянность, беспокойство, нарушение связи.

Тон голоса и отношения

Тон голоса похож на штамп. Даже если человек, с которым он разговаривает, не является экспертом в этой области, он неосознанно получает сообщения от тона другого человека. И эти сообщения будут формировать имидж этого человека.

Тон голоса также передает тип отношений, которые человек хочет иметь с кем-то еще. Поэтому, если тон холодный и резкий, значит он хочет установить некоторое расстояние. И если голос теплый и приятный, значит он хочет сблизиться.

Важно также отметить, что у человека тон голоса не всегда один и тот же. Но есть еще некоторые вещи, которые всегда есть. Это последовательные шаблоны, которые дадут вам ключ к чьей-то личности или настроению.

Хороший способ практиковать самопознание — записывать себя в различных сценариях, а затем слушать эти скрытые тона в своем голосе. Тон голоса — отличный инструмент для общения и формирования отношений. И именно поэтому это инструмент стоит научиться использовать.

  • Что ваша поза сна говорит о вас
  • 15 особенностей характера, о которых говорит беспорядок в вашем доме

Связь с другими словами

Слова содержащие -тон-:

  • чтонибудь
  • интонация
  • антоний
  • местонахождение
  • антонович
  • харитонова
  • харитонов
  • харитоново
  • бетонка
  • килотонна
  • капитонов
  • автоном
  • светоносный
  • гилтониэль
  • светонепроницаемый
  • еще 253 слова…

Слова начинающиеся на тон-:

  • тональность
  • тональный
  • тонарм
  • тонвал
  • тонга
  • тонеля
  • тонема
  • тоненький
  • тоненько
  • тонер
  • тонзиллит
  • тонзиллотом
  • тонзиллэктомия
  • тонзиллярный
  • тонзура
  • еще 43 слова…

Слова заканчивающиеся на -тон:

  • стон
  • антон
  • вашингтон
  • платон
  • бетон
  • нортон
  • гамильтон
  • бостон
  • мортон
  • ньютон
  • бартон
  • картон
  • притон
  • плутон
  • уинстон
  • еще 158 слов…

Гипо-гиперонимические отношения

явление звук тон

Каким бывает тон (прилагательные)?

Подбор прилагательных к слову на основе русского языка.

шутливым официальным резким спокойным деловым насмешливым дурным серьезным ледяным уверенным холодным покровительственным верным снисходительным повелительным небрежным властным доверительным ровным высокомерным дружеским хорошим язвительным сухим общим решительным вежливым игривым суровым приказным нужным мягким менторским подобным безразличным легкомысленным другим обычным правильным командным ироническим издевательским равнодушным вызывающим ласковым раздраженным презрительным пренебрежительным саркастическим бесстрастным угрожающим прежним ироничным веселым грубым легким странным бодрым непринужденным строгим мрачным жестким светским неверным

Что может тон? Что можно сделать с тоном (глаголы)?

Подбор глаголов к слову на основе русского языка.

сказать спросить ответить проговорить заявить заметить добавить продолжать сообщить поинтересоваться осведомиться отозваться заставить продолжить обратиться заговорить приказать говорить возразить объявить пояснить повторить объяснить предложить измениться попросить потребовать закончить промолвить отвечать пробормотать переспросить воскликнуть бросить подтвердить показаться откликнуться перебить подействовать велеть произнести отрезать прервать вызвать посоветовать напомнить оставаться протянуть звучать смениться смягчиться предупредить прозвучать распорядиться согласиться свидетельствовать заключить скомандовать удивить вопросить возмутить задать уточнить вымолвить

Ассоциации к слову тон

разговор отношение голос общение беседа конец тон обращение спина адрес галантность лицо присутствие стиль начало изучение представитель человек сторона отличие сочетание женщина одежда качество преобладание отец тема зависимость сестра ответ платье девушка переговор вид письмо музыка труд мать фон капельдинер общество стать трубка полотно примесь глаз форт сравнение работа причина суд изображение друг рукав надежда света внимание кем выяснение пот глубина связь сомнение мастер

Синонимы слова тон

колер краска цвет шум

Гиперонимы слова тон

  1. звук

Гипонимы слова тон

  1. железо

Сфера употребления слова тон

Общая лексика Техника Медицина Парфюмерия Музыка

Морфологический разбор (часть речи) слова тон

Часть речи: существительное Род: мужской Число: единственное Одушевленность: неодушевленное Падеж: именительный

Склонение существительного тон

Предложения со словом тон

Пожалуйста, помогите нашему роботу осознать ошибки. Их пока много, но с вашей помощью их станет гораздо меньше. Вот несколько предложений, которые он сделал.

1. Общий тон хрипло переспросил с написанным сомнением плохо 4 хорошо 3 2. Сухой тон сухо поинтересовался у давнего приятеля плохо 5 хорошо 2 3. Доверительный тон спокойно проговорил в мрачной задумчивости плохо 6 хорошо 1 4. Бесстрастный тон равно попросил у небесного отца плохо 6 хорошо 1

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *